Рабочая программа по краеведению
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Основные содержательные линии.
Основные содержательные линии "Краеведения":"Человек и природа","Человек и общество"-представлены в дополнительной образовательной программе разделами:"Знакомство с Тулой","Тульский Кремль и его тайны","Человек иприрода","Сокровища города","Родной край-малая Родина","Природа.Растительный и животный мир Тульской области".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.docx | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по краеведению
Учитель: Санкина Н.Г.
МБОУ СОШ №36
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Краеведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета),
Общая характеристика
Краеведение как предмет дополнительного образования несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Природа нашего края своеобразна и неповторима. Задача курса – привлечь внимание учащихся к особенностям рельефа местности, к водным ресурсам, к некоторым особенностям многочисленных представителей мира растений и животных.
Экологическая направленность изложения материала поможет лучше понять всю сложность взаимоотношений в живой природе.
Основная задача данного курса – повысить интерес к изучению своего родного края, обратить внимание на гармоничную приспособленность всего живого к окружающей среде. Мы не должны мешать природе, а бережно к ней относиться и всегда помнить слова М.М. Пришвина о том, что охрана природы - это и есть любовь к Родине.
«Краеведение» поможет учащимся начальной школы более подробно и целенаправленно познакомиться с нашим городом, с его историей, музеями, театрами, памятниками истории и культуры.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Краеведение» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Краеведения»: «Человек и природа», «Человек и общество» - представлены в дополнительной образовательной программе разделами: «Знакомство с Тулой», «Тульский Кремль и его тайны», «Человек и природа», «Сокровища города», «Родной край – малая Родина», «Природа. Растительный и животный мир Тульской области».
Цели обучения
Изучение краеведения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человек и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный курс «Краеведение» изучается со 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% - резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению учителя для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, экскурсии-наблюдения, практические работы.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы.
Результаты изучения обучающимися предмета «Краеведение» (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Краеведение», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебном пособии и познавательных книгах;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– ориентироваться на местности относительно своего тела;
- определять дикорастущие и культурные растения, съедобные и ядовитые грибы Тульского края;
– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
– приводить примеры представителей разных групп растений и животных Тульского края;
– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
– показывать на карте области основные формы земной поверхности и водоемы;
– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
– определять роль человека в истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Основное содержание
Природа. Растительный и животный мир Тульской области.
Край родной. Местность. Климат. Реки. Пруды и озера.
Особенности поверхности родного края (на основе наблюдений)
Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Дикорастущие и культурные растения, их различие на примере растений родного края. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Различие наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов.
Животные Тульской области, их разнообразие. Природные сообщества родного края (например, лес, луг, водоем, болото). Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
Экскурсии: времена года; формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края, ознакомления с ближайшим природным социальным окружением.
Практические работы: знакомство с полезными ископаемыми своего края; части растения (на примере цветковых растений); работа с гербарием; условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой Тульской области (определение различных водоемов).
Человек и природа
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых.
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники Тульской области, их роль в охране природы. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоемах в разное время года.
Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; в охраняемые природные территории.
Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).
Межпредметные связи с «Технологией (трудом)», поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.
Общество (Знакомство с Тулой)
Тульская область. Расположение на карте. Города России. Город – герой Тула. Герб Тулы. Гимн Тулы. Достопримечательности Тулы: Кремль, парк имени П.П.Белоусова, площади города, улицы города. Важнейшие события, происходящие в городе и области. Горожане. Характерные особенности быта. Уважительное отношение к истории нашего города.
Выдающиеся люди Тульского края в разные исторические эпохи. Охрана памятников истории и культуры. (Межпредметные связи с «Искусством» и «Литературным чтением»).
Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
Практические работы: Тула на карте (границы, города Тульской области, места исторических событий).
Родной край – малая Родина. Сокровища города.
Родной город, регион (область) название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Экскурсии: достопримечательности родного города, в краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей Тульские древности, Тульский пряник, в спортивные учреждения (бассейн, стадион, велотрек), места отдыха горожан с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.
