Урок по окружающему миру по теме "Чудо под ногами" в 3 классе УМК Перспектива
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пичугина Наталия Ивановна

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Чудо под ногами" М.Ю. Новицкая, А.А. Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chudo_pod_nogami.zip2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 20   Тема "Чудо под ногами".

Цели:

-  продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;

- развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;

- воспитывать детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни;

- коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.

Планируемые результаты:
– учащиеся научаться определять основные свойства почвы;
– в процессе опытов установят состав почвы;
– узнают о преобладающих почвах родного края;
– узнают о животных почвы.

Информационный материал:

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, рабочая тетрадь № 1, атлас определитель «От земли до неба», Методическое пособие « Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, А.А. Плешакова Москва «ВАКО» 2014, электронное приложение к уроку «Окружающий мир в 3 классе», Музыкальной  композиция «Гляжу в озёра синие» (музыка Л. Афанасьева, Слова И.    Шаферана). «Мир природы» диск.

Демонстрационный материал:

- Оборудование для практической работы 

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1.Задание 4 в рабочей тетради

- Какими полезными ископаемыми богат наш край?

2. Тест

III.  Мотивация к учебной деятельности. (1–2 мин.)

Три клада у природы есть: 
Вода, земля и воздух – три её основы.
Какая бы ни грянула беда – все возродится снова.

Что мы уже изучили? (Воду и воздух) – вешаю таблички на доску.

А что будем изучать? Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:

Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю, 
И добром плачу.

Земля (табличка).

IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5–6 мин.)

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

– Вы, должно быть, догадались как она называется? (Земля.)
– У слова “земля” несколько значений. Давайте послушаем песню «Гляжу в озёра синие»

(Звучит музыка – первый куплет музыкальной  композиция «Гляжу в озёра синие»( музыка Л. Афанасьева, Слова И.    Шаферана). Слайд 3

- Какое значение  в этой песне имеет слово «земля»? (Страна)

-Как называется на русском языке наша планета? (Земля)

-А как называется почва у нас под ногами?( Земля) Слайд 4

  – Не у многих народов словом «земля» названы и земной шар, и страна, и почва. Как вы думаете, почему у народов, живущих в России такое отношение к земле? (предположения детей).

V. Учебно-познавательная деятельность

Задание 1 Учебник, с. 74—75

- А кто знает, что такое  почва? (предположения детей)

- Открываем учебник на с.74, читаем внимательно текст, отмечаем на полях учебника галочкой то, чего вы не знали раньше.

-Встаньте те, которые всё  знали из этого текста.

- Встаньте те, которые что-то   узнали из этого текста.

- Встаньте те, которые чего-то не поняли в тексте.

-Объясните значение слова «почва».

-Объясните значение слова «плодородие». (эл. прил  2)

-Расскажите о значении почвы для растений и животных.

-Объясните значение слова «почвоведение»

-Расскажите о русском учёном В. В. Докучаеве.( эл.прил 4)

Задание 2 (П) Учебник, с. 74—75.

Верно ли, что, обрабатывая почву, человек нарушает её плодородие и наносит невосполнимый ущерб природе? Обоснуйте своё мнение.

VI . Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 50—51

- Вы назвали  главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно  сделать? (изучить состав почвы)                

- Работаем в парах. Открываем рабочую тетрадь на с.50.

- Что нам предстоит сделать?  (провести   практическую работу по исследованию состава почвы)

- Какова  цель  нашего  исследования? (определить, что входит в состав почвы)

- Рассмотрите  оборудование, приготовленное для  практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов?  Посоветовавшись со своим соседом,   в тетради соедините стрелочкой  рисунок  оборудования и его название. (проверка:  слайд 5)

Практическая работа «Исследование состава почвы».

О п ы т 1 (выполняют ученики).

- Внимательно прочитайте  инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? ( Берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)

- Что  интересного увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха – это говорит о том, что в почве есть воздух)

- Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

О п ы т 2 (выполняют ученики).

- Внимательно прочитайте  инструкцию к опыту № 2. Как будете выполнять этот опыт?

( Насыпаем на стекло комочек свежей почвы,  стекло закрепляем в держатель,  равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй   держим холодное стекло)

- Что наблюдаете? (Стекло стало влажным –  значит  в почве есть вода)

-  Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

О п ы т 3 (проводит учитель).

Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах).  Поместим на   металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке  (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах).  Сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных и придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы  определяется наличием в ней перегноя.

