Открытый урок на тему: "Вода и ее роль в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ковалёва Наталия Викторовна

Тема урока «Вода и её роль в природе»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Целеполагание: подвести учащихся к формированию основных понятий о воде её роли и значении в природе.

 

Задачи

Обучающие:

•изучить значение воды в природе и в жизни человека;

•сформировать представление о роли круговорота воды в природе;

•показать значение экологической ценности природы.

Развивающие:

•продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

•продолжить развитие учебно-познавательных умений: грамотно выражать свои мысли, пользоваться языком предмета;

•продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Воспитательные:

•продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

•формировать знания правил культуры общения, ценностное отношение к живому миру,

•развивать привычку дисциплинированного поведения;

•прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

 

Методы: рассказ с элементами беседы, наглядные, практические, частично - поисковые.

 

Формы: индивидуальные, групповые.

 

Материалы и оборудование: музыкальный центр, диски, мультимедийная презентация по теме урока, схема «Круговорот воды в природе», карточки «Проверь себя», слова на карточках.

 

План урока:

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Первичное закрепление знаний.

5.Первичная проверка усвоения знаний.

6.Исследование.

7.Контроль и самопроверка.

8.Итог урока. Рефлексия.

 

 

Ход урока

1. Организационный этап -Подготовка к уроку. Взаимное приветствие. Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас сесть.

Сегодня нам предстоит очень интересная и необычная работа. И чтобы осуществить всё задуманное, мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладони), Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком (дети показывают ладошки) Спасибо!

2.Актуализация знаний.

Цель:1) мотивировать учащихся к деятельности через ситуацию отражающую личный опыт детей;

          2) определить содержательные рамки урока: роль воды и её состояние в природе; значение воды; свойства воды;

          3) зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности,  демонстрирующие сложность перехода воды из одного состояния в другое.  

 

 

 Вступительное слово учителя

              Если руки наши в ваксе, -

              Если на нос сели кляксы,

              Кто тогда нам первый друг.

             Снимет грязь с лица и рук?

             Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без ... (ответ - воды.)

Учитель   - И сегодня речь пойдет о воде.

 

Антуан де Сент-Экзюпери написал о воде так: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».

 

Слайд 2 (на фоне воды высказывание Экзюпери)

 

Учитель – Что же такого особенного в ней?

                   Вода самое удивительное и полное тайн вещество.

                  Сегодня на  уроке мы узнаем некоторые из них.

                  Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса.

 

Слайд 3(планета Земля)

 

Учитель - Если бы Земля быстро вращалась, то она казалась бы       голубой.

                 Как вы думаете почему? (ответы детей)

 

Учитель-Вода занимает три четверти поверхности земного шара.

               Вода повсюду: в воздухе, под землёй, в огромных скоплениях льда                           у Северного и Южного полюсов.

              Вода основа жизни на Земле! Как вы понимаете это? (ответы детей)

               Для чего нужна вода живым организмам?

 

Учитель – Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Сок в плодах – это вода с растворёнными в ней различными веществами. В теле животного вода обычно составляет больше половины массы (обобщение учителем слов учащихся на фоне слайда).

 

Слайд 4 (растения, плоды, животные, птицы)

 

А может ли человек обойтись без воды? (ответы учащихся)

 

Слайд 5.(обобщение учителем слов учащихся на фоне слайда)

 

Наше тело на 2/3состоит из воды. Она содержится в крови. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

 

Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек.

 

3.Изучение нового материала.

 

 Слайд 7  (вода)

Учитель –Тема нашего урока: «Вода и её роль в природе».

 

 

Учитель – Сегодня на уроке мне помогает Капелька Воды. Давайте послушаем её. (на фоне слайдов)

 

Капелька Воды – Я и туча, и туман,

          Я ручей и океан,

           Я летаю и бегу,

           И стеклянной быть могу.

