Урок окружающего мира 4 класс УМК "Школа России" по теме "Растениеводство в нашем крае"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира, 4 класс, УМК «Школа России». Тема: «Растениеводство нашего края». Данный урок предполагает познакомить учащихся с отраслями растениеводства. На основе поиска и отбора информации, наблюдения, умения работать в группах, учиться презентовать собранный материал. При отчёте групп по определённому плану по каждой отрасли, учащиеся расширили свои знания по видам культурных растений. Урок был проведён в рамках участия в конкурсе «Учитель года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_2.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4классе по программе ( 1-4)
Тема: «Растениеводство в нашем крае»
Цели: - сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае;
- познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
- развивать познавательный интерес, умение работать с дополнительной информацией, словарём, умение наблюдать;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в группе и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, иллюстрации растений, раздаточный материал для опроса, программные средства.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проводим разные, ребята, мы занятия,
И снова отправляемся в дорогу.
Нас ожидают интересные открытия.
Благодарим за это мы природу.
2. Введение в тему.
На доске различные виды овощей, фруктов, цветов, зерновых.
- Что интересного заметили? (Ответы детей).
- Как думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О растениях).
- Как считаете, это растения дикие или их развёл человек? Обоснуйте ответ. (Культурные растения и их плоды).
- Подумайте, как объединить слова “растения” и “развёл”? (Растениеводство).
- Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. Но с каждым годом поселение людей увеличивалось, все больше рождается детей, все меньше съедобной пищи остается в округе. Поэтому им приходилось уходить за пропитанием все дальше и дальше.
…И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Так зародилось растениеводство.
Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов
(На доске появляется слово Растениеводство).
- Сегодня мы узнаем, что такое растениеводство, познакомимся с его отраслями, примерами растений каждой отрасли и их пользой для человека.
3. Распределение групп.
Прочитайте, что означает термин «растениеводство» (лист из словаря)
- Распределите предметы, которые находятся на доске и на столе в группы. По какому признаку распределили? (овощи, плоды, зерновые культуры, цветы)
- Почему именно эти растения отнесли в группы?
На доске появляется запись:
РАСТЕНИЕВОДСТВО
ПОЛЕВОДСТВО ОВОЩЕВОДСТВО ПЛОДОВОДСТВО ЦВЕТОВОДСТВО
Исследование каждой отрасли растениеводства мы будем проводить по группам.
Дети выбирают сами. Каждая группа получает свой пакет,
4.Группа приступает к работе.
Правила работы в группе:
- распределите обязанности в группе, согласно плану-инструкции.
- умейте договариваться;
- знакомьтесь с информацией внимательно;
- не забывайте вписывать в схему краткий ответ;
- прими участие в отчёте о проделанной работе.
1 группа
План – инструкция.
- Найди определение термина «полеводство».
- Прочитай информацию и попробуй ответить, на какие главные две группы делятся полевые культуры.
- Приведите примеры видов растений к каждой группе.
- Для чего нужны человеку зерновые культуры?
- Для чего нужны другие полевые культуры?
2 группа
План – инструкция.
- Найди определение термина «овощеводство».
- Прочитай информацию и попробуй ответить, на какие главные две группы делятся овощные культуры по способу выращивания.
- Приведите примеры видов растений по способу выращивания.
- Какую роль играют овощи в питании человека?
- Какие овощные культуры выращивают в твоей местности?
3 группа
План – инструкция.
- Найди определение термина «плодоводство».
- Прочитай информацию и попробуй ответить, на какие группы можно разделить растения этой отрасли.
- Приведите примеры видов растений к каждой группе.
- Какую роль играют фрукты и ягоды в питании человека?
- Какие фрукты и ягоды выращивают в твоей местности?
4 группа
План – инструкция.
- Найди определение термина «цветоводство».
- Прочитай информацию и попробуй ответить, на какие группы можно разделить растения этой отрасли?
- Приведите примеры видов растений к каждой группе.
- Какую роль играют цветы в жизни людей?
- Почему одни и те же растения могут быть абсолютно разные по цветовой гамме?
- Выполни задание из конверта.
Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Овощеводство – выращивание овощей как отрасль растениеводства.
Плодоводство – разведение плодовых растений как отрасль растениеводства.
Полеводство – разведение полевых сельскохозяйственных культур, а также наука о полевых культурах.
Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.
Цветоводство – 1) разведение цветов как отрасль растениеводства;
2) предприятие, занимающееся выращиванием цветов.
Воспользуйся схемой для ответа:
Цветоводство - это | |
Цветы делятся на две группы | 1. К ней относятся: 2. К ней относятся: |
Роль цветов в жизни человека - | |
Цветы одного и того же вида имеют разную цветовую окраску, потому что | |
К отрасли цветоводства я выбрал(а) из конверта: |
Воспользуйся схемой для ответа:
Овощеводство - это | |
По способу выращивания овощи делятся на 2 группы: | 1. К данной группе относятся: 2. К данной группе относятся: |
Овощи нужны человеку для того, чтобы | |
В нашей местности выращивают: | |
К отрасли овощеводства я выбрал(а) из конверта: |
Воспользуйся схемой для ответа:
Полеводство - это | |
Все полевые культуры делятся на: | 1. К данной группе относятся: 2. К данной группе относятся: |
Зерновые культуры нужны человеку для того, чтобы | |
Другие культуры нужны для того, чтобы | |
К отрасли полеводства я выбрал(а) из конверта следующие растения: |
Воспользуйтесь схемой для ответа:
Плодоводство - это | |
Все растения данной группы делятся на: | 1. К данной группе относятся: 2. К данной группе относятся: |
Фрукты и ягоды нужны человеку для того, чтобы | |
В нашей местности выращивают: | |
К отрасли плодоводства из конверта я выбрал(а) следующие растения. |
5. Отчитаемся о проделанной работе. (выходит вся группа и даёт ответ по схеме-помощнице.
Закрепление материала:
1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).
2. На ветках сидят шары,
Посинели от жары (Слива, плодоводство).
3. В поле - метелкой,
В мешке – жемчугом (Рожь, полеводство).
4. Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку (Мак, цветоводство)
5.Расселась барышня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство)
6.Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвешь-
Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)
7.Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат (Подсолнечник, полеводство)
6.Домашнее задание.
С. 201 – 207, подготовить мини-сообщение об одном культурном растении.
7.Рефлексия.
- Уроки разные бывают.
Каким же был у нас урок?
Согласны – слышу я хлопок,
А не согласны – помолчите,
И тихо-тихо посидите.
- Наш урок был:
-интересным;
-необычным;
-скучным-скучным;
-вкусным-вкусным;
-тёплым-тёплым;
-очень светлым;
-грустным-грустным;
-очень вялым;
-аппетитным;
-витаминным.
- За долгую зиму наш организм устал, ему необходима помощь. Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки!
Приложение.
Карточки- помогайки для групп в виде информации.
Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.
Полеводство – разведение полевых сельскохозяйственных культур, а также наука о полевых культурах.
Овощеводство – выращивание овощей как отрасль растениеводства.
Плодоводство – разведение плодовых растений как отрасль растениеводства.
Цветоводство – 1) разведение цветов как отрасль растениеводства;
2) предприятие, занимающееся выращиванием цветов.
Главные полевые культуры – зерновые. К ним относятся пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха. Что люди делают из зерна этих растений:
- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);
- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);
- из овса (овсяные хлопья);
- из ячменя (перловую крупу);
- из проса (пшено);
- из гречихи (гречневую крупу);
- из кукурузы (кукурузные хлопья).
Остальные культуры:
-подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);
- картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);
- из льна (льняную ткань).
Во Владимирской области на полях выращивают картофель 12 сортов, пшеницу, рожь. Кукурузу сажают, но она не успевает вызревать, поэтому её используют на силос скоту. Ещё 10 лет назад гречихой и льном были засеяны большие территории, а сейчас их практически нет.
Овощных культур существует много: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук. Ребята 4 «А» класса составили список, в котором насчитывалось 72 овоща.
Выращивают овощи в поле, в огороде, в теплицах. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай. В открытом грунте могут расти свёкла, редис, репа, редька, лук, капуста и т.д. В защищённом грунте человек выращивает помидоры, баклажаны, сладкий перец, огурцы и т.д.
Овощи играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ. Некоторые овощи – лук, чеснок – содержат фитонциды (это вещества, от которых погибают болезнетворные бактерии).
Плодовые культуры. Так принято называть растения, которые выращивают для получения фруктов и ягод. Наиболее распространены в нашей стране яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник, облепиха, черноплодная рябина, виноград.
Фрукты играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей, много микроэлементов и других полезных для здоровья веществ. Именно фрукты и ягоды человек использует в пищу с давних времён, изготавливая компоты, желе, варенья, начинки для пирогов, в лекарственных целях. Кроме того, они ещё и очень вкусные.
Цветы выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие в теплицах, оранжереях, комнатах. А зависит это от многих факторов: есть морозоустойчивые, а есть теплолюбивые, есть засухоустойчивые, а есть влаголюбивые, есть растения, которые приспособились к нашим климатическим условиям, а есть растения, которые прибыли к нам из тёплых стран.
Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности. Интересно, что в саду Московского Кремля в 16-17 веках уже выращивали пионы, ирисы, тюльпаны, лилии. А в 18 веке был создан в Петербурге замечательный сад с красивейшими цветниками – Летний сад. Он и сейчас является украшением города.
Поразительно разнообразен мир цветов. И всё же они радуют людей своей красотой, делают жизнь человека счастливее.
Цветоводы насчитывают сотни сортов роз, тюльпанов, лилий, гладиолусов и т.д. Всё это благодаря селекционерам. Они каждый год трудятся над выведением всё новых и новых сортов цветов: скрещивают, производят отбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Поверхность и водоёмы нашего края"
Данный тест является проверочным по темам "Поверхность земли", "Водоёмы нашего края" в разделе "Родной край-часть большой страны" в 4 классе...
Конспект урока окружающего мира в 1классе " На что похожа наша планета?"
Конспект урока соответствует требованиям новых ФГОС. Данная разработка поможет вам провести интересный и познавательный урок для первоклассников....
Презентация к уроку окружающего мира УМК "Школа России" по теме : "Наш край"
Презентация Нижегородской области...
Урок окружающего мира по программе «Школа-2100». Тема: «Наши помощники – память и ум»
Цели:· Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.· Содейств...
Урок окружающего мира ("Школа России") Тема: "Откуда в нашем доме электричество?" (1 класс)
В данном материале вы найдете технологическую карту урока "Откуда в нашем доме электричество?" и приложение, в котором содержится раздаточный материал и музыкальное сопровождение для не...
Технологическая карта урока окружающего мира "Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»
Обобщить и повторить знания детей по темам изученного раздела «Мы и наше здоровье»; закреплять знания детей о здоровом образе жизни, мотивировать к использованию изученных правил гигиены в...
Презентация к уроку окружающего мира на тему "На что похожа наша планета?"
Презентация к уроку окружающего мира на тему "На что похожа наша планета?". Данная информация поможет на уроке учителю более доступно и интересно провести урок....