Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как Русь начиналась"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс

(УМК «Начальная школа XXI века»).

Учитель начальных классов: Ермолина Мария Васильевна

Тема: «Как Русь начиналась»

Цели:

  • сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, занятиями людей;
  • дать характеристику личностных качеств;
  • воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;
  • развивать  устную речь, воображение, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование:

  • учебник Окружающий мир: 2 класс, ч.1/Н.Ф.Виноградова,
  • компьютер, мультимедиа проектор (для просмотра презентации «Как Русь начиналась» (Приложение 1) и видеоролика «Как жили на Руси. Путешествие с Чевостиком» (Приложение 2)),
  • иллюстрации, карточки с заданиями (Приложение 3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_urok_okruzhayushchiy_mir.docx119.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс

(УМК «Начальная школа XXI века»).

Учитель начальных классов: Ермолина Мария Васильевна

Тема: «Как Русь начиналась»

Цели: сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, занятиями людей; дать характеристику личностных качеств; воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам; развивать  устную речь, воображение, умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: учебник Окружающий мир: 2 класс, ч.1/Н.Ф.Виноградова, компьютер, мультимедиа проектор (для просмотра презентации «Как Русь начиналась» (Приложение 1) и видеоролика «Как жили на Руси. Путешествие с Чевостиком» (Приложение 2)), иллюстрации, карточки с заданиями (Приложение 3).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока. (Приложение 1)

       - Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. (Лента времени)

       - Вспомните, на прошлом уроке мы с вами говорили о времени. Каком?

 - Да, мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее.

На ленте времени правильно расположите таблички прошлое, настоящее, будущее, и подпишите их у себя на рисунке. (Каждому ребёнку выдан рис.1)

 (СЛАЙД 2)

                                       

                      прошлое             настоящее            будущее    Рис.1

        Поставьте человечка в то место на ленту времени, где мы с вами сейчас находимся.   (СЛАЙД 3-4)

                                                                   

                      прошлое             настоящее            будущее

   - Можем ли мы с вами знать, что будет в будущем? (Нет, можем только предположить)

    - А можем ли мы узнать, что было в прошлом? (Да, изучив прошлое, мы можем узнать о нём)

    -  Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и постараемся узнать о нём как можно больше.

  1. Постановка темы и задач урока.

- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока («Как Русь начиналась»), подумайте и скажите, что можно узнать, изучив прошлое?

     - А вы хотели бы  больше узнать о наших предках, их жизни?

     - Тогда я предлагаю вам поработать над темой «Наши предки». (СЛАЙД 5)

     - Подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы во время нашего урока. Используйте следующие вопросительные слова.  

КТО?        ГДЕ?        ЧЕМ?       КАК?         КАКИЕ?

(Формулировка вопросов учащимися) (СЛАЙД 6)

КТО были наши предки?

ГДЕ они жили?

ЧЕМ занимались наши предки?

КАК жили наши предки?

КАКИЕ они были?

       - На протяжении всего урока мы будем искать ответы на эти вопросы.

  1. Изучение нового материала.

1  задание «Кто были наши предки» (СЛАЙД 7)

- Как же называли наших предков, вы узнаете, разгадав ребус.

Корень от слова «Славный»

Суффикс от слова  «Ледяной»

Окончание от слова «поле».  (СЛАВЯНЕ)

- На какой вопрос мы  нашли ответ?  

КТО были наши предки?

2 задание «Где жили наши предки» (СЛАЙД 8)

      - В старину не было таких городов, как  Санкт–Петербург, Москва, Новгород, Архангельск и др. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете и играете, некогда были непроходимые леса, топкие болота. Лишь местами по берегам рек возникали  города да деревни.

Работа по колонкам (СЛАЙД 9)

  • Задание для 1 колонки:

     Представьте себя древними славянами, плывущими по реке. Вашему взору открываются следующие картины:

  •  высокий берег реки, поросший лесом
  •  большая поляна на высоком берегу реки
  •  низкий болотистый берег

 Какое место вам кажется лучшим для поселения? Почему?

  • Задание для 2 колонки:

     Прочитайте текст и объясните, почему славяне селились по берегам рек.

