Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Бамбурова Олеся Васильевна

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды" (конспект)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_sostoyaniya_vody.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Три состояния воды. Значение воды

Цели: уточнить и расширить представления детей о воде, познакомить с тремя состояниями воды, значением воды в жизни человека.

Задачи:

  1. С помощью опытов сформировать у детей элементарные знания о трех агрегатных состояниях воды: жидком, твердом, газообразном.
  2. Формирования умения устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира.
  3. Развитие наблюдательности входе проведения опытов, умения    анализировать, делать выводы.

4.  Формирование коммуникативных компетенций.

               5. Воспитание бережного отношения к воде.

Материалы к уроку: электронная презентация,  глобус, толковый словарь, оборудование для опытов, картинный материал для составления рассказов,  таблицы для индивидуальной работы, поделки «Кувшинки» для рефлексии.


Ход урока

  1. Орг. момент

Объявление темы урока 

(Слайд1.Со слайда звучит музыка и журчание воды)

-Ребята, вы слышите журчание воды? Вода завораживает, успокаивает после перемены, настраивает на тему сегодняшнего урока. Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о воде, ее состояниях и значении воды в природе.

II. Повторение пройденного и актуализация знаний

(Слайд 2)

- Давайте сначала вспомним, какими богатствами обладает наша природа.

- На какие три группы можно разделить эти природные богатства? (Дети: живые, неживые, силы природы)

(Слайд 3)

- К какой группе относится вода?

- Верно, к неживым природным богатствам.

  1. Создание и постановка проблемной ситуации

- Мы знаем, что все тела, природные и созданные человеком, находятся в каком-либо из трех состояний: в твердом, жидком, либо газообразном.

- Перед вами таблички. Давайте заполним их. Я буду называть слово, а вы впишите его в нужную колонку. (Дети работают индивидуально, один у доски) Получается такая таблица:

Твердые тела

Жидкости

Газы

Парта

Чай

Воздух

Пенал

Молоко

Природный газ

Лед

Вода

Пар

-Так в каком состоянии находится вода? (Дети: - В жидком!)

- Так ли это? Давайте с вами для доказательства этого, как ученые, проведем опыты!

IV. Совместное открытие новых знаний

- У нас с вами есть три лаборатории. (Три подготовленных стола с приборами для трех опытов) В каждой лаборатории будет работать своя группа исследователей. Помним, что выполнять задание нужно вместе и дружно!

Опыт №1: ( К первому столу выходит первая группа ребят.  Открываем салфетку, под ней банка с водой и разные емкости)

- Посмотрите на приготовленные приборы, и с их помощью докажите, что вода – жидкость!(Дети переливают воду из одной емкости в другую.)

- Сформулируйте свой вывод.(Ответ детей)

Вывод: Доказали, что вода находится в жидком состоянии, потому что ее можно переливать, она принимает форму емкости.

Опыт № 2 (К второму столу выходит вторая группа ребят. Открываем салфетку, под ней кубики со льдом, емкости. )

- Перед вами твердые тела – кубики льда. Можно ли из них получить воду? Догадайтесь, как побыстрее в этих условиях сделать это! (Дети топят лед над тарелкой в своих ладонях!)

- Какой вывод можно сделать из вашего опыта? (Ответ детей)

- А можно ли из этой воды снова получить лед? Что для этого необходимо?

Вывод: лед – это тоже вода, только в твердом состоянии.

(В табличке около слова лед в скобочках подписываем  вода)

Опыт №3: ( К третьему столу выходит третья группа ребят. Открываем салфетку, под ней спиртовка, колба с водой, железная тарелка)

Кипение воды под спиртовкой. Этот опыт помогу провести я. (Учитель проводит опыт, третья группа ребят, говорит, что надо делать, ассистирует учителю.)

-        Что происходит?

  • Обратите внимание, что во время кипения виден пар. Что это? (это вода в газообразном состоянии)

(Подставляю над паром железную тарелочку.)

