Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова содержит пояснительную записку, планирование уроков, материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.okruzhayushchiy_mir_2g_klass_gustova_s.b.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ №4 Васильева Р.Н. Протокол МО № 1 от «25» августа 2014г. | «Согласовано» Председатель методсовета МБОУ СОШ №4Янковская Т.Е. Протокол м/совета №1от «25» августа 2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №4 Менщикова Н.В. Приказ № 317 « 26 » августа2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(начальное общее образование)
«Окружающий мир»
2 класс
Густова С.Б.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2014-2015
Структура рабочей программы
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета……………………………………………………………………3-4
2) Общая характеристика учебного предмета………………………………………………………….4-6
3) Описание места учебного предмета …………………………………………………………………...6
4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………………………………6-7
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета…………………………………………………………………………………………………...7-10
6) Содержание учебного предмета……………………………………………………………………..10-13
7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся…………………………………………………………………………………………….14-22
8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………23
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета
Статус документа
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 2 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
• Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованы к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
• Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
• Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;
от 1.06. 2012 №4695/12 «О разработке учебного плана»;
от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
• Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.08.2014 №1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
• Методическим рекомендациям Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
• Программе развития школы «Наша новая школа», образовательная программа (2014-2015 уч.год) МБОУ СОШ №4
• «Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся», приказ МБОУ СОШ №4 № 313 от 26.08.2014г
Рабочая программа соответствует:
• требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• программам формирования универсальных учебных действий
Планирование составлено на основе примерной программы по Окружающему миру:
• «Примерные программы по учебным предметам» Начальная школа. Часть 1, Москва, «Просвещение», 2011г.
• «Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, «Окружающий мир Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева» -издательство Вита-Пресс, Москва 2011;
• Примерная программа по курсу окружающего мира, авторская программа по окружающему миру к учебникам Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Вита-Пресс, 2011.
• Программно-методические материалы: Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. 2 класс. Методическое пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2010
Программа допущена Министерством образования и науки РФ. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения окружающего мира, которые определены ФГОС. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения окружающего мира, которые определены стандартом.
Основная цель: формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основные задачи содержания предмета:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2) Общая характеристика учебного предмета
Курс "Окружающий мир" носит интегрированный характер и предусматривает обучение детей в условиях системы (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), цель курса - формирование основ научного мышления младшего школьника, достижение оптимального общего развития школьников. Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компонент составляют два учебных блока: «Естествознание» и «Обществознание». Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» как от курсов русского языка и математики, так и от курсов эстетического цикла, состоит в том, что они решают задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» предметом — природными и социальными объектами и процессами. Это дает воможность ребенку реально проверять свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления. Таким образом, основной задачей компонента «Окружающий мир» в системе Эльконина — Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.Кроме этой, решаются также следующие задачи:
— первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
— ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);
— формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
— воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
В основе построения программы лежит принцип отбора знаний, умений и навыков, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр., а также специальные умения, такие, как устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т. д.
Основой объединения блоков «Естествознание» и «Обществознание» в целостный компонент «Окружающий мир» является в данной программе логика развертывания «Естествознания», поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.
Блок «Естествознание» основывается на следующих принципах. Естественно-научное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получать факты и строить объяснительные модели. Можно учить детей представлениям или даже понятиям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира все время меняется, причем особенно быстро в последние годы, а с другой стороны, освоение некоторой картины мира вовсе не дает возможности ребенку самому поставить и решить проблему при столкновении с новым, неизвестным явлением.В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы создания этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова является решение детьми системы учебных задач.В курсе «Окружающий мир» второго года обучения основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет конкретизировать понятие экспериментального метода естественных наук.
Построение этих учебных задач возможно на разнообразном материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других естественных наук.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста знаний и умений. В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка. Такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр. А также специальные умения — устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т. д.
В предлагаемом курсе «Окружающий мир» учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач. Главной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. В курсе второго года обучения предусматривается решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы представления результатов исследования.
Постановка этих учебных задач возможна на практически любом материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других естественных наук.
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и документами — с другой.
Особенностью второго года обучения является направленность на открытие и освоение детьми способов изображения, представления данных, полученных в опыте или наблюдении.
