Растения и животные леса. Экскурсия № 1 (заочная)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.doc | 49 КБ |
okruzhayushchiy_mir_4_klass.ppt | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Растения и животные леса. Экскурсия № 1 (заочная)
Цель урока:
-Углубить знания детей о растениях и животных леса, полученные во 2 классе.
Задачи урока:
- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.
- Развивать мышление, память;
-Учить группировать предметы по существенным признакам;
– Воспитывать познавательный интерес.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Оборудование:
-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).
-Мультимедийная техника, экран.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
2.Проверка домашнего задания. (слайд №1-7)
Игра «Кот в мешке».
(Дети выбирают на экране ячейку, в которой спрятано задание.)
-Что такое почва?
-Из чего состоит почва?
-Основное свойство почвы?
-В каких случаях почвы разрушаются?
-Какие меры применяют люди для охраны почв?
3.Объяснение нового материала. (слайд №8)
(Звучит запись со звуками леса. Двое учеников читают стихотворения о лесе С.Я.Маршака «Голос в лесу» и С.Есенина «Топи да болота…»)
-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).
-А бывали ли вы в лесу?
-Как вы понимаете, что такое лес?
-Какие деревья растут в лесу? (Слайд №9.)
-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №10)
-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)
-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)
-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №11)
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №12)
-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №13)
-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №14)
-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)
-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)
«Прикоснёшься – как огонь.
Лучше ты её не тронь.
Обжигает руки, ноги –
Осторожней с ней в дороге.» (крапива)
«Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.» (ландыш)
«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)
«Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушёная в запас
От простуды лечит нас.» (малина)
«Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто меня любит
Тот рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.» (земляника)
«Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло.» (брусника)
-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)
-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)
-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)
-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)
-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)
-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)
-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?
4. Закрепление пройденного материала.
-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)
-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)
1 ученик.. Папоротник мужской.
Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.
2 ученик. Голубика.
Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.
3 ученик. Белена черная
Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.
4 ученик.Чистотел большой
Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнезднай двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.
5. Физминутка.
-А сейчас отдохнём. (слайд №24)
«Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.»
6. Животные леса.
-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)
А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.
-Каких ещё животных можно встретить в лесу?
-Почему эти животные могут жить в лесу?
-Как называют животных, которые живут в лесу?
(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)
7. Работа с учебником.
-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:
-Какое животное является национальной гордостью России?
-Кто является санитаром леса?
-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?
8. Обобщение.
-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)
1.Животное – национальная гордость России.
2.Растения нижнего яруса.
3.Растения среднего яруса.
4. «Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку,»
5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?
6.Растения верхнего яруса.
7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?
8.Лесной доктор.
9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?
10. «В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.»
-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?
-Почему нужно охранять природу?
-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)
-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём.
( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И,сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)
9.Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Что вас удивило?
-Что показалось особенно интересным?
-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?
10. Домашнее задание.
-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.164- 169)
-Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Кот в мешке» 2 4 1 5 3
Что такое почва? Почва – это верхний рыхлый плодородный слой земли.
Из чего состоит почва? Почва состоит из песка, глины и перегноя. Содержит воду и кислород.
Основное свойство почвы? Плодородие.
В каких случаях почвы разрушаются? Вымываются водой и выдуваются ветрами.
Какие меры применяют люди для охраны почв? Сажают лесные полосы.
А бывали вы в лесу? Как вы понимаете, что такое лес? Какие деревья растут в лесу? Растения и животные леса.
Лес -это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.
На какие группы можно разделить эти деревья?
Хвойные деревья. Лиственные деревья.
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных деревьев? У лиственных деревьев листочки, которые деревья сбрасывают осенью, а у хвойных вместо листочков хвоинки ,которые сменяются постепенно в течение нескольких лет и поэтому деревья всегда зелёные. хвоя листья
Как называются леса в которых растут только лиственные деревья? Лиственные леса.
Как называются леса в которых растут только хвойные деревья? Хвойные леса.
Как называются леса в которых растут хвойные и лиственные деревья? Смешанные леса.
