Конспект урока "Почему в лесу надо соблюдать тишину "
план-конспект урока (1 класс)

Якушина Анастасия Олеговна

Подробный конспект урока, включающий в себя динамическую паузу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок:

«Почему в лесу

мы будем

соблюдать тишину»

Подготовила и провела

 в 1 классе В

учитель начальных классов  

Якушина А.О.

Тольятти  - 2016

Цели:

  • формирование представления о лесе;
  • развитие умения анализировать и оценивать поведение человека в природе, формулировать правила поведения в лесу;
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • содействие воспитанию чувства ответственности и долга за состояние природы;
  • развитие навыков культуры поведения в лесу, при работе в группах, парах;
  • развитие мышления,  внимания, памяти, речи;
  • развитие самооценки и рефлексии.

Формируемые универсально-учебные действия:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные  УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Ход урока:

1. Организационный момент 

а) Приветствие.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

б)  Проверка  готовности к уроку.
— Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. 
— Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация необходимых знаний

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать много нового и интересного.

Чтобы узнать, в какой уголок природы мы отправимся, необходимо выполнить задание: отгадать загадку и выбрать картинку-отгадку из тех, что лежат на столе.

( Перед детьми карточки с изображением луга, водоема, леса)

Есть у ребят зелёный друг — весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.

- Правильно, ребята, мы отправимся в лес.

Мы сегодня сходим в лес

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!

-  А чтобы нам не заблудиться,  у нас будет провожатый, который в случае затруднения будет нам помогать. Только осталось определиться, кого же мы выберем себе в спутники?

(На доске карточки с изображением слона, белого медведя  и муравья)

3.   Постановка учебной задачи. Определение темы урока 

- Молодцы. Выбрали муравья, так как лес – это его дом, значит, он там – хозяин, а мы – «гости».  Вспомним правила этикета, как вести себя в гостях.

- Я выбрала ключевые слова «лес» и  «тишина». Как они связаны между собой?

- Сформулируем вместе ТЕМУ урока.

(Открывается записанная на доске тема урока)

- А кто знает,  как называются люди, которые путешествуют? (туристы)

- Попрошу моего помощника посмотреть в толковом словаре Ожегова.

- Туристы отправляются в поход не с пустыми руками. Давайте решим, что нам пригодится в однодневном походе.

(На доске картинки: мука, вода, сахар, ножницы, лопата, цветная бумага, аптечка.)

Закрываю доску, дети  воспроизводят  по памяти, что возьмут с собой. Проверка.

- Итак, в путь!

4. Организация познавательной деятельности. Открытие новых знаний и способов действий.

(под  спокойную музыку)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью томной грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!  

(С. Погореловский)

- Прибыли в лес, но что-то изображение нашего леса скучное. Давайте исправим. Я предлагаю вместе с художником закончить эту картину.

(Звучит рассказ «Как художник рисовал лес»,

а дети добавляют лесу его обитателей и растения.)

- Что такое лес? — размышлял он. — Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу притаился наш Муравей. Повесил художник картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

— Это не лес! — послышался голос Муравьишки из угла картины. — Без цветов, без трав — не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? — опять послышался голос Муравья. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще — кусты и ягоды, — не унимался Муравьишка.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

- Нет, — сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

— Вот это лес! - сказал Муравей и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть лес.

(После этого включаю фонограмму «звуки леса»).

- Давайте прислушаемся к голосам леса. Кого вы услышали? Для чего птицы издают голоса?
— Кроме птичьих голосов услышали что-нибудь? Попробуйте изобразить шелест листьев и травы, жужжание шмеля, звук капель дождя. Красиво? Сколько много разных звуков!  Лес шелестит, поёт, звенит, жужжит… Слушайте лес, радуйтесь его голосам!

- А вы, ребята, любите ходить в лес?  Почему на отдых люди стремятся в лес?

Как дышится в лесу?

- Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…  В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…

- Лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая. А кто знает, что такое кладовая? Давайте попросим помощника помочь нам.

