Урок окружающего мира "Вода и её роль в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цель: познакомить учащихся со свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока

по предмету окружающий мир в 3 классе

«Вода и её роль в природе»

 

Цель: познакомить учащихся со свойствами воды.

Задачи: 1) Образовательные:  дать представление о свойствах и состояниях воды;  познакомить с круговоротом воды в природе; научить определять по свойствам воды возможность  употребления ее в пищу;

     2) Развивающие: развитие аналитического мышления (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение -  в процессе выполнения практической работы);

     3) Воспитывающие: воспитание экологического мышления -  закрепить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на земле; воспитание культуры общения;

Оборудование для учителя:

- полоски цветной бумаги ( голубая  , синяя, белая, зеленая, красная, желтая);

- глобус

        

Для учащихся: 

-стакан с водой;

- полоски цветной бумаги ( голубая , синяя, белая, зеленая, красная, желтая);

-ложка, соль или сахар, измельченный мел;

Ход урока:

1.Организационный . момент.

2.Проверка домашнего задания.

- Дома вы отвечали на вопросы и рисовали плакаты «Берегите воздух!». Расскажите, что вы изобразили и что вы хотели сказать своим плакатом. А для чего необходимо беречь воздух?  Теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами ( См. презентация №1)

 ( Ответ: ВОДА)

3.Сообщение темы и задач урока    

- На прошлом уроке мы с вами  пришли  к какому выводу? (Что без чистого воздуха человек жить не может .  А без чего еще не может жить человек, да и другие живые существа?  (См. презентацию №2, слайд №1.)

(Далее работа ведется с презентацией №2)

- Посмотрите на экран (слайд 1). Что случилось с цветком? Почему это произошло?

 Если руки наши в ваксе,

 Если на нос сели кляксы,

 Кто тогда нам первый друг,

 Снимет грязь с лица и рук?

                                          Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …

                                            (ВОДЫ)

- Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня?

- Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях .

4.Изучение нового материала.

- Посмотрите на экран (слайд 2).  Такой видят нашу планету Земля космонавты из космоса.  Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный -…(Голубой. ). А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Что изображено голубым  цветом?  Большую часть (3/4) поверхности земного шара занимает вода. 

- А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как это бы выглядело (слайд 3).

     -  Что изменилось? (изменился цвет – нет голубого и зеленого)

     - Да, зеленый цвет тоже пропал. Почему это произошло?

     - Ничто на Земле не может жить без воды!

- Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится (в морях, океанах, реках, ручьях, озерах).

- Правильно (слайд 4). Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (люди загрязняют реки и озера, не экономят воду)

-Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70% состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять (слайд 5).

Например ,человеку в сутки требуется более 2 литров воды(часть ее он выпивает ,а часть содержится в пище). Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода? (слюна, кровь, слёзы)

- В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость;

     - Откуда мы с вами можем получить воду?

     - Из пищи: из овощей, фруктов и другой еды, из напитков (слайд 6)

     - А теперь отгадайте загадку: что умеет застывать, летать и бегать?

 (слайд 7)? (вода)

 - Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Давайте подумаем, какие:

 Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет вещество? (Лёд (твёрдое).

- Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар (газообразное)(при нагревании)

    - А когда вода бежит? (когда она именно вода, ручей, река (жидкое).

(слайд 8)

- Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе (слайд 9). Попробуйте своими словами сформулировать правило: что такое круговорот.

- Вода как будто перемещается по кругу, меняя свое состояние (схема).

(слайды 10-12)

Вода появляется из ручейка,

        Ручьи по пути собирает река.

        Река полноводно течет на просторе,

        Пока, наконец, не вливается в море

Моря пополняют запас океана,

        Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

        Дождем проливаются, сыплют снегами.

        Весной соберется вода в ручейки,

        Они потекут до ближайшей реки.

- Мы увидели, как изменилось состояние воды при нагревании, а когда вода может стать твердой?

- Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние? (нужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, т.е. при изменении температуры).

(слайд 13-14)

5. Физминутка.

6.Практическая работа.

- Итак, мы выяснили, что вода может менять своё состояние при изменении температуры, а какими же еще свойствами обладает вода. Проведем опыты  и определим свойства воды

- У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.

1) Рассмотри воду в стакане.

Можно ли через нее увидеть предметы? Как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?  (Опустить ложку в стакан с водой). Видна ли ложка? О каком свойстве воды это говорит?

  • Вывод: вода  прозрачная.

2)Какого цвета вода?

  На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

        Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет . Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. Каков же цвет воды?

  • Вывод: вода бесцветна.    (слайд №15)

3)Каков запах воды?

    Когда  мама печет пироги, что ты почувствуешь?  (Запах.) Что еще издает запах?

(Ответы детей).

  А чем пахнет вода? Понюхай ее и сделай вывод.

  • Вывод: вода не имеет запаха.(слайд № 16)

4) Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая?

        Имеет ли она вкус?

  • Вывод:  вода не имеет вкуса.(слайд № 17)

5)Вода – растворитель.

Насыпь в 1 стакан с водой соли или сахара ,  а в другой – столько же глины или измельченного мела. Размешай содержимое стаканов. Что можно заметить?    О чем говорит нам этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела или глины оседают на дно.)

Вода – растворитель ,но не все вещества в ней растворяются.

  • Вывод: вода – растворитель. (Слайд №18)

- А где в быту можно использовать это свойство воды? (мытье посуды, стирка, уборка, рисование)

6)Текучесть.

- Что произойдет  с водой ,если вылить ее из посуды?(Она растекается в разные стороны.)

- Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность?(Вода стекает под уклон.)

- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

- Какое свойство воды проявляется во всех этих случаях?

  • Вывод: вода течет(свойство – текучесть)

ТАКИМ ОБРАЗОМ:  Какими же свойствами обладает вода?(слайд №19)

6. Итог урока:

- Давайте проверим, какие знания вы унесете с урока. Вспомните еще раз опыты. Что они помогли нам выяснить? (слайд «Проверим себя» № 20)

- Какую пользу человеку приносит вода?

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

- А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на этом уроке?

5) Домашнее задание (слайд 21):

 - Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:

  • Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
  • Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
  • Подумай, почему это происходит?
  • Запиши свой вывод

А на следующем уроке мы поговорим о том, как используется людьми и как сохранить на Земле это удивительно ценное вещество – воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Презентация к уроку окружающего мира "Осенние изменения в живой природе"

К этой презентации легко подобрать загадки и различные сообщения...

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок окружающего мира. Тема: "Круговорот воды в природе"

Урок окружающего мира.Круговорот воды в природе....

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"

Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....