Методическая разработка по окружающему миру и развитию речи "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сафонова Юлия Викторовна

Данное мероприятие было разработано и проведено для детей, обучающихся по программе школы VII вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

1 класс

Тема: “Откуда берутся шоколад, изюм, мёд? ”.

Целиурока:

1.Познакомить учащихся с природным происхождением шоколада, изюма и мёда;  уточнить знания о производстве хорошо известных им сладостей (шоколад, изюм, мед).

2.Корректировать и развивать связную устную речь, память, мышление, личностные качества (усидчивость, умение выражать свои чувства и мысли).

3.Воспитывать любовь к природе, внимательное и заботливое отношение к окружающим; познавательную активность.

Оборудование:

у учителякомпьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией ;

у учащихся какао - порошок, вода в стаканчиках, чайная ложка, изюм,  мёд, цветные карандаши, раскраски.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!  

К нам в школу пришло необычное письмо, и на конверте было написано: « Ребятам 1 «Б» класса школы №10». Прислал нам это письмо наш сказочный друг –Винни-пух.

Я сейчас вам его прочитаю:

«Здравствуйте, ребята! Я узнал, что в этом году вы пошли в первый класс,  значит каждый день узнаете много нового и интересного. Мне нужна ваша помощь. Как-то утром я прогуливался со своим другом Пятачком. И вдруг мне пришла идея – не пойти ли нам в гости? Пятачок посмотрел на меня и согласился . Мы отправились прямо по тропинке и увидели домик Кролика.  Мы-то знали, что Кролик подходящая компания и там нас обязательно угостят.Кролик пригласил нас к столу и стал угощать вареньем. Сначала я съел земляничное варенье, потом яблочное и хотел уже есть шоколад, но тут призадумался и вслух стал размышлять: “Где растет земляника, я знаю – в лесу на поляне, яблоки – на яблоне в саду. А вот где растет шоколад?”. Кролик на это ответил: “На дереве”. Я  тут же попытался представить себе такое дерево, на котором растут шоколадки и конфетки. И огорченно сказал: “Что-то я такого дерева никогда не видел?”. А Кролик в ответ: “И не увидишь, оно растет в жарких странах”. Дорогие ребята, расскажите нам с Пятачком, что это за деревья такие, на которых растет шоколад?»

Учитель: - Ну, что, поможем Винни – Пуху?

Ребята, а кто знает, что это за дерево такое необычное, шоколадное?

Ответы учащихся.

 Ученик: В жарких странах растут шоколадные деревья. Или деревья какао. Семена этих деревьев называются како-бобы. Из них делают порошок-какао. Люди смешивают этот порошок с сахаром и молоком   -получается шоколад.

Учитель: Все правильно, шоколад на деревьях не растет, но бывают шоколадные деревья. Такие деревья растут в жарких странах .Сначала на дереве распускаются маленькие цветочки (Слайд ) Потом из этих цветочков вырастают плоды. Посмотрите какое необычное дерево, плоды растут прямо от ствола дерева.

Посмотрите, какого они цвета (Слайд ).

Потом эти плоды собирают и сушат. Посмотрите, какого цвета становятся? (Слайд )

Посмотрите, какие они внутри. (Слайд)

Потом эти семена перерабатывают и получают порошок

Учитель: - Ребята, так где же растут шоколадные деревья?

- Как называют их семена?

II.Физкультминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

 Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать.

III. Продолжение работы над темой

Учитель: - Ребята, мы с вами узнали, откуда появляется шоколадный порошок.  А кто знает, что потом с ним происходит дальше?

Ответы детей.

Учитель: - Дальше како-порошок отправляют на фабрики и делают из него шоколад.

- Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу.

Практическая работа

Учитель: - У вас на парте есть какао-порошок. Нашли его? Давайте разведем этот порошок небольшим количеством воды. Помешаем. А сейчас попробуем на вкус. Какой получился шоколад?

Учащиеся:-  горький

Учитель: -А какая на вкус  шоколадка?

Учащиеся: -сладкая

Учитель: -А как вы думаете, а почему у нас шоколад получился не сладким? Что нужно добавить в шоколад?

Вывод: Для изготовления плитки шоколада необходим сахар, молоко и другие добавки.

Учитель: -Но вы знаете, что есть очень много сортов шоколада, Какие сорта вы знаете? Правильно  -  это и с орехами, и с изюмом, и просто молочный. Ребята, а какой ваш любимый шоколад? Винни-Пух мне сказал, что ему нравится шоколад с изюмом.

А вы видели изюм? Кто из вас ел его?

У вас на партах есть изюм. Попробуйте его. Какой он?

Учащиеся: сладкий

Учитель: Как вы думаете, из чего он получается? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на экран. Вы видите на ней три рисунка:

ВИШНЯ СМОРОДИНА ВИНОГРАД

 (Слайд)

Учитель: Поднимите руки те, кто считает, что изюм – это засушенная вишня. Поднимите руки те, кто считает, что изюм – это засушенная смородина. Поднимите руки те, кто считает, что изюм – это засушенный виноград.