Учитель - Ребята, как вы это понимаете? (ответ учащихся)

Учитель  -  Вода- это единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трёх состояниях. Посмотрите,   пожалуйста,  на  экран.   Что  объединяет  эти три иллюстрации? (иллюстрации - вода в природе существует в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.) (Ответ детей - Состояния воды - твёрдое, жидкое, газообразное)

Учитель - Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Ответ - Это лед на реках и лужах, сосульки, снег, айсберги.) Слайд

Учитель - Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Ответ - Туман, пар.) Слайд

Учитель - Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Ответ - Моря, реки, океаны, озера, ручьи и т.д.) Слайд

Учитель - Может ли вода переходить из одного состояния в другое? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала послушаем Капельку Воды.

Капелька - (звучит музыка воды)

«Жила я когда-то в большом-большом океане, но не одна, а вместе с сестрами и братьями. Нас было  много. Жили весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх».

Учитель – А что  произошло с водой в жаркий день?

( Вода испарилась).

Учитель объясняет по таблице на доске.

(Таблица с изображением молекул воды в 3 состояниях)

ЛЕД           ВОДА          ПАР

Учитель - Ребята, какое из этих слов является однокоренным слову «испарение»?   ( карточку на доску )   (Ответ-пар)

Учитель - Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при ис­парении? (Ответ-в газообразное.)

Работа по учебникус.61

 Учитель – Газ- невидимый пар.  Найдите определение водяного пара. Водяной пар – прозрачный бесцветный газ. Обратите внимание на рисунок  чайника в учебнике. Почему же из кипящего чайника вырывается видимое облачко? Видимое облачко – это уже не пар, а туман. Как образуется туман? (найдите в учебнике)

Мельчайшие капельки воды, которые образовались из пара в более холодном воздухе стали видимыми и образовался туман.  

А облака тоже состоят из мельчайших капелек воды, и Капелька тоже оказалась в облаке.

Капелька - (Звучит музыка)

«Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня все дальше и дальше. На своем пути всё чаще стала встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться».

Учитель - Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере), газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.

4

Какой процесс описывает Капелька? (ответ)

Учитель - Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое на­зывается конденсацией. (определение на слайде), (карточка на доске).

Капелька - «Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу».

Учитель - В виде чего выпала на землю капля? (Ответ - В виде осадков, карточка на доске)

Капелька - «Приземлилась я в речку, и снова встретилась там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

Какой можно сделать вывод о путешествии Капельки?

Вывод: Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Просмотр фильма.

 

А теперь попробуем повторить путь Капельки. Динамическая пауза под стихотворение.

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течёт на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

 

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

 

 

А облака, проплывая над нами,

Дождём проливаются, сыплют снегами.

Весной соберётся вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

 

4.Первичное закрепление знаний.

Цель: 1)Зафиксировать во внешней речи знание круговорота воды в природе;

Учитель - Ребята, пожалуйста, воспроизведите последовательность путешествия  Капли, используя слова  из словаря. Работа в тетради с. 41, №99

( 1 учащийся у доски, работа по таблице)

(Ответ - Испарение, конденсация, осадки и снова испарение).

 

(ответ по схеме, которая весит на доске или в презентации)

                                                                                     

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

 

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда - они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со времен снова испаряются в воздух. Это явление называется круговорот воды в природе.

 

5.Первичная проверка усвоения знаний. Исследование.

Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

            2) сформировать представление о переходе воды из одного состояния в другое;

            3) зафиксировать новые знания в речи и знаково;

   Проведение опытов: а) состояние воды при нагревании;

                                        б) состояние воды при охлаждении;

                                        в) состояние воды при замерзании.

 

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

А мы пока начнём с простого и проведём опыты.

(Проведение опыта.) Учитель - Выясним, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.(просмотр опыта)

Учитель - Что же происходит с водой при нагревании? ( Мы видим, что вода в трубке поднимается.)

Учитель - Почему? (Ответ детей: вода при нагревании расширяется и поднимается по трубке).

Учитель - Опустим ту же колбу в тарелку со льдом (снегом). (Просмотр опыта). Что произошло с водой при охлаждении? (Ответ детей: Вода при охлаждении сжимается и опускается по трубке ).