Вывод -  в почве есть перегной.

О п ы т 4 (проводит учитель).

Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешиваем и даём отстояться (песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела  и глина, вода стала светлее).

Вывод - в почве есть глина и песок.

О п ы т 5 (проводит учитель).

1) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва (на фильтре увидим остатки растений, перегной, песок, глину).

2) Профильтрованную воду нальём на стекло и подержим над спиртовкой (на стекле увидим белый налёт).

Вывод- в почве есть минеральные соли.

Каждый вывод фиксируется в тетради.

- На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы.  (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли). Сравните их с выводами в приложении на с. 89.  

- Хорошо! На с. 51 найдите карточку групповой оценки проведения  практической работы, заполните её.

Физкультминутка

VII.  Продолжение работы по теме урока

- Ребята, вы сказали мне , что почва  оказывается служит домом для многих животных. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике  на  с. 74-75. Определите, какие животные обитают в почве.    (лесная мышь, крот, медведка, черви , многоножка,..)

- Что общего у животных разных групп,  насекомых и зверей, живущих в почве?                    ( сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй).

- Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей)  ( Мир природы 11 слайд)

Задание 5 Учебник, с. 76.

- Выскажите свои предположения, почему почву называют  «чудесной кладовой?» (ответы детей)

- Правы вы или не совсем, вы можете проверить себя, прочитав  по учебнику рассказ  «Почва и жизнь»  на  с.76.  (Мир природы 7-8)

-Расскажите о значении почвы в жизни растений.

-Расскажите о животных, которые влияют на плодородие почвы.

-Расскажите о значении почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. (эл.прил 7)

Задание 6 (П) Учебник, с. 76.

Верно ли, что плодородие почвы зависит только от перегноя?

Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что почва является предметом только живой природы? Обоснуйте своё мнение.

Как вы думаете все ли почвы одинаковы? А какие преобладают в Татарстане? Это задание на след. урок.

VIII. Рефлексия. 

-Что нового вы узнали на нашем уроке?

- Что было самым интересным?

-Какое значение для живой природы имеет почва?

-Какое значение для хозяйственной жизни людей имеет почва?

 -Какой вид работы на уроке вам понравился?

- О чем бы вы рассказали сегодня дома?

-Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?

IX. Подведение итогов урока

- Что такое почва?

- Что входит в состав почвы?

Почва образуется очень медленно. Её необходимо охранять о разрушения. (1 см. почвы образуется за 250-300 лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.)

Сейчас проведем маленькую исследовательскую работу. Посадим зернышки дыни в две посуды: 1 посуда-земля с улицы, 2 посуда – земля с подпола. Ваши предположения: какие  будут всходы?

 X. Домашнее задание

1. Учебник с. 77, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя».

2. По выбору можно выполнить задание. Возьмите карточки по своим силам.

Синяя карточка- в атласе-определителе или другом источнике найти информацию о животных почвы – кроте  и  медведке. Составить о них небольшой рассказ.

Красная карточка – в приложении учебника «Странички Умного Совёнка» (с.133) прочитайте статью о русском учёном В.В.Докучаеве. Ответьте на проблемный вопрос: «В 60-е годы XX века в Казахстане  были распаханы огромные площади земли, и в первый год был получен очень большой урожай, но был нарушен один из заветов В.В.Докучаева.  Как ты думаешь, что случилось в Казахстане  весной следующего года?

Зелёная карточка – Прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги А. А. Плешакова и А. А. Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» и определите роль дождевого червя в формировании плодородия почвы. Сформулируйте вывод о значении дождевого червя для формирования плодородия почвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Старинная женская работа" 2 класс УМК "Перспектива"

Данная презентация была использована в рамках открытого урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока "Старинная женская работа"Цель темы познакомить детей с содержанием и последовательностью ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в Грецию" (УМК "Перспектива") 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Путешествие в Грецию" (УМК "Перспектива") 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива") 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива")...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое гигиена" 3 класс (программа "Перспектива")

Задачи данного урока - сформировать представление о гигиене человека как науке о сохранении и укреплении здоровья. В процессе выполнения интересных познавательных заданий и практических упражнений уча...

Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Чудо под ногами"Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и чело...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Озера-краса Земли», 3 класс ( УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Родного края.Задачи урокаДидактические:Формировать умения находить по физической карте озера России и правильно показывать их;Формирование уме...