Так из чего же получают изюм? Кто из ребят нам расскажет?

Изюм – это высушенный на солнце виноград. Виноград одно из самых древних растений на нашей планете. Весной на его ветках появляются маленькие зеленые цветочки, а из цветочков вырастают ягоды. Ягоды сушат на солнце – они темнеют, сморщиваются и превращаются в изюм.

Учитель:   Итак, изюм – это высушенный на солнце виноград.

- На земле не так много районов где выращивают виноград и производят изюм. Потому, что после созревания винограда необходим период жаркой погоды без дождей, чтобы была возможность его высушить. Виноград собирают с ветвей и укладывают на лотки рядами на 2-3 недели. Затем складывают в ящики и еще немного подсушивают. Из 1 кг. Винограда получается 250 гр. изюма.

Мы с вами познакомились с тем, как получают изюм. И когда вы будете есть шоколад с изюмом, то расскажете своим родителям откуда они берутся.

IV. Физкультминутка.

«Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)

 И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

 От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)

 Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

 За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы.)

 Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)

И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.) В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)

 Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)

 V. Продолжение работы над темой

Учитель:  Но я вам прочитала не все письмо. Что же произошло дальше?

 Вини-Пух засиделся в гостях и ему пора домой. Отправился он вместе с Пятачком домой. Проходя мимо дуба, он услышал жужжание. Тогда медвежонок остановился и сказал: “Это ж – ж – ж не спроста. Где ж – ж – ж, там пчелы. Где пчелы, там мед”.

Ребята, а вы видели пчел?

А кто из животных очень любит мед?  Правильно медведь.

Учитель: Ребята, откуда человек берет мед?

Ответы детей

- Кто из ребят нам расскажет?

Мед  делают пчелы. Они собирают с цветов сладкий сок и делают из него мед. Пчелы складывают мед в маленькие ячейки   - соты. Соты делают из воска.

Учитель:  Мед – это продукт совместной деятельности пчелы и растения. И достается он пчеле тяжким трудом. Чтобы собрать один килограмм меда пчелы должны посетить примерно 210 млн. цветов.

- Ребята, у вас на столе мед. Попробуйте его? Какой он на вкус?

 -Ребята, что вы знаете о пчелах?

Ответы детей.

- Кто из ребят нам расскажет?

Раньше пчелы были дикими и  жили в лесу. Но человек поселил их в специальные домики - ульи. Он стал за ними ухаживать. Пчелы живут большими семьями. Человек, который за ними ухаживает – пчеловод. А место, где стоят домики для пчел, называется пасека.

Учитель:  Пчелиный народ – это большое семейство, в котором у каждого свои обязанности. Оно состоит из рабочих пчел, трутней и одной матки – пчелиной царицы, дающей потомство.

Все работы в гнезде выполняются рабочими пчелами. Гнездо пчел называют соты. Пчелы строят ячейки из воска. Ячейки служат для выведения потомства и для хранения меда. Пчелы передают сигнал при помощи танца. Существует 20 видов танца. Больше всего в пчелином семействе рабочих пчел. За свою короткую жизнь им приходится переделать уйму разных дел. Но как же из сладкого сахарного сока растений получится наш любимый мед? (Показ меда) Нектар содержит в себе много воды. Чтобы стать медом, который откладывается в соты, нектар должен загустеть. Эту проблему пчелы решают так, они дают воде испариться. В теплом воздухе улья это идет очень быстро. Через несколько дней из жидкого нектара получается густой, вязкий мед. Мед – это пчелиный запас пищи на случай бескормицы. Но так как каждый пчеловод в плохую пору подкармливает пчел сахарным сиропом, поэтому они берут мед.

А как вы думаете, для чего людям нужен мед?

Мед очень полезный. Он помогает при простуде. Когда болит горло, мед добавляют в теплое молоко. Еще его добавляют в пряники, печенье, конфеты. Он очень вкусный.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:  Ребята, наш интересный урок подошел к концу. Сегодня мы помогали Винни - Пуху ответить на интересующие его вопросы.

Давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали:

-Из чего получают изюм?  (Из сушёного винограда)

- Из чего получают вкусный шоколад?  ( Из какао-бобов)

_ Откуда на нашем столе появился мед, этот полезный продукт?  (Его принесли пчёлы, изготовив его из нектара цветов)

Вывод: Изюм – это виноград. Шоколад получают из какао-бобов. Мед получают из нектара цветов.

Учитель:  Молодцы, хорошо отвечаете, дружно и правильно. Я обязательно напишу нашему сказочному другу письмо и отвечу на все его вопросы.А еще в конверт я вложу раскраски, которые сделали наши ребята.

 И на память  Винни-Пух передает вам сладкий приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.

Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Открытый урок по окружающему миру 1класс тема "Откуда берутся шоколад ,изюм и мёд?"

Конспект урока по предмету окружающий мир в 1классе. Тема "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?"...