Воспитательно-образовательное значение комплексных экскурсий в природу в начальной школе (на примере ГМЗ «Павловск», Санкт-Петербург)
статья по окружающему миру по теме

Артушникова Юлия Викторовна

Экскурсии в природу в начальной школе  необходимы во всех тех случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в их естественной обстановке. К ним относятся, например, такие вопросы, как деревья и кустарники леса, весенние раннецветущие растения, жизнь животных водоема, леса. Экскурсии необходимы также для того, чтобы проследить сезонные изменения в природе. Они дают возможность на ярких конкретных фактах показать детям материальную связь явлений природы, а также господство человека над природой.  Местом проведения экскурсий был выбран Павловский парк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательно-образовательное значение комплексных экскурсий в природу в начальной школе

(на примере  ГМЗ «Павловск», Санкт-Петербург)

Экскурсии в природу в начальной школе  необходимы во всех тех случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в их естественной обстановке. К ним относятся, например, такие вопросы, как деревья и кустарники леса, весенние раннецветущие растения, жизнь животных водоема, леса. Экскурсии необходимы также для того, чтобы проследить сезонные изменения в природе. Они дают возможность на ярких конкретных фактах показать детям материальную связь явлений природы, а также господство человека над природой.  Местом проведения экскурсий был выбран Павловский парк.

Экскурсии в парк имеют большое образовательное значение, так как дают возможность близко и конкретно ознакомиться с животным и растительным миром и наблюдать за нужными объектами и явлениями  в природе в естественной обстановке.

При правильной постановке экскурсии дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Кроме того, изучение биологии в природе дает хорошую подготовку и к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении.

В процессе экскурсий в Павловский парк закладывается фундамент конкретных представлений о природе родного края. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов. Познание природного окружения   начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у ивы – зеленовато-желтого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего парка воспринимается ими ярче, полнее, если учитель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет учащийся в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях учащиеся получают возможность непосредственно  знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения различных заданий. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого ребенок познает окружающий мир в его многообразии и единстве, и на основе которого у ребенка возникают мыслительные процессы, формируются эстетические чувства.

Многогранный мир природы пробуждает у школьников интерес, вызывает удивление. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому учителя, направляя деятельность учащихся, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию.

Одновременно в процессе экскурсий учащиеся учатся  правильно называть предметы, явления природы, их свойства, развивают умение выражать свои впечатления в слове. И в результате такой работы  детская речь становится более богатой, содержательной, связной, дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Природоведческие знания важны для формирования материалистического миропонимания. В дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение предметов естественного цикла в старшей школе.

Также  на экскурсиях в Павловский парк  учащиеся знакомятся не только с первозданной природой, но и с результатами творческой деятельности человека, архитектурой и скульптурой родного края, его достопримечательностями. А это способствует развитию уважения к деятельности, желание принять посильное участие в сохранении памятников, укрепляет чувство гордости за свою Родину. Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность; все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях в классе, на экскурсии действуют правила поведения, выполнение которых дисциплинирует её  участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у школьников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам.

Умственное и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обличие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания.

В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые реализуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из центральных - научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, и др.). Однако качество эстетического восприятия во многом зависит от руководства этим процессом. Поэтому учитель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания. На экскурсии целесообразно использовать различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое воспитание наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопросы, жесты. Общеизвестна также эффективность воздействия на чувства детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свойства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей, помогает глубже понять красоту природы. В практике с этой целью используется чтение стихотворений или их фрагментов. Воздействие поэтических образов на эстетические чувства усиливается, если ребенок сам прочтет стихотворение, которое учил раньше. Это могут быть программные поэтические произведения или произведения поэтов родного края.

Эстетическое воспитание обостряется и углубляется, если обращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был парк зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года.

