Конспект урока русского языка учителя начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасовой Наталии Владимировны
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Расширение знаний о гласных и согласных звуках русского языка. Обозначение их буквами на письме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка

учителя начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга

Тарасовой Наталии Владимировны

2 класс, программа «Перспектива»

Тема: Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (с. 38-39)

Цель урока: Расширение знаний о гласных и согласных звуках русского языка. Обозначение их буквами на письме.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

  • актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка;
  • добиться прочного знания алфавита;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать речь при объяснении смысла пословиц.

Метапредметные: 

Познавательные умения:

  • распределять звуки по группам: гласные и согласные,

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

  • комментировать собственные действия при выполнении задания;
  • взаимодействовать в рамках учебного диалога.

Личностные:

• Проявлять интерес к изучению темы;

  • формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство;
  • формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря (словарного запаса)

Термины и понятия: Алфавит, гласные, согласные звуки, орфограмма.


План урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

ДТ                 26 сентября

Классная работа

-Наш урок мы начнём с минуты чистописания.

-Посмотрите на запись, которую я буду делать, и повторяйте движения в воздухе.

ДТ  Чистописание букв «а», «б»,  их элементов

-Обратите внимание на правильность выполнения записи:

на одинаковое расстояние между буквами, на ширину и высоту элементов букв.

Продолжите выполнять запись до конца строки, чередуя данные буквы и их элементы.

Кто из вас знает, как назывались  эти буквы в старину? (аз, буки)

Какое слово можно составить из названий этих букв? (азбуки)

Назовите слово, близкое по значению к слову «азбука» (алфавит)

В греческом языке эти буквы назывались «альфа» и «вита».

Что такое алфавит? (закреплённый порядок букв)

Из чего он состоит?

Можно ли назвать алфавитом ряд букв, в котором постоянно меняется их последовательность?

Как вы думаете, почему мы сегодня говорим об алфавите?

Напомните, какую тему мы начали изучать.  (Звуки и буквы.)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

3. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Буквы и звуки русского языка».

- Упражнение  40 с.38.

Чтение пословицы. Объяснение её смысла.

-Орфографическая работа: «Сначала», одинаковые буквы «а»;

«АЗ» и «БУКИ» с заглавных букв;

Короткие слова «да, а, и»; знаки препинания.

Запись пословицы.

 -Внимательно проверьте свои записи.

(Устно: Без наук как без рук. Учёным везде дорога.) Объяснение смысла пословиц .


2. Создание проблемной ситуации.

Найти слово «алфавит» в толковом словаре Ожегова и в орфографическом словаре.

Учащиеся делают вывод: знание алфавита необходимо для  работы со словарями, справочниками, каталогами, телефонной книгой, …

ДТ Алфавит, азбука, буквы (ассоциативный ряд слов), последовательный ряд.

3. Основной этап урока

1) Упражнение 41 (самостоятельно с последующей проверкой).

Правильность называния букв (алфавит) Сколько всего букв в алфавите?

2) Упражнение 43

Чтение стихотворения А. Шибаева «Азбука-река» (вместе).

Назовите: 5 (д), 11 (й), 19 (с), 30 (ь), 28 (ъ).

-Что вы знаете о буквах? (видим, записываем, читаем)

- Что вы знаете о звуках?

3) упр. 48 с. 41 (устно вместе)

Физкультминутка

4) Что обозначают почти все буквы алфавита? (звуки)

Почему «почти все»?

Чем отличаются звуки от букв?

Давайте вспомним, Какие звуки могут обозначать буквы?

Мимио (схема)        

ЗВУКИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

Ударные

Безударные

Звонкие

Глухие

Твёрдые

Мягкие

        

Как произносим  гласные звуки? (с голосом, свободно, не встречая во рту преград)

Как произносим согласные звуки?  (с  голосом и шумом, при этом выдыхаемый воздух встречает преграду со стороны языка, зубов, губ)

ДТ 5) упр. 25 из РТ (карточка)        

6) СД

Упр. 2 (парные по глухости/звонкости, непарные по глухости/звонкости)

4. Итог урока

Отличие букв от звуков?

Что обозначают буквы? 

Какие бывают звуки?

Что такое алфавит?

Зачем необходимо его знать?

Что нового узнали?

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На уроке я узнал …

Я научился …

Я запомнил …

Теперь я могу …

Мне понравилось …

6. Домашнее задание

Стр.39 - повторить алфавит.

Написать имена членов своей семьи в алфавитном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция посвящённая Дню Победы, автор – учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 75 Петроградского р-на Санкт-Петербурга Медынская Светлана Борисовна

Сценарий торжественного концерта, посвящённого Великой Победе нашего народа над фашизмом, беспримерному подвигу наших отцов и дедов прошедших Великую Отечественную войну, героизму тружеников тыла, гот...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Сценарная разработка реализованного проекта "Петербургский урок. Символы и традиции" учителя начальных классов ГБОУ школы № 76 Санкт-Петербурга Обласовой Людмилы Юрьевны

Реализованный проект "Петербургский урок. Символы и традиции" в  рамках предмета "Литературное чтение" для учащихся параллели 2-х классов псоле изучения басен И.А.Крылова....

Учебный проект на тему «Открытка ветерану» по курсу ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс) (Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

9 мая 2020 года наш народ будет отмечать 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе планируется много праздничных мероприятий. Но самым трогательным из них будет традиционная ...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...

Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна

Статья На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности...