Открытый урок по окружающему миру, 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока с презентацией
по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_voda.docx | 42.51 КБ |
prezentatsiya_otkrytyy_urok_voda.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Чубуковой Н. Н., учителя МОУ «СОШ №3 им. С.В.Ишеева» г. Ясногорска Тульской области»
по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Вода»
Цель: расширение знаний учащихся о воде.
Задачи:
- создать условия для определения учащимися свойств воды;
- научить пользоваться школьным лабораторным оборудованием;
- научить выполнять простейшие исследования;
- развивать познавательный интерес, внимание, аналитическое мышление, речь, наблюдательность;
- воспитывать ответственность за результаты своего труда.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Определять правила поведения при совместной работе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету через исследования.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- с помощью учителя планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить высказывания;
- задавать вопросы;
- слушать и понимать других;
- сотрудничать.
Организация образовательного пространства.
Оборудование:
Традиционное:
- вода в стаканах,
- полоски разных цветов
- сахарный песок, соль, глина, песок
- штатив, спиртовка, чашечка, стёклышко, ложка, 3 воронки, фильтровальная бумага
- Учебник для общеобразовательных учреждений Окружающий мир 1 класс – часть первая. Авт. Н. Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2011 г.
Инновационное оборудование:
- Интерактивная доска
- Проектор
- Ноутбук
Формы работы:
- фронтальная (Ф)
- групповая (Г)
- индивидуальная (И)
- в парах
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1.
Добрый день любители природы.
Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.
Какое настроение возьмём с собой?
Тогда вперёд за знаниями.
2. Постановка темы и целей урока.
1) Актуализация знаний учащихся. Слайд 2.
Что случилось с цветком?
Почему это произошло?
Без какого вещества ничто живое на Земле не может существовать?
2) Формулирование целей урока с помощью учителя:
- Итак, о чём же пойдёт речь на уроке: (о воде) Попробуйте сформулировать тему урока.
Вода. Слайд 3.
А чтобы вы хотели узнать о воде?
Цели урока. Слайд 4.
Узнать:
Какая бывает вода?
Сколько её на земном шаре?
Зачем она нужна человеку и всему живому?
Надо ли беречь воду?
У некоторых из вас на столе стоят стаканы с содержимым, лежат предметы, вещества. Как вы думаете, для чего? (Будем проводить опыты. ) Правильно, а с какой целью?
- Чтобы определить свойства воды.
3. Изучение нового материала.
Учитель: А теперь … отгадайте загадку: Слайд 5.
Я пар,
Я река и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(вода)
- Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния.
Ответы детей.
Учитель: Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое). Когда мы с вами встречаем воду в твёрдом состоянии? ( С наступлением холодов).
-Верно. При температуре ниже 0*С вода из жидкости превращается в твёрдое тело.
- Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное). Где мы с вами можем с этим сталкиваться? ( На кухне, когда закипает чайник. Это пар.) Когда вода начинает кипеть, появляется пар. Пар невидимый, при соприкосновении с холодной поверхностью он превращается в воду, то есть переходит в жидкое состояние. Сейчас мы с вами убедимся в этом.
Учитель показывает опыт: превращение воды в пар, превращение пара в воду.
- А когда вода бежит? Когда она в жидком состоянии.
- 1 час назад мы занесли снег и лёд в классную комнату, что произошло со снегом? Со льдом?
Дети. От тепла снег и лёд растаяли, образовалась вода.
Да, вода перешла из твёрдого состояния в жидкое.
- Итак, в каких трёх состояниях может находиться вода?
(в твёрдом, жидком, газообразном).
На доске появляется схема. Слайд 6.
СОСТОЯНИЯ ВОДЫ |
жидкое |
твёрдое |
газообразное |
- Подумайте и скажите, от чего же зависит состояние воды? (От температуры.)
4. Первичное закрепление изученного материала.
Откройте учебник на странице 88. Вам нужно выполнить задание. Работать будете в парах.
Рассмотрите схему и попробуйте определить, на каком рисунке вода находится в твёрдом состоянии: на данные рисунки положите квадратики, в жидком – капельки.
Проверка работы. Слайд 7.
СОСТОЯНИЯ ВОДЫ |
жидкое |
твёрдое |
газообразное |
дождь
роса -снег пар
-град
-лёд
-иней
А туман вы отнесли к какому состоянию воды? (Ответы детей).
Туман – мельчайшие капельки воды, которые находятся в воздухе. Они настолько малы, что могут висеть в воздухе. Поэтому туман относят к жидкому состоянию воды. Подробно с этим материалом вы познакомитесь в старших классах на уроках физики и географии. А если кому-то интересно, то вы можете с родителями поискать данный материал в интернете, в справочниках, энциклопедиях.
5. Физминутка.
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
6. Практическая часть урока. Проведение опытов.
- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты. Сегодня вы не просто дети, а маленькие учёные. И предстоит вам работа в лаборатории «Умники и умницы», где вы самостоятельно будете проводить опыты с водой, с предметами, которые лежат перед вами. Нужно выяснить, какими свойствами наделена вода.
Работать будете в группах. Каждая группа получит задание по выявлению свойств воды и подведёт итог своей работы.
- Повторим правила работы в группах.
1. Умей выслушать товарища, не перебивай.
2. Не согласен - объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5.Надо работать дружно, помогать друг другу.
1 группа:
Опыт №1
Цель: определить, имеет ли вода цвет.
- На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. Приложите полоски к стакану с водой и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
Сделайте вывод.
Опыт№2
- Возьмите стакан с водой. Опустите в него ложку. Видна ли она?
Сделайте вывод.
2 группа:
Опыт №3
Цель: проверить, можно ли растворить в воде соль? Сахар? Речной песок?
