Конспект урока по окружающему миру «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы» предназначен для изучения материала по окружающему миру во 2 классе с целью получения детьми знаний о правилах поведения в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Съедобные и несъедобные ягоды, плоды, грибы».
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с разнообразием растений, произрастающих в природе.
2. Предупредить об осторожности сбора плодов, ягод, грибов и вреде некоторых видов растений для организма человека.
3.Формировать знания правил поведения в природе.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: карточки с названиями растений, предметные картинки по теме, сказочные герои, фонограммы.
Ход урока:
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
(Звучит фрагмент детской песни «Улыбка»)
- Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любом деле. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах.
2. Актуализация знаний:
- Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. Но прежде, чем вы узнаете, куда именно лежит наш путь, я предлагаю повторить, что такое экстремальная ситуация в природной среде?
3. Проверка домашнего задания .
Дети дают объяснение экстремальной ситуации и отвечают, как они будут вести себя в той или иной ситуации.(Предлагаются варианты: жара, холод, ветер, снег, дождь, голод, жажда, отравление)
4. Сообщение темы и цели урока:
- Итак, я вижу, что к путешествию вы готовы. Угадайте, куда же мы отправимся?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём.
(Лес)
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
- Для того, чтобы нам в лесу не заблудиться, мы возьмём с собой знатока лесных тропинок – Колобка. Он и укажет нам, какой дорогой идти.
Физминутка (в муз. сопровождении)
Вверх руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад.
2.Проблемное объяснение нового знания
- Чтобы наше путешествие было не просто интересным, но и полезным, Колобок в пути будет знакомить нас с растениями леса.
Если на пути нам встретятся ягоды, Колобок советует воспользоваться корзинкой, и собрать лесной урожай.
1) Кроссворд «Ягодный».
- Какие же ягоды кладёт лес в наши корзинки?
1.На припёке у пеньков 2.Будто снежный шар бела,
Много тонких стебельков. По весне она цвела.
Каждый тонкий стебелёк Нежный запах источала.
Держит алый огонёк. А когда пора настала,
Разгибаем стебельки – Разом сделалась она
Собираем огоньки. Вся от ягоды черна.
(Земляника) (Черёмуха)
3.Вкус у ягоды хорош, 4.Рассыпает солнце стрелы,
Но сорви её, поди-ка. Сосны зажигая.
Куст в колючках, будто ёж, Что за ягода созрела,
Вот и назван … (ежевика) Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил, -
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен.
(Черника)
5.Бусы красные висят, 6.Весной зеленела,
Из кустов на нас глядят. Летом загорала,
Очень любят бусы эти Осенью надела
Дети, птицы и медведи. Красные кораллы.
(Малина) (Рябина)
7.Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
- Скажите, можно ли эти ягоды употреблять в пищу? Что вы знаете об их полезных свойствах?
- Колобок тоже хочет поделиться своими знаниями о пользе некоторых растений (дети читают краткие сведения о растениях).
2) Ядовитые растения.
- Но среди лесных ягод есть и такие, что могут принести вред здоровью. Поэтому при сборе ягод нужно быть очень внимательными: если не знаешь, какое это растение, то лучше не стоит трогать его плоды.
- Внимание! Колобок предупреждает и просит вас запомнить ядовитые растения: волчье лыко, вороний глаз.
3) « Грибная полянка».
- А кто же из нас не собирал в лесу грибы? Узнайте их.
Я в красной шапочке расту Лета первая примета:
Среди корней осиновых. Под берёзой в холодке,
Меня увидишь за версту – Гриб коричневого цвета
Зовусь я … (подосиновик) На пятнистом корешке.
(Подберёзовик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек, Нет грибов дружней, чем эти,
В шляпках разноцветных, Знают взрослые и дети,
Издали приметных. На пеньках растут в лесу,
Собирай, не мешкай. Как веснушки на носу.
Это …(сыроежки) (Опята)
Ходят в рыженьких беретах, Он в лесу стоял,
Осень в лес приносят летом, Никто его не брал.
Очень дружные сестрички, В красной шапке модной,
Золотистые …(лисички) Для людей не годный.
(Мухомор)
- Какой гриб не положили в корзину? Почему? Знаете ли вы ещё несъедобные грибы? (желчный гриб, бледная поганка, ложные опята)
- Назовите самый ядовитый гриб (Бледная поганка).
- Какой гриб называют «царём грибов»? (Белый)
- Знаете ли вы как правильно собирать грибы?
- Что может произойти, если в корзине окажется ядовитый гриб?
4) Правила сбора грибов.
- Не бери гриб, если сомневаешься в нём, собирай только знакомые тебе грибы.
- Ни в коем случае не пробуй незнакомые тебе грибы.
- Всегда старайся спрашивать взрослых, съедобны ли грибы, которые ты собрал.
- Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет.
- Не трогай ядовитые грибы, оставь их для животных.
- Ядовитыми бывают не только грибы, но и ягоды.
- Больше читай о грибах – будет меньше сомнений.
Физминутка:
- Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов.
- Сколько здесь у нас грибов, столько сделаем прыжков.
5) Предлагается оценить ситуацию «Как сёстры собирали в лесу грибы».
Старшая сестра Наташа позвала младшую Олю в лес. Девочки повязали косынки, взяли ножи и корзинки и отправились в лес. Они оказались на опушке. Под елью заметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы вырвать его, но Наташа остановила её и предложила выкрутить гриб осторожно, не повредив грибницу, а сама аккуратно срезала боровик под другим деревом.
Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать, но сестра не разрешила ей этого сделать, объяснив, что сюда придут лечиться лоси.
- Кто из девочек поступал правильно, а кто ошибался?
6. Первичное закрепление
Игра «Съедобное – несъедобное».
Учащиеся получают карточки с названиями растений. Дети по очереди произносят названия растений, а весь класс отвечает при помощи сигнальных карточек: зелёный – съедобное, красный – несъедобное.
(Земляника, волчье лыко, подберёзовик, сыроежки, вороний глаз, рябина, бледная поганка, ежевика, мухомор, белый гриб, опята ложные).
7. Итог урока (рефлексия деятельности)
- Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали ещё не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн га страдает от лесных пожаров; 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5 – 7 лет.
- Что должен сделать человек в завершение лесной прогулки?
(собрать мусор, проверить: затушен ли костёр)
- Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родной земли. А лес поможет вам сохранить и укрепить ваше здоровье.
8. Домашнее задание: знать названия ядовитых ягод и грибов, правила сбора грибов.
Резерв: Составить пословицы и поговорки (Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь. Грибы ищут – по лесу рыщут. Спустя лето в лес по малину не ходят.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс
Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...
Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе 4 и 3 класс
Интегрированный урок окружающего мира в 3 и 4 классах. 4 класс тема: "Луг - природное сообщество", 3 класс тема: "Органы чувств"...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса
Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....
Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"
Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учить...
Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова "Грибы"
Знакомство детей с некоторыми видами грибов, строением и польза грибов, с правилами сбора грибов....
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс
конспект урока по окружающему миру«Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами» 1класс...
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "
Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...