Урок окружающего мира во 2Б классе Тема: «Солнечная система»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них умел читать и писать, тогда родители показывали детям звезды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон- звезда, номос – закон.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района
Урок окружающего мира во 2Б классе
Тема: «Солнечная система»
Провела учитель начальных классов
Тухватуллина Ильсияр Рушановна
2012г.
Тема: «Солнечная система»
Целевые установки урока:
Предметные результаты:
- знать в общем виде строение Вселенной;
- называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы;
- перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров;
- узнавать небесные тела по описанию.
Метапредметные результаты:
- определять взаимосвязь Земли и Вселенной;
- определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны;
- анализировать схему в учебнике;
- рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве;
- сравнивать размеры планет;
- осуществлять самопроверку.
Личностные результаты:
- осознать значимость зависимости жизни на Земле от её положения в Солнечной системе.
Оборудование:
- видеофрагменты “Планеты Солнечной системы”,
- мультимедийная установка, презентация
- учебник “Окружающий мир” авторА.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая,
- запись песен «Раскрасим все планеты», «Притяжение Земли».
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
II.Введение в тему
Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них умел читать и писать, тогда родители показывали детям звезды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий.
Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия в переводе с греческого языка означает астрон- звезда, номос – закон.
Сообщение темы урока
Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим открывать тайны вселенной и совершим космическое путешествие по солнечной системе. И мы с вами знаем каждый космонавт перед полётом очень усердно тренируется , мы с вами также под песню «Раскрасим все планеты» проведём утреннюю гимнастику.
Ребята скажите , что вы хотели бы узнать о Солнечной системе?
Целеполагание:
I. Узнать, что такое Солнечная система.
II. Как она устроена.
III. Какие космические тела её наполняют.
К любому путешествию надо готовиться. С собой мы лишних предметов не берем. Нам необходимы: пенал, , умение тихо, сплоченно (дружно) работать, быть внимательными и конечно же знания.
Начнем с разминки.
- Что такое космос?
- Прибор для изучения вселенной.
- Что такое звёзды?
- Одежда для космонавтов.
- Солнце – это…
- По какой звезде можно ориентироваться ночью?
- Ну а теперь я предлагаю отправиться путешествие по солнечной системе.
Окрашен космос в черный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны,
И звезды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
III. Работа над изучением нового материала.
1)- Ребята, как вы думаете, почему нашу систему называют Солнечной?
- Правильно, центром ее является звезда – Солнце.
Вокруг нашей звезды – Солнца 9 планет, образующие вместе с Солнцем Солнечную систему. Путь по которому движется планета, называют орбитой. Планеты вращаются каждая по своей орбите (т.е. по своему кругу).
(видеоролик Солнечная система)
Названия каких планет вы запомнили?
Давайте поближе познакомимся с планетами Солнечной системы.
- Самая близкая планета к солнцу - это Меркурий
Эта планета движется очень быстро по своей орбите. За 3 месяца обегает вокруг Солнца.. Из всех планет он самый быстрый, самый изворотливый, то он здесь, то он там, то он виден, то не виден.
В Солнечной планетной системе– Меркурий – самый маленький.
Его орбита находится ближе всех к Солнцу, поэтому тепла и света там огромное количество. Днем на Меркурии очень жарко, в полдень температура поднимается до +420 градусов. Поверхность раскаляется так, что можно печь пироги прямо на ней без всяких сковородок и духовок. Зато с приходом ночи начинается мороз -80 градусов. Поверхность каменистая и пустынная. Атмосфера состоит из углекислого и других, непригодных для дыхания, газов.
- Что вы узнали о Меркурии?
Следующая планета Венера
Венера
Вторая от Солнца планета носит имя богини красоты, ее еще называют “утренней звездой”. Венера окружена толстым слоем облаков. Ее плотная атмосфера ядовита. Температура на поверхности выше, чем на Меркурии. Все спутники, изучавшие планету гибли не пробыв на ней и двух часов. А ученые узнали, что “утренняя красавица” ленива и неповоротлива по сравнению с Землей.
- Что интересного запомнили о Венере?
Земля
Какая следующая планета в Солнечной системе вы узнаете из стихотворения
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы – только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нет!
Самая прекрасная, многоликая и живая планета. Земля – планета с разумной жизнью. Расстояние от Солнца до Земли составляет 149 600 000 км. Поверхность планеты большей частью занята океаном, поэтому из космоса наша планета отражает голубым светом. Атмосферу составляют много газов, огромную роль имеет кислород, которым дышат все живые организмы. Планета имеет свой спутник – Луну.
- Наша планета неповторима и дорога нам. Почему?
Правильно, наша планета – это наш дом, и дом для всех живых организмов, которые населяют планету. Мы должны беречь и охранять наш дом.
Минутка цветотерапии.
Какие опасности грозят живым организмам на нашей планете?
- Что нового вы узнали о планете на которой мы с вами живём?
Физминутка.
Над Землёю ночью поздней, | Руки вверх, в стороны вниз потянулись вверх, руки вверх |
О следующей планете много мифов и научной фантастики это - Марс
За свой красный цвет Марс назван в честь римского бога войны. Поверхность планеты имеет большое количество железа, которое окисляется (ржавеет) и придает планете красный цвет. У Марса два спутника – Фобос, Деймос, что в переводе означает Страх и Ужас. Ученые предполагают, что раньше на Марсе была жизнь. Ведь здесь есть влага.
