Урок окружающего мира. 3 класс. "Конституция - основной закон Российской Федерации"
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему
Материал может быть использован не только на уроке, но и в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_ya_-_grazhdanin_rossii.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру . 3 класс.
Тема «Конституция – основной закон»
Образовательная система «Школа 2100»
Цель: обобщение и расширение изученных знаний о Конституции Российской Федерации.
Образовательные задачи:
- знакомить с основным Законом своей страны,
- продолжать изучать историю своей страны.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство патриотизма,
- воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи:
Регулятивные УУД:
- развивать умение планировать свою работу,
- принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
Познавательные УУД:
- использование схем и рисунков для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять взаимный контроль при работе в группе.
Технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ, групповые технологии проблемное обучение.
Ход урока:
- Организационный момент, сообщение целей урока.
- Здравствуйте! Мы с вами много говорили о Конституции, изучали ее. Сегодня мы проведем викторину, которую назовем так же, как и наш проект «Я – гражданин России». Какие же цели нашей викторины?
- Повторить и обобщить знания о Конституции.
- Мы разбились на 5 команд. У нас есть жюри. Если вас затруднит вопрос, то помочь вам могут книги на столах. («Конституция РФ», «Ваши права», «Права ребенка – это ваши права»)
2. – Итак, первое задание! Разгадайте кроссворд.
Р | |||||||||||||||||||
О | |||||||||||||||||||
С | |||||||||||||||||||
С | |||||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||||
Я |
- Форма правления, при которой высшие органы власти избираются коллективно и на определенный срок.
- Столица России.
- Государственный язык на территории России.
- Независимость государства.
- Житель государства.
- Власть , при которой все решения принимаются коллективно.
Р | Е | С | П | У | Б | Л | И | К | А | ||||||||||
М | О | С | К | В | А | ||||||||||||||
Р | У | С | С | К | И | Й | |||||||||||||
С | У | В | Е | Р | Е | Н | И | Т | Е | Т | |||||||||
Г | Р | А | Ж | Д | А | Н | И | Н | |||||||||||
Я |
- Прочитайте слово в рамочке. (Россия) Проверим . ( При подсчете очков дети смотрят небольшой мультфильм «Смешарики. Азбука прав»)
- Какое название нашей страны предусмотрено Конституцией России: Россия или Российская Федерация? (они равнозначны)
- Следующий вопрос касается государственных символов Российской Федерации. Вам будут предложены 4 мелодии. Очень знаменитые и известные в России в разное время. Нужно будет выбрать гимн России.
А. «Боже , царя храни!»
Б. «Славься!»
В. Гимн России.
Г. «Прощание славянки»
- А теперь я предлагаю вам изображения трех гербов России, бывших символами в разное время.
- Узнайте, как выглядел один из первых гербов России ( при царе Иване III)
- Какой герб был при Петре I?
- Как выглядел герб советской России?
- Покажите современный герб России.
- Флаг. Флаг есть у каждого государства. Посмотрите , какую интересную карту я нашла (карта из флагов) что заметили?
- Три цвета : синий , белый и красный присутствуют на флагах многих государств. Выберите среди предложенных флаг России и определите, флаги каких государств перед вами. (иллюстрации)
- А теперь вопросы, за которые ваша команда получит один балл.
1. Что означает слово «Конституция»?
2.Сколько лет последней Конституции?
3. Автор слов гимна России.
4. У халифов он был желтым, у албанцев без когтей, у их российского собрата они есть. О чем или о ком идет речь?
5. Действующая Конституция России была принята:
А) 13 декабря 1992 года,
Б) 15 марта 1993 года,
В) 12 декабря 1993 года.
6. Гарантом Конституции РФ является:
А) Президент РФ,
Б) Государственная Дума РФ,
В) Совет Федерации.
