рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя первая экология» составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В.А. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013г. –189с.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цели и задачи данной программы, особенности программы
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Цель курса: создать условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Изучение факультатива в начальной школе: 2 класс — «Экология в красках и формах», 3–4 классы — «Дом, в котором я живу». Объём занятий в каждом классе 34 ч. (1 час в неделю). Форма организации образовательного процесса – групповая.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Планируемые результаты освоения программы
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Формы и виды контроля:
- выставки
- конкурсы, фотоконкурсы
- доклады, защита проектов
- праздники, викторины
- портфолио
Учебный план курса «Моя первая экология»
«Экология в формах и красках»
1 - 2 класс
№
п/п | Разделы программы
| Количество часов часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Первые шаги по тропинке открытий.
| 5 | 5 |
2 | Геометрия живой природы.
| 4 | 7 |
3 | Природа в наших ощущениях.
| 5 | 8 |
4 | Природа и ее обитатели
| 12 | 9 |
5 | Лесные ремёсла.
| 7 | 5 |
| Всего часов: | 33 ч | 34 ч |
«Дом, в котором я живу»
3 – 4 класс
№
п/п | Разделы программы
| Количество часов часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. .
| 6 | 6 |
2 | О городах и горожанах: человек в городе.
| 4 | 4 |
3 | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.
| 6 | 7 |
4 | В сетях жизни: многообразие экологических связей.
| 6 | 6 |
5 | Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
| 12 | 11 |
| Всего часов: | 34 ч | 34 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Экология в формах и красках»
2 класс
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Первые шаги по тропинке открытий.
| 5 |
|
|
1.1. | Готовимся наблюдать и изучать |
| 1 |
|
1.2. | Какие качества необходимы юному исследователю |
| 1 |
|
1.3. | Учимся наблюдать |
| 1 |
|
1.4. | Экскурсия. Тренируем наблюдательность
|
|
| 1 |
1.5. | Десять заповедей друзей леса |
| 1 |
|
2 | Геометрия живой природы
| 7 |
|
|
2.1. | Что такое симметрия? |
| 1 |
|
2.2. | Лучевая симметрия |
| 1 |
|
2.3. | Живая спираль |
| 1 |
|
2.4. | Такие разные листья |
|
| 1 |
2.5. | Различаем деревья по кроне |
|
| 1 |
2.6. | О кронах, густых и ажурных |
| 1 |
|
2.7. | Организм и среда обитания |
| 1 |
|
3 | Природа в наших ощущениях | 8 |
|
|
3.1. | Как мы воспринимаем окружающий мир |
| 1 |
|
3.2. | Тренируем органы чувств |
|
| 1 |
3.3. | Какого цвета лес? |
| 1 |
|
3.4. | Что такое гармония? |
| 1 |
|
3.5. | Рисуем впечатления |
|
| 1 |
3.6. | Учимся пользоваться приборами |
|
| 1 |
3.7. | «Микроскоп» из пластикового стаканчика
|
|
| 1 |
3.8. | Игра «Давайте познакомимся» |
|
| 1 |
4 | Природа и её обитатели
| 9 |
|
|
4.1. | Учимся планировать наблюдение
|
| 1 |
|
4.2. | Наблюдаем за животными
|
| 1 |
|
4.3. | Изучаем условия обитания растений
|
|
| 1 |
4.4. | Всё связано со всем
|
| 1 |
|
4.5. | Изучаем поведение животных
|
|
| 1 |
4.6. | Изучаем поведение растений
|
|
| 1 |
4.7.
| Чья «столовая?» |
|
| 1 |
4.8.
| Что и кто влияет на живой организм?
|
| 1 |
|
4.9. | Экскурсия в лесопарк. |
|
| 1 |
5 | Лесные ремёсла
| 5 |
|
|
5.1. | Народные промыслы. Экскурсия в музей. Экскурсия в музей народной культуры |
|
| 1 |
5.2. | Животные и растения в народном творчестве.
|
| 1 |
|
5.3. | Лесная палитра. красители красители… |
| 1 |
|
5.4. | Лес кормилец и врачеватель.
|
| 1 |
|
5.5. | Итоговое занятие (проводится в игровой форме: викторина, конкурс и т.п.). |
|
| 1 |
| Всего часов | 34 | 19 | 15 |
|
|
|
|
|
Содержание курса «Экология в формах и красках» (2 класс)
Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий
1.1 «Готовимся наблюдать и изучать».
