Разработка урока по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А.Плешакова ("Школа России") 4 класс "Земля - кормилица"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок познакомит учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okr._mira.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме: ЗЕМЛЯ – КОРМИЛИЦА

УМК «Школа России» 4 класс

Учитель: Кальницкая Л.А.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная, в парах

Оборудование

Ноутбук, экран, проектор; интерактивная система опроса; схема «Типы почв»; схема «Состав почвы»

Организационная структура урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! 
Вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

  1. Актуализация знаний.

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы подготовились к работе.

Словарный диктант (работа в парах)

Подготовьте карточки, которые лежат у вас на столе. Узнайте полезное ископаемое и покажите нужную карточку.

  • Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой для скота, удобрением. (ТОРФ)
  • Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, состоит из мелких, плотно соединенных зерен (ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА)
  • Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (КАМЕННЫЙ УГОЛЬ)
  • Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из полевого шпата, кварца и слюды (ГРАНИТ)
  • Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов (ИЗВЕСТНЯК)
  • Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут (НЕФТЬ)
  • Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле (ГЛИНА)

Тест «Полезные ископаемые» (интерактивная система опроса)

  1. Самоопределение к деятельности

В названии темы нашего урока не хватает одного слова. Узнать его вам поможет загадка

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я все терплю и добром плачу.    (ЗЕМЛЯ)

Прочитайте тему урока «ЗЕМЛЯ – КОРМИЛИЦА» Какой вопрос возникает?

Какая цель может быть поставлена?

Что мы будем делать для достижения этой цели? (работать в парах,  читать учебник, рассуждать, делать выводы)

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы?

  1. Открытие новых знаний

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».

- Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой)

- Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

- Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

 

 Практическая работа

Опыт 1.

- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

- О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

Опыт 2.

- Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

- Вывод? (В почве есть вода.)

Опыт 3.

- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

- Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху - глина.)

Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

Опыт 4.

- Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

- Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

- Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной - гумус.)

Опыт 5.

- Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

- Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

- Совершенно верно, это соли - питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)

В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

Беседа

- Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

- Как вы думаете почва везде одинаковая?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

Сам. Работа с учебником с. 160-161

Перечислите типы почв.

Какие самые распространенные в нашей стране? (подзолистые)

Самые плодородные? (чернозёмные)

Чем интересны болотные почвы? (торф)    луговые? (дёрн)

Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей»

Давайте послушаем сказку ….. (рассказывает ученик)

Что называют волшебной кладовой  и почему?

Что издавна делает земля-матушка? (кормит людей)

И не только людей, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю?

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!

а) Работа по учебнику.

- Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 162 -163

  1. Закрепление изученного.

 Тестирование.

- Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

Интерактивная система опроса. (Взаимопроверка)

- Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

- Кто не допустил ошибок?

- Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.

  1. Подведение итогов

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание

Стр. 171-174, р. т. стр. 53-54 Доп. ПОДОБРАТЬ СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ-КОРМИЛИЦЕ.

        

Приложение

Тест «Земля-кормилица» (почвы)

  1. Характерными почвами нашего края являются...
    а) черноземы;
    б) подзолистые почвы;
    в) тундровые почвы;
    г) серые лесные почвы.
  2. Черноземные почвы преобладают...
    а) в тундре;
    б) в лесной зоне;
    в) в степях;
    г) в пустынях.
  3. Плодородие почвы зависит от количества...
    а) песка;
    б) перегноя;
    в) глины;
    г) солей.
  4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
    а) вода;
    б) воздух;
    в) камни;
    г) соли.
  5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
    а) песок;
    б) глина;
    в) перегной;
    г) ил.
  6. В состав почвы входят...
    а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
    б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
    в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
  7. Для защиты почвы на полях необходимо...
    а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
    б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
    в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
  8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
    а) 100-150 лет;
    б) 5-10 лет;
    в) 250-300 лет;
    г) 1-2 года.

Чернозём – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмна в ней достаточно влаги и воздуха. На чернозёмных почвах выращивают высокие урожаи. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, т.к. там почва не такая плодородная.

        Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмы. Но люди научились получать хорошие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесению необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

        Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

        Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного увлажнения. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дёрна, который образован корнями.

        Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно формируется в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике в 4 классе по УМК "Школа России" по теме:"Четыре арифметических действия" 1 четверть

Этот урок был проведён на семинаре директоров по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе". Урок построен в виде путешествия по телецентру....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" С. Толстой «Л.Н. Толстой»

Данный материал содержит конспект урока и презентацию, в которой знакомит детей с биографией писателя Л.Н.Толстого...

Разработка урока по математике во 2 классе по программе "Школа России". Защита проекта "Узоры и орнаменты на посуде".

Заключительный этап работы над проектом по математике "Узоры и орнаменты на посуде" - защита проекта.На данном уроке демонстрируется применение на практике новых знаний, полученных при работе над темо...

Методическая разработка урока с презентацией по литературному чтению. 2 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению с презентацией А.Введенский "Учёный Петя", "Лошадка"...