Состояния воды
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Данный материал хода урока помогает детям понять, какие состояния может принимать вода. Во время игры закрепляются базовые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostoyaniya_vody.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Состояния воды

Цель: формирование познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Образовательные:

  • Закрепить полученные знания о воде.
  • Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
  • Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний вещества).
  • Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
  • Учить детей задавать вопросы.

Развивающие:

  • Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
  • Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
  • Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
  • Развивать навыки работы со словарем.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
  • Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
  • Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Активизация словаря: «вода», «пар», «лед», «газ», «вещество», «растворитель».

Методы и приемы:

- наглядные: созданная детьми и воспитателем книга о воде, схемы, толковый словарь;

- словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка;

- положительная мотивация;

- художественное слово;

- практические действия: проведение опытов;

- дидактическая игра «Угадай вещество».

Предварительная работа:

- чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок;

- нахождение материала о воде дома;

- рассматривание энциклопедий, иллюстраций;

- прослушивание музыкальных записей;

- создание своей книги;

- проведение исследований, опытов;

- работа со словарем.

Ход занятия

1 часть. Формирование положительной мотивации у детей:

Учитель: Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

- Сегодня дети, в нашей группе открывается «Загадочная лаборатория», в которой мы узнаем о чудесных превращениях воды. В последнее время мы уже много рассказывали о воде и решили создать свою книгу, оформить ее рисунками.

- Какое название мы придумали для нашей книги? («ЧУДО – ВОДА»).

2 часть. Учитель: Дети, давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? Вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, у воды есть температура. Какая бывает вода?

Ответы детей: минеральная, колодезная и т.д.

Учитель: Для чего нам нужна вода?

Ответы детей: воду можно пить, варить пищу и т.д.

Учитель: Где вы находили информацию о воде?

Ответы детей: рассказывала мама, звонили бабушке, в книгах, просмотр телепередач, в Интернете, по радио, в газетах и журналах.

Учитель: Вы правы, источников информации много. Узнать, что вы нашли о воде, нам поможет корреспондент. Кто такой корреспондент?

Ответы детей: человек, специально отправленный за информацией.

Учитель выбирает корреспондента из числа детей.

Помощник подходит к детям и задает интересующие его вопросы:

- Здравствуйте. Как вы думаете, на земле много или мало воды?

- Здравствуйте. Верно ли, что любую воду можно пить?

Учитель: Саша хочет быть корреспондентом?

Ответ: очень.

Помощник (ребёнок): Какая бывает вода?

- Почему на дне океана темно?

- Чем можно измерить температуру воды?

- Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?

Учитель: Корреспонденты задавали интересные вопросы, а вы правильно отвечали. А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы снова станем учеными, и продолжим исследовать воду.

- Кто такой ученый-исследователь?

Ответы детей: это – много знающий и образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.

Учитель: Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами. Вы готовы?

- Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети садятся на стульчики перед столами, на середине группы стол для опытов.

Учитель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество. Но вода бывает не только в жидком состоянии.

- Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.)

Ответы детей: это термос.

Учитель: Для чего нужен термос?

Ответы детей: термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.

Учитель: Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.

Учитель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

Учитель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? Что стало с паром, во что он превратился?

Ответы детей: пар превратился в воду.

Учитель: Значит, пар – это тоже вода.

Учитель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки.

Ответы детей: дождь, снег, град, роса и т.п..

Учитель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным.

Учитель: А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.

Сейчас Ваня покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

- Ваня, с чем ты будешь проводить опыт?

Ответ: для опыта я подготовил кубики льда.

Учитель: Тебе нужна помощь?

(Ученик предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)

Ученик: - Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее?

Ответы детей: верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.

Учитель: Во что превратился лед?

Ответы детей: лед превратился в воду.

Учитель: Владик, а почему у тебя лед тает медленно?

Ответ: у меня на руках перчатки.

Ученик: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

Учитель: Исследователь Ваня, мне интересно, как же вы получили лед?

Ученик: Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.

Учитель: Спасибо вам за проделанную работу.

Учитель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода?

Ответы детей: вода может находиться в твердом состоянии.

Учитель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно.

Учитель поводит детей к выводу, таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Учитель: - Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки».

- Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

(Дети хаотично гуляют по кругу.)

- Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

(Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом).

- А теперь ручеек течет и впадает в море.

(Дети берутся за руки и образуют большой круг).

- Наш круг может менять форму, как и вода.

(Круг из детей вытягивается в овал).

- А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?

Ответы детей: вода будет нагреваться.

Учитель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

(Дети бегают по группе).

Учитель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

(Дети обнимают друг друга).

Учитель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Вывод:

В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.

В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Учитель: Нашу книгу пополнит страничка о трех состояниях воды.

Учитель: Уважаемые, коллеги. Сегодня в нашей «загадочной лаборатории» мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Прошу сесть за столы.

- У вас на столах 2 баночки с водой и 2 блюдечка с разными веществами.

- Бросьте в одну баночку 1 ч.л. первого вещества и размешайте ложечкой.

- А в другую баночку положите второе вещество.

- Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке? (Вода сладкая.) Почему она стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)

- А во второй баночке, какая вода по вкусу? (Вода по вкусу соленая.) Значит, мы положили в эту баночку соль. Коллеги, куда же она делась?

Ответы детей: она растворилась.

Учитель: Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидели, как это происходит, своими глазами. Что же мы узнали из этого исследования?

Ответы детей: соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус.

Учитель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.

Страничку с новым свойством воды мы поместим в нашу книгу.

Учитель: Я, как и вы, в поисках информации тоже работала с различными источниками и нашла в словаре короткое слово «аква». Давайте посмотрим, что оно обозначает.

«АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.

Учитель: Знаете ли вы слова, которые начинаются с частицы «аква».

АКВАРИУМ – что это такое?

Ответы детей: стеклянная емкость с водой для содержания рыб.

Учитель: АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова?

Ответы детей: парк с водными аттракционами.

Учитель: АКВАЛАНГ – что обозначает это слово?

Ответы детей: аппарат для дыхания под водой.

Учитель: АКВАЛАНГИСТ

Ответы детей: спортсмен, плавающий с аквалангом.

Учитель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете.

АКВАНАВТ – исследователь, совершающий в специальном аппарате плавание под водой на больших глубинах.

Страницу с новыми словами мы поместим в книгу, где находится наш словарь исследователя природы.

3 часть. Учитель: Уважаемые коллеги, сегодня мы провели исследования и дополнили нашу книгу о воде новыми страницами. Мне очень хочется узнать:

- Что больше всего вам сегодня понравилось?

Ответы детей: проводить опыты с водой.

Учитель: Что мы можем определить, только посмотрев на вещество?

Ответы детей: состояние, цвет, форму, прозрачность.

Учитель: Катя Б., что было полезным для тебя?

- Саша, какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?

- Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час "Вода. Свойства и состояния воды"

Занятие проводится в форме космического путешествия. Дети стремятся помочь планете, на которой отсутствует жизнь, и одновременно закрепляют занания о свойствах и состояниях воды....

Урок окружающего мира. Три состояния воды. Значение воды.

Урок посвящен Форуму "Чистая вода-2010"...

Три состояния воды

презентация к уроку...

Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"

Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды" (конспект)...

Разработка урока по окружающему миру "Три состояния воды"

Цели:1.     обучающая:·        формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;·...