7. Один рабочий день Президента РФ:
А) подписывает распоряжения об отставке Правительства,
Б) вносит законопроект на рассмотрение Думы,
В) снимает с должности директора коммерческого банка,
Г) подписывает указ об отставке председателя Конституционного суда,
Д) назначает Генерального прокурора.
Что здесь ошибка? Какими вопросами Президент не занимается?
8.Продолжите предложения:
- Статья 2. Человек, его права и свободы являются…
- Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны…
- Статья 19. Все равны перед законом и …
- Статья 21. Достоинство личности охраняется…
- Статья 22. Каждый имеет право на свободу…
- Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту …
- Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и …
- Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и …
- Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и …
- Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую природу и окружающую среду, бережно относиться к …
- Статья 60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с ..
- Статья 91. Президент РФ обладает …
Вопросы на 4 балла. «Лестница твоих прав»
С рождения человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности – конституционные , семейные, гражданские и прочие . Однако , их осуществление возможно лишь по мере взросления. Человек как бы поднимается вверх по лестнице.
Лестница вам дана, здесь указан возраст . Ваша задача: найти права, которые вы имеете и будете иметь в данном возрасте, и поставить рядом с годом.
55-60 лет,
35 лет,
21 год,
18 лет,
14 лет,
10 лет,
6 лет,
с рождения.
1 | -получает паспорт гражданина РФ, - с согласия родителей может выбирать себе место жительства. - вправе совершать любые сделки (с согласия родителей), - вправе распоряжаться своими заработками, стипендией, другими доходами, - имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам, - может вступать в молодежные движения, - подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления, - может быть исключен из школы за нарушения. |
2. | - имеет право на пенсию по старости. |
3. | - имеет право быть избранным Президентом. |
4. | - имеет право быть избранным депутатом в Государственную Думу. |
5. | - становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать любые обязанности, - может работать 40 часов в неделю и выбрать любую работу, - надлежит приему в Российскую армию, - имеет право принимать участие в выборах. |
6. | - вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, затрагивающего его интересы, - может вступать в детские общественные организации. |
7. | - вправе посещать школу. - вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки. - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями для определенной цели или для свободного распоряжения. |
8. | - приобретает право на гражданство, - имеет право на имя, отчество и фамилию, - имеет право жить в семье, - знать своих родителей, получать от них защиту своих прав, законных интересов, - на имя ребенка может быть открыт счет в банке. |
- А теперь я предлагаю вам иллюстрации. Вы должны рассмотреть их и ответить на мой вопрос. (Предлагаю репродукции картины Перова «Тройка», фотографии с изображением различных ситуаций из жизни детей) Расскажите, какие права выполняются или нарушаются в этой ситуации.
- Подведем итог нашей викторины. (Подсчет баллов и награждение)
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями. Мы не только обобщили свои знания по Конституции, но и поняли, зачем нужно изучать Конституцию.
Использованная литература.
- Конституция Российской Федерации. СПб, ООО «Виктория плюс». 2003
- Права ребенка – это ваши права. Сост. Элиасберг Н. И. – СПб, «Папирус», 2001
- Воспитательные мероприятия в классе: научно-методический сборник разработок классных руководителей Колпинского района Санкт-Петербурга. Автор-составитель Черных Е. В. – СПб , Культ- информ- пресс, 2013
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)
С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Российская империя. Создание русского флота
Урок окружающего мира проведен в разделе "Российская империя" во время знакомства с периодом правления ПетраI и его реформами. Показать необходимость выхода в Балтийское море. Для чего нужен был...
Конспект урока по окружающему миру по теме «Основной закон России, права и обязанности человека»
Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по окружающему миру по теме "Основной закон России, права и обязанности человека" для учащихся 4 - х классов. Также это занятие можно использова...
Гармония Конспект урока по окружающему миру. Тема:"Конституция – основной закон государства. "
Формирование понятий: закон, Конституция, государственные праздники, права, обязанности....
Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс
Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1. знать, что такое Конституция РФ, пр...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Основной закон и права человека", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о правах человекаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с Конституцией РФ;Фор...