Главное содержание 2 года обучения заключается в открытии детьми общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента и овладении ими. Описание является составной частью любого эксперимента или систематического наблюдения. Но особенно важно то, что в любых справочниках и учебниках для средней школы знания представлены именно так: в виде таблиц, планов, схем, графиков и пр. Овладевая умениями строить и читать эти виды изображений, дети будут готовы освоить любое содержание предметов средней школы.
Так же важно, что систематическая умственная работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, доступные для понимания других людей, и обратная работа - по «чтению» знаковых форм, в которых запечатлены опыт, мысли и чувства других людей, - развивают способности воображения, понимания, вводят детей в пространство высокого общественного сознания.
Содержание обучения в 2 классе логически вытекает из материала первого года обучения. Научившись проводить измерения и, следовательно, накапливая в своих опытах и наблюдениях достаточно числовых, а не только качественных данных, дети должны научиться представлять эти данные в виде, удобном для «чтения», последующего анализа и передачи другим людям. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.
Особенностями изучения этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе;
• воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе, сохранять и укреплять здоровье.
3) Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная программа составлена для реализации курса «Окружающего мира» в начальной школе и сориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом. В учебном плане МБОУ СОШ №4 на изучение предмета отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Совокупность методик и технологий, позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Окружающий мир» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные –:
• оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей, конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
• объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
• самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные:
- целеполагание, постановка учебной задачи;
- планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента;
- контроль правильных действий по алгоритму;
- коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок
Познавательные:
- применение общеучебных умений (анализ, сравнение, классификация, обобщение) для установления закономерностей
- умение классифицировать предметы и явления окружающего мира по разным признакам;
- анализ несложных объектов, явлений, практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод;
- синтез элементарной научной картины мира;
- моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др.;
- осознанное и произвольное построение умозаключения;
- смысловое чтение текстов учебника, научно-популярной литературы – извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;
- установление причинно-следственной связи;
- построение логической цепи рассуждения;
- самостоятельное создание способов разрешения противоречий, проблемных творческих задач
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов для сбора и поиска информации;
- умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников
Предметные результаты
• иметь представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение, измерение, эксперимент);
• освоить средства и способы прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов (пространственных характеристик, массы, времени, твердости минерала, направления и силы ветра, количества и интенсивности осадков, облачности, температуры воздуха и тела);
• иметь опыт применения экспериментирования для получения ответов на вопросы об окружающем мире;
• иметь опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач;
• различать и описывать свойства материалов и определять применение материалов для решения частных задач;
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, правила уличного движения.)
Учебная грамотность как основа ключевой компетентности
• проводить рефлексивный контроль
за выполнением способа действия/средства;
• определять критерии для оценки результатов деятельности и производить оценку;
• определять дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя;
• осуществлять отбор заданий для ликвидации дефицита и планировать их выполнение, определяя темп и сроки;
• определять границы собственного знания/незнания и осуществлять запрос на недостающую информацию (инициирование учебного взаимодействия со взрослым);
• определять возможные ошибки при выполнении конкретного способа действия и вносить коррективы;
• сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения;
• иметь собственную точку зрения и аргументировано отстаивать ее;
• определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;
• сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей); осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого на оценку учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания.
Информационная грамотность как основа ключевой компетентности
• проводить наблюдение/эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей;
• воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (в группе), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к предмету обсуждения;
• пользоваться толковым и орфографическим словарем при возникновении необходимости;
• извлекать и систематизировать информацию по двум и более заданным основаниям;
• точно излагать полученную информацию;
• задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
• находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации;
• работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала.
Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности
• оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;
• излагать ответ на вопрос с соблюдением норм оформления текста;
• отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание и задавать такие вопросы;
• начинать и заканчивать разговор в диалоге в соответствии с нормами;
• отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога;
• строить самостоятельно коммуникацию в группе на основе заданной процедуры группового обсуждения;
• организовывать деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»;
• понимать позиции разных участников коммуникации и анализировать их логику мышления;
• уметь презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других).
К КОНЦУ 2 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
А) В области естествознания:
Называть:
- основные свойства воды;
- основные свойства воздуха;
- условия, необходимые для жизни растений и животных.
Приводить примеры:
- живых и неживых природных тел (объектов наблюдения);
- веществ в разных агрегатных состояниях;
- полезных и вредных для здоровья привычек.
