Конспект урока по развитию речи 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Изложение написано по тексту Н.Сладкова "Поползень и гюрза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx87.05 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Педагогический колледж № 8

Конспект

Урока по развитию речи
на тему: «Изложение»,

Проведённого 24 ноября 2022 года

в ГБОУ школе № в 4 «е» классе

студенткой: Бальчиковой Дианой Андреевной

Санкт-Петербург

2022

Технологическая карта урока

Урок

Развитие речи (русский язык)

Класс

4

Тема

«Изложение»

Дидактическая цель

Создание условий для отработки обучающимися умения писать изложение.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Положительное отношение к урокам русского языка.

Л2. Стремление развивать и совершенствовать речь.

Познавательные

Мп1. Учиться основам смыслового восприятия текста.

Мп2. Уметь систематизировать знакомый материал.

Регулятивные

Мр1. Уметь определять и формулировать тему урока.

Мр2. Уметь определять и формулировать цель урока.

Мр3. Уметь планировать учебную деятельность на уроке.

Мр4. Уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные

Мк1. Уметь взаимодействовать с учителем с помощью ответов на вопросы.

Мк2. Уметь понимать устную и письменную речь.

П1. Знать, что такое изложение.

П2. Формировать умение делить текст на смысловые части.

П3. Уметь определять тему и главную мысль текста.

П4. Знать типы текста.

П5. Знать орфограммы и уметь находить их в словах.

П6. Уметь писать изложение.

Учебная задача

Как написать изложение?

Использование средств ИКТ

Проектор, компьютер, электронная доска, презентация

Образовательные ресурсы

Для учителя:

Литература

Для ученика:

Учебник «Русский язык, 4 класс, 1 часть» Канакина

Учебник, листы для написания изложения

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

  1. Организационно-мотивационный момент

Подготовка оборудования, подключение презентации.

Приветствие.

Проверяют готовность к уроку.

-Добрый день, ребята, меня зовут Диана Андреевна. Сегодня я проведу для вас урок русского языка.

-Наш с вами урок будет не простым, а очень интересным и увлекательным.

Но перед эти посмотрите на доску, на ней вы видите пословицу, она будет девизом нашего урока

(Ученье да уменье всегда найдёт применение.)

-Как вы думаете, что значит эта пословица? О чем она говорит?

Хорошо, давайте проверим наше предположение

Она говорит нам, что знания, которые мы получаем и то, чему мы учимся всегда помогут нам в любой жизненной ситуации.

  1. Постановка учебной задачи

-Но, чтобы нам узнать тему урока я предлагаю вам решить ребус

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Верно

-А как выдумаете, какую цель мы можем перед собой поставить?

- Но, чтобы напомнить вам, что такое изложение. К нам в гости пришёл мой друг, посмотрите на доску.

-Как зовут этого героя?

-Ребята из какой сказки он к нам пришел?

-А кто написал это произведение?

-Да, совершенно, верно, а кто был его друзьями?

-И вот он хочет вам напомнить, что изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто.

Изложение

Написать изложение

Кот Матроскин

«Дядя Федор, Кот и пес»

Э. Успенский

Пес, Дядя Федор

  1. Учебное действие

- А сейчас мы превращаемся в рассказчиков.

- Скажите, чем трудна эта работа?

- Вам необходимо настроиться на серьезную работу, быть очень внимательными.

-Чтобы вы догадались, кто будет героем нашего рассказа, вам придется отгадать загадку.

Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу.

- Верно. Помогать писать изложение нам будет текст упр-я 180 на стр. 101

- Прочитайте текст про себя. Кто хочет прочитать текст вслух

- Давайте определим тип текста. определите тип текста.

-Почему?

- Какова тема текста? О ком говорится?

- Что интересного вы знаете о поползнях?

Обыкновенный поползень занимателен целым рядом своих повадок и свойств. Он вполне заслуживает титула "короля древесных стволов и толстых

ветвей", по которым лазает вверх и

вниз (причём вниз головой!) с

поразительной проворностью,

недоступной, например, дятлам или пищухам. Оригинален также и окрас этих птичек: у самца и самки спинка пепельно-серая, грудка - жёлто-красная, через глаз проходит чёрная полоса, у молодых она коричневатая.

- Как вы считаете, что главного хотел рассказать Н. Сладков в своем рассказе? В какой части текста слова заключена главная мысль?

-Верно. А теперь Кот Матроскин предлагает нам выделить основные части этого текста.

-Сколько основных частей в тексте?

-Как они называются?

-Верно. Для того, чтобы нам с вами облегчить написание нашего изложения, Кот Матроскин предлагает составить план написания изложения.