Какие ещё растения растут в лесу вы ответите отгадав загадки. Прикоснёшься - как огонь. Лучше ты её не тронь. Обжигает руки, ноги – Осторожней с ней в дороге. Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной. Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной. крапива ландыш
Мягок, а не пух; Зелен, а не трава. Летом рад я свежей Ягоде медвежьей; А сушёная в запас От простуды лечит нас. мох малина
Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для меня Кузовки и лукошки. Кто меня любит, Тот рад поклониться. А имя дала мне Родная землица. Что за бусинка вот тут На стебле повисла? Глянешь – слюнки потекут, А раскусишь – кисло. земляника брусника
Рассмотрите внимательно растения, которые растут в лесу, кроме деревьев. На какие группы их можно разделить?
Травянистые растения. Кустарники и Мхи. кустарнички.
Какие же растения растут в лесу? деревья кустарники травянистые растения мхи
Ярусы леса. Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов. Первый ярус – деревья. Это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и более метров. Второй ярус – кустарники. Третий ярус – кустарнички (например, брусника). Четвёртый ярус – травянистые растения. Пятый ярус – мхи и лишайники.
Лекарственные растения. папоротник мужской крапива голубика белена чёрная чистотел большой одуванчик лекарственный золототысячник обыкновенный пижма
Физминутка Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут тоже покажем Крылья сложили назад.
Узнай и назови обитателей леса. сова кабан лисица соболь кукушка лось заяц дятел ёж медведь белка
Разгадай кроссворд. 1.Животное – национальная гордость России. 2 4 3 5 6 7 9 8 1 10
2.Растения нижнего яруса. ь л о б о с 4 3 5 6 7 9 8 10 2
3.Растения среднего яруса. ь л о б о с и м х 4 5 6 7 9 8 10 3
4.Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызёт морковку. ь л б о с и м х к к у и н с т а 5 6 7 9 8 10 о р 4
5.Как называется лес, в котором растут дуб, берёза, клён, липа? ь л о б о с и а р х к ц я з к у и н с т а 6 7 9 8 10 5 м
6.Растения верхнего яруса. ь л о б о с и м н а р х е к ц я з к у и н с т й л и с ы н т в 6 а
7.Как называется лес, в котором растут ель, сосна? ь л о б о с и м я н а р х е к ц я з к у и н с т а в ь е й л и с ы н т в д е р 7
8.Какую птицу называют лесным доктором? ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р х в 8
9.Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е л х в я т д 9
10.В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. ь л о б о с и м й я н а р х е к ц я з к у и Н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е е л х в ш м я т ы н н а й д с 10
Разгадай кроссворд. ь л о б о С и м й я н а р х е к ц я з к у и н с т а в ь е й л и с ы н т в о й ы н д е р е с е л х в ш с м д я т ы н н а а л и й
Причины сокращения численности растений и животных хозяйственная деятельность сбор букетов неумеренный сбор лекарственных растений вытаптывание сплошная распашка целинных земель вырубки старых высокоствольных лесов дефицит гнездопригодных мест браконьерский отстрел
Охрана лесов. Велико значение леса в нашей жизни. Лес даёт древесину. В лесах живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу. Леса поддерживают полноводность рек,предохраняют почву от разрушения предупреждают обвалы в горах. Леса защищают поля от суховеев и пыльных бурь. Леса украшают землю и очищают воздух. Поэтому леса надо беречь и охранять от пожаров,от вырубки. Создавать заповедники для редких видов растений. Народная мудрость гласит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево.»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"
Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....
Весна в лесу (экскурсия по лесу)
Разработка урока по теме "Весна в лесу". Виртуальная экскурсия по лесу (презентация)...
Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...
Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.
Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала. Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: ...
Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир» при изучении темы: «Охрана животных». Виртуальная экскурсия "Мы идём в зоопарк"
Актуальность темы: Занятие обеспечивает учащихся дополнительной информацией о Красной книге России, о крупных зоопарках Р.Ф. Так как в нашем городе нет зоопарка, в занятии имеется видеоматериал о зооп...
«Музей в жизни города. Экскурсия (заочная) по музеям Санкт-Петербурга, Москвы» 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование познавательного интереса учащихся к музеям города; создание условий для расширения знаний о музеях в разных городах; содействие развитию кругозора, творческого ...