Различать на уровне представлений:
- живые и неживые природные тела (объекты наблюдения); материалы (вещества); явления (процессы).
- агрегатные состояния воды;
Решать практические задачи:
- измерять температуру воздуха с помощью термометра;
- измерять время с помощью часов;
- составлять свой распорядок дня;
- проращивать семена, ухаживать за растениями;
Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
Называть:
Название родной страны, столицы России, родного города (села).
Кратко характеризовать:
- условия результативной работы группы и правила взаимодействия людей при общении;
- условия безопасного перехода через улицу (правила дорожного движения);
- условия пожарной безопасности (правила поведения при пожаре и задымлении).
Кроме того, обучение по данной программе дает возможность научиться:
А) В области естествознания:
Приводить примеры:
- измерительных приборов;
- местных признаков, предсказывающих погоду.
Различать на уровне представлений:
- виды осадков;
- существенные и несущественные условия процессов;
- наблюдение и эксперимент как разные способы получения ответов на вопросы об окружающем мире.
- процессы роста и развития живых существ
Кратко характеризовать:
- условия некоторых физических превращений (изменений агрегатного состояния воды, скольжения, полета и пр.)
- условия некоторых химических процессов (горения, появления ржавчины и пр.)
- условия некоторых биологических процессов (движения растений, позеленения растений, прорастания семян, сезонной линьки животных, распознавания животными особей своего вида и пр.).
Решать практические задачи:
- планировать и проводить несложные опыты (вместе с одноклассниками);
- использовать шкалы разной мерности для измерения свойств объектов и процессов (из числа рассмотренных на уроках);
- измерять силу ветра, количество осадков с помощью созданных в классе простейших приборов;
- измерять температуру воды и собственного тела с помощью термометра;
- измерять время разными способами и в разных единицах.
- определять силу ветра по шкале Бофорта.
Б) в области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
Приводить примеры:
- событий из личной истории и истории семьи;
- родственных отношений;
- событий из истории родного города (села).
Уметь получать и анализировать информацию:
- определять тему простого научно-популярного текста;
- формулировать своими словами или словами из текста его главную мысль.
6) Содержание учебного предмета
Тематическое планирование. 2 класс
(68 часов)
1. Процессы и их условия. Различение существенных и несущественных условий:
• Условия приготовления вареной и жареной картошки; условия приготовления еды; безопасность при приготовлении еды.
• Условия перехода воды из одного агрегатного состояния в другое; круговорот воды в природе. Различение тела и вещества, тел природы и изделий человека, неживых тел природы и живых существ.
• Разные материалы (вещества) и условия процессов, происходящих с ними (на примере изготовления глиняной чашки, порчи оловяных пуговиц, ржавления железных изделий).
• Условия горения (тушения огня). Безопасность при пожаре и задымлении.
• условия результативной работы группы на уроке; правила взаимодействия людей в обществе.
• Условия безопасного перехода через улицу;
• Условия правильного роста и развития человека. Закаливание и гигиена как способы профилактики заболеваний.
• Условия, необходимые для жизни растений и животных; взаимосвязь неживой и живой природы
• Условия хорошего полета, условия скольжения (которые возможно выявить в практической работе).
(12 часов)
2. Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез.
• Причины раскрывания-закрывания упавших шишек.
• Причины осенней и весенней линьки зверей.
• Существенные условия запоминания.
• Условия прочности сооружений. Обеспечение безопасности при землетрясении;
• Таяние снега в городе и в лесу. Загрязненность улиц города.
• Движение комнатных растений (стебли и листья растений тянутся к свету, корни растений тянутся к питательным веществам).
• Поведение животных (ощущения животных; признаки, на которые ориентируются животные)
(16 часов)
3. Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента.
• Оценка температуры, влажности, силы ветра. Проблема объективности наблюдений.
• Единицы измерения, стандартные единицы измерения. Погрешность измерения (на примере измерения длины).
• Простейший измерительный прибор, его устройство. Конструирование измерительных приборов (осадкомер, гигрометр, термометр, часы) и работа с ними.
• Приемы измерений количества осадков и силы ветра. Виды осадков Основные свойства воздуха и воды..
• Приемы измерения температуры. Разные температурные шкалы. Измерение температуры воздуха. Измерение температуры тела. Вещества в разных состояниях. Твердые вещества, жидкости, газы.