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
1.2. «Какие качества необходимы юному исследователю».
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
1.3. «Учимся наблюдать».
Наблюдение — основной метод работы в природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
1. 4. «Тренируем наблюдательность».
Упражнения для развития наблюдательности: "в гармонии с природой", "ходим, подняв голову вверх", "смотрим под ноги", "ходим задом-наперед", "прогулка вслепую" и др.
1.5. «Десять заповедей друзей леса».
Знакомство с правилами поведения в природе на основе анализа «заповедей», составленных ученым-экологом Франко Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: "в гармонии с природой", "ходим, подняв голову вверх", "смотрим под ноги", "ходим задом-наперед", "прогулка вслепую" и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, резиновый ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчета 1 повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
· работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;
· использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
· вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы в природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
· применять правила поведения в природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
· выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
· составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Тема 2. Геометрия живой природы
2.1. «Что такое симметрия?»
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в строении различных органов животных и растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.)
2.2. «Лучевая симметрия».
Лучевая симметрия в строении различных органов растений и животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — 3 луча, пастушья сумка — 4, яблоня, шиповник — 5 и т.д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидра, актинии, медузы. Как связан образ жизни и тип симметрии живых организмов.
2.3. «Живая спираль».
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т.д.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).
2.4. «Такие разные листья».
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т.д.) и другими объектами окружающего мира (
2.5. «Различаем деревья по кроне».
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространенные виды: береза, липа, тополь, клен, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
2.6. «О кронах, густых и ажурных».
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трехбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
2.7. «Организм и среда обитания».
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, резиновый ластик; карманное зеркальце прямоугольной формы; разноцветные нити длиной 25-30 см; карточки-задания; листы плотной бумаги; широкий прозрачный скотч; цветные карандаши, фломастеры; аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
· выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
· соотносить форму и свойства различных природных объектов;
· выявлять и описывать разнообразие определенных природных объектов и явлений;
· применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
· устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Тема 3. Природа в наших ощущениях.
3.1. «Как мы воспринимаем окружающий мир».
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
3.2. «Тренируем органы чувств».
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
3.3. «Какого цвета лес?»
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зеленого цвета — основного цвета леса, коричневого — цвет коры и почвы, или голубого — цвет неба.
3.4. «Что такое «гармония?»
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
3.5. «Рисуем впечатления».
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
3.6.«Учимся пользоваться приборами».
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
3.7. «Микроскоп» из пластикового стаканчика.
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего "микроскопа" из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
3.8. Игра «Давайте познакомимся».
Игра проводится с использованием «черного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (животные леса, морские обитатели, домашние животные, насекомые и т.д.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задает наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (3-4 предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Игра “Давайте познакомимся” (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, резиновый ластик; бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья; аудиозаписи звуков природы; повязки на глаза; карточки-задания; пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая пленка, цветные резиновые колечки.
Универсальные учебные действия:
· изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
· проводить наблюдения за природными объектами;
· работать с различными приборами и инструментами, необходимым для проведения наблюдений и измерений;
· изготавливать простейшие модели приборов;
· составлять описания объекта изучения;
· выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;
· оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Тема 4. Природа и её обитатели
4.1. «Учимся планировать наблюдение».
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.
4.2. «Наблюдаем за животными».
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.
4.3. «Изучаем условия обитания растений».
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д.
4.4. «Всё связано со всем».
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
4.5. – 4.6. «Изучаем поведение животных и растений».
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т.п.
4.7. «Чья «столовая?»
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
4.8. - 4.9. «Что и кто влияет на живой организм?»
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. Экскурсия.
Подвижные игры: "Белки, сойки и орехи", "Найди свой дом".
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, резиновый ластик; повязки на глаза; карточки-задания; листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Универсальные учебные действия:
· планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
· составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
· находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
5. Лесные ремесла
5.1. Народные промыслы
Экскурсия в музей народной культуры. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
5.2. Животные и растения в народном творчестве.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрешки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.).
5.3. Лесная палитра: растения-красители.
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
5.4. Лес кормилец и врачеватель.
Лес кормилец и врачеватель. Лесное меню. Лекарственные растения леса.