 

Мы обнаружили свойства жидкости: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

 

Во что превращается вода при замерзании? ( Ответ детей: в лёд.) Если в стеклянную  бутылку налить воды и поставить в холодильник, что произойдёт? ( Ответ детей: вода превратилась в лёд, его объём увеличился и бутылка лопнула.) Слайд

 

Свойство жидкости: при замерзании объём увеличивается.

 

На следующем уроке вы узнаете,как человек использует свойства воды.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы не было воды. А что же мы с вами узнали о воде?

 

Вступление (ведущие 1 и 2) под музыку воды

Ведущий 1.

Вы слыхали о воде?

Говорят, они везде!

Ведущий 2.

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте.

 

 

Ведущий 1.

Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает,

Ведущий 2.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Ведущий 1.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Ведущий 2.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Ведущий 1.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Ведущий 2.

Смею вам я доложить -

Без воды нам не прожить!

 

7.Контроль и самопроверка.

Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

А теперь проверим вас, всё ли хорошо вы поняли, всё ли вы запомнили.

 

1.У вас на парте лежит карточка «Проверь себя». Выполните задание. Взаимопроверка. Слайд. Оцените правильность выполнения.

 

 

 

2. Заполним кроссворд

        По горизонтали:

1. Атмосферные осадки в виде капель воды.

2. Одно из состояний воды в природе.

    3.Твердые осадки в виде белых кристалликов или хлопьев.

По вертикали:

    4. Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывет.

5. Одно из состояний воды в природе.

6.Плавучий остров льда.

    7.Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось                                

     много водяного пара. Что это такое?

8. Одно из состояний воды в природе.

 

 

  3.  Вопросы для повторения

•В каких трех состояниях бывает вода в природе? •

Какие явления погоды связаны с превращением воды?

Что происходит с водой при нагревании и охлаждении? Как в природе осуществляется круговорот воды?

Есть ли вода в живых организмах?

Во всех ли живых организмах есть вода?

•Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами. Какими?

 

9. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Запись домашнего задания: уч. с.62-63, т.с.41 № 101(инструктаж)

 

  Цель: 1) зафиксировать достижения поставленных целей;

             2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность    класса;

             3) обсудить домашнее задание.

 

Рефлексия :  Солнышко. (Я понял материал урока.

                                                 У меня всё получилось.

                                                 У меня хорошее настроение.)

 

                        Солнышко выглядывает из-за тучки. (Мне не всё понятно.

                                                                                          Мне нужна помощь).

                      Тучка. (Я не усвоил материал урока.

                                   Я не справился с заданием.

                                    Мне срочно нужна помощь).

 

Учитель ( на фоне слайда)

Наш урок я хочу закончить словами:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое... Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».

                                                                   

                                                                               Антуан де Сент-Экзюпери

 

       

 

                Список используемой литературы:

  1. Вахрушев А.А.. Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4кл., -М., 2008.
  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., БарылкинаЛ.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», - М., 2004.
  3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. -М., 1998.

         4.  Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

               для 5-9 кл. Авторы программы :Смирнов, Б.О. Хренников,

             М.В.   Маслов. -  М., 2007.   

         5.Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.

         « Основы безопасности жизнедеятельности». 5 кл. -М., 2001.

 

                                                   Ковалёва Наталия Викторовна

                                                   учитель начальных классов, ВКК

                                                   МОУСОШ №12, Ленинский район,            г.Воронеж

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

                                   Проверь себя!

 

                Вставь недостающие слова.

 

Вода на земле встречается в трёх состояниях:

 

                               ……………………….

                               ……………………….

                               ……………………….

 

Состояние воды изменяется в зависимости от

 

                               ……………………….

 

Вода не имеет ……………, ……………. и …………….. .

 

Вода может  …………………… вещества.

 

 

 

 

 

                                   Проверь себя!

 

                Вставь недостающие слова.

 

Вода на земле встречается в трёх состояниях:

 

                               ……………………….

                               ……………………….

                               ……………………….

 

Состояние воды изменяется в зависимости от

 

                               ……………………….

 

Вода не имеет ……………, ……………. и …………….. .

