Разработка урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сулейманова Лемара Февзиевна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: "Превращения воды и круговорот воды в природе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Круговорот воды в природе"28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока  по окружающему миру

учителя начальных классов

Далековской общеобразовательной школы

Черноморского районного совета

Республики Крым

Сулеймановой  Лемары  Февзиевны

Окружающий мир     3  класс

Тема:  «Превращения и круговорот воды в природе?»
Цель:  формировать у учащихся понятия о круговороте воды в природе и умение объяснять это явление на примерах, которые встречаются в повседневной жизни, раскрыть значение его для природы и человека; развивать логическое мышление, умение делать выводы, анализировать; воспитывать исследовательский подход к познанию природы.                                      Оборудование: презентация "Круговорот воды в природе"; иллюстрации героев урока Капельки и Капитошки; загадки с иллюстрированными отгадками; схема путешествия Капельки.                      

Ход урока

  1. Организационный момент

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

ІІ.      Актуализация опорных знаний,  умений и навыков                  1.Обобщение наблюдений за природой.                                                                               - Какая сегодня погода?
- Какое небо?
- Какие изменения вы наблюдали в живой природе?
- Чем заняты сейчас люди в селе?
2. Фронтальный опрос.
- Что происходит с водой, когда ее нагревают?
- Когда в природе можно увидеть воду в газообразном состоянии?
- Где образуется дождь?
- Какие условия нужны, чтобы вода превратилась в лед?
- Где образуется снег?
- Почему весной тает снег?
3. Индивидуальный опрос.
- Докажите, что вода в природе существует в трех состояниях.
- В каком состоянии вам нравится вода больше всего? Почему?
- Расскажите сказку о приключениях Капельки воды, которую вы подготовили.
ІІІ.     Мотивация учебной деятельности                                                                       1. Беседа.
- Что называется явлениями природы?
- Какие явления природы вы знаете?
- Какие виды осадков вы наблюдали?
2. Работа с загадками.                                                                                                                     - Отгадайте загадки. (Учитель вывешивает на доске отгадки в картинках.)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...  (Дождь)

Белые Хлопья летят,
Тихо падают, кружат.
Стало все кругом бело.
Чем дорожки замело?  (Снег)

Утром падаю всегда — 
Не дождинка, не звезда — 
И сверкаю в лопухах 
На опушках и лугах.   (Роса)

Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.   (Лед)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.   (Иней)
- Какие виды осадков изображены на рисунках?
- Как они выглядят?
IV.      Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадку.
Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я, кто я такая? (Вода.)
- Сегодня на уроке мы поговорим о путешествии воды и помогут нам в этом Капелька и Капитошка. (На доску вывешиваются рисунки Капельки и Капитошки.) Тема нашего урока - «Превращения и  круговорот воды в природе?». Вы узнаете, как возникает круговорот воды и какие преобразования происходят с водой в природе.

