Урок окружающего мира. 3 класс. "Конституция - основной закон Российской Федерации"
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Грицюк Юлия Сергеевна

Материал может быть использован не только на уроке, но и в воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_ya_-_grazhdanin_rossii.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру . 3 класс.

Тема «Конституция – основной закон»

Образовательная система «Школа 2100»

Цель: обобщение и расширение изученных знаний о Конституции Российской Федерации.

Образовательные задачи:

  • знакомить с основным Законом своей страны,
  • продолжать изучать историю своей страны.

Воспитательные задачи:

  •   воспитывать чувство патриотизма,
  •   воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающие задачи:

      Регулятивные УУД:

  •   развивать умение планировать свою работу,
  •   принимать и ставить учебно-познавательную задачу.

      Познавательные УУД:

  • использование схем и рисунков для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять взаимный контроль при работе в группе.

Технологии:  обучение в сотрудничестве, ИКТ, групповые технологии проблемное обучение.

Ход урока:

  1. Организационный момент, сообщение целей урока.

- Здравствуйте!  Мы с вами много говорили о Конституции, изучали ее. Сегодня мы проведем викторину, которую назовем так же, как и наш проект «Я – гражданин России». Какие же цели нашей викторины?

- Повторить и обобщить знания о Конституции.

- Мы разбились на 5 команд. У нас есть жюри.  Если вас  затруднит  вопрос, то помочь вам могут книги на столах. («Конституция РФ», «Ваши права», «Права ребенка – это ваши права»)

2. – Итак, первое задание! Разгадайте кроссворд.

Р

О

С

С

И

Я

  1. Форма правления, при которой высшие органы власти избираются коллективно и на определенный срок.
  2. Столица России.
  3. Государственный язык на территории России.
  4. Независимость государства.
  5. Житель государства.
  6. Власть , при которой все решения принимаются коллективно.

Р

Е

С

П

У

Б

Л

И

К

А

М

О

С

К

В

А

Р

У

С

С

К

И

Й

С

У

В

Е

Р

Е

Н

И

Т

Е

Т

Г

Р

А

Ж

Д

А

Н

И

Н

Я

- Прочитайте слово в рамочке.  (Россия) Проверим . ( При подсчете очков дети смотрят небольшой мультфильм «Смешарики. Азбука прав»)

- Какое название нашей страны предусмотрено Конституцией России: Россия или Российская Федерация? (они равнозначны)

- Следующий вопрос касается государственных символов Российской Федерации. Вам будут предложены 4 мелодии. Очень знаменитые и известные в России в разное время. Нужно будет выбрать гимн России.

А. «Боже , царя храни!»

Б. «Славься!»

В. Гимн России.

Г. «Прощание славянки»

- А теперь я предлагаю вам изображения трех гербов России, бывших символами в разное время.

  • Узнайте, как выглядел один из первых гербов России ( при царе Иване III)
  • Какой герб был при Петре I?
  • Как выглядел герб советской России?
  • Покажите современный герб России.

- Флаг. Флаг есть у каждого государства. Посмотрите , какую интересную карту я нашла  (карта из флагов) что заметили?

- Три цвета : синий , белый и красный присутствуют на флагах многих государств. Выберите среди предложенных флаг России и определите, флаги каких государств  перед вами. (иллюстрации)

- А теперь вопросы, за которые ваша команда получит один балл.

1. Что означает слово «Конституция»?

2.Сколько лет последней Конституции?

3. Автор слов гимна России.

4. У халифов он был желтым, у албанцев без когтей, у их российского собрата они есть. О чем или о ком идет речь?

5. Действующая Конституция России была принята:

 А) 13 декабря 1992 года,

 Б) 15 марта 1993 года,

 В) 12 декабря 1993 года.

6. Гарантом Конституции РФ является:

А) Президент РФ,

Б) Государственная Дума РФ,

В) Совет Федерации.

7. Один рабочий день Президента РФ:

      А) подписывает распоряжения об отставке Правительства,

      Б) вносит законопроект на рассмотрение Думы,

      В) снимает с должности директора коммерческого банка,

      Г) подписывает указ об отставке председателя Конституционного суда,

      Д) назначает Генерального прокурора.