• Приемы измерения временных промежутков. Разные виды часов (солнечные часы, часы-свечка, водяные часы и пр.) Измерение времени по часам.
• Измерение времени и историческое время. Разные временные масштабы.
Измерение времени в секундах, минутах, часах, сутках, неделях, месяцах, годах.
• Моя личная история и история моей семьи. Измерение времени в десятилетиях и веках. Родственные отношения в семье.
• Планирование времени, распорядок дня ученика. Полезные и вредные привычки
• История моего города (села). Важные сведения из истории родного края. Труд людей родного края.
(30 часов)
4. Выращивание растений. Планирование и проведение опытов, связанных с размножением и развитием растений. Представления о росте и развитии растений, животных, человека.
• способы размножения растений;
• способы распространения семян;
• существенные условия прорастания семян;
• причины позеленения проростков.
№ | Тема | Всего часов | Содержание | Из них | |||||
Практические работы (тема) | Учёт знаний (самостоятельные работы) | Экскурсии ( тема) | |||||||
1. | Условия процессов. Различие существенных и несущественных условий. | 14 | Набор заданий на актуальные и перспективные знаний и умения учащихся Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации. Работа с заданиями на «разрыв», рефлексивная оценка действий учащихся по выполнению этих заданий Перенос проблем класса на бумагу в форме «карты», заполнение «заготовки» плана работы над ошибками, трудностей Возврат к проблемам ученика, фиксация пути решения проблемы, оценка выполнения «плана», демонстрация своих достижений Рассмотрение разных процессов, их анализ и попытка объяснения их протекания Анализ детьми разных процессов с целью выделения условий их протекания, обнаружение существенных обстоятельств (работа с видеороликами). Работа с разными текстами с выделением описываемых процессов, их условий. Перевод текста в схемы. Тренировка детей в различении условий («веревочный телефон», «вращающаяся змейка» и тд.) Выбор из списка разнообразных условий существенных для изменения состояния воды. Установление по текстам-описаниям условия некоторых физических и химических процессов, проведение опытов для обнаружения условий процессов. Работа с изображениями и текстами, их анализ, просмотр видеофрагментов Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года». Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся» | Практическая работа № 1: «Что из чего?». Практическая работа № 2: «Приготовление еды. Условия существенные и несущественные» Практическая работа № 3: «Веревочный телефон» Практическая работа № 4: «Змейка» Практическая работа №5: «Замораживание воды и таяние льда» Практическая работа №6: «Снежинки». | Самостоятельная работа № 1: «Что я знаю о воде». Самостоятельная работа № 2: «Что я знаю о горении». | ||||
Домашняя самостоятельная работа по проблемным «точкам» программы первого класса (планирование и проведение наблюдения, анализ свойств и состояния объектов, выделение процессов и их схематизация) Домашняя самостоятельная работа учащихся:
| |||||||||
2. | Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез. | 11 | Создается ситуация, когда во всей совокупности условий процесса невозможно выделить существенные путем простого наблюдения «Почему закрываются шишки?» Уяснение детьми основной идеи эксперимента, выделение двух видов объектов: «экспериментальный» и «контрольный». «Линька зайцев Отработка простейших способов проверки гипотез Отработка общей схемы эксперимента, планирование и проведение опытов Работа с текстами, составление собственных текстов-инструкции учащимися Использование схемы эксперимента в к вазижизненной ситуации Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года» Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся | Практическая работа №7: «Вода и пар». Практическая работа № 8: ««Условия прочности сооружений». | Самостоятельная работа № 3: «Что я знаю о». Самостоятельная работа № 4: «Что я знаю о животных». | Экскурсия № 1: «Разнообразие растений. Экскурсия в кабинет биологии». | |||
Домашняя самостоятельная работа учащихся: 1) набор заданий с простыми экспериментами (на формулировку гипотез, простейшие способы их проверки); 2) набор текстов по проведению экспериментов, тексты-инструкции по проведению опытов | |||||||||
3. | Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. | 32 | Дать возможность детям вспомнить собственный опыт измерений. Необходимо отделить те величины, которые они умеют измерять, от тех, которые не умеют. Ощутить иллюзию восприятия Поставить проблему стандартных мер. Построить эталонные меры. Работа с текстами. Организовать постановку проблемы точности измерений. Организовать открытие приема оценивания условно измеряемых величин с помощью шкалы порядка | Практическая работа № 9: «Фигуры высшего пилотажа». Практическая работа №10: «Игра в фантики». Практическая работа № 11: «Монета и ластик». Практическая работа №12: «Условия жизни, роста и развития человека» Практическая работа№13: «Как заставить шишку закрыться». Практическая работа № 14: «Зрительные иллюзии». Практическая работа № 15: «Измерение длины». Практическая работа № 16: «Точность измерения». Практическая работа № 17: «Сила ветра по Бофорту». Практическая работа №18: «Свойства воздуха» Практическая работа № 19: «Теплый и холодный воздух» Практическая работа № 20: «Шарик на бутылке». Практическая работа № 21: «Устройство термометра». | Самостоятельная работа №5: «Что я знаю о воздухе». Самостоятельная работа №6: «Что я знаю о веществах». | Экскурсия № 2: «Экскурсия в музей времени». Экскурсия № 3: «Наблюдения за ростом и развитием растений». Экскурсия №4 Метеостанция» | |||
Домашняя самостоятельная работа: - для расширения своих познавательных возможностей: работа с текстами, проведение опытов, наблюдений и экспериментов, где необходимы разные приемы и способы измерения | |||||||||
4. | Простейшее экспериментирование как целостное исследование. | 11 | Практическая работа № 22: «Температурные шкалы». Практическая работа №23: «Измерение температуры». Практическая работа №24: «Как сравнить два дождя по силе (интенсивности)». Практическая работа №25 «Сделай себе облако». Практическая работа №26 «Конструирование часов». | Самостоятельная работа №7: «Что я знаю о воздухе». Самостоятельная работа № 8: «Что я знаю о растениях». Самостоятельная работа №9:«Что я знаю о телах и веществах». | Экскурсия № 5: «Экскурсия в краеведческий музей». Экскурсия № 6: «Экскурсия в лес- наблюдение за ростом и развитием растений». | ||||
68 часов |
7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
по предмету окружающий мир 2 класс
2014-2015 учебный год
Учитель: Густова С.Б.
Количество учебных часов по программе: 68,
количество учебных часов в неделю: 2
Учебно-методический комплект:
Чудинова Е.В., БукварёваЕ.Н.«Окружающий мир» Учебник — М.: «Вита-Пресс», 2013
Чудинова Е.В., БукварёваЕ.Н.«Окружающий мир» Рабочая тетрадь (в двух частях)— М.: «Вита-Пресс», 2013
ЧудиноваЕ.В., Букварёва Е.Н.«Окружающий мир» Краткий методический комментарий. — М.: Вита-Пресс, 2008.
Дата | № п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Формируемые УУД | Дом.задание | ||
Тема №1.Условия процессов. Различие существенных и несущественных условий. | |||||||
02.09 | 1. | Из чего делают вещи? | Применение определения тело, вещество,явление. | Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента; контроль правильных действий по алгоритму; коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок Познавательные: применение общеучебных умений (анализ, сравнение, классификация, обобщение) для установления закономерностей умение классифицировать предметы и явления окружающего мира по разным признакам; анализ несложных объектов, явлений, практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод; синтез элементарной научной картины мира; моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др. | Стр.4-5 | ||
04.09 | 2. | Практическая работа №1 «Что из чего?» | Материалы и их свойства. Практическое исследование свойств материалов. | Стр.6-7 | |||
09.09 | 3. | Что происходит с картошкой в кастрюле и на сковороде? | Существенные и несущественные условия. | Стр.10-11 | |||
11.09 | 4. | Практическая работа №2 «Приготовление еды. Условия существенные и несущественные» | Безопасность во время приготовления пищи.Анализ технологических рецептов. | Практическое задание | |||
16.09 | 5. | Практическая работа №3 «Веревочный телефон» | Существенные и несущественные условия.Практические работы. | Стр.14-15 | |||
18.09 | 6. | Практическая работа №4 «Змейка» | Существенные и несущественные условия.практические работы. | Стр.15-16 | |||
23.09 | 7. | Условия превращения воды. | Различение состояний воды по признакам.Агрегатные состояния воды и условия перехода из одного состояния в другое. | Стр.18 | |||
25.09 | 8. | Практическая работа №5 «Замораживание воды и таяние льда» | Агрегатные состояния воды и условия перехода из одного состояния в другое. Практическая работа по изучению вида снежинок, образование тумана. | Стр.18 читать и пересказывать. | |||