-Кто нашел первую часть нашего текста и готов ее прочитать?

-Как мы с вами можем ее назвать?

-Прочитаем основную часть. О чем главном мы узнаем?

- Как мы можем назвать эту часть?

- Какую часть можно считать итогом рассказа? Какая главная мысль здесь заключена?

-Как мы можем озаглавить эту часть?

- Давайте прочитаем текст еще раз. Где происходит действие?

- Что такое ущелье?

- Какие слова и выражения использует автор, чтобы показать волнение, которое испытывает птичка?

-Вы правы. Теперь Кот Матроскин предлагает нам разобрать слова, в которых можно допустить ошибки при написании слов.

на…отвес…ной горе
птен…чики
..д…витая
из…гнул…сь
всп…рхнул

-Какая орфограмма нам встретилась в первом слове и что мы там напишем?

-Верно. В слове птенчики, будем ли мы писать «ь» знак?

-Правильно. Какая орфограмма в следующем слове?

-Верно. Орфограммы в следующем слове.

-Правильно. И последняя орфограмма.

-Сейчас я порошу вас рассказать, что вы напишете в каждой из частей. Кто готов пересказать 1 часть?

-Кто хочет пересказать 2 часть?

-Кто готов пересказать 3 часть?

-Прекрасно. На партах у вас лежат таблицы, в которых написан план изложения, опорные слова к каждой части и слова, в которых при написание может быть ошибка.

-Не забывайте, что каждая часть пишется с новой красной строки.

-Приступайте к написанию ваших изложений.

Алгоритм проверки изложения:

#1056;ебята поднимите все на меня глазки.

2. Поднимите ручки у кого в изложении 3 части и 3 красных строфы?

3. Поднимите ручки кто в первой части изложения написал о ком будет идти речь?

4. Поднимите ручки кто во второй части написал, что происходило?

5. Поднимите ручки кто в третьей части написал какое чудо случилось?

6. Перечитайте последний раз своё изложение, проверьте не допустили ли вы орфографические или пунктуационные ошибки.

7. После проверки, отложите свои работы на край парты и посмотрите на меня.

Грамотно записать все слова

Поползень

Повествование

В тексте говорится про поползня

Главная мысль заключена в последнем абзац

3

Вводная часть, основная часть и заключение

Тревога в ущелье

Как змея подбиралась к гнезду

Птенцы в опасности

Как маленькая птичка отважно защищала свое гнездо и птенцов

Отважный поползень

В ущелье


Ущелье – расщелина в горах.

Крутится юлой, кричит, зашелся криком

На отвесной горе – «на» мы напишем раздельно, потому что это предлог, непроизносимую согласную «т» мы не пишем

Нет, потому там сочетание «нч», а мягких знак там не пишется

Первую букву мы напишем «я», потому что корень яд, во втором пропуске мы напишем букву «о», потому что она находится в суффиксе «овит»

В первом пропуске мы напишем букву «о», потому что приставка «изо», во втором пропуске мы напишем букву «о», потому что это окончание

Мы напишем букву «о», проверяемая гласная в корне слова

  1. Действие контроля и самоконтроля

-Вот и подходит наш урок к концу именно поэтому давайте подведём итоги и попрощаемся с нашим другом.

- Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

-Чему мы с вами научились?

-А какая пословица сопровождала нас на протяжении всего урока?

-Верно, мы с вами трудились и учились и всё у нас получилось, значит пословица описывает наш с вами сегодняшний урок

Изложение по тексту Н.Сладкова

Мы научились писать изложение по тексту Н.Сладкова

«Ученье да уменье всегда найдёт применение»

#1055;одведение итогов. Рефлексия

-Ребята, давайте попрощаемся с Матроскиным и посмотрим с вами на доску, на ней вы видите начало фраз. Вам по желанию я предлагаю, дополнить эти фразы

Всё, ребята, вот и закончился, наш прекрасный урок. На этом я с вами прощаюсь, спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы и хорошо поработали!

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по развитию речи в 1 классе

Тема: "Зимняя одежда"Цель: Активизировать и расширять словарь учащихся по теме одежда. Формировать умение работать по инструкциям "маленького учителя"....

План-конспект урока по развитию речи "Виды транспорта" во 2 классе

Урок по теме: "Виды транспорта"Цель: Систематизировать знания детей о транспорте....

Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"

Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....

конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант

Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок"....

конспект урока по развитию речи в 1 классе "Яблоко"

Расширить и уточнить представления учащихся о фруктах на основе знакомства со свойствами яблока....

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...