Физкультминутка
Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) 
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, 
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) 
Вдруг повеял ветерок - (взмахи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) 
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) 
Солнце клонится всё ниже. 
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).       
V.     Первичное восприятие и осознание нового материала                        1. – Ребята, а вы знаете, что воду называют вечной путешественницей. Почему именно так? Ответить на этот вопрос можно тогда, когда послушаете сказку, которую приготовили для вас Капелька и Капитошка. Сказка «Про маленькую капельку».
     Была зима. Блестел снег. Маленький мальчик гулял на улице и увидел сосульку, которая свисала с крыши дома. Она была очень красивая.                 - А может, она сладкая, как сахар или конфетка? - подумал мальчик, и ему очень захотелось ее попробовать.
    Он взял палку и попал в сосульку. Сосулька упала, мальчик обрадовался, схватил ее и хотел взять в рот, но вдруг сосулька заговорила с ним:
- Не бери меня в рот, не надо, я расскажу тебе много интересного!
- Ты, наверное, волшебная сосулька?
- Да, я очарована, я заморожена и очень благодарю, что ты спас меня. А еще я прошу тебя: не губи меня, я очень люблю прыгать, как ты, бегать, летать, путешествовать. Я никогда не сижу на месте.
- Ты можешь летать, прыгать? Не поверю!
- Почему? Разве ты не знаешь, что сосульки - это обычная вода? Да-да, я была веселой капелькой воды и плавала со своими сестричками в реках, морях, океанах. Все звали меня неугомонной. Ветер не давал мне ни минуты покоя. Чего он хотел от меня - не знаю. Он поднимал страшные волны. Я, маленькая капелька, убегала от него.
     Как-то в тихий летний день ветер выплеснул меня на берег и бросил на горячие камни. Я паринкою вознеслась в небо. Высоко над землей я летала в белом облачке дождевой капелькой. Мне было весело. Когда же внезапно снова налетел ветер, я быстро упала на землю дождиком и напоила его. Нет, я не боялась попасть под землю, ведь я там двигалась, жила и снова появлялась на свет веселым ручейком.
    Затем с сестричками-капельками попала в длинные темные трубы. Там было очень много воды.
- Ничего страшного, ничего страшного, - говорили старшие сестры, - это обычный водопровод.
    Именно здесь я нашла много подружек, мы разговаривали, рассказывали каждый о себе.
    Но вот вдруг открыли кран, и я попала в чайник, в обычный большой чайник, который поставили на плиту.
- Что же со мной будет? Что со мной будет? Здесь так жарко! Так горячо! - заплакала я.
    И слезами горю не поможешь. Я быстренько подобралась к кончику носа  чайника и, превратившись в легкий пар, поднялась вверх и вылетела сквозь форточку на волю.
- Ой, на улице снова ветер, какой сердитый, холодный.
    Он теперь служит белой зиме. Она ему только слово сказала – он дунул морозом на меня, и я уже белой снежинкой упала на крышу дома. Глядя на своих подружек-снежинок, которые кружили в воздухе, я загрустила, слезы капали из глаз и мгновенно замерзали. Так я превратилась в холодную ледяную сосульку.
    Мальчик почувствовал, как она тает в его руках.
- Немножечко тепла и я снова оживаю, странствую дальше. Спасибо за тепло твоих ручонок. Вспомни меня, когда будешь плавать в море, когда увидишь туман или росу на траве, когда будет идти грибной дождик.
    Будь здоров!

- Вот такая история случилась с каплей.                                                                    - Дети, скажите, пожалуйста, какие фантастические превращения происходили с капелькой в сказке?                                                                  (Отвечая, дети заполняют схему на доске.)

2. Показ презентации «Круговорот воды в природе». (Объяснение учителя.)
    Солнце нагревает землю. С поверхности водоемов и почвы вода испаряется и в виде пара поднимается высоко над землей. Воздух над землей всегда холоднее. Там пар охлаждается, и образуется большое количество водяных капелек или крошечных льдинок. Из капелек и льдинок образуются облака. Облака легкие, и ветер переносит их на большие расстояния. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя или снега.      

Физкультминутка – релаксация (используется запись шума воды – дождя, морского прибоя).

- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.                               

VI.    Закрепление и осмысление знаний                                                                                       1.  Работа с учебником (стр. 55 – 58).                                                                                                                   - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 56. По этому рисунку можно увидеть, как происходит круговорот воды в природе. А что называется круговоротом?  Найдите ответ на этот вопрос в тексте, который вы сейчас самостоятельно прочтете. (Самостоятельное чтение текста.)
2. Беседа по прочитанному. Технология «Микрофон».
- Какие осадки бывают в разные времена года?
- Попробуй объяснить, почему идет дождь или падает снег.
- Что происходит с водяным паром в верхних слоях воздуха?
- Расскажите по рисунку, как происходит круговорот воды в природе.                      3. Работа в парах.                                                               
- Дайте ответы на вопросы  учебника на стр. 58.                            

4. Рассказ учителя                                                                                                              - Ребята, на земле много воды, но большую часть водяной массы составляют соленые моря и океаны. А человеку нужна не соленая, а пресная вода. Пресной (питьевой) воды не так уж и много в природе. Например, на 100 л воды приходится 2 литра пресной. Но и эта вода не может быть использована: значительная ее часть превратилась в лед или находится глубоко под землей. Если ее не учитывать, то получается, что из 100 литров человек может использовать только полтора стакана воды. Следовательно, запасы питьевой воды не безграничны. Поэтому воду надо экономно использовать.
- А знаете ли вы значение слова "экономить"? (Экономить – бережно, по-хозяйски использовать.)
В народе бытует выражение: "Закрывай покрепче кран, чтобы не вытек океан". Как ты его понимаешь? Кстати, если вода капает из крана по капле, то за месяц вытекает зря 400 л воды.
VII.     Итог урока                                                                                                                              1. Оценивание учащихся (Учитель комментирует ответы.)                                       2. Рефлексия                                                                                                                         -   У вас на парте капелька. Откуда она могла попасть к вам?

VIII.    Домашнее задание                                                                                                            Задание для друга природы.                                                                                      - Придумай сказку, в которой друзья Капелька и Капитошка будут путешествовать, как бы по кругу, между небом и землей.                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...