(Выясняют по словарю значение слова).

- Давайте заглянем в неё. Поработайте со своим соседом в паре: сопоставьте между собой слова левого и правого столбиков и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая.


Пища                                                   грибы, ягоды, орехи, шишки
Лекарства                                           ландыш, подорожник
Топливо                                              сухие деревья, мох
Дом для зверей и птиц                      норы, дупла деревьев
Дома, спички, мебель                       деревья
Музыка                                              голоса зверей и птиц

Динамическая пауза

Мы по лесу прогулялись и  немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед. (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. (Присели.)
А потом все дружно встали, великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем. (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

- А почему не слышно больше звуков леса: птичьих голосов, шелеста листьев?

- Ой, я еще что – то нашла. Это   письмо. Для вас, ребята.

Однажды я  в лесу орехи собирала.

И я в  лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви.

Нашёл один орех – сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошёл себе довольный.

А мне же бедной и  смотреть на это было больно.

- Правильно ли вёл себя человек в лесу? Чего он не знал?

5. Первичное закрепление. 

(На доске помещены иллюстрации ситуаций различного поведения в лесу.)

— Вот примеры поведения детей в лесу. Обсудите в группе поведение детей на рисунках и попробуйте сформулировать правило поведения в лесу. Объясните, что делают дети и, на ваш взгляд, как можно оценить их поведение. Почему вы так считаете? К чему может привести такое поведение детей?

(После каждой проанализированной ситуации заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе. Правило вывешивается под картинкой.)

  1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

  1. Дети запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

  1. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?

  1. Для ёжиков и белок лес – это дом родной.

Они живут там смело и летом и зимой:

Поэтому не стоит их в город забирать…

Поверь: они в неволе не будут есть и спать…

  1. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,  ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

—Почему в лесу  необходимо соблюдать тишину?

- Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.

 - Наш провожатый Муравьишка очень рад вашим ответам, доволен вашей работой. Вот что он прошептал мне на ушко:        

Мне по нраву тот, мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

- Предлагаю вам проверить свои знания. Положите перед собой тест. Нужно обвести значок нужного, по-вашему мнению, ответа.

  1. Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату?
  • Оставить себе и  позаботиться о нём.
  • Отнести в лес. Дома он погибнет.
  • Поиграть с ним и отпустить.
  1. Птенец прыгает по дорожке. Твои действия.
  • Поглажу, покормлю.
  • Пройду мимо.
  • Понаблюдаю, недолго.
  • Посажу обратно в гнездо.
  1. Весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились  первые ландыши. Что ты будешь делать?
  • Сорву только  один цветок.
  • Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым.
  • Нарву маленький букетик  и подарю маме.

7. Рефлексия.

- Я тоже хотела бы дополнить картину леса деревом. Но на нем нет листвы… Ребята, поднимитесь те, кто отметил в тесте знаки-листочки. Это были правильные ответы. Теперь оцените свою работу на уроке, выберите цвет своего листочка и украсьте им дерево.

  • Если все задания вам удавались, все на уроке было понятно – зелёный листик.
  • Если на уроке были затруднения, сомнения – жёлтый листик.
  • Если вас не порадовала ваша работа сегодня, постоянно требовалась помощь – красный листик.

(Дети вывешивают на плакат свои листья.)

8. Итог урока.

- Вот и закончилось наше чудесное путешествие в лес.

Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!

- Ребята, находясь в лесу, какое важное правило надо соблюдать? Почему?

-  Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали, получили новые знания. И мне хочется закончить наш урок  словами  В. А. Сухомлинского:

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Презентация Тема: Почему в лесу надо соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Цели: - изучить правила поведения в природе...

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока "Почему в лесу надо соблюдать тишину "

Цель урока:         Познакомить учащихся с лесом и изучить правила поведения в природе.Задачи урока:1.Образовательные:·         З...

Почему в лесу надо соблюдать тишину. Открытый урок по окружающему миру. 1 класс.

Учащиеся получат первые уроки о поведении в природе....