Урок окружающего мира "Вода и её роль в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся со свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по предмету окружающий мир в 3 классе
«Вода и её роль в природе»
Цель: познакомить учащихся со свойствами воды.
Задачи: 1) Образовательные: дать представление о свойствах и состояниях воды; познакомить с круговоротом воды в природе; научить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу;
2) Развивающие: развитие аналитического мышления (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение - в процессе выполнения практической работы);
3) Воспитывающие: воспитание экологического мышления - закрепить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на земле; воспитание культуры общения;
Оборудование для учителя:
- полоски цветной бумаги ( голубая , синяя, белая, зеленая, красная, желтая);
- глобус
Для учащихся:
-стакан с водой;
- полоски цветной бумаги ( голубая , синяя, белая, зеленая, красная, желтая);
-ложка, соль или сахар, измельченный мел;
Ход урока:
1.Организационный . момент.
2.Проверка домашнего задания.
- Дома вы отвечали на вопросы и рисовали плакаты «Берегите воздух!». Расскажите, что вы изобразили и что вы хотели сказать своим плакатом. А для чего необходимо беречь воздух? Теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами ( См. презентация №1)
( Ответ: ВОДА)
3.Сообщение темы и задач урока
- На прошлом уроке мы с вами пришли к какому выводу? (Что без чистого воздуха человек жить не может . А без чего еще не может жить человек, да и другие живые существа? (См. презентацию №2, слайд №1.)
(Далее работа ведется с презентацией №2)
- Посмотрите на экран (слайд 1). Что случилось с цветком? Почему это произошло?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …
(ВОДЫ)
- Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня?
- Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях .
4.Изучение нового материала.
- Посмотрите на экран (слайд 2). Такой видят нашу планету Земля космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный -…(Голубой. ). А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Что изображено голубым цветом? Большую часть (3/4) поверхности земного шара занимает вода.
- А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как это бы выглядело (слайд 3).
- Что изменилось? (изменился цвет – нет голубого и зеленого)
- Да, зеленый цвет тоже пропал. Почему это произошло?
- Ничто на Земле не может жить без воды!
- Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится (в морях, океанах, реках, ручьях, озерах).
- Правильно (слайд 4). Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (люди загрязняют реки и озера, не экономят воду)
-Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70% состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять (слайд 5).
Например ,человеку в сутки требуется более 2 литров воды(часть ее он выпивает ,а часть содержится в пище). Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода? (слюна, кровь, слёзы)
- В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость;
- Откуда мы с вами можем получить воду?
- Из пищи: из овощей, фруктов и другой еды, из напитков (слайд 6)
- А теперь отгадайте загадку: что умеет застывать, летать и бегать?
(слайд 7)? (вода)
- Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Давайте подумаем, какие:
Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет вещество? (Лёд (твёрдое).
- Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар (газообразное)(при нагревании)
- А когда вода бежит? (когда она именно вода, ручей, река (жидкое).
(слайд 8)
- Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе (слайд 9). Попробуйте своими словами сформулировать правило: что такое круговорот.
- Вода как будто перемещается по кругу, меняя свое состояние (схема).
(слайды 10-12)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
- Мы увидели, как изменилось состояние воды при нагревании, а когда вода может стать твердой?
- Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние? (нужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, т.е. при изменении температуры).
(слайд 13-14)
5. Физминутка.
6.Практическая работа.
- Итак, мы выяснили, что вода может менять своё состояние при изменении температуры, а какими же еще свойствами обладает вода. Проведем опыты и определим свойства воды
- У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.
1) Рассмотри воду в стакане.
Можно ли через нее увидеть предметы? Как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт? (Опустить ложку в стакан с водой). Видна ли ложка? О каком свойстве воды это говорит?
- Вывод: вода прозрачная.
2)Какого цвета вода?
На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет . Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. Каков же цвет воды?
- Вывод: вода бесцветна. (слайд №15)
3)Каков запах воды?
Когда мама печет пироги, что ты почувствуешь? (Запах.) Что еще издает запах?
(Ответы детей).
А чем пахнет вода? Понюхай ее и сделай вывод.
- Вывод: вода не имеет запаха.(слайд № 16)
4) Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая?
Имеет ли она вкус?
- Вывод: вода не имеет вкуса.(слайд № 17)
5)Вода – растворитель.
Насыпь в 1 стакан с водой соли или сахара , а в другой – столько же глины или измельченного мела. Размешай содержимое стаканов. Что можно заметить? О чем говорит нам этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела или глины оседают на дно.)
Вода – растворитель ,но не все вещества в ней растворяются.
- Вывод: вода – растворитель. (Слайд №18)
- А где в быту можно использовать это свойство воды? (мытье посуды, стирка, уборка, рисование)
6)Текучесть.
- Что произойдет с водой ,если вылить ее из посуды?(Она растекается в разные стороны.)
- Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность?(Вода стекает под уклон.)
- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
- Какое свойство воды проявляется во всех этих случаях?
- Вывод: вода течет(свойство – текучесть)
ТАКИМ ОБРАЗОМ: Какими же свойствами обладает вода?(слайд №19)
6. Итог урока:
- Давайте проверим, какие знания вы унесете с урока. Вспомните еще раз опыты. Что они помогли нам выяснить? (слайд «Проверим себя» № 20)
- Какую пользу человеку приносит вода?
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- Что совершенно новое вы узнали на уроке?
- А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на этом уроке?
5) Домашнее задание (слайд 21):
- Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:
- Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
- Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
- Подумай, почему это происходит?
- Запиши свой вывод
А на следующем уроке мы поговорим о том, как используется людьми и как сохранить на Земле это удивительно ценное вещество – воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Презентация к уроку окружающего мира "Осенние изменения в живой природе"
К этой презентации легко подобрать загадки и различные сообщения...
урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.
Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....
Урок окружающего мира. Тема: "Круговорот воды в природе"
Урок окружающего мира.Круговорот воды в природе....
презентация к уроку окружающего мира"как человек использует богатства природы"
презентация к уроку...
презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"
презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...
Урок окружающего мира 1класс УМК ПНШ Тема "Природа и её сезонные изменения"
Урок по окружающему миру на тему "Природа и её сезонные изменения" (1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"....