 

Вода может  …………………… вещества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Вода и её роль в природе»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Целеполагание: подвести учащихся к формированию основных понятий о воде её роли и значении в природе.

Задачи

Обучающие:

•изучить значение воды в природе и в жизни человека;

•сформировать представление о роли круговорота воды в природе;

•показать значение экологической ценности природы.

Развивающие:

•продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию воображения;

•продолжить развитие учебно-познавательных умений: грамотно выражать свои мысли, пользоваться языком предмета;

•продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Воспитательные:

•продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

•формировать знания правил культуры общения, ценностное отношение к живому миру,

•развивать привычку дисциплинированного поведения;

•прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Методы: рассказ с элементами беседы, наглядные, практические, частично - поисковые.

Формы: индивидуальные, групповые.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, диски, мультимедийная презентация по теме урока, схема «Круговорот воды в природе», карточки «Проверь себя», слова на карточках.

План урока:

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Первичное закрепление знаний.

5.Первичная проверка усвоения знаний.

6.Исследование.

7.Контроль и самопроверка.

8.Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный этап -Подготовка к уроку. Взаимное приветствие. Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас сесть.

Сегодня нам предстоит очень интересная и необычная работа. И чтобы осуществить всё задуманное, мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладони), Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком (дети показывают ладошки) Спасибо!

2.Актуализация знаний.

Цель:1) мотивировать учащихся к деятельности через ситуацию отражающую личный опыт детей;

          2) определить содержательные рамки урока: роль воды и её состояние в природе; значение воды; свойства воды;

          3) зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности,  демонстрирующие сложность перехода воды из одного состояния в другое.  

 Вступительное слово учителя

              Если руки наши в ваксе, -

              Если на нос сели кляксы,

              Кто тогда нам первый друг.

             Снимет грязь с лица и рук?

             Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без ... (ответ - воды.)

Учитель   - И сегодня речь пойдет о воде.

Антуан де Сент-Экзюпери написал о воде так: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».

Слайд 2 (на фоне воды высказывание Экзюпери)

Учитель – Что же такого особенного в ней?

                   Вода самое удивительное и полное тайн вещество.

                  Сегодня на  уроке мы узнаем некоторые из них.

                  Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса.

Слайд 3(планета Земля)

Учитель - Если бы Земля быстро вращалась, то она казалась бы       голубой.

                 Как вы думаете почему? (ответы детей)

Учитель-Вода занимает три четверти поверхности земного шара.

               Вода повсюду: в воздухе, под землёй, в огромных скоплениях льда                           у Северного и Южного полюсов.

              Вода основа жизни на Земле! Как вы понимаете это? (ответы детей)

               Для чего нужна вода живым организмам?

Учитель – Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Сок в плодах – это вода с растворёнными в ней различными веществами. В теле животного вода обычно составляет больше половины массы (обобщение учителем слов учащихся на фоне слайда).

Слайд 4 (растения, плоды, животные, птицы)

А может ли человек обойтись без воды? (ответы учащихся)

Слайд 5.(обобщение учителем слов учащихся на фоне слайда)

Наше тело на 2/3состоит из воды. Она содержится в крови. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек.

3.Изучение нового материала.

 Слайд 7  (вода)

Учитель –Тема нашего урока: «Вода и её роль в природе».

Учитель – Сегодня на уроке мне помогает Капелька Воды. Давайте послушаем её. (на фоне слайдов)

Капелька Воды – Я и туча, и туман,

          Я ручей и океан,

           Я летаю и бегу,

           И стеклянной быть могу.

Учитель - Ребята, как вы это понимаете? (ответ учащихся)

Учитель  -  Вода- это единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трёх состояниях. Посмотрите,   пожалуйста,  на  экран.   Что  объединяет  эти три иллюстрации? (иллюстрации - вода в природе существует в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.) (Ответ детей - Состояния воды - твёрдое, жидкое, газообразное)

Учитель - Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Ответ - Это лед на реках и лужах, сосульки, снег, айсберги.) Слайд

Учитель - Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Ответ - Туман, пар.) Слайд

Учитель - Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Ответ - Моря, реки, океаны, озера, ручьи и т.д.) Слайд

Учитель - Может ли вода переходить из одного состояния в другое? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала послушаем Капельку Воды.

