Урок окружающего мира во 2 классе на тему: "Российская Федерация, её государственные символы ( Наше государство)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по окружающему миру во 2 классе «А»
Тема урока:
« Российская Федерация, её государственные символы»
(Наше государство)
Автор учебника: О.Т.Поглазова УМК «Гармония»
Тема урока: Российская Федерация, её государственные символы ( Наше государство)
Цели урока:
1. Формировать понятия государство, государственные символы, государственные границы, армия, президент;
2. Продолжить формировать умение работать с текстом;
3. Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам;
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
1.Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
2. Формировать умение работать с условными обозначениями, с разными источниками информации;
3. Формировать умение на основе анализа объекта делать выводы;
Коммуникативные УУД
1. Формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и понимать других;
2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3. Способствовать формированию собственного мнения и умений задавать вопросы;
Регулятивные УУД
1. Формировать умение определять цель деятельности на уроке;
2. Формировать умение преодолевать трудности;
3.Формировать умение осуществлять контроль по результату;
4. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Личностные УУД
1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2.Формирование научного мировоззрения;
3. Развивать аналитическое мышление, образное воображение;
Форма урока: урок – лекция с элементами проектной деятельности.
Оборудование урока:
- Компьютер, мультимедийная установка;
- Презентация к уроку;
- Учебник, рабочая тетрадь;
- Дидактические материалы к учебному занятию;
Ход урока:
I. Создание эмоционального фона (Организованное начало урока)
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный!
II.Проверка домашнего задания .
- У каждого из вас есть свой дом, семья. Кем вы являетесь для своих родителей? (сыном, дочерью)
- А для бабушки и дедушки? ( внуком, внучкой)
- Но у нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас на всех одна лампа и печка - ласковое солнышко. У нас один водопровод - это воды рек, морей и океанов.
- У нас всех есть один общий дом. Как он называется? (планета Земля)
- Мы на этой планете живём, значит кто мы? ( жители Земли)
- На этой планете есть место , где мы с вами родились, живём, учимся, работаем, здесь живут наши близкие и друзья. ( Наша Родина)
- А что мы называем «малой Родиной» ?
- Назовите синонимы к слову Родина. (Отчизна , Родной край, страна Россия)
- Почему мы зовём нашу Родину Отечеством?
- А почему матерью?
- Что составляют все жители Земли? ( мировое сообщество)
- Членом чего вы являетесь? ( членами общества своего города, гражданами России, землянами)
- А как велика наша Россия?
- Можно ли увидеть её всю сразу?
- Видел её так кто-нибудь? (космонавты)
- А где мы можем увидеть всю территорию страны? ( на карте)
- Чем богата наша страна?
- Какие народы в ней проживают?
III. Сообщение темы урока .
- Кто может сформулировать тему урока? (слайд №1)
- Сегодня на уроке узнаем полное название нашего государства, познакомимся с символами нашей страны, попытаемся выяснить: зачем каждому государству символы.
IV. Целеполагание.
- Какие задачи необходимо решить на уроке?
( 1. Узнать полное название нашей страны .2.Почему она так названа? 3.Узнать какие символы есть у России? 4. О чём нам могут рассказать символы нашей страны?)
- Каждый человек обязан знать символы своей страны, тот кто хорошо знает символы государства, может не только представить, как жила и развивалась его родина, чем занимались люди в далёком прошлом, но и какие изменения в разное время происходили.
V. Сообщение нового материала .
1)- Ребята, давайте вспомним, как называлась наша страна в разные исторические времена. ( слайд №2)
- Как называется наша страна сейчас? Посмотрите на экран и найдите ответ.
- Мы являемся гражданами Российской Федерации. А что обозначает слово «федерация»? Найдёте ответ на стр.72 учебника. Прочитайте отрывок об этом.
- Какая республика, край, область занимают самые большие территории в Российской Федерации? Найдите ответ в тексте.
-А теперь найдите их на карте.(слайд №3)
- Как Россия отделена от других государств? (границей) ( слайд №4)
- Какими могут быть границы государства? (сухопутные и морские)
- Кто является главой нашего государства? (президент)
-Кто является нашим президентом? (В. В. Путин) ( слайд №5)
2)- Ребята, а что такое символ? (знак)
- Обратимся к толковому словарю.
- Слово символ имеет несколько значений.
1)Символ-это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например: голубь с ветвью - символ мира, пять ,сплетённых колец – символ Олимпийских игр, якорь- символ надежды. ( слайд №6)
2) Условное обозначение какой-либо единицы, величины, принятой в науке.
Например, символы химических элементов. ( слайд №7)
- К государственным символам относятся герб, гимн, флаг.
3) –Что представляет собой герб?
-Слово герб происходит от немецкого «эрбе»- наследство. Гербы появились очень давно. Гербом называется изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы создаются по чётким правилам. Прежде всего - это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Значение имеют не только изображённые на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зелёный - изобилие, красный- мужество и храбрость.
- В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. (слайд №8,9)
- Современный герб России появился 25 декабря 2000 года. Герб России четырёхугольный с заострением внизу. На гербе России изображён Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Георгий Победоносец считается защитником от всякого зла. Двуглавый орёл держит в лапах скипетр и державу - символ власти, мощи и независимости. А орёл выбран потому, что его облик был распространён в национальных орнаментах. ( слайд №10)
- Скажите где в жизни вы встречаете изображение герба? ( паспорт, монеты, свидетельство о рождении, диплом)
-Вывод: герб изображается на официальных документах, денежных банкнотах, устанавливается при въездах на территорию страны ,области ,города.
Проектная деятельность ( работа в группах)
- У нашей страны есть свой герб, у нашего города тоже есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.