Что здесь ошибка? Какими вопросами Президент не занимается?

8.Продолжите предложения:

  • Статья 2. Человек, его права и свободы являются…
  • Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны…
  • Статья 19. Все равны перед законом и …
  • Статья 21. Достоинство личности охраняется…
  • Статья 22. Каждый имеет право на свободу…
  • Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту …
  • Статья 29. Каждому  гарантируется свобода мысли и …
  • Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и …
  • Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и …
  • Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую природу и окружающую среду, бережно относиться к …
  • Статья 60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права  и обязанности с ..
  • Статья 91. Президент РФ обладает …

 Вопросы на 4 балла.  «Лестница твоих прав»

  С рождения человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности – конституционные , семейные, гражданские и прочие . Однако , их осуществление возможно лишь по мере взросления. Человек как бы поднимается вверх по лестнице.

  Лестница вам дана, здесь указан возраст . Ваша задача: найти права, которые вы имеете и будете иметь в данном возрасте, и поставить рядом с годом.

55-60 лет,

35 лет,

21 год,

18 лет,

14 лет,

10 лет,

6 лет,

с рождения.

1

-получает паспорт гражданина РФ,

- с согласия родителей может выбирать себе место жительства.

- вправе совершать любые сделки (с согласия родителей),

- вправе распоряжаться своими заработками, стипендией, другими доходами,

- имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам,

- может вступать в молодежные движения,

- подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления,

- может быть исключен из школы за нарушения.

2.

- имеет право на пенсию по старости.

3.

- имеет право быть избранным Президентом.

4.

- имеет право быть избранным депутатом в Государственную Думу.

5.

- становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать любые обязанности,

- может работать 40 часов в неделю и выбрать любую работу,

- надлежит приему в Российскую армию,

- имеет право принимать участие в выборах.

6.

- вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, затрагивающего его интересы,

- может вступать в детские общественные организации.

7.

- вправе посещать школу.

- вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями для определенной цели или для свободного распоряжения.

8.

- приобретает право на гражданство,

- имеет право на имя, отчество и фамилию,

- имеет право жить в семье,

- знать своих родителей, получать от них защиту своих прав, законных интересов,

- на имя ребенка может быть открыт счет в банке.

    - А теперь я предлагаю вам иллюстрации. Вы должны рассмотреть их и ответить на мой вопрос.  (Предлагаю репродукции картины Перова «Тройка»,  фотографии с изображением различных ситуаций из жизни детей) Расскажите, какие права выполняются или нарушаются в этой ситуации.

  - Подведем итог нашей викторины.  (Подсчет баллов и награждение)

 Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями. Мы не только обобщили свои знания по Конституции, но и поняли, зачем нужно изучать Конституцию.

Использованная литература.

  1. Конституция Российской Федерации. СПб, ООО «Виктория плюс». 2003
  2. Права ребенка – это ваши права. Сост. Элиасберг Н. И. – СПб, «Папирус», 2001
  3. Воспитательные мероприятия в классе: научно-методический сборник разработок классных руководителей Колпинского района Санкт-Петербурга. Автор-составитель Черных Е. В. – СПб , Культ- информ- пресс, 2013
  4. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Российская империя. Создание русского флота

Урок окружающего мира проведен в разделе "Российская империя" во время  знакомства с периодом правления ПетраI и его реформами. Показать необходимость выхода в Балтийское море. Для чего нужен был...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Основной закон России, права и обязанности человека»

Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по окружающему миру по теме "Основной закон России, права и обязанности человека" для учащихся 4 - х классов. Также это занятие можно использова...

Гармония Конспект урока по окружающему миру. Тема:"Конституция – основной закон государства. "

Формирование понятий: закон, Консти­туция, государственные праздники, права, обязанности....

Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс

Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1.  знать, что такое Конституция РФ, пр...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Основной закон и права человека", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о правах человекаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с Конституцией РФ;Фор...