30.09 | 9. | Работа с текстом «Разные состояния воды» | Агрегатные состояния воды и условия перехода из одного состояния в другое. | Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента; контроль правильных действий по алгоритму; коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок Познавательные: применение общеучебных умений (анализ, сравнение, классификация, обобщение) для установления закономерностей умение классифицировать предметы и явления окружающего мира по разным признакам; анализ несложных объектов, явлений, практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод; синтез элементарной научной картины мира; моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др. | Знать три состояния воды | ||
02.10 | 10. | Работа с текстом «Вода – строитель и разрушитель» Самостоятельная работа № 2:«Что я знаю о воде». | Умение выделять главное и Второстепенное.Работа с информационным текстом.Интерпретация, озаглавливание, поиск значения незнакомых слов. | Стр.22-23 пересказ | |||
07.10 | 11. | Практическая работа №6 «Снежинки» | Практическая работа. | Стр.24 | |||
09.10 | 12. | Практическая работа № 7: «Вода и пар». | Эксперимент, гипотеза, план опыта, предсказание. | Стр.25 | |||
14.10 | 13. | Что нужно знать о воде. | Твердое , жидкое и газообразное состояние воды. | Стр.26 | |||
16.10 | 14. | Вода тушит огонь. Безопасное поведение при пожаре. | Правила безопасности при пожаре. Обнаружение воздуха как необходимого условия горения. | Стр.27-28 | |||
Тема № 2. Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез. | Доп.материал о землетрясениях. | ||||||
21.10 | 15. | Почему дома должны быть прочными. | Практическая работа. | Стр.30 Доп.материал о землетрясениях. | |||
23.10 | 16. | Практическая работа №8 «Условия прочности сооружений». Обеспечение безопасности при землетрясении. | Землетрясение.Ураган.Наводнение. Материал.Форма. Прочность . | Стр.31-32 | |||
28.10 | 17. | Условия скольжения. | Конкурс на конструкцию лучшего летательного аппарата. | Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента; контроль правильных действий по алгоритму; коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок | Стр.33 | ||
30.10 | 18. | Практическая работа №9 «Фигуры высшего пилотажа». | Условия долгого планирования самолета. | Стр.33-34 | |||
11.11 | 19. | Практическая работа №10. «Игра в фантики». | Условия долгого полета фантика. | Стр.35 | |||
13.11 | 20. | Практическая работа №11. «Монета и ластик» . | Условия скольжения. | Стр.36-37 | |||
18.11 | 21. | Работа с текстом. Условия скольжения. | Трение. Скольжение.Работа с текстом. | Стр.38 | |||
20.11 | 22. | Работа с текстом. Условия жизни, роста и развития растений. | Органические вещества. Фотосинтез. Работа со схемой. | Познавательные: применение общеучебных умений (анализ, сравнение, классификация, обобщение) для установления закономерностей умение классифицировать предметы и явления окружающего мира по разным признакам; анализ несложных объектов, явлений, практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод; синтез элементарной научной картины мира; моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др. | Стр.39-40 | ||
25.11 | 23. | Условия необходимые для выведения птенцов. | Условия процесса выведения птенцов. Работа со схемой: чтение и составление схем изменения состояния объектов. | Стр.41-42 | |||
27.11 | 24. | Работа с текстом. Условия жизни, роста и развития человека. | Закаливание, гигиена, профилактика, режим дня, осанка. Работа над проектом «Здоровье школьника». | Стр.43-44 | |||
02.12 | 25. | Самостоятельная работа № 4: «Что я знаю о жизни и условиях развития животных». | Работа с информационными источниками. | Стр.44, пересказ | |||
Тема №3. Наблюдения в ходе эксперимента. | |||||||
04.12 | 26. | Почему закрываются шишки? | Восприятие.Схема процесса наблюдения.Планирование опытов. Описание результатов. | Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента; контроль правильных действий по алгоритму; коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок. | Стр.46, пересказ | ||
09.12 | 27. | Практическая работа №13 «Как заставить шишку закрыться?» | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.47, нарисовать схему | |||
11.12 | 28. | Работа с текстом. Предсказатели погоды. | Народные приметы. Предсказание возможных результатов. | Стр.48-50 найти приметы | |||
16.12 | 29. | Почему заяц белеет к зиме? | Сезонные изменения в жизни животных.Работа с информационным текстом. Вычитывание информации, различение фактов и объяснений. | Стр51-53 | |||
18.12 | 30. | Работа с текстом. Дневник зайца. | Умение выделять главное и Второстепенное. Работа с информационным текстом. Вычитывание информации, различение фактов и объяснений | Стр.53 написать заключение к главе 9 (рт) | |||
23.12 | 31. | Жизнь на подоконнике. | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.54-55 | |||