5.5. Итоговое занятие (проводится в игровой форме: викторина, конкурс и т.п.).
Универсальные учебные действия:
· приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
· различать предметы наиболее известных народных промыслов.
приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
Методическое обеспечение
Проект «Мы ждем вас, птицы!»
Задание 1. Можешь ли ты представить город без птиц? Не чирикают веселые воробьи, несобираются стайками синички, не видно голубей. Не правда ли, грустно становится от такой мыс_ли? А между тем, птицам сложно выживать в современном городе, особенно в новых микрорайонах. Ведь в районах новостроек практически нет зеленых насаждений, а деревья и кустарники имеют для птиц большое значение. Это и убежище от врагов, и птичья «столовая», и место для гнездования.
1. В каком из районов твоего города охотнее будут селиться птицы? Как ты думаешь,
почему?
2. Нарисуй или сфотографируй такие места в вашем городе, где птицам хорошо живется.
Задание 2. Большинство птиц в городе живут не поодиночке, а группами — стаями. Вместе, «крылом к крылу», птицам легче выживать: и от врагов защищаться, и кормовые места разыскивать, да и согреться можно в холодное время года.
Предлагаем тебе понаблюдать за стаей каких-либо птиц: за воробьями, воронами, голубями, чайками.
Мои наблюдения за _________________________
Дата (число, месяц, год) : ____________________________________
Время суток: ______________________________________________
Какая была погода : ________________________________________
Место наблюдения : ________________________________________
Мои наблюдения:
1. Сколько птиц в стае я насчитал: _____________________________
2. Что делали птицы? (отдыхали, кормились, устраивались на ночлег и т.п.):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Была ли в стае главная птица — вожак? Если «да», то как ты об этом догадался?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Что объединяет птиц в стаю? __________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Как птицы общаются между собой? ____________________________________________
__________________________________________________________________
1. Зарисуй и опиши свои наблюдения.
2. Предложи план действий по привлечению птиц в ваш двор или на пришкольный участок.
Список литературы
Материалы для учителя:
1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
2. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
3. Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985
4. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
5. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
Материалы для учащихся:
1. Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
2. Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя первая экология» составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В.А. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013г. –189с.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цели и задачи данной программы, особенности программы
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Цель курса: создать условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
Изучение факультатива в начальной школе: 2 класс — «Экология в красках и формах», 3–4 классы — «Дом, в котором я живу». Объём занятий в каждом классе 34 ч. (1 час в неделю). Форма организации образовательного процесса – групповая.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Планируемые результаты освоения программы
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Формы и виды контроля:
- выставки
- конкурсы, фотоконкурсы
- доклады, защита проектов
- праздники, викторины
- портфолио
Учебный план курса «Моя первая экология»
«Экология в формах и красках»
1 - 2 класс
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Первые шаги по тропинке открытий. | 5 | 5 |
2 | Геометрия живой природы. | 4 | 7 |
3 | Природа в наших ощущениях. | 5 | 8 |
4 | Природа и ее обитатели | 12 | 9 |
5 | Лесные ремёсла. | 7 | 5 |
Всего часов: | 33 ч | 34 ч |
«Дом, в котором я живу»
3 – 4 класс
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов | |
1 год | 2 год | ||
1 | Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. . | 6 | 6 |
2 | О городах и горожанах: человек в городе. | 4 | 4 |
3 | О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы. | 6 | 7 |
4 | В сетях жизни: многообразие экологических связей. | 6 | 6 |
5 | Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. | 12 | 11 |
Всего часов: | 34 ч | 34 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Экология в формах и красках»
2 класс
№ пп | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Первые шаги по тропинке открытий. | 5 | ||
1.1. | Готовимся наблюдать и изучать | 1 | ||
1.2. | Какие качества необходимы юному исследователю | 1 | ||
1.3. | Учимся наблюдать | 1 | ||
1.4. | Экскурсия. Тренируем наблюдательность | 1 | ||
1.5. | Десять заповедей друзей леса | 1 | ||
2 | Геометрия живой природы | 7 | ||
2.1. | Что такое симметрия? | 1 | ||
2.2. | Лучевая симметрия | 1 | ||
2.3. | Живая спираль | 1 | ||
2.4. | Такие разные листья | 1 | ||
2.5. | Различаем деревья по кроне | 1 | ||
2.6. | О кронах, густых и ажурных | 1 | ||