     (учебник стр. 107-108)

3 задание «Чем занимались наши предки» (для 3 колонки по парам)

(СЛАЙД 10)

      Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды  их  деятельности.

   - Подумайте, чем могли заниматься наши предки, если они жили по берегам  рек? (Ловили рыбу) 

   - Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян  незаменимыми дорогами. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы.   Наши предки были прекрасными рыболовами.

   - Жизнь в лесах определила  занятия славян. Какими были эти занятия?  

 Рассмотрите внимательно иллюстрации и постарайтесь найти ответ.

Работа в парах (для ребят 3 колонки).

  • 1 пара рассматривает иллюстрации и готовит сообщение.

(СЛАЙД 11-12) 

  • 2 пара рассматривает иллюстрации и готовит сообщение. (СЛАЙД 13)

         

  • 3 пара рассматривает иллюстрации и готовит сообщение. (СЛАЙД 14)

 

  • 4 пара рассматривает иллюстрации и готовит сообщение. (СЛАЙД 15)

   

- На выполнение этого задания вам даётся 5-7 минут.

Выслушивание ответов ребят.

- Давайте объединим ответы 1-2 групп. Так, где же располагались поселения наших предков – славян?

   - Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.  Селиться славяне любили по берегам рек и озер, на высоких местах — чтобы водой не залило во время весенних разливов.

На какой вопрос мы  получили ответ?

ГДЕ  жили древние славяне?

- А знаете ли вы, ребята, как называли первых славян, поселившихся на берегах Белого моря в IX веке? (Их называли поморами, а сам край получил название "Поморье").

Ответы детей 3 колонки (1 пары).

     Вывод учителя: В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. При помощи различных силков  ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов. Cилки - специальные ловушки из прутьев или верёвок. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду.

Ответы детей 2 пары.

     Вывод учителя: Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

Ответы детей 3 пары.

      Вывод учителя:  В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой). Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали дупло. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

Ответы детей 4 пары.

       Вывод учителя:  Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.  Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали  золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню.  Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры  (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).  

  • На какой вопрос мы  получили ответ?

ЧЕМ занимались древние славяне?

- Ребята, а сейчас подумайте и скажите, чем из всего вышеперечисленного могли заниматься поморы? (Да, действительно, у славян, поселившихся вдоль Белого моря (ПОМОРОВ), ведущим видом деятельности было морское промысловое хозяйство. А вот земледелием поморы практически не занимались. Особенностью промысла славян были морская охота (рыбный и зверобойный промыслы) и собирательство.)

(Дополнительная информация, рассказывается учителем. К местам лова относились особо. На каждой тоне - избушка на море или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей – стоял крест "на добычу" - чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно молился. Во время летнего промысла, когда на тоне "сидели" семьями, любого прохожего встречали хозяйки и кормили до отвала. Угостить случайного человека - благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка. Специальные обряды посвящены уходу охотников на опасный зверобойный промысел. В церкви заказывали молебен "за здравие", пекли и давали с собой специальную пищу "ужну" и "тещник". Наличие особого названия и связь его с родовыми традициями ("тещник" пекла теща) скорее всего, свидетельствует о придаваемом этой пище ритуальном смысле. Воспоминания о зверобойном промысле сохранились в колыбельных: котику за баюканье младенца обещают "белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на игрушечку". Кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя.)

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 16)

        - Чем же ещё занимались наши предки? Я предлагаю вам сейчас со мной сыграть в игру «Занятия славян». Правила: я называю вид деятельности, а вы хлопаете в ладоши, если наши предки могли этим заниматься; если  - не могли, то руки у вас остаются на коленях.

(ШИТЬ, ИГРАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ, ЛЕПИТЬ ПОСУДУ, ГОТОВИТЬ ПИЩУ, ЛЕТАТЬ НА САМОЛЁТЕ, ДОИТЬ КОРОВУ, РУБИТЬ ДРОВА, СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С ДИСКА, ПЛЯСАТЬ, ПЕТЬ ПЕСНИ, ВОДИТЬ ХОРОВОДЫ, РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ)

4. Просмотр видеофильма «Как жили на Руси. Путешествие с Чевостиком» (СЛАЙД 17)

      - А сейчас мы совершим вместе с ним увлекательное путешествие в древнерусскую деревню. О том, как жили древние славяне, нам расскажет герой с необычным именем Чевостик.  (Приложение 2).    