Капелька - (звучит музыка воды)

«Жила я когда-то в большом-большом океане, но не одна, а вместе с сестрами и братьями. Нас было  много. Жили весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала невесомой, легкой и полетела вверх».

Учитель – А что  произошло с водой в жаркий день?

( Вода испарилась).

Учитель объясняет по таблице на доске.

(Таблица с изображением молекул воды в 3 состояниях) 

ЛЕД        ВОДА        ПАР

Учитель - Ребята, какое из этих слов является однокоренным слову «испарение»?   ( карточку на доску )   (Ответ-пар)

Учитель - Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (Ответ-в газообразное.)

Работа по учебникус.61

 Учитель – Газ- невидимый пар.  Найдите определение водяного пара. Водяной пар – прозрачный бесцветный газ. Обратите внимание на рисунок  чайника в учебнике. Почему же из кипящего чайника вырывается видимое облачко? Видимое облачко – это уже не пар, а туман. Как образуется туман? (найдите в учебнике)

Мельчайшие капельки воды, которые образовались из пара в более холодном воздухе стали видимыми и образовался туман.  

А облака тоже состоят из мельчайших капелек воды, и Капелька тоже оказалась в облаке.

Капелька - (Звучит музыка)

«Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня все дальше и дальше. На своем пути всё чаще стала встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться».

Учитель - Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей (в атмосфере), газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.

4

Какой процесс описывает Капелька? (ответ)

Учитель - Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. (определение на слайде), (карточка на доске).

Капелька - «Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу».

Учитель - В виде чего выпала на землю капля? (Ответ - В виде осадков, карточка на доске)

Капелька - «Приземлилась я в речку, и снова встретилась там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

Какой можно сделать вывод о путешествии Капельки?

Вывод: Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Просмотр фильма.

А теперь попробуем повторить путь Капельки. Динамическая пауза под стихотворение.

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течёт на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождём проливаются, сыплют снегами.

Весной соберётся вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

4.Первичное закрепление знаний.

Цель: 1)Зафиксировать во внешней речи знание круговорота воды в природе;

Учитель - Ребята, пожалуйста, воспроизведите последовательность путешествия  Капли, используя слова  из словаря. Работа в тетради с. 41, №99

( 1 учащийся у доски, работа по таблице)

(Ответ - Испарение, конденсация, осадки и снова испарение).

(ответ по схеме, которая весит на доске или в презентации)

                

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда - они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со времен снова испаряются в воздух. Это явление называется круговорот воды в природе.

5.Первичная проверка усвоения знаний. Исследование.

Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

            2) сформировать представление о переходе воды из одного состояния в другое;

            3) зафиксировать новые знания в речи и знаково;

   Проведение опытов: а) состояние воды при нагревании;

                                        б) состояние воды при охлаждении;

                                        в) состояние воды при замерзании.

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

А мы пока начнём с простого и проведём опыты.

(Проведение опыта.) Учитель - Выясним, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.(просмотр опыта)

Учитель - Что же происходит с водой при нагревании? ( Мы видим, что вода в трубке поднимается.)

Учитель - Почему? (Ответ детей: вода при нагревании расширяется и поднимается по трубке).

Учитель - Опустим ту же колбу в тарелку со льдом (снегом). (Просмотр опыта). Что произошло с водой при охлаждении? (Ответ детей: Вода при охлаждении сжимается и опускается по трубке ).

Мы обнаружили свойства жидкости: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Во что превращается вода при замерзании? ( Ответ детей: в лёд.) Если в стеклянную  бутылку налить воды и поставить в холодильник, что произойдёт? ( Ответ детей: вода превратилась в лёд, его объём увеличился и бутылка лопнула.) Слайд

Свойство жидкости: при замерзании объём увеличивается.

На следующем уроке вы узнаете,как человек использует свойства воды.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы не было воды. А что же мы с вами узнали о воде?

Вступление (ведущие 1 и 2) под музыку воды

Ведущий 1.