2.7. | Организм и среда обитания | 1 | ||
3 | Природа в наших ощущениях | 8 | ||
3.1. | Как мы воспринимаем окружающий мир | 1 | ||
3.2. | Тренируем органы чувств | 1 | ||
3.3. | Какого цвета лес? | 1 | ||
3.4. | Что такое гармония? | 1 | ||
3.5. | Рисуем впечатления | 1 | ||
3.6. | Учимся пользоваться приборами | 1 | ||
3.7. | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | 1 | ||
3.8. | Игра «Давайте познакомимся» | 1 | ||
4 | Природа и её обитатели | 9 | ||
4.1. | Учимся планировать наблюдение | 1 | ||
4.2. | Наблюдаем за животными | 1 | ||
4.3. | Изучаем условия обитания растений | 1 | ||
4.4. | Всё связано со всем | 1 | ||
4.5. | Изучаем поведение животных | 1 | ||
4.6. | Изучаем поведение растений | 1 | ||
4.7. | Чья «столовая?» | 1 | ||
4.8. | Что и кто влияет на живой организм? | 1 | ||
4.9. | Экскурсия в лесопарк. | 1 | ||
5 | Лесные ремёсла | 5 | ||
5.1. | Народные промыслы. Экскурсия в музей. Экскурсия в музей народной культуры | 1 | ||
5.2. | Животные и растения в народном творчестве. | 1 | ||
5.3. | Лесная палитра. красители красители… | 1 | ||
5.4. | Лес кормилец и врачеватель. | 1 | ||
5.5. | Итоговое занятие (проводится в игровой форме: викторина, конкурс и т.п.). | 1 | ||
Всего часов | 34 | 19 | 15 | |
Содержание курса «Экология в формах и красках» (2 класс)
Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий
1.1 «Готовимся наблюдать и изучать».
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.
1.2. «Какие качества необходимы юному исследователю».
Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
1.3. «Учимся наблюдать».
Наблюдение — основной метод работы в природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
1. 4. «Тренируем наблюдательность».
Упражнения для развития наблюдательности: "в гармонии с природой", "ходим, подняв голову вверх", "смотрим под ноги", "ходим задом-наперед", "прогулка вслепую" и др.
1.5. «Десять заповедей друзей леса».
Знакомство с правилами поведения в природе на основе анализа «заповедей», составленных ученым-экологом Франко Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: "в гармонии с природой", "ходим, подняв голову вверх", "смотрим под ноги", "ходим задом-наперед", "прогулка вслепую" и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, резиновый ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчета 1 повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
- работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений;
- использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
- вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы в природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
- применять правила поведения в природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
- выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
- составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Тема 2. Геометрия живой природы
2.1. «Что такое симметрия?»
Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в строении различных органов животных и растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.)
2.2. «Лучевая симметрия».
Лучевая симметрия в строении различных органов растений и животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — 3 луча, пастушья сумка — 4, яблоня, шиповник — 5 и т.д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидра, актинии, медузы. Как связан образ жизни и тип симметрии живых организмов.
2.3. «Живая спираль».
Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т.д.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жесткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).
2.4. «Такие разные листья».
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т.д.) и другими объектами окружающего мира (
2.5. «Различаем деревья по кроне».
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространенные виды: береза, липа, тополь, клен, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
2.6. «О кронах, густых и ажурных».
Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трехбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
2.7. «Организм и среда обитания».
Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, резиновый ластик; карманное зеркальце прямоугольной формы; разноцветные нити длиной 25-30 см; карточки-задания; листы плотной бумаги; широкий прозрачный скотч; цветные карандаши, фломастеры; аудиокассеты с записью звуков природы.
Универсальные учебные действия:
- выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
- соотносить форму и свойства различных природных объектов;
- выявлять и описывать разнообразие определенных природных объектов и явлений;
- применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
- устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
Тема 3. Природа в наших ощущениях.
3.1. «Как мы воспринимаем окружающий мир».
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.
3.2. «Тренируем органы чувств».
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
3.3. «Какого цвета лес?»
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зеленого цвета — основного цвета леса, коричневого — цвет коры и почвы, или голубого — цвет неба.
3.4. «Что такое «гармония?»