25.12 | 32. | Работа с текстом. Уход за комнатными растениями. | Условия роста и развития комнатных растений.Практическая работа. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. | оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать ответ на вопрос с соблюдением норм оформления текста; отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание и задавать такие вопросы; начинать и заканчивать разговор в диалоге в соответствии с нормами; | Стр.56, найти в словаре толкование незнакомых слов | ||
13.01 | 33. | Самостоятельная работа. «Что нужно знать о комнатных растениях». | Условия роста и развития комнатных растений. Практическая работа. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. | Стр.58 пересказ | |||
15.01 | 34. | Замечательные умения животных. | Опыт. Гипотеза. Эксперимент.Наблюдение. | отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога; строить самостоятельно коммуникацию в группе на основе заданной процедуры группового обсуждения; организовывать деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и анализировать их логику мышления; | Найти удивительные факты из жизни животных. | ||
20.01 | 35. | Работа с текстом. «Схватка осы и пчелы» исследования ученых. | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.61-62 перечитать | |||
22.01 | 36. | Работа с текстом. «О летучих мышах» предположение Кювье. | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.63, план опыта в тетради | |||
27.01 | 37. | Работа с текстом. «Песня из двух букв». | Умение выделять главное и Второстепенное. Интерпретация опытов, проведенных учеными. Составление текста – описания эксперимента. | Стр.64 пересказ | |||
29.01 | 38. | Работа с текстом «Для чего кошке усы?» | Умение выделять главное и Второстепенное. | уметь презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других). | Стр.65-66, пресказ | ||
03.02 | 39. | Работа с текстом «Поведение бабочек». | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.66-67 | |||
Тема №4. Измерения в ходе эксперимента. | |||||||
05.02 | 40. | Всегда ли можно доверять своим органам чувств? Практическая работа №14 зрительные иллюзии. | Практическое исследование иллюзий человека. | Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента; контроль правильных действий по алгоритму; коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок. | Стр.69-70 | ||
10.02 | 41. | Измерения. Практическая работа № 15: «Измерение длины». | Измерение длины разными мерами. Исследование точности измерения. | Стр72 | |||
12.02 | 42. | Измерительные приборы. Практическая работа № 16: «Составление инструкции по пользованию линейкой». | Линейка. Шкала. Правила пользования. Инструкция. | Стр.73, составить инструкцию | |||
17.02 | 43. | Практическая работа № 17: «Сила ветра по Бофорту». | Измерение силы ветра. Конструирование приборов для оценки силы ветра. | проводить наблюдение/эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей; воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (в группе), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к предмету обсуждения; работать с модельными средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного материала. | Стр.74-75 | ||
19.02 | 44. | Работа с текстом «Мифы древних славян». | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.79-80 | |||
24.02 | 45. | Практическая работа №18: «Свойства воздуха». | Свойства воздуха. Практическое исследование свойств воздуха, потоков воздуха, планирование опытов. | Стр.81-82 | |||
26.02 | 46. | Как влияет ветер на растения? | Интерпретация проведенных опытов. Свойства воздуха. Практическое исследование свойств воздуха, потоков воздуха, планирование опытов. | Стр.83-84, придумать вопросы по тексту. | |||
03.03 | 47. | Практическая работа №19 «Теплый и холодный воздух». | Свойства воздуха. Практическое исследование свойств воздуха, потоков воздуха, планирование опытов. | Стр.85 | |||
05.03 | 48. | Нагревание и охлаждение. | Умение выделять главное и Второстепенное. | пользоваться толковым и орфографическим словарем при возникновении необходимости; извлекать и систематизировать информацию по двум и более заданным основаниям; точно излагать полученную информацию; задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации; находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации; | Стр.86 | ||
10.03 | 49. | Практическая работа №20 «Шарик на бутылке». | Свойства воздуха. Практическое исследование свойств воздуха, потоков воздуха, планирование опытов. | Стр.87, опыт повторить дома | |||
