План-конспект урока по окружающему миру "Незаметные защитники урожая"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

  • сформировать представление учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без применения ядохимикатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mvn.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру.

Класс: 4 в (28 человек).

Дата проведения: 24. 12. 07г.

Место проведения: открытый урок  на  районном  МО учителей начальных классов.

Продолжительность: 40 минут

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Тема: Незаметные защитники урожая.

Методы обучения:

Словесные: беседа, работа с учебником, работа с дополнительной литературой;

Наглядные: ИКТ, демонстрация наглядных пособий;

Практические: подготовка сообщений, изготовление учебных пособий (книжка-памятка «Незаметные защитники урожая»)

Оборудование:   демонстрационные таблицы, справочная литература, атлас-определитель, книга «Зелёные страницы»;   учебник « Мир вокруг  нас»-4класс,1 часть; тетради,  раздаточный материал для игры; разноцветные круги для рефлексии.

Цели урока:

Обучающая:

  • сформировать представление учащихся о незаметных защитниках урожая, о защите урожая без применения ядохимикатов.

Развивающая:

  • развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой;
  • развивать умение работать в группах.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
  • Планируемые результаты:
  • учащиеся знают о  «защитниках» и «вредителях» урожая,  способы  сохранения урожая без применения ядохимикатов;
  •   умеют аргументировано отстаивать своё мнение, составлять  цепи питания.

 Форма организации учебной деятельности: урок-игра «Крестики-нолики»

Этапы урока

Содержание урока

Используемые инновационные образовательные технологии

Наглядные пособия, раздаточный материал

1.Орг. момент

Учитель:  У нас необычный сегодня урок,

           Выяснить нужно, кто в классе знаток.

           На этом уроке ждёт вас игра!

           Крестики-нолики ставить пора!

 (Каждый  ученик получает персональную карточку с буквой

 «В» - вредители урожая, «З» - защитники урожая)

Игровые технологии

раздаточный материал для деления на группы

2.Сообщение темы урока

Мотивация учебной деятельности учащихся

     Ребята, мы продолжаем  наш разговор о животных, начатый на прошлом уроке, о животных, которым достаётся часть выращенного человеком урожая и об их врагах -  незаметных защитниках урожая. Для этого мы  отправимся  в поле и в сад. Но сегодня вы будете не просто наблюдателями, а очень активными участниками нашего путешествия.

Игровые технологии

3.Подготовительный этап.

     Работать мы будем в группах и для того, чтобы определить их  состав, посмотрите на карточку, которую вы получили в начале урока.

     У кого на карточке буква «В» - проходят  к столу с такой же буквой, а у кого с буквой «З» - к другому столу.

Активные методы обучения.

Работа в малых группах.

раздаточный материал для игры

4. Ознакомление учащихся с инструкцией.

   Все вы хорошо знаете правила игры в «Крестики-нолики». Сегодня у каждой группы будет очень похожая задача. Группа «В» готовит рассказ о вредителях урожая, а группа «З» о защитниках урожая.

    Готовясь, вы пользуетесь памятками, учебниками, атласами и другой  литературой, но ответы должны быть чёткими, краткими и по существу.

     Время на подготовку ответа на вопрос  2-3мин. Готовитесь вместе, а сообщение делает кто-то один.

Технология поддержки

справочная литература, атлас-определитель, книга «Зелёные страницы»,  учебник « Мир вокруг  нас»-4класс,1 часть, тетради

5. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.

Группа «Вредители»:

Группа «Защитники»:

Группа «Вредители»:

Группа «Защитники»:

Группа «Вредители»:

Группа «Защитники»:

Группа «Вредители»:

Группа «Защитники»:

1)Представьте себе, мы с вами на картофельном поле.

 -Кто же здесь основной вредитель? (колорадский жук)

(подготовка групп к сообщению)

Колорадский жук – это маленький жёлтый жук (длина около 1 см), спинка которого украшена чёрными полосками. Питается он листьями картофеля. Этот жук откладывает яички, из них выводятся оранжево-красные личинки, которые могут съесть листья картофеля, баклажанов, томатов.

- Кто может помочь человеку в борьбе с колорадским жуком?  (хищник жук-жужелица)

  Жук-жужелица – это хищник. Питается  в основном насекомыми, принося огромную пользу хозяйству  человека. Учёные проделали такой опыт. Огородили плёнкой на картофельном поле участок, где были личинки колорадского жука. Пустили туда хищных жуков – жужелиц. Через несколько дней все личинки были съедены жужелицами.