Практические работы: работа с планом своего города, картой области с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты, творческие проекты учащихся.
Тульский Кремль и его тайны.
Строительство Тульского Кремля. Стены Кремля. Схемы Кремля. Проездные башни Кремля. Храмы Кремля. Тульские засеки.
Экскурсии: в Тульский Кремль, в храмы тульского Кремля.
Практические работы: заочное путешествие с посещением 9 башен Кремля, изготовление макетов (творческие проекты) на тему «Как жили наши предки».
Ожидаемые результаты
В результате изучения краеведения ученик должен
знать/понять
- название региона, где живут учащиеся; родного города; области;
- символику родного города, области (герб, гимн города);
- достопримечательности города
Уметь
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных родного края (2-3 представителя из изученных); раскрыть особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте города России (родной город, города Тульской области, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; города, области
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе своей местности;
- ухода за растениями (животными)
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
Оценка достижения планируемых результатов
Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся проводится по картам диагностики не менее 2-х раз в год.
Материально-техническое обеспечение предмета «Краеведение»
1. Работа по данному курсу обеспечивается:
- учебными пособиями серии «Мой город», Тула, 2006;
- Природоведение Тульского края. Тула, 2010
- Труфанов. В.Г. Уроки природы Тульского края, Тула, 2003
- История Тульского Края, Тула, 2010.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет любого млекопитающего;
изобразительные:
- муляжи плодов, животных;
- таблицы групп растений и животных, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли;
- атлас для начальных классов;
настенные карты: «Физическая карта России», «Карта природных зон России», карты Тульской области.
- рисунки, слайды, диафильмы;
- самодельные наглядные пособия;
- интерактивная доска, учебные демонстрационные пособия, медиаресурсы.
Календарно-тематическое планирование
1 класс (66 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 1-2 3-4 5-6 7-8 | Тула – мой родной город (14 часов) Дом, в котором ты живешь. Проект по теме: «Мой дом» Чтобы было тепло и светло. Знакомство с коммунальной инфраструктурой. Общественный транспорт города. Экскурсия по городу. Промышленность и бизнес города. Экскурсия по городу. Тула спортивная. Экскурсия на городской стадион. Моя школа. Проект по теме: «Школа моей мечты». Знакомство с символами города. Герб, гимн, флаг. Природа родного края (16 часов) Осенние изменения в неживой природе. Растения и животные осенью. Экскурсия на пришкольный участок. Зимние изменения в неживой природе. Экскурсия. Растения и животные зимой. Проект по теме: «Животные зимой» Весенние изменения в неживой природе. Экскурсия. Растения и животные весной. Проект по теме: «Раннецветущие растения». Летние изменения в неживой природе. Растения и животные летом. Проект по теме. Достопримечательности родного края (18 ч) Тульский Кремль. Экскурсия в музей. Тула – город оружейников. Экскурсия по городу по теме: «Памятники оружейникам». Тульский самовар. Проект по теме: «Мой самовар». Тульский пряник. Проект по теме: «Мой любимый тульский пряник». Тульская гармоника. Экскурсия в музей Н.И. Белобородова. Филимоновская игрушка. Экскурсия в Тульский филиал музея «Филимоновская игрушка». Музеи города. Проект по теме: «Семейное посещение музея». Парки и скверы города. Экскурсия в Центральный парк П.П. Белоусова. Елочка, зажгись! Экскурсия к главной елке Тульского края. История родного края (10 часов) Великие земляки. Экскурсия по улицам города. Куликовская битва. Экскурсия в музей «Тульские древности». Героическая оборона города в годы Великой Отечественной войны. История в названиях улиц. Экскурсия по теме: «Шел трамвай по Оборонной». Русская Православная Церковь. Тульский край в литературе (8 часа) Устное народное творчество о Тульском крае. Легенды о Тульском крае. Писатели Тульского края. Проект по теме: «Писатель-земляк». Песни о тульском крае. Экскурсия в Центральную городскую библиотеку им. Л. Н. Толстого. |