12.03 | 50. | Практическая работа №21 «Устройство термометра». | Устройство термометра. Инструкция по использования и правила хранения, и безопасности. Практическая работа по измерению температуры воздуха и тела человек. | Стр.88 сделать макет термометра | |||
17.03 | 51. | Практическая работа №22 «Температурные шкалы». | Практическая работа по изучению устройства термометра. Работа по измерению температуры воздуха и тела человека. | пользоваться толковым и орфографическим словарем при возникновении необходимости; извлекать и систематизировать информацию по двум и более заданным основаниям; точно излагать полученную информацию; задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации; находить вывод и аргументы в предложенном источнике информации; | Стр.89, уметь определять температуру с помощью термометра | ||
19.03 | 52. | Работа с текстом «О жидких кристаллах». | Работа с информационным текстом. Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.90-91 | |||
31.03 | 53. | Практическая работа №23 «Измерение температуры». | Единицы измерения температуры. Термометр. Виды термометров. | Стр.92-95, выучить понятия | |||
02.04 | 54. | Что такое осадки? | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.96, пересказ | |||
07.04 | 55. | Практическая работа №24 Как сравнить два дождя по силе (интенсивности). | Различение силы (интенсивности дождя и общего количества осадков). | Стр.97-98 | |||
09.04 | 56. | Работа с текстом. Измерение осадков. | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.98-99 | |||
14.04 | 57. | Откуда берутся облака. | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.100-101 | |||
16.04 | 58. | Работа с текстом. Виды облаков. | Практическая работа по изучению облаков. | Стр.101 | |||
Тема №5. Простейшее экспериментирование как целостное исследование. | |||||||
21.04 | 59. | Практическая работа №25 «Сделай себе облако». | Измерение облачности с помощью палетки. | Стр.102 | |||
23.04 | 60. | Работа с текстом. Гигрометр. | Гигрометр. Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.103 | |||
28.04 | 61. | Простейшие приборы. | Гигрометр.Термометр. Транспортир. Часы.Весы.Циферблат, шкала, единицы измерения разных величин. | Стр.104 | |||
30.04 | 62. | Измерение времени. Сезонные изменения в природе. Работа с текстом. Народные приметы. | Умение выделять главное и Второстепенное. | Стр.104 | |||
05.05 | 63. | Измерение времени. Сезонные изменения в природе. | Меры времени. Крупные меры времени: год, месяц, неделя. Изготовление макет а циферблата механических часов. | Стр.106-107 | |||
07.05 | 64. | Уклад семьи и распорядок дня. | Умение выделять главное и Второстепенное. | Составить режим дня, стр.127-128 | |||
12.05 | 65 | Практическая работа «Календарь садовода». | Составление «Календаря садовода». Экспериментальное исследование распространения плодов и семян и условий жизни растений. | Стр.120, стр.124-126, стр.134-135 | |||
14.05 | 66. | Весенние посадки. Практическая работа «Плоды и семена». Способы распространения семян и плодов. | Способы распространения семян и плодов. | Стр.стр.130-131, стр.136. Провести опыты: проращивание лука, семени гороха, клубней картофеля | |||
19.05 | 67 | Способ измерения времени. Меры времени. Практическая работа №26 «Конструирование часов». | Меры времени. Крупные меры времени: год, месяц, неделя. Изготовление макета циферблата механических часов. | Стр.111-113 Уметь пользоваться часами. | |||
21.05 | 68 | Промежуточная Аттестация. Проект «Загадки о природе» Итоги года. | Стр.138-142. | ||||
Итого: | 68 часов |
8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа 2 класса обеспечивается следующими учебно-методическими комплектами.
Чудинова Е.В., БукварёваЕ.Н.«Окружающий мир» Учебник — М.: «Вита-Пресс», 2013
Чудинова Е.В., БукварёваЕ.Н.«Окружающий мир» Рабочая тетрадь (в двух частях)— М.: «Вита-Пресс», 2013
ЧудиноваЕ.В., Букварёва Е.Н.«Окружающий мир» Краткий методический комментарий. — М.: Вита-Пресс, 2008.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.). Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). |
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.). Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Атласы.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Технические средства обучения
Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Интерактивная доска
Персональный компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. |
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. |
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения.)
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т. п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....
рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требования составления программ по ФГОС....