Активное включение мыслительной деятельности в процессе эстетического воспитания – предпосылка формирования оценочных суждений, в которых проявляется наблюдательность ребенка.  При систематическом ознакомлении с природой дети рано начинают выделять те качества, свойства предметов, явлений (форма, цвет, расположение в пространстве), которые, с их точки зрения, определяют красоту наблюдаемого.

Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности - учебе, игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения парка проводится работа -  коллаж или фотовыставка на тему «Наш парк зимой», после экскурсии осенью – предлагается написать сочинение на тему «Осень в парке». Такие занятия развивают творчество, способствуют тому, что понимание красоты природы становится более осознанным и глубоким.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях в Павловский парк, существенные изменения претерпевают чувство любви к родной природе: из простого любования ею, ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви младшего школьника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь растения, - не только выращенные человеком, но дикорастущие, усваивает правила – не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д. Ребята также заботятся о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливают корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена.

Действенная любовь к природе подразумевают участие в ее преобразовании. В парке, сквере, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду, сеять газонную траву. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благоприятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков, рациональных приемов работы. Дети приучаются добиваться зримых результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.

Благотворно сказываются экскурсии в природу на физическом развитии младших школьников. Врач и педагог Е.А.Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе – «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка». Систематически проводимые экскурсии в природу благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающего организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов. Испытываемые учащимися радость и удовольствие от общения с природой повышают жизненный тонус, благотворно влияют на формирование ценных физических качеств – ловкости и выносливости.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что комплексные экскурсии имеют огромное образовательное и воспитательное значение. В процессе проведения экскурсий в Павловский парк ребята познают природу во всем ее многообразии и единстве; экскурсии позволяют более тесно увязать знания с жизнью; помогают наиболее полно реализовать один из главных методов обучения природоведению – наблюдение; способствуют активному восприятию различных сторон природных явлений; формируют определенные трудовые навыки; в процессе экскурсии развиваются и формируются нравственные качества личности – наблюдательность, внимательность, сочувствие, любовь к окружающему; экскурсии позволяют реализовать краеведческий принцип, т.е. ребята знакомятся с теми объектами, которые живут рядом с нами.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, побуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе – значит растить ее  верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Выводы

ГМЗ «Павловск» - выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца 18 - начала 19 века, уникальный культурно-исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли архитекторы, скульпторы, исторические личности, великие писатели и поэты.

Учитывая разнообразие животного и растительного мира ГМЗ «Павловск» это хорошая возможность показать детям на ярких конкретных фактах связь явлений природы, а также господство человека над природой.

В процессе экскурсий в Павловский парк закладывается фундамент конкретных представлений о природе родного края, учащиеся знакомятся не только с первозданной природой, но и с результатами творческой деятельности человека, архитектурой и скульптурой родного края, его достопримечательностями. А это способствует развитию уважения к деятельности, желание принять посильное участие в сохранении памятников, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

  1. Береснева А.Г.Современные тенденции развития детского туризма и отдыха в России. В сб. Социально-культурные аспекты и тенденции развития туризма. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПбГУП, 2011, с.61- 63.
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М: Советский спорт, 2007. – 213с.
  3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. – СПб.: СМИО Пресс, 2011. – 304 с.
  4. Зеленова А. И. Павловский парк. — Л.: Лениздат, 1964. – 80с.
  5. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность  // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67-74.
  6. Ягодовский, К.П. К материалам по методике экскурсий / К.П. Ягодовский // Естествознание в школе. – 1912. – № 1. 4 1/11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 – 4 КЛАССАХ

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных предста...

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Конспект урока технологии, проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 24 октября 2014 г.

Тема. Урожай из пластилина.Цель: научить изготавливать муляжи овощей из пластилина.Задачи: 1. Предметные:- познакомить с элементами овощей;- совершенствовать умение работать с пластилином;- совершенст...

Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна

Статья На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности...

Конспект урока русского языка учителя начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасовой Наталии Владимировны

Расширение знаний о гласных и согласных звуках русского языка. Обозначение их буквами на письме....