Календарно-тематическое планирование
2 класс (68 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
1-2. 3-4. 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 1-2 3-4 5-6 7-8 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 | Тула – мой родной город (24 ч) Мой город на карте России. Практическая работа по теме: «Нахождение Тулы на карте» Родной город. Город и горожане. Экскурсия по улицам города. Родной город. Название. Исследовательская работа «Происхождение названия города» Символы города. Герб. Практическая работа по теме: «Составление герба своей семьи». Тула – город-герой. Исследовательская работа «Тула оборонная» Тула в годы Великой Отечественной войны. Практическая работа по теме: «Поиск материалов о туляках-героях». Площади города. Экскурсия на площадь города. Экскурсия на площадь Победы по теме: «Этих дней не смолкнет слава!» Скверы Тулы. Исследовательская работа. Экскурсия в Могилевский сквер по теме: «История сквера» Парки Тулы. Исследовательская работа Экскурсия в ЦПКиО им. П.П.Белоусова по теме: «История парка» Достопримечательности родного города (20 ч) Основные достопримечательности. Исследовательская работа по теме: «Тула оружейная». Основные достопримечательности. Экскурсия в музей самоваров по теме: «Тула самоварная». Основные достопримечательности. Тульский пряник. Практическая работа по теме: «Эскиз пряничной доски». Основные достопримечательности. Тульская гармонь. Исследовательская работа по теме: Тула музыкальная» Экскурсия в музей имени Н.И.Белобородова по теме: «Тульская гармоника» Улицы города. Экскурсия по улицам города. Транспорт нашего города. Экскурсия по улицам города. Экскурсионная поездка на троллейбусе по теме: «По тульским улицам» Музеи Тулы. Исследовательская работа. Экскурсия в музей «Тульские древности» Природа родного края (8 ч) Родной край: местность, климат. Практическая работа с картами. Растительный мир Тульской области. Практическая работа по теме: «Растения Тульской области» (работа с гербарием) Животный мир Тульской области. Практическая работа по теме: «Животные Тульской области» (составление кроссворда) Реки нашего города. Практическая работа с картами Тульского края. Тульский Кремль (16 ч) Строительство Тульского Кремля. Исследовательская работа Стены Тульского Кремля. Практическая работа по теме: «Составление эскизов кремлевских стен» Схема Кремля, его башни. Практическая работа по теме: «Составление макетов Кремля» Башни и проездные башни Кремля. Практическая работа по теме: «Составление макетов Кремля» Храмы Кремля. Экскурсия в Тульский кремль Тульские засеки. Практическая работа с картой Тульской области
Исторические события в Тульском кремле. Исследовательская работа. Экскурсия в Тульский Кремль по теме: «История Тульского Кремля» |
Календарно-тематическое планирование
3 класс (68 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 1-2 3-4 5-6 7-8 | Тула – мой родной город (20 ч) Мой город на карте России. Практическая работа по теме: «Нахождение Тулы на карте» Родной город. Город и горожане. Исследовательская работа по теме: «Занятие населения» Родной город. Название. Города Тульской области. Символы города. Герб. Исследовательская работа по теме: «Символы городов Тульской области». Тула – город-герой. Оформление проектов по теме. Героическая оборона Тулы в ВОВ Практическая работа по теме: «Поиск материалов о героической обороне города». Экскурсия на площадь Победы по теме: «Тула – город-герой» Парки и скверы Тулы. Исследовательская работа по теме: «История парка или сквера» Экскурсия в Могилевский сквер по теме: «История сквера» Храмы Тулы. Исследовательская работа по теме. Достопримечательности родного города (24 ч) Музеи Тулы. Заочный экскурс музеев города. Экскурсия в краеведческий музей Основные достопримечательности. Экскурсия – поиск памятников по теме: «Тула оружейная» Основные достопримечательности. Экскурсия в музей самоваров по теме: «Тульские самоварщики» Основные достопримечательности. Тульский пряник. Экскурсия в музей пряников Основные достопримечательности. Тульская гармонь. Исследовательская работа по теме: «Искусство в городе» Экскурсия в музей имени Н.