Конспект урока по развитию речи в 1 классе на тему" Дикие животные-заяц"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задачи:
1. Образовательные:
- расширить и уточнить представления обучающихся о предметах
окружающего мира через изучение животного – зайца;
- формировать умение составлять связное высказывание описательного
типа на основе анализа животного по картинно-символическому плану;
2. Коррекционно-развивающие:
- корригировать познавательные процессы на основе использования
специальных упражнений на восприятие целостного образа по его части,
исключение лишнего, составление целого из частей;
- активизировать и расширить словарный запас обучающихся;
- формировать навыки учебной деятельности;
- повышать речевую активность;
- развивать умение работать в парах;
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) Упражнение на релаксацию:
Все сумели мы собраться, за работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, можем мы урок начать.
б) Упражнение на коррекцию зрительного восприятия целостного образа по его части
– Определите, кто изображен на картинке? (Часть каждой картинки закрыта) ( слайд1)
в) Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрацию внимания.
– Посмотрите на картинки и назовите одним словом. (животные) (слайд 2)
г) Обобщающая беседа (фронтальный опрос).
– Разделите животных на 2 группы.
– Какие это будут группы?
– Назовите домашних животных? А каких домашних животных вы ещё знаете?
– Почему их называют домашними?
- У кого есть домашние животные? Какие?
– Назовите диких животных. Каких вы ещё знаете? Почему их называют дикими?
II. Введение в тему.
а) Сообщение темы урока:
Сегодня мы познакомимся с диким животным. А с каким – вы узнаете, разгадав кроссворд.
(слайд 3)
-Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (заяц)
-На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
-По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, да не лисица. (белка)
- Водяные мастера
Строят дом без топора. (бобры)
-Для меня конюшня – дом.
Угости меня овсом!
Грива вьется за спиной,
Не угонишься за мной! (конь)
– Прочитайте слово, которое получилось? (зверь)
– Найдите и назовите лишнее животное? (конь). Докажите.
– Попробуйте запомнить всех зверей на доске. Закройте глаза. Отгадайте, кого не стало? (зайца).
в) Сообщение задач урока.
– На уроке мы узнаем многое о зайце, как передвигается, чем питается, чем покрыто его тело и составим рассказ о зайце.
Физминутка.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
III. Изучение нового.
а) Вводная беседа по картинкам с выделением существенных признаков. (слайд 4)
- Сколько зайцев вы видите?
– Посмотрите и скажите, что одинаковое есть у зайцев на всех картинках?
– Какие видите различия?
– Какие части тела вы видите?
– Какие лапы у зайца?
– Чем покрыто тело зайца?
– Где живет заяц?
– Зачем зайцу длинные задние лапы? (Он спасается от своих врагов бегством, при этом легко отталкивается задними ногами. Поэтому и в гору он взбирается легко, а с горы катится кубарем (перевертываясь, кувыркаясь). Даже есть такая поговорка: «В гору – бегом, а с горы – кувырком».
- «Зимой белый – летом серый». Почему? (Заяц линяет.Белая шерсть зимой помогает зайцу слиться со снегом и быть незаметным на нем.)
б) Игра «Продолжи предложение о зайце» (слайд 5)
в) Работа по учебнику (стр. 69, задание 2) Упражнение в подборе слов-антонимов.
– Уши у зайца длинные, а хвост - ?.
Летом мех у зайца серый, а зимой - ?.
Задние лапы у зайца длинные, а передние - ?.
Голова у зайца маленькая, а туловище - ?.
Фронтальная проверка - чтение предложений по цепочке.
г) Просмотр видеофильма «Заяц – русак» с комментариями учителя.
– Сейчас вы увидите, как заяц живет в природных условиях.
- Заяц живёт в лесу. Жизнь зайцев сложна и опасна, потому что заяц - это маленький зверек. Возникает вопрос - чем защищается заяц? Для защиты у зайца есть два основных качества - ЛОВКОСТЬ и СКОРОСТЬ. Зайчики научились запутывать следы, петлять, сбивая с толку преследователя. Он не просто убегает от хищников - он еще и хитрит при этом: пробежит какое-то расстояние вперед и, если преследователь далеко, вернется по своим следам - прыгнет в сторону, затем в другую. Собака, волк или лиса, идущие по следу зайца, путаются, не могут понять, куда же побежал он - вперед или назад. А заяц тем временем еще раз хитрит: еще раз сделает большой скачок в сторону - и был таков. Пока хищник будет разбираться, зайчик уже далеко. Питается зайчик корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами деревьев, кустарников. Детёныши рождаются весной.
д) Обобщающая беседа после просмотра фильма.
– Где обитает заяц?
– Чем питается?
– Зачем заяц запутывает следы?
е) Вывод учителя:
Заяц – дикое животное. Живет заяц в лесу. Питается корой деревьев, травой. Передние лапы короче задних. К зиме заяц меняет серую шерсть на белую. Весной у зайцев рождаются зайчата.
- Где можно увидеть зайца, кроме как в лесу?
Физминутка
ё) Работа в тетрадях
V. Обобщение.
а) Упражнение в составлении предложений:
Задание: «Вставь вместо точек нужные слова» (слайд 6)
Заяц живет в … У зайца … глаза, … уши, … хвост. … ноги спасают зайца от врагов. Зимой зайцы …, а летом … .
б) Упражнение в составлении рассказа о зайце по опоре-схеме. (слайд 7)
- В каких произведениях можно встретить зайца? (выставка книг)
- Какой он по характеру?
VI. Итог урока.
– О каком диком животном мы сегодня говорили?
– Что нового узнали о зайце?
– Спасибо всем за хорошую работу на уроке. (слайд 8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)
Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....
Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"
Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....
Конспект урока по развитию речи 3 класс УМК «Школа России»
Тип урока: комбинированный урок объяснения нового материала.Цель урока: научить составлять план текста.Планируемые результаты урока:Предметные·...
Конспект урока по развитию речи, 4 класс, развивающая программа Эльконина-Давыдова
Урок развития речи на теме "Изложение-описание...
Конспект урока по развитию речи 4 класс
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Развитие речи. Обучающее изложение "Горькая вода". Перспектива...
Конспект урока по развитию речи 2 класс
Конспект урока по развитию речи. 2 класс. Тема: Сочинение с элементами рассуждения "Мой любимый урок"...
Конспект урока по развитию речи 4 класс
Изложение написано по тексту Н.Сладкова "Поползень и гюрза"...