Информационная карта ? ( слайд №11)
1. Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите, который может быть различной формы ( круглой, квадратной, прямоугольной, овальной).
2.Ваш класс является частью школьного коллектива. Подумайте, какое главное назначение у школы. Исходя из этого решите , что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.
3. Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт тоже в гербе.
4. Защитите свой проект.
( Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время - 4 минуты)
- Судя по вашим гербам , наш класс живёт интересной жизнью.
- А вы знаете что изображено на гербе нашего города? ( рассказ подготовленного ученика) ?( слайд №12)
- Щит красного цвета, на поле которого расположены два серебристых якоря – речной и морской. Якоря положены друг на друга крест-накрест, а поверх них расположен скипетр с двуглавым орлом. Венцом щита является императорская корона. За щитом изображены золотые скипетры с алмазами. Щит обрамлён Андреевской лентой.
-Каждый символ имеет своё значение. Красное поле- это кровь войны со шведами. Якоря символизируют идею Петра о всемогущем и защищённом городе, имеющий выход одновременно в море и реку. Город является речным и морским портом. Скипетр с орлом- символ императорской власти. Кроме того, этот же символ означает, что город – столица государства.
Практическая работа
Каждому ученику даётся карточка с изображением герба Санкт-Петербурга. Необходимо его раскрасить.
Физическая пауза
А теперь , ребята , встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
4) – Продолжаем знакомиться с символами России.
- Что называют флагом? ( прикреплённое к древку полотнище) ? ( слайд №13)
- У флагов строго определённые размеры и цвет. Флаг - это символ объединения и власти.
-Где можно увидеть флаги? ( большие над зданиями власти, маленькими машем на праздниках, на параде, поднимают на корабле).
- Самые первые флаги были военными. Появились они тогда же, когда появилась армия и возникла необходимость издали отличать какой отряд движется - свой или чужой. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Каждый цвет на флаге имеет своё символическое значение.
-Что обозначает каждый цвет? На стр. 73 учебника найдите ответ на этот вопрос.
- Трёхцветный флаг учреждён Петром I. В ту эпоху эти цвета трактовались как выражение трёх основных сословий общества: белый - духовенство, синий - дворянство, красный - трудовой народ. Флаг также как и герб на протяжении веков менял свой облик. А вновь Россия обрела свой исторический трёхцветный флаг в 1991 году. С тех пор 22 августа мы отмечаем день Государственного флага РФ.
- А как вы думаете можно ли поменять цвета местами? ( нет)
Практическая работа
- Откройте рабочую тетрадь на странице 26. Выполните задание №76.
5) – Третий символ государства – это гимн. ?( слайд №14)
- Что такое гимн? ( торжественная песня, которая исполняется в особых случаях)
-Есть гимны государственные, военные, религиозные. На протяжении истории России гимн её не раз менялся. В 2001 году принят обновлённый текст гимна на стихи Сергея Владимировича Михалкова , музыку композитора Александра Васильевича Александрова.
- Когда можно услышать гимн страны? ( при подъёме флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств)
- Сейчас мы послушаем гимн Российской Федерации. Как надо слушать гимн? ( стоя)
- При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Этим они выражают уважение и почтение к стране.
(аудиозапись)
- Какие чувства вызывают у вас слова и музыка гимна?( гордость за свою страну)
-Какая по характеру музыка? ( величавая, торжественная)
VI. Закрепление.
Тест:
1. Что изображено на груди у орла на гербе РФ?
- Илья Муромец
- Святой Георгий Победоносец
- Святой князь Владимир
2 Как в древности назывался флаг?
- Стяг
- Лист
- Штандарт
3 Укажите последовательность цветов на государственном флаге РФ
- белый-красный-синий
- белый - синий –красный
- красный белый - синий
4) Что такое гимн?
- Торжественная песня в честь государства
- Музыкальное обращение
- Музыкально - поэтическое произведение
5) Кто автор текста гимна?
- С.В.Михалков
- А.С.Пушкин
- В.В.Маяковский
VII. Итог урока.
- Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?
- Узнаете, потому что это отношение к своему классу. В свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.
- Вы сможете узнать символы России среди символов других стран?
- Символы страны - это как герб класса, семьи, города, в них вложены те же чувства, что и к семье, классу, городу, в котором мы живём.
- Какие чувства вы испытываете к своей стране?
Вывод: Отношение к гербу, флагу, гимну России - это отношение к самой России.
VIII. Рефлексия.
- Выберите и продолжите предложение: ? ( слайд №15)
- Я узнал …
- Я удивился ….
- Я хочу узнать…..
IX. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс УМК " Школа 2100" Когда на руси возникло государство?
Урок построен по учебнику А.А. Вахрушева. Урок расчитан на 2 часа. Данный конспект относится к 1 часу урока. На данном уроке учащиеся познакомятся с жизнью восточных славян, с предпосылками возникнове...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"
На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...
Урок окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" по теме "Растениеводство в нашем крае"
Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России». Тема: «Растениеводство нашего края». Данный урок предполагает познакомить учащихся с отраслями растениеводства. На основе поиска и отбора информации...
Урок окружающего мира. 3 класс. "Конституция - основной закон Российской Федерации"
Материал может быть использован не только на уроке, но и в воспитательной работе....
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ
Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: Российский союз равных.
Цели деятельности: систематизировать уже имеющееся представление о народе; познакомить с понятием « субъект ».Планируемые результатыПредметные: перечислять субъекты РФ; принадл...
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК "Планета знаний" по теме "О форме нашей планеты"
Данная презентация подготовлена в помощь педагогу при проведении урока окружающего мира по теме "О форме нашей планеты". В презентации находится наглядный материал к параграфу учебника по УМ...