-Чем Марс отличается от других планет?
- Сейчас мы с вами приблизились к самой большой планете Солнечной системы к Юпитеру.
Юпитер
Самая большая планета Солнечной системы. Названа в честь главного римского бога Юпитера. У Юпитера красивая цветная атмосфера. Это газовая планета, она не имеет твердой поверхности. Юпитер насчитывает 63 спутника. Самые большие – Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. Большой интерес ученых вызывает Европа, которая имеет глобальный океан, в котором возможна жизнь.
- Продолжаем исследовать Глубины Космоса и узнаем самую одну из самых красивых планет Сатурне.
Сатурн
Сатурн, наверное, наиболее красивая планета, если смотреть на нее в телескоп. Сказочные кольца Сатурна нельзя спутать ни с какими другими объектами Солнечной системы. Планета известна с самых древних времен. Она – одна из самых ярких объектов на нашем звездном небе. Кольца Сатурна видимы с Земли в небольшой телескоп. Они состоят из тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты. Своё название планета получила в честь бога земледелия.
- Что отличает Сатурн от других планет?
Уран
Это газовая планета – гигант, вторая по величине. Ее вращение отличается от вращения других планет. Эта планета вращается лежа на боку. Имеет 27 спутников и 12 колец. Крупные спутники: Титания, Оберон, Ариэль, Умбриэль
- Что интересного узнали об Уране.
Нептун
Нептун – восьмая планета от Солнца и четвертая по размеру среди планет. Своё название получил в честь бога морей. Нептун – так же, как и Уран состоит из газов. Она так далека от Солнца, здесь очень темно и холодно Вокруг Солнца планета проделывает свой путь за 165 земных лет. а Нептуне наблюдаются сильнейшие ветры скорость ветра700 км/час.
- В чём особенность Нептуна?
Мы приближаемся к последней планете Солнечной системы- это Плутон.
Плутон – планета, которую обнаружили последней в 1930 году. Эта самая маленькая планета Солнечной системы. Её диаметр доподлинно не известен, по подсчётам учёных она в 500 раз меньше нашей планеты. Быть может, именно за свою таинственность планета Плутон получила своё название в честь бога подземного царства.
- Вот мы с вами и познакомились со всеми планетами Солнечной системы.
А для того чтобы было легче запомнить расположение их в солнечной системе поможет Считалка.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун,
Он восьмой идет по счету,
А. за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Парад планет
- С определенной периодичностью планеты подходят на близкое расстояние друг к другу, как бы выстраиваясь в ряд, такое положение называют парад планет. Оно встречается очень редко – раз в миллионы лет и астрономы всего мира наблюдают за этим событием.
Игра « Парад планет», восьми ученикам раздаются вырезанные из цветного картона планеты Солнечной системы, дети должны встать в правильном порядке.
3)В Солнечную систему входя т и другие космические тела: кометы, астероиды. Астероиды – каменные глыбы, прочные и плотные тела. Столкновения с такими телами грозит катастрофой.
Физ.минутка для глаз.
Работа по учебнику
Откройте учебник на стр.46 и прочитайте что такое Комета.
-Что же вы узнали о кометах?
Кометы – по своему составу отличаются от астероидов, это ледяная глыба из метана, аммиака, воды, покрытая тонкой коркой каменных пород. Поэтому, подлетая ближе к Солнцу, они начинают таять, оставляя за собой шлейф из паров (хвост).
Подведение итогов.
Перед началом путешествия мы с вами определили цели путешествия.
Давайте посмотрим выполнили ли мы все поставленные цели?
I.Что такое Солнечная система.
II. Как она устроена.
III. Какие космические тела её наполняют.
Все цели выполнены.
Рефлексия.
- Что запомнилось больше всего?
- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
- С каким настроением заканчиваете урок? (каждому ученику раздаётся буклет)
Домашнее задание
С. 10– 11 читать, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Окружающего мира в 4 классе. Планеты Солнечной системы
Разработка урока включает в себя подробный конспект, презентацию, практическую работу, отгадывание кроссворда....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Планеты Солнечной системы"
В данном конспекте содержится материал для проведения урока по окружающему миру по теме "Планеты Солнечной системы". В конспекте использовано много дополнительного материала, стихов, загадок....
Урок окружающего мира во 2 классе "Планеты солнечной системы"
Конспект урока для 2 класса по теме:«Планеты солнечной системы» ...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: Вода и её свойства. УМК: Е.В.Чудинова «Окружающий мир, 2 класс», система Эльконина-Давыдова
Урок - исследование...
Презентация по окружающему миру для 4 класса. "Планеты солнечной системы"
Презентация по окружающему миру для 4 класса. "Планеты солнечной системы"...
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Наше питание. Пищеварительная система».
Раздел: Мы и наше здоровье.Тема: Наше питание.Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительнойсистеме.Автор учебника: А.А. ПлешаковЗада...
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Наше питание. Пищеварительная система».
Раздел: Мы и наше здоровье. Тема: Наше питание. Тип урока: урок открытия новых знаний Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе. Автор учебника: А.А. Пл...