- Посмотрите, что образовалось на дне тарелочки? (Капельки воды)

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?(Ответы детей)

Вывод: При кипении вода превратилась в пар, пар остыл, снова превратился в воду. ( В табличке  около слова пар в скобочках подписываем вода)

В конечном  варианте табличка выглядит так:

Твердые тела

Жидкости

Газы

Парта

Чай

Воздух

Пенал

Молоко

Природный газ

Лед (вода)

Вода

Пар (вода)

- Мы закончили с вами исследовательскую работу, и что же получается? Посмотрите на нашу табличку. В каких состояниях может находиться вода?(Дети отвечают)

Вывод: вода может быть в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Казалось бы, воды на земном шаре очень много. Но ведь она постоянно испаряется. Летом, когда жарко испарение бывает больше, зимой меньше.

  • Не произойдет ли так, что вода постепенно испарится совсем? (нет)
  • Почему? (ответы детей)

(Слайд 4)  Обобщение: Кругооборот воды в природе.

-        Это происходит в природе. Какой из наших опытов нам это подтвердил? (третий)

ФИЗМИНУТКА

Приплыли тучки дождевые(Движения над головой руками)

Лей, дождь, лей! (Показываем, как льет дождь)

Дождинки пляшут, как живые (На цыпочках поворачиваемся вокруг себя)

Пей, рожь, пей!( Сжимаем и разжимаем ладони)

И рожь склоняясь к земле тяжелой (Наклоны вперед)

Пьет, пьет, пьет! (Сжимаем и разжимаем ладони)

А теплый дождь неугомонный льет, льет, льет! (Показываем, как льет дождь)

V. Закрепление

 (Слайд5)

- Итак, вода может находиться в трех состояниях.

а) Загадки

- Дети приготовили загадки. Попробуйте отгадать. И назвать, в каком состоянии находится данный объект.

Кто всю ночь по крыше бьёт 
Да постукивает, 
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много-много звездочек

Тонких как стекло;

Звёздочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.  (Лёд)  

Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает ...(
Иней)

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.  (Туман)

Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке.(
Град )

Утром бусы засверкали, 
Всю страну собой заткали, 
А пошли искать их днём, 
Ищем, ищем — не найдём. 
(Роса)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Загадки такие разные, а что их всех объединяет? ( Все загадки о воде)

б ) (Слайд 6, 7, 8) Часто художники изображают на своих картинах природу.

- Рассмотрите репродукции картин.

Айвазовский. Чёрное море.

И.Левитан. Туман

Б.Кустодиев. Зима.

- Нравятся картины?

- Как вы думаете, какое отношение к уроку имеют эти картины?

(Художники изобразили 3 состояния воды: вода, туман, снег)

- Художники передают красоту природы, точнее воды,  в различных её состояниях.

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Четыре стихии»

На слово: «Земля» - опускают руки вниз.

                   «вода» - руки вперед,

                   «воздух» - вверх,        

                   «огонь» - вращение в лучезапястных и локтевых суставах.

VI. Значении воды на Земле.

      а) -Посмотрите на глобус.  Каким цветом обозначена вода на нашей планете? (Вода – голубым, синим, лед – белым)

(Слайд 9)  Мы живем с вами на планете Земля. Земля наш дом. Здесь вы видите вид нашей  планы из космоса. Посмотрите, как она прекрасна! Посмотрите, сколько воды на нашей планете! С водой мы встречаемся каждый день.

 

Растения, животные, люди – все содержит воду. А значит, они постоянно нуждаются в пополнении. Без пищи человек может прожить около 50-ти дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду, но без воды он не проживет и неделю - смерть наступит через 5 дней. Ребята, а что значит пресная вода?(Не соленая)

     б)  (Слайд 10) Беседа по картинкам о роли воды.

- Какую работу выполняет вода на каждой из этих картинок? (Ответы детей)

- Вот она какая, вода!

 Не умыться, не напиться   без воды.

Листику не распуститься   без воды.

  Без воды прожить не могут
                               Птица, зверь и человек!

  И поэтому всегда
                                Всем везде нужна вода!

- Какая нужна всем вода? (Чистая)

- От кого зависит, чистая или грязная вода будет на планете? (От человека)

- Скажите, нужно ли беречь воду, ведь её столько много.

  • Несмотря на то, что вода на Земле много, все-таки ее надо беречь.

На Земле 6 миллиардов человек, из них 2 миллиарда не имеют возможности пить чистую питьевую воду, во многих странах воду покупают.

- Проблему сохранения чистой воды не Земле даже  изучает такая наука, как ЭКОЛОГИЯ.

- Давайте найдем разъяснение этого слова в толковом словаре:

«Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания».

