Растения - живой организм. Органы растений.
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Тема урока: «Растение – живой организм. Органы растений.»

  Цели урока:

·        Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

·        сформировать представления о строении цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений.

·        Продолжить развитие умения наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;

·        Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития. 

Задачи урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;

- дать представление о растении как живом организме;

- развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; - воспитывать бережное отношение к растениям.

  Оборудование: экран, проектор, карточки с заданиями, карточки со схемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastenie.doc73 КБ
Файл prezentaciya_rastenie_-_zhivoy_organizm_2.rar2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Растение - живой организм. Органы растения».

Предмет: Окружающий мир.

 Класс: 3.

 Программа: «Гармония».

 Тип: Урок изучения нового материала.

 Тема урока: «Растение - живой организм. Органы растения»

  Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  2. сформировать представления о строении цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений.
  3. Продолжить развитие умения наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
  4. Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.  

Задачи урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;

- дать представление о растении как живом организме;

- развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;

- воспитывать бережное отношение к растениям.

 

Оборудование: экран, проектор, карточки с заданиями, карточки со схемой.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1мин.) (Слайд1)

 Психологический настрой

-Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают рисунок солнышка или тучки). У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что на уроке вы будите мне настоящими помощниками.

  1. Проверка домашнего задания. (3 мин.)

Работа в группах.

-Перед вами   листочки с вопросами, выберите правильный вариант ответа.

1 группа.

1. Какие насекомые появляются весной первыми?

А) стрекоза

Р) божьи коровки, пчёлы, муравьи

В) муха

2 группа

2. Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок?

А) На траве роса. Насекомые «сушатся».

Б) Растут

В) Спят

3 группа

3. Какая стадия отсутствует у кузнечиков?

А) яйцо

Б) личинка
С) куколка

4 группа

4. Выберите правильную стадию развития колорадского жука.

А) яйца – колорадский жук

Т) яйца – личинка – куколка -  колорадский жук
В) личинка – колорадский жук

5 группа

5. Назовите самого прожорливого воздушного хищника.

А) муравей

Е) стрекоза
Г) птица

6 группа

6. какие жуки носят название того месяца, в котором появляются.

А) муравей

Б) стрекоза
Н) майский жук

7 группа

7.Какое насекомое на Руси зовётся запечным соловьём?

А) муравей

В) жук
И) сверчок

8 группа

8. Какие насекомые передвигаются так: впереди разведчики, на флангах – солдаты-гвардейцы, в конце колонны – матка, в окружении пышной свиты рабочих.

В) стрекозы

Б)кузнечики
Я) муравьи

-Каждая группа называет свой вариант ответа. (Слайд 2)

  1. Объявление темы урока и постановка целей (4 мин)

- Сложив все буквы, ваших вариантов ответов, у нас получилось слово. Это слово растения.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о растениях) (слайд 3)

- Какие задачи  поставим перед собой? Что мы должны узнать?

- Растения – это живая или неживая природа? (Живая).

Слайд 4

На слайде написан проблемный вопрос: «Растение – живой организм?»

- Подумайте, почему растение – живой организм? Ваши предположения?

- А теперь, давайте докажем наши предположения.

  1. Изучение нового материала. (15 мин)

- Что такое растение?

Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.  

- Давайте назовём известные нам группы растений. (Сначала дети называют: деревья, кустарники, травы) (Слайд 5)

  - Деревья, на какие 2 вида делятся. (Сначала дети называют: хвойные и лиственные)  

   - Ребята назовите признаки жизни растений. (Сначала дети называют: питается, дышит, растёт, размножается, умирает) (слайд 6)

Работа в парах.

  - Поработайте в парах. Откройте рабочую тетрадь стр.    . Подумайте , что нужно растению для жизни? Какие необходимы условия для жизни?

(Сначала дети называют: вода, свет, воздух, тепло, почва). (слайд 7)

 

  Растения растут всюду на Земле, где есть необходимые для их жизни условия: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества. Но одни растения лучше растут только на открытых солнечных местах, а другие могут расти при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже от небольшого мороза. Природа на Земле неодинакова. Различны условия для жизни растений на суше и в воде, в тундре и в пустыне, в долинах и на высоких горах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, парках и заповедниках.

Слайд 8.

  - Как вы считаете, какие растения называют дикорастущими?  Где растут дикорастущие растения.  Дикорастущие растения растут без вмешательства человека.   - Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

  Слайд 9.

- Какие растения называют культурными?   Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными.

- Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

  Работа с текстом учебника (c.78)

– Какие растения изображены на рисунке? (Одни учащиеся назовут конкретные растения – яблоня, кедр, роза, мох, папоротник, водоросли; другие – группы: цветковые, хвойные, мхи, папоротники, водоросли.)

Давайте подпишем группы растений. (Тетрадь на стр.20 №13.)

Подумайте, чем же отличается каждая группа растений?  

Учащиеся подготовили сообщение о каждой группе, давайте их послушаем.

Слайд 11

  Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

 

Слайд 12.

Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми они размножаются.

 

Слайд 13.  

 

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.

Слайд 14,15,16,17.

Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник.

Слайд 18.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым, выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

- Давайте посмотрим, какие бывают цветущие растения.

Релаксация       Видеомозаика «Музыка цветов».

Слайд 19.

Практическая работа. (самостоятельная работа. Взаимопроверка.)

  – Подумайте, из каких частей состоит травянистое растение.

Откройте рабочую тетрадь страница  ….., попробуйте определить части растения, из чего состоит растение?

(У травянистого растения корень, мягкий стебель, листья, цветы, плоды с семенами.)     Слайд 20.

Большую роль в жизни человека играют растения. Немало среди них очень ценных полезных растений.

- Вспомните и назовите  как можно больше названий  лекарственных растений.

Ребята, а растения нужно беречь? Нуждаются ли растения в охране? Что создали люди, чтобы уберечь от гибели растений? (Красную книгу, слайд 21). Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!

Давайте поиграем в игру «Верно – неверно»

Если верно - вы встаёте, если неверно- вы хлопаете в ладоши.

- Деревья не ломайте, деревья не калечьте, ни трав, ни лист не рвите.

- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, цветов нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!

- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

- Наконец- то можно покричать, пошуметь, поаукать и, главное, никому не мешать!

- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

  1. Закрепление учебного материала. (5 мин)

Работа в группах.

- Чтобы закрепить нам изученный материал, я вам предлагаю поработать в группах.

Перед Вами карточки с заданиями. Выполните их, вспоминая всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

Приложение 1

Проверка. Каждая группа отвечает на свой вопрос.

  VI. Итог. (4 мин) (Слайд 21)

-Чему учились на уроке?

VII. Домашнее задание (2 мин) (слайд 22)

Приготовить карточку – задание для соседа по парте, нарисовав на ней цветковое растение без какого-нибудь органа (без цветка, без листьев, без корня.)

На следующем уроке соседи по парте обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.        

VIII. Рефлексия ( 1мин) (слайд 23)

Оцените себя. Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Обведите в кружок  того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и как вы работали на уроке.

Всем спасибо за урок.

1 задание.

Напишите признаки жизни растений

Растение

__________


_________________


______________


____________


________________

2 ЗАДАНИЕ

Напишите какие группы растений вы сегодня узнали?

3 задание

Напишите, что нужно растению для жизни?

4 ЗАДАНИЕ

Напишите названия лекарственных растений.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

5 задание

-Напишите какие растения называют культурными?

______________________________________________

______________________________________________

Приведите примеры.

______________________________________________

_______________________________________________

6 задание

РАСТЕНИЯ

_______

__________________

________________

__________________

________________

Напишите, что нужно растению для жизни

____________

_____________


___________


___________


_________



Подписи к слайдам:

Р
А
С
Т
Е
Н
И
Я

Проблемный вопрос:
Почему растение – живой организм?
ВОДА
СВЕТ
ТЕПЛО
ВОЗДУХ,
5. _____________________________________
ПОЧВА
ВОДОРОСЛИ -
водные растения.
Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов.
МХИ
У мхов есть стебли и листья.Но нет корней, цветов и плодов с семенами.
Учёные изучили около 27 000 видов мхов
ПАПОРОТНИКИ
Сейчас насчитывается более 10 000 видов папоротников
ХВОЙНЫЕ
ХВОЙНЫЕ
ХВОЙНЫЕ
ХВОЙНЫЕ
ЦВЕТКОВЫЕ

ИТОГ УРОКА
Чему я научился на уроке…Что мне понравилось….Что заполнил….
1. Приготовить карточку – задание, нарисовав цветковое растение без какого-нибудь органа.2.Дополнительное задание: подготовить сообщение о каком-либо растении, пользуясь справочником или энциклопедией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...

РАСТЕНИЯ-ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" ПО ПРОГРАММЕ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА".НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. РЕБЯТА ИЗУЧАЮТ МАТЕРИАЛ, РАБОТАЯВ ПАРАХ, ГРУППАХ. РАЗГАДЫВАЮТ КРОС...

План - конспект урока "Растения - живой организм"

quot;Цветок - самый красивый орган растений. Какие бывают плоды". Урок с использованием ЭОР....

Окружающий мир. Растение - живой организм

Файл презентация к уроку Окружающего мира в 3 классе...

Технологическая карта Тема: "Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека."

Урок  послужит развитию познавательной деятельности обучающихся  по данной теме. На  уроке применяется дифференцированный подход к обучающимся для того, чтобы каждый ученик мог реа...

Урок "Строение растений. Растения – живые организмы."

Цели:Образовательная продолжить формировать понятия  органы растений ,строение растений ,растения-живые организмы; продолжить учить устанавливать  взаимосвязи между живой и неживой природой...

Растения. Растения- живые организмы

Конспект урока по окружающему миру "Растения. Растения - живые организмы", 3 класс, УМК Начальная школа 21 века...