И.Белобородова по теме: «Н.И. Белобородов» Улицы города. Исследовательская работа по теме: «История моей улицы» Транспорт нашего города. Исследовательская работа по теме: «История современного транспорта» Экскурсионная поездка на трамвае по теме: «По следам истории» Площади города. Экскурсия по городу по теме: «История названий площадей». Экскурсия на Площадь Победы. История возникновения. Тульский Кремль (16 ч) Древний город. Тульский Кремль. Конкурс рисунков по теме: «Древняя Тула» Строительство Тульского Кремля. Экскурсия в Тульский кремль. Стены Тульского Кремля. Схема Кремля, его башни. Составление кроссвордов о Тульском кремле Башни и проездные башни Кремля. Творческая работа по теме: «Моя викторина о Тульском кремле» Храмы Кремля. Сравнительная характеристика храмов. Исторические памятники на территории кремля. Исследовательская работа по теме. Экскурсия в Тульский Кремль по теме: «История Тульского Кремля» Природа родного края (8 ч) Родной край: почвы, полезные ископаемые. Растительный мир парковой зоны. Исследовательская по теме: «Растения парковой зоны» Животный мир парковой зоны. Практическая работа по теме: «Животные парковой зоны» (составление кроссворда) Водоемы парковой зоны. Экскурсия в ЦПКиО |
Календарно-тематическое планирование
4 класс (68 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 | Родной город. Основные достопримечательности (44 ч) Важные сведения из истории родного края. Музеи нашего города. Экскурсия в музей «Тульские древности» Экскурсия в музей оружия. Экскурсия в музей «Тульские самовары» Экскурсия в музей «Тульский пряник» Экскурсия в мемориальный музей Н.И.Белобородова Презентации по теме: «Музеи города» Экскурсия в музей изобразительных искусств. Экскурсия в экзотариум города Тулы Посещение Тульского драматического театра. Посещение Театра юного зрителя. Посещение Театра кукол. Посещение Тульского цирка. Презентации по теме: «Достопримечательности города» Важные сведения из истории родного края. Архитектурно-исторические памятники. Особенности труда людей родного края. Экскурсия в Педагогический университет. Исследовательская работа по теме: «Храмы Тульской области». Презентации по теме: «Храмы города». Экскурсия в один из храмов Тулы Важные сведения из истории родного края. Памятники города. Памятник Л.Н.Толстому Экскурсия к памятнику Л.Н.Толстому Презентации по теме: «Памятники Тулы» Памятники героическим защитникам Тулы. Тульский край. Основные достопримечательности. (14 ч) Исторический центр «Куликово поле». Музей-усадьба «Ясная поляна» Музей-заповедник В.Д. Поленова Города Тульской области. Богородицкий дворец-музей и парк Города Тульской области. Одоев. Филимоновская игрушка. Города Тульской области. Белевская пастила. Белевские кружева Презентации по теме: «Города Тульской области» Экология Тульского края (10 ч) Исследовательская работа по теме: «Природные ресурсы Тульского края» Исследовательская работа по теме: «Полезные ископаемые Тульского края и их охрана» Экосистемы, созданные человеком. Поля. Исследовательская работа по теме: «Растения и животные поля» Экосистемы, созданные человеком. Сады. Исследовательская работа по теме: «Растения и животные сада» Исследовательская работа по теме: «Экологические проблемы Тульской области» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по краеведению
при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...
Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"
Представлена рабочая программа клуба "Родные истоки", которая включает в себя изучение истории России, её истоков....
Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...
Рабочая программа по КРАЕВЕДЕНИЮ
Рабочая программ по КРАЕВЕДЕНИЮ...
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
Рабочая программа. Литературное краеведение.
Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных час...