Вы слыхали о воде?

Говорят, они везде!

Ведущий 2.

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте.

Ведущий 1.

Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает,

Ведущий 2.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Ведущий 1.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Ведущий 2.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Ведущий 1.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Ведущий 2.

Смею вам я доложить -

Без воды нам не прожить!

7.Контроль и самопроверка.

Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

А теперь проверим вас, всё ли хорошо вы поняли, всё ли вы запомнили.

1.У вас на парте лежит карточка «Проверь себя». Выполните задание. Взаимопроверка. Слайд. Оцените правильность выполнения.

2. Заполним кроссворд

        По горизонтали:

1. Атмосферные осадки в виде капель воды.

2. Одно из состояний воды в природе.

    3.Твердые осадки в виде белых кристалликов или хлопьев.

По вертикали:

    4. Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывет.

5. Одно из состояний воды в природе.

6.Плавучий остров льда.

    7.Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось                                

     много водяного пара. Что это такое?

8. Одно из состояний воды в природе.

  3.  Вопросы для повторения

•В каких трех состояниях бывает вода в природе? •

Какие явления погоды связаны с превращением воды?

Что происходит с водой при нагревании и охлаждении? Как в природе осуществляется круговорот воды?

Есть ли вода в живых организмах?

Во всех ли живых организмах есть вода?

•Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами. Какими?

9. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Запись домашнего задания: уч. с.62-63, т.с.41 № 101(инструктаж)

  Цель: 1) зафиксировать достижения поставленных целей;

             2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность    класса;

             3) обсудить домашнее задание.

Рефлексия :  Солнышко. (Я понял материал урока.

                                                 У меня всё получилось.

                                                 У меня хорошее настроение.)

        Солнышко выглядывает из-за тучки. (Мне не всё понятно.

                                                                                          Мне нужна помощь).

                      Тучка. (Я не усвоил материал урока.

                                   Я не справился с заданием.

                                    Мне срочно нужна помощь).

Учитель ( на фоне слайда)

Наш урок я хочу закончить словами:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое... Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».

                                                                   

                                                                               Антуан де Сент-Экзюпери

       

                Список используемой литературы:

  1. Вахрушев А.А.. Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4кл., -М., 2008.
  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., БарылкинаЛ.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», - М., 2004.
  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. -М., 1998.

         4.  Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

               для 5-9 кл. Авторы программы :Смирнов, Б.О. Хренников,

             М.В.   Маслов. -  М., 2007.  

         5.Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др.

         « Основы безопасности жизнедеятельности». 5 кл. -М., 2001.

 

                                                   Ковалёва Наталия Викторовна

                                                   учитель начальных классов, ВКК

                                                   МОУСОШ №12, Ленинский район,            г.Воронеж

                                                                                                           

                       

                                   Проверь себя!

                Вставь недостающие слова.

Вода на земле встречается в трёх состояниях:

                               ……………………….

                               ……………………….

                               ……………………….

Состояние воды изменяется в зависимости от

                               ……………………….

Вода не имеет ……………, ……………. и …………….. .

Вода может  …………………… вещества.

                                   Проверь себя!

                Вставь недостающие слова.

Вода на земле встречается в трёх состояниях:

                               ……………………….

                               ……………………….

                               ……………………….

Состояние воды изменяется в зависимости от

                               ……………………….

Вода не имеет ……………, ……………. и …………….. .

Вода может  …………………… вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Вода. Охрана воды"

Разработка открытого урока по предмету "Познание мира" на тему "Вода. Охрана воды." в 4 классе. На уроке применила  методы и приёмы развития критического мышления....

Открытый урок по теме "Вода и её значение на Земле"

Данный урок одиннадцатый в системе уроков по предмету, первый по данной теме....

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода и её роль в природе"

Цель: познакомить учащихся со свойствами воды....

Открытое занятие на тему "Вода"

Открытое занятие на тему «Вода»Цель:• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о зн...

Материал урока по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека»

Конспект и презентация урока по окружающему миру по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека» во 2 классе. УМК А.А. Плешакова....