  • На какой вопрос мы  получили ответ?

КАК жили наши предки славяне?

5  задание «Одежда славян» (СЛАЙД 18)  Рассмотрите рисунок, на котором изображён наш предок. Обратите внимание на  его одежду. Знаете ли вы, как называлась одежда наших предков? Это карточки с названием некоторой одежды славян. (СЛАЙД 19)

РУБАХА  ЛАПТИ   ОНУЧИ

    Рис.2           Рис.3

      Послушайте рассказ об одежде славян и найдите ответы на вопросы. Соотнесите карточку с одеждой славян и подпишите название у себя на рисунке. (Каждому ребёнку выдан рис.2)

      (Учитель читает текст) Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Ноги до колена обматывались полосками  ткани, которые назывались – онучи. На ноги обыкновенно надевали лапти, сплетённые из лыка.

Взаимопроверка (ребята в парах обмениваются подписанными рисунками и проверяют их, сравнивая со слайдом на доске).

     - На какой вопрос мы  получили ответ?

КАК одевались славяне?

6  задание  «Какими были славяне» (СЛАЙД 20)

      Каждый из вас понимает, что значит слава, славный, прославленный, славно. Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

     Славяне были известны как хорошие воины. Трусость считалась у них наибольшим позором. Они бились до последней капли крови. О каких качествах славян говорится?     Храбрость   Смелость  Терпеливость

     Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша. Назовите качество, которым обладали славяне. Сообразительность. (СЛАЙД 21)

     Каждый странник считался дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки. О каком качестве славян здесь говорится?  Гостеприимство (СЛАЙД 22)

 

      И всё же главной чертой славян была любовь к свободе. Даже пленных они не превращали в рабов, а заставив их отработать несколько лет, отпускали домой. (СЛАЙД 23)

    - На какой вопрос мы  получили ответ?

КАКИМИ были славяне?

-  Скажите, ребята, а какими качествами обладали поморы, привыкшие к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему опасности морю. (Смелость, предприимчивость, открытость эти качества отмечали многие путешественники и исследователи).

  1. Закрепление нового материала.

Кроссворд «Наши предки» ( КТО?   ГДЕ?   ЧЕМ?   КАК?   КАКИЕ?)

 (Вынесен перед уроком учителем на доску)

1.Где или наши предки? Русское название поселения с несколькими десятками домов индивидуальной застройки. (деревня)

2.Где строились деревни? (по берегам рек)

3.Чем занимались наши предки (основное занятие поморов)? (рыболовство)

4.Как называлась одежда наших предков?

  • (4) Нательная одежда (рубаха)
  • (5) Ноги до колена обматывались полосками  ткани, которые назывались (онучи)

6.Какими качествами обладали наши предки?

  • (6) Смелость
  • (7) Терпеливость

8. Так кто были наши предки? (славяне)

                                             6) СМЕЛОСТЬ

                                   3) РЫБОЛОВСТВО

                                       4) РУБАХА

                             7)  ТЕРПЕЛИВОСТЬ

                               1)  ДЕРЕВНЯ

                                           5) ОНУЧИ

                                            2) БЕРЕГ

Домашнее задание: учебник стр. 109 «Картинная галерея» (СЛАЙД 25)

  1. Итог урока.

       Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить. Но можно узнавать о прошлом, изучив историю. Ведь история объясняет, что происходило очень давно и недавно, как жили люди в разные времена, как изменялась их жизнь. Сегодня на уроке мы изучали историю и узнали о жизни наших предков в давние времена.

  1. Рефлексия. Поднимите руку, кто может сказать, что узнал сегодня на уроке что-то новое? А, кто из вас, ребята, хочет нам рассказать, что именно новое или интересное он узнал?

Использованные ресурсы.

  1.     www.1september.ru
  2. http://pedsovet.org/
  3. http://www.zavuch.info/
  4. http://www.uchportal.ru 
  5. http://moemesto.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...