Возьмите 3 стакана с водой. В один насыпьте чайную ложку сахара, в другую - половинку ложки соли, в третий – чайную ложку песка. Помешайте воду в каждом стакане.
Сделайте вывод. Всё ли растворяет вода?
Опыт №4
Цель: определить, какие предметы легче, а какие тяжелее воды.
Опустите в один стакан гвоздь, в другой деревянную пробку.
Утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Какой предмет тяжелее воды? Какой легче?
3 группа:
Опыт № 5
Цель: определить, имеет ли вода запах.
- Понюхайте духи, лимон, чеснок. Понюхайте воду. Сравните.
Сделайте вывод.
Опыт № 6
Цель: определить, имеет ли вода вкус.
- Налейте воду в маленькие чашечки и попробуйте воду. Можно ли сказать, что она кислая, сладкая, горькая? Имеет ли она вкус?
4 группа
Опыт №7
Цель: определить, пропускает ли воду песок, земля, глина
Перед вами 3колбы, в каждом воронка. В одной находится песок, в другой – земля, в третьей – глина. Аккуратно, тоненькой струйкой, лейте воду в каждую воронку. Понаблюдайте, пропускает ли воду песок, земля, глина.
Каждая группа рассказывает о результатах своей работы. Делается вывод. На доске появляется запись (опорные схемы):
Вода – не имеет цвета
не имеет запаха
не имеет вкуса
прозрачна
Вода хороший растворитель.
В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются.
Пробка легче воды, гвоздь тяжелее.
Песок, земля пропускают воду, глина нет.
7. Физминутка.
На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замёрз,
Нужно ножками потопать
И ладошками похлопать.
А теперь представим лето:
Речка солнышком согрета,
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём.
Мы выходим из речушки,
Направляемся к опушке,
Там садимся на пенёк,
И опять у нас урок.
8. Изучение новой темы (продолжение).
Теперь, когда мы знаем свойства воды, давайте выясним из вашего жизненного опыта, зачем вода нужна человеку и всему живому?
(Дети высказывают предположения.) ( работа по учебнику с.89)
Да, ребята, вода имеет огромное значение для всего живого на Земле.
Вода – родной дом для многих видов животных. Слайд 8.
Без неё не могут прожить звери, птицы. Слайд 9. Она поит леса и поля. Слайд 10. Она кормит нас. Ведь по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода помогает добывать электрический ток на электростанциях. Слайд 11. Без неё не замесить тесто для хлеба, не приготовить еды, (Слайд 12) не сделать бумагу, ткань, резину, лекарства. Ничего не сделать без воды.
Воды на земле очень много.
И когда космонавты полетели в космос и посмотрели на землю со стороны, они увидели, что голубого цвета на ней намного больше.
Посмотрите на глобус - модель нашей Земли.
Голубым цветом изображены моря и океаны нашей планеты.
Они занимают в два раза больше места, чем суша. Воды на планете Земля очень много. Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?
Дети: Люди загрязняют реки и озёра.
Правильно. А теперь послушайте сказку и скажите, что явилось причиной загрязнения водоёма и к чему это привело. Слайд 13.
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку.
Слайд 14.
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах. Слайд 15.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга
не могут.
- Соседка, почему ты такая красная?
- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
- А ты почему жёлтая, как лимон?
- Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот
прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
- Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из- под мусора.
- А ты почему такая чёрная?
- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Что явилось причиной загрязнения воды? Слайд 16. К чему всё это привело?.
Поэтому воду надо беречь.
- Как это можно сделать? (Ответы детей)
Бежит вода, струится
И прямо в домик твой.
К ней надо относиться как к ценности большой.
Коль зря течёт вода, кран закрой, а то беда!
9. Итог урока. Рефлексия. Слайд 17.
Вставьте недостающие слова
Вода на Земле встречается в трёх состояниях:
___________,_____________,________________.
Состояние воды изменяется в зависимости от -_________________.
Вода не имеет _____________, ______________, __________________.
Вода может ______________ вещества.
- Давайте подведем итог нашего урока. Слайд 18.
- О чём мы говорили?
- Чему вы научились?
- Что нового узнали?
- А теперь каждый оцените свою работу.
Если вы считаете, что урок для вас прошёл с пользой, и вы узнали много нового и интересного, поднимите синюю капельку. Ну, а если ничего нового для себя вы не унесёте с урока, поднимите жёлтую капельку.
- Дети, спасибо за урок. Я вами очень довольна. Вы хорошо поработали. Слайд 19.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что случилось с цветком?
Тема: Вода
Цели урока: Выяснить: Какая бывает вода? Определить свойства воды. Узнать: Сколько её на Земном шаре? Зачем она нужна человеку и всему живому? Надо ли беречь воду?
Загадка: Я пар, Я река и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу
ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ ЖИДКОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ ТВЁРДОЕ
Состояния воды Жидкое Твёрдое Газообразное
Плачет малая речонка , Одолел речонку страх . Стала речка тонкой – тонкой , Обмелела на глазах.
Источники загрязнения воды сточные воды заводов разливы нефти мусор с кораблей
Проверь себя! Вставь недостающие слова. Вода на земле встречается в трех состояниях: ………………, …………….., ……………… . Состояние воды изменяется в зависимости от ………………. . Вода не имеет …………….., ……….. и ………….. Вода может ……………. вещества запаха цвета вкуса температуры жидкое твёрдое газообразное растворять
Мне понравилось… Я узнал … Больше всего мне понравилось Я научился… Было интересно… Было трудно… Могу похвалить себя за то, что… Больше всего мне понравилось… Мне показалось важным…
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"
Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....