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
3.5. «Рисуем впечатления».
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
3.6.«Учимся пользоваться приборами».
Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.
3.7. «Микроскоп» из пластикового стаканчика.
Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего "микроскопа" из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
3.8. Игра «Давайте познакомимся».
Игра проводится с использованием «черного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (животные леса, морские обитатели, домашние животные, насекомые и т.д.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задает наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (3-4 предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.
Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Игра “Давайте познакомимся” (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, резиновый ластик; бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья; аудиозаписи звуков природы; повязки на глаза; карточки-задания; пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая пленка, цветные резиновые колечки.
Универсальные учебные действия:
- изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
- проводить наблюдения за природными объектами;
- работать с различными приборами и инструментами, необходимым для проведения наблюдений и измерений;
- изготавливать простейшие модели приборов;
- составлять описания объекта изучения;
- выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;
- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Тема 4. Природа и её обитатели
4.1. «Учимся планировать наблюдение».
Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.
4.2. «Наблюдаем за животными».
Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.
4.3. «Изучаем условия обитания растений».
Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетен ли рост и т.д.
4.4. «Всё связано со всем».
Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).
4.5. – 4.6. «Изучаем поведение животных и растений».
Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т.п.
4.7. «Чья «столовая?»
Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.
4.8. - 4.9. «Что и кто влияет на живой организм?»
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.
Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. Экскурсия.
Подвижные игры: "Белки, сойки и орехи", "Найди свой дом".
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, резиновый ластик; повязки на глаза; карточки-задания; листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч.
Универсальные учебные действия:
- планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
- составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
- находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
5. Лесные ремесла
5.1. Народные промыслы
Экскурсия в музей народной культуры. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
5.2. Животные и растения в народном творчестве.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрешки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.).
5.3. Лесная палитра: растения-красители.
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
5.4. Лес кормилец и врачеватель.
Лес кормилец и врачеватель. Лесное меню. Лекарственные растения леса.
5.5. Итоговое занятие (проводится в игровой форме: викторина, конкурс и т.п.).
Универсальные учебные действия:
- приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
- различать предметы наиболее известных народных промыслов.
приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
Методическое обеспечение
Проект «Мы ждем вас, птицы!»
Задание 1. Можешь ли ты представить город без птиц? Не чирикают веселые воробьи, несобираются стайками синички, не видно голубей. Не правда ли, грустно становится от такой мыс_ли? А между тем, птицам сложно выживать в современном городе, особенно в новых микрорайонах. Ведь в районах новостроек практически нет зеленых насаждений, а деревья и кустарники имеют для птиц большое значение. Это и убежище от врагов, и птичья «столовая», и место для гнездования.
1. В каком из районов твоего города охотнее будут селиться птицы? Как ты думаешь,
почему?
2. Нарисуй или сфотографируй такие места в вашем городе, где птицам хорошо живется.
Задание 2. Большинство птиц в городе живут не поодиночке, а группами — стаями. Вместе, «крылом к крылу», птицам легче выживать: и от врагов защищаться, и кормовые места разыскивать, да и согреться можно в холодное время года.
Предлагаем тебе понаблюдать за стаей каких-либо птиц: за воробьями, воронами, голубями, чайками.
Мои наблюдения за _________________________
Дата (число, месяц, год) : ____________________________________
Время суток: ______________________________________________
Какая была погода : ________________________________________
Место наблюдения : ________________________________________
Мои наблюдения:
1. Сколько птиц в стае я насчитал: _____________________________
2. Что делали птицы? (отдыхали, кормились, устраивались на ночлег и т.п.):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Была ли в стае главная птица — вожак? Если «да», то как ты об этом догадался?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Что объединяет птиц в стаю? __________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Как птицы общаются между собой? ____________________________________________
__________________________________________________________________
1. Зарисуй и опиши свои наблюдения.
2. Предложи план действий по привлечению птиц в ваш двор или на пришкольный участок.
Список литературы
Материалы для учителя:
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
- Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985
- Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991
- Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
Материалы для учащихся:
- Литвиненко С. В. Думаем и фантазируем: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
- Лихолат Т. В. Наблюдаем и трудимся: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека...
Рабочая программа кружка "Моя первая экология" для 4 класса ( внеурочная деятельность)
Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по внеурочной деятельности кружка "Моя первая экология"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательск...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД
Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких...