"Растение - единый организм"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока о по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastenie_otkrytyy_urok.doc | 159.5 КБ |
rasteniya.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
РАСТЕНИЕ – ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ
Практическая работа
Цели: сформировать представление о жизненном цикле цветкового растения; развивать умение прослеживать цикличность и последовательность событий, делать обобщающие выводы; воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к растениям.
Оборудование: кроссворд «Как размножаются растения», презентация, динамическая модель «Жизненный цикл цветкового растения», тест.
Ход урока
I Организационный момент.
– Представьте, наш класс отправился в кругосветное путешествие. Случилось кораблекрушение. Каждый из вас попал на необитаемый остров. Случайно у вас в кармане оказались зерна пшеницы, жареные семечки, картофелины, семена мака, морковка (любые названия, 5–6 вариантов). Подумайте, что вы сможете съесть, а что вырастить на острове и какую часть растения употреблять в пищу после выращивания.
II Проверка домашнего задания.
«Как размножают растения» (презентация)
– Что служит для размножения растений?
1. Картофель размножают с помощью…( Клубень)
2. Лук, чеснок, тюльпан…( Луковица)
3. Смородина, традесканция…( Черенок)
4. Крыжовник…( Отводок)
5. Горох, фасоль…(Семена)
6. Земляника…( Усы)
Викторина «Растения»
1) Какое из растений содержит больше аскорбиновой кислоты: укроп, яблоко или апельсин? (Укроп)
2) Как называется самый большой цветок на Земле?
(Рафлезия арнольди – диаметр 1 м)
3)Растение-хищник(Венерина мухоловка)
4) Сколько может жить и плодоносить чайный куст? (Более 100 лет)
5) Какое растение называют «другом путешественника»? (Подорожник)
6) На зеленом шнурочке –
Белые звоночки.(Ландыш)
9) Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
10) Какие ягоды созревают в лесу первыми? (Земляника)
11) Какое дерево участвует в награждении людей? (Лавровое дерево)
12) Раньше считали, что это растение "вооружено" острыми и длинными колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в это никто не верит, хотя название за растением сохранилось. Растение это часто используется с лечебной целью в народной медицине. Что же это за растение? (Чертополох)
13)Богиня цветов и растений. (Флора)
Сообщение учащихся: легенды о растениях.
СИРЕНЬ
Офнажды богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав и деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце спустилось на землю, и Флора принялась за дело. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, желтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у нее только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она решила окрасить кусты. Получилось удивительно красиво! На элегантно склонившихся ветках сирени будто подвешены маленькие розовые сердечки.
ПОДОРОЖНИК
О том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшись невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения.
III Объявление темы урока.
– Сегодня на уроке мы обобщим знания о жизни растений, рассмотрим взаимосвязь органов растений.
IV Актуализация опорных знаний.
Используется динамическая модель «Строение цветкового Растения»
– Для чего нужен стебель? (Держит листья и цветок.)
– Для чего нужны листья? (Ловят солнечные лучики, листьями растение дышит.)
– Для чего нужен цветок? (В нем образуются семена и плоды.)
– Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
Вывод: все части растения важны. Это единый организм.
Физ. минутка
V Изучение нового материала.
От семени до семени
– Почему мы начали и заканчиваем изучение развития цветкового растения с семени? (Так начинается и заканчивается жизненный цикл цветкового растения – «от семени до семени».)
Презентация динамическая модель «Жизненный цикл цветкового растения».
Рассказ учащихся о стадиях развития цветкового растения:
1. Развитие разных частей растения: корня, стебля, ветвей, листьев.
2. Появление цветков.
3. Превращение в плоды с семенами.
4. Превращения с семенами, упавшими в землю.
– Будут ли точно такими же растения из новых семян?
– Чем они могут отличаться? Почему? (Зависит от тепла, света, влажности, плодородия почвы, опыления и другого.)
– Что же обязательно повторится? (Последовательность развития частей цветкового растения.)
Циклы развития многолетних и однолетних растений
– Сравните циклы развития многолетних и однолетних растений (дуба и фасоли); см. в учебнике, ч. 2, с. 80.
Все части травянистого растения фасоли каждый год осенью отмирают, остаются только семена. Про такие растения говорят, что у них однолетний цикл развития.