- Живые организмы, это животные, люди; а среда обитания, это окружающий нас мир. Вода – это важнейшая часть окружающего нас мира. Чтобы нам жилось хорошо, необходимо беречь воду!

      в)  Проблемные ситуации: «Как сохранить воду чистой?» (Работа в        парах)

  • Я предлагаю такую игру: на каждой парте картинка.  Постарайтесь по картине рассказать об охране воды в природе.  В вашем рассказе должно быть  2-3  или 4 предложения. Работаем в парах. Помним, что нужно составлять рассказ вместе и дружно. (Через минуту заслушиваются рассказы детей)

VII. Итог урока. Рефлексия 

(Слайд 11. Со слайда звучит музыка и журчание воды.)

-Итак, что узнали вы сегодня на уроке?

-В каких трех состояниях бывает вода?

 Вода… Разве это не счастье
В зной прохладу ее ощутить?
Оказавшись у жажды во власти,
Силу чистой воды оценить.

От росинки на нежном листочке –
И до радуги после дождя.
От едва не раскрывшейся почки –
До плодов, тех, что дарит земля.

О, вода! Ты жизни источник!

Ты планеты живительный сок!

Океан ты огромный, безбрежный!

И речушки любой ты исток.

Так давайте ценить это чудо,
Чтоб с водою в гармонии жить.
А она с благодарностью будет

Нам любовью за это платить!

.- На уроке технологии мы с вами делали кувшинки.

- Вы знаете, что этот цветок охраняется государством и находится в Красной книге.

- Кувшинка  может расти только в чистой воде.  Тех ребят, которым понравился наш урок, и которые  хотят видеть нашу планету с чистыми водами, прошу заселить вот этот прудик кувшинками. Наш пруд с кувшинками будет символом того, что мы с вами  за чистую воду на всей планете!

(Дети несут лилии, сделанные на уроке технологии,  на импровизированное озеро)

Урок окончен!

 Дополнительные вопросы для любознательных. (Задаются при наличии времени, или на следующем уроке, при повторении)                                  

1.Что произойдёт с бутылкой воды, если её поместить в морозильную камеру на 5 – 6 часов?

2. А что может случится зимой с батареями, трубами в холодном доме, в котором выключили отопление?

(Когда вода замерзает, она расширяется. Если в трубах и батареях оставить на зиму воду, трубы и батареи могут лопнуть, в них образуются трещины.)

3.  Почему, когда мама варит что-нибудь на плите, крышка кастрюли начинает прыгать?

(Вода, превратившаяся в пар, занимает в 1500 раз больше места! Это пару становится тесно в кастрюле, он рвётся «на свободу». Поэтому часто в крышках чайников и кастрюль делают специальные отверстия – чтоб пар мог выходить.)

4. Часто летом трава по утрам бывает влажной от росы. Как она образуется? Роса – это вода, которая образовалась из водяных паров. Роса обычно выпадает ранним утром – это самое холодное время суток. Т.е. ночью воздух был теплый, а к утру температура воздуха понизилась – стало прохладнее. Водяной пар, который был в воздухе, тоже охладился и превратился в капли воды – росу на траве.

 5. Осенним утром на траве может появиться иней.  Что это такое? Иней- это тонкий снежный слой, образующийся из водяных паров, когда температура воздуха опускается ниже нуля. Чаще всего иней бывает в ясную погоду при охлаждении воздуха ночью.

Таблица для индивидуального заполнения

Твердые тела

Жидкости

Газы

.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Окружающий мир. 1 класс.  Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс 2010.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2012

http://festival.1september.ru/articles/529015/

http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-597

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

урок окружающего мира 1 класс "Откуда в наш дом приходит и куда уходит вода"

Окружающий мир 1 класс Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит К этому уроку есть презентация.Кто заинтересуется, могу сказать, где ее можно скачать.Здесь на сайте не удалось закачать...

Урок окружающего мира 3 класс "Почему воду нужно беречь?"

Цель:1) дополнить представления детей о роли  воды для человека.2) раскрыть основные факторы загрязнения воды.3)расширить общий кругозор детей4)формировать внимательное отношение  к окружающ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Урок окружающего мира 3 класс "Наша безопасность. Огонь, вода и газ."

Урок направлен на то, чтобы дети получили больше знаний о том, как выглядят опасности и почему возникают....