Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема: "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект содержит задания различного характера, осуществляется работа в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока окружающий мир
I. УМК «Школа России» 4 класс.
II. Тема урока: «Лес и человек».
III. Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
Задачи урока
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
2.Познакомить учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
Развивающие:
1.Развивать монологическую речь учащихся.
2.Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение и любовь к природе.
2. Воспитывать культуру поведения.
IV. Литература: учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Окружающий мир: 4 класс: В 2 ч., часть 1
V. Оборудование урока : рабочая тетрадь к учебнику; карточки с заданиями; презентация «животные и растения, занесённых в Красную книгу»; аудиозапись песни «Лесной марш»Ю.Чичкова.
VI. Ход урока:
Этапы и содержание урока | |
Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся |
1. Организационный: подготовка учащихся к работе. | |
Нас сегодня ждёт дорога, И узнать нам надо много. Так давайте начинать, Чтоб скорее всё понять. |
|
2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по ранее изученным темам | |
1. Блицтурнир «Я знаю лес» 1.Какой лес называется тайгой? 2.Какое отличие есть у лиственницы? 3.Когда плачут березы? 4.Как называется лес, в котором растут березы, ели? 5.Сколько лет живет иголка сосны? 6.Из какого дерева делают спички? 7.Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.) 8.Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? 9.У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? 2. Групповая работа. - Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса. | Хвойный Сбрасывает иголки Весной, сок течет Смешанный лес 1 год Из осины Дубовые и березовые Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри яиц погибнут Осина (Составляют цепи питания, кратко характеризуют) кора – олень – волк желудь – мышь – лиса шишка – кедровка – лиса кора – заяц – лиса кора – заяц – волк |
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока | |
-Прослушайте песню Ю.Чичкова «Лесной марш» и попытайтесь определить тему сегодняшнего урока. -Как вы думаете, важна ли эта тема, и, если важна, то почему? -Правильно! Итак, тема нашего урока «Лес и человек» | Прослушивание песни «Лесной марш» Это очень важная тема, так как жизнь и здоровье человека зависят напрямую от состояния леса. |
4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся | |
Послушайте стихотворение «Русский лес» С.Никулина. Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить- То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться- И видно всё со дна. Течёт вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану- Присяду на пенёк. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зелёной бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность лес шумит. -О чем говорится в этом стихотворение? -О каких отношениях говорится в этом стихотворении? -Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. -Прочитайте еще раз про себя. -Так чем же является лес для человека? -А почему лес аптека? -Что ещё человек находит в лесу? -А как лес может обогреть человека? -Значит лес для человека источник топлива. -Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? -А что у вас на столах изготовлено из дерева? -Какой вывод можно сделать? -А что ждет человека в лесу. Найдите в стихотворении. -Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? -Чем для них является лес? -Для кого ещё лес является домом? -Значит, лес-это еще и дом для растений и животных. |
О лесе и о березках, которые надо сберечь Об отношениях между человеком и лесом Лес-место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь» В лесу много лекарственных растений, лесной воздух чист Пищу, воду Дрова, а дрова это деревья Шкафы, парты…. Карандаш, линейка, тетрадь Лес источник древесины. «Нас ждут в лесу рябина Орехи и цветы, Душистая малина…» живут Домом Для животных |
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний. | |
1. Работа по учебнику стр.106-107 -Прочитаем в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» (учитель задаёт вопросы по статье и после каждого ответа учащихся вывешивает на доску соответствующую карточку, в конце получается схема) -Какие роли выполняет лес? -Чем является лес для воздуха? -Чему еще лес является защитником? -Скажите, так какую ещё роль играет лес? -Как лес защищает водоёмы? -Как лес защищает почвы? -Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. -А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? -Не по его ли вине возникают экологические проблемы? 2. Групповая работа. Учащиеся делятся на группы. Каждой группе даны карточки со стихотворениями или текстами. Учащиеся работают с текстами, отвечая на вопросы в карточке, к каждой карточке ребята формулируют экологическую проблему и правила поведения в лесу, в конце выступлений на доске появляется памятка. Карточка 1. Н.Некрасов. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько здесь было кудрявых берёз! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал и в лес убежал. -Всё правильно! Молодцы. -Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Карточка 2. Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему? -Многие из животных занесены в Красную книгу (презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов). Карточка 3. Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйцаОля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. Карточка 4. Забывчивый охотник на привале Не заметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростёр. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зелёный лес пошёл. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. -Молодцы ребята. Хорошо потрудились Внимательно посмотрите на правила, которые вы сами сформулировали, запомните их и соблюдайте! | Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии Защитником Водоемам и почвам Защитник воздуха, водоёмов, почв - В этом стихотворении речь идёт о такой экологической проблеме, как вырубка леса. Вырубленные леса надо восстанавливать. Правило. Не руби деревья! (например, ёлку на новый год…) Экологическая проблема – исчезновение редких видов животных Очень сильно распространенно браконьерство-незаконная охота Правило. Не убивай животных! Экологическая проблема-загрязнение лесов. Правило. Не оставляй в лесу мусор! Экологическая проблема-лесные пожары. Правило. Не забудь погасить костер! |
6. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний. | |
1. Работа в рабочей тетради стр.35 №1. Прочитай задание. Что нужно сделать? стр.35 №3 Прочитай. Что нужно сделать? 2. Опрос учащихся. -Назовите, с какими значениями леса мы познакомились? -С какими экологическими проблемами мы познакомились? -Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес? |
Учащиеся самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. |
7. Подведение итогов | |
-Трудно ли вам было сегодня на уроке? -Назовите, с какими значениями леса мы познакомились? -С какими экологическими проблемами мы познакомились? -Что должен делать человек для того, чтобы сберечь лес? -Что вам больше всего запомнилось? -О чём бы вы ещё хотели узнать? |
|
8. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению. | |
Стр. 106-113 знать, тетрадь стр.36 №4. |
|
Выставление оценок за работу на уроке. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес и человек"
На уроке с помощью трёх группп: знатоки, исследователи и почемучки дети узнают какое огромное значение для человека имеет лес. Узнают о лекарственных растениях, о животных занесённых в в Красную книгу...
Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России" Тип урока: Открытие нового знания....
Конспект урока изобразительного искусства. 4 класс. Тема урока"Пожилой человек"
Цели деятельности учителя: формирование представления о красоте древнегреческого человека.Планируемые результатыПредметные: освоение приёмов симметричного вырезания формы п...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Луг и человек». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга; расширение знаний учащихся о разнообразии растений луга, о ...
Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: "Выражение характера человека. Женский образ".
Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: "Выражение характера человека. Женский образ"....
Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: Выражение характера человека через украшения
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....