- Составьте цепь питания и прокомментируйте её.

2) А кто ещё приносит  немалый ущерб хозяйству человека  на полях? (грызуны)

(подготовка групп к сообщению)

Немалый ущерб хозяйству человека приносят грызуны, в основном полёвки, мыши, суслики. Полевая мышь отличается от других мышей тем, что у неё на спинке есть полоска. А полёвка отличается от мышей хвостиком: у мышей он равен длине тела, а у полёвки гораздо короче. Они питаются растениями и их семенами. Эти животные наносят определённый вред, поедая зерно. Много зерна запасают на зиму в норах – суслики, например, до 30 кг.

-  У них тоже есть враги, которые помогут человеку защитить свой урожай. Кто они? (хищные птицы)

 Хищные птицы: сова, пустельга, канюк. Они летают над полями, охотясь на грызунов. Пустельга и канюк – дневные хищники. А хищники ночные – это разные совы. Для хищных птиц в поле ставят высокие шесты с перекладинами наверху – присады. Там хищники отдыхают, оттуда высматривают добычу. Учёные подсчитали: если устроены присады, грызунов в поле благодаря хищным птицам становится в 6-7 раз меньше!

- Составьте цепь питания и прокомментируйте её.

3)Отправляемся дальше. Сейчас мы в саду. Кругом растут яблони. А под деревьями очень много опавших недозревших яблок.

- Кто же так навредил урожаю? (гусеница серой бабочки яблонной плодожорки)

(подготовка групп к сообщению)

Гусеница небольшой серой бабочки яблонной плодожорки. Эти гусеницы растут очень быстро, и для своего роста им нужно много пищи, и им недостаточно сока растений. Они вгрызаются в яблоки и поедают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое. Так она может испортить несколько яблок. Обычно повреждённые плоды перестают расти и опадают с деревьев.

- Но и у гусениц есть свои враги. Как вы думаете, кто? (насекомоядные птицы)

    Гусениц яблонной плодожорки остаётся очень мало, если в саду поселяются насекомоядные птицы: скворцы, синицы, дрозды, зяблики. Все эти птицы являются насекомоядными. Птенцы всех птиц прожорливы и постоянно нуждаются в корме. Подсчитано,  к примеру, что разными насекомыми, которых приносят своим птенцам только одна пара скворцов, можно было бы заполнить три скворечника! Для насекомоядных птиц делают зимой кормушки, а весной – скворечники и синичники.

- Составьте цепь питания и прокомментируйте её.

4)  Посмотрите, что произошло с листьями этих растений? Чья это работа? (тля)

(подготовка групп к сообщению)

На многих культурных растениях поселяются тли – это мельчайшие, малозаметные, так как зелёные насекомые. Они сосут сок из листьев, листья сворачиваются, сохнут, покрываются пятнами и цветными «волдырями». Наносят вред растениям.

 -  Кто же поможет человеку  в саду? (божья коровка, златоглазка)

   Божья коровка – это и хищник полезный : она активно поедает тлей. За свою жизнь она съедает их около четырёх тысяч. Личинка божьей коровки тоже хищница. Она съедает за свою жизнь примерно тысячу тлей.

   Божьи коровки названы коровками потому, что умеют выделять «молочко», но не белое, а оранжевое. Испугаешь жука (возьмешь, например, в руку) и увидишь: на сгибах его ног появляются оранжевые капельки. Конечно, на самом деле это никакое не молочко, а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Таким способом божья коровка отпугивает врагов.

    - Составьте цепь питания и прокомментируйте её.

Работа в малых группах.

демонстрационные таблицы, справочная литература, атлас-определитель, книга «Зелёные страницы»,  учебник « Мир вокруг  нас»-4класс,1 часть, тетради

6. Подведение итогов урока

Домашнее  задание

Молодцы, ребята!

  • Кому понравился урок?
  • Какое настроение у вас после этого урока?
  •  Поставьте в вазу фигуру того цвета, который соответствует вашему настроению.  
  • Кто знает, какой совет можно дать людям,  работающим на своих огородах?

    А чтобы вашими  советами могли воспользоваться все желающие, дома  каждая группа  составит  книжку-памятку «Незаметные защитники урожая».

Наше путешествие мы проделали не зря и с вашими знаниями можно спасти любой урожай и помочь любому садоводу.

 Давайте поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты)

Рефлексивные технологии

разноцветные круги для рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....