А есть растения с двухлетним циклом развития. У капусты в первый год из семени образуется кочерыга с листьями, и только на второй год из этой кочерыги (если ее уберечь от зимних морозов) разовьется стебель с листьями, цветками, плодами, семенами.
Дуб – многолетнее растение. Цветки и плоды формируются ежегодно в течение многих лет жизни.
Как сложно, удивительно устроена окружающая нас живая природа и, в частности, живущие рядом с нами растения!
Как все они важны для нашей жизни, как они нуждаются в нашем внимательном, уважительном, бережном отношении к ним!
Флора читает стихи.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Показ ролика «Как распускаются цветы»
VI. Проверочная работа.
Практическая работа № 3 (7) – по рабочей тетради № 2 (работа № 3, с. 57).
Ответы на кроссворд. 1. Кислород. 2. Очередное. 3. Стебель. 4. Семена. 5. Тычинки. 6. Нарцисс (кислица). 7. Почки. 8. Плоды. 9. Лист. 10. Цветок. 11. Корень. 12. Семядоли.
Тест
1. Что нужно растению для роста и развития? _______________
2. Заполни схему строения семени фасоли:
3. Какое значение имеет кожура для семян?
4. Что развивается из корешка зародыша?
5. Где находится запас питательных веществ для растения, начинающего жить?
6. Проставь на схеме числа в порядке развития растения из семени фасоли.
7. Какие растения размножаются семенами? _____________________
8. Какие растения размножаются отводками? ____________________
9. Какие растения размножаются луковицами? ________________
VII Итог урока.
– Что запомнилось, что понравилось во время путешествия по царству флоры?
– Что вас особенно заинтересовало?
– О чем вы хотели бы узнать подробнее?
Домашнее задание: составить карточку-информацию о растении по плану:
– название;
– группа (дерево, кустарник, травянистое растение);
– где растет;
– когда и как цветет;
– как размножается;
– кем опыляется;
– какие образует семена;
– где используется человеком;
– занесено ли в Красную книгу.
Дополнительный материал
Легенда о землянике гласит следующее. В одной глухой немецкой деревушке, которая располагалась на окраине дремучего леса, жили мальчик и девочка - Ганс и Хельга. Родители детей умерли, и дети рано остались сиротами. Пришлось им жить у чужих людей. И вот однажды, когда в стране случился голод, решила их злая мачеха отвести в лес. Дети плакали, умоляли оставить их, но мачеха была непреклонна. Долго скитались дети по лесу, от холода и голода их силы были на исходе. Но вдруг однажды они вышли на полянку,и увидели маленький домик.
В этом домике жили добрые гномы. Они подарили детям чудесные камушки и сказали им, что эти камушки не простые, а волшебные. "Когда будет вам совсем плохо, ваши силы будут на исходе, бросьте эти камушки на землю, и они превратятся в чудесные ягоды, которые дадут вам силы". Так дети и сделали. Они бросили камушки на землю и из них появились душистые ягоды, которые в народе назвали земляника.
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Альбина Александровна Сенькова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Клубень
Луковица
Черенок
Отводок
Семена
Усы
Викторина Укроп
Рафлензия
Венерина мухоловка
Чай
Подорожник
Ландыш
мать- и-мачеха
Земляника
Лавровое дерево
Чертополох
Флора Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн
Флора Игорь Жарков
От семени до семени
Однолетние
Двулетние
Многолетние
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"
Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...
Растения - живой организм. Органы растений.
Тема урока: «Растение – живой организм. Органы растений.» Цели урока:· Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водор...
РАСТЕНИЯ-ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" ПО ПРОГРАММЕ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА".НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. РЕБЯТА ИЗУЧАЮТ МАТЕРИАЛ, РАБОТАЯВ ПАРАХ, ГРУППАХ. РАЗГАДЫВАЮТ КРОС...
План - конспект урока "Растения - живой организм"
quot;Цветок - самый красивый орган растений. Какие бывают плоды". Урок с использованием ЭОР....
Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"
Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор...
Урок "Строение растений. Растения – живые организмы."
Цели:Образовательная продолжить формировать понятия органы растений ,строение растений ,растения-живые организмы; продолжить учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой...
Растения. Растения- живые организмы
Конспект урока по окружающему миру "Растения. Растения - живые организмы", 3 класс, УМК Начальная школа 21 века...