Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" ОС "Школа 2100" 4 класс - 68 часов (ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина (М., «Баласс», 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._okruzhayushchiy_mir.docx | 94.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ " Косковско - Горская основная общеобразовательная школа" Рамешковский район Тверская область
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: Гусева Валентина Викторовна
Учитель: Зыкова Елена Алексеевна
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ОС "Школа 2100" 4 класс
на 2014 – 2015 уч. г.
Пояснительная записка
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина (М., «Баласс», 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебниками «Окружающий мир» для 1–4 кл., авторы А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, О.В. Бурский (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Цель курса:
Осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
Формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир»
Обучающиеся должны знать: | Обучающиеся должны уметь: | 1-я линия развития – уметь объяснять мир: | 2-я линия развития– уметь определять своё отношение к миру | ||
I раздел – «Человек и природа» | |||||
об изготовлении орудий труда и возникновении речи как об основном отличии человека от животных; - об основных органах и системах органов человека, их функциях; - о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры; - об основных этапах становления человека и его разума; о важности воды для жизни живых организмов и человека; - об основных свойствах льда, воды и пара (как твёрдого тела, жидкости и газа); - об основных свойствах воздуха (как газа); - о применении важнейших полезных ископаемых; об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека; - о единственной стратегии выживания человечества – вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы. | - находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; - объяснять элементарные процессы, происходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т. п. ; - ухаживать за своим телом; составлять правильный режим дня. | - объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; - применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); - называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел; - объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; - объяснять, в чём главное отличие человека от животных; - находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения. | - уметь определять своё отношение к миру: оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; - доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||
II раздел – « Человек и человечество» | |||||
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; - объяснять элементарные процессы, происходящие в собственном организме, и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т. п. ; - ухаживать за своим телом; составлять правильный режим дня. | - осознавать проявление тех или иных черт характера, отличать черты характера от эмоций, - узнавать эмоции по их проявлениям, оценивать свои эмоциональные состояния, - соотносить свои поступки с нормами поведения, - различать социальные общности внутри современного человечества, по отдельным признакам - отличать разные эпохи всемирной истории человечества, - ориентироваться в историческом времени (соотносить год с веком, определять последовательность событий), - ориентироваться в основных проблемах современного мира. | - по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; - отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; - объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. | - объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; - замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. |
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.
Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами: 1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных зданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески, применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). 2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.
Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ (3-4 кл.). Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; домашние животные;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Формированию устойчивого познавательного интереса в значительной мере способствует деятельностный, практико - ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.
Оборудование : компьютер, проектор, интердоска ). ЦОР : http://school-collection.edu.ru, http://school-collection.edu.ru /http://www.school2100.ru/ к курсу «Окружающий мир».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для учащихся:
Окружающий мир. «Человек и природа» учебник для 4-го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») 4класс. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
Окружающий мир. «Человек и человечество» учебник для 4-го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Стойка Е.И.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») 4класс. Сизова Е.В., Стойка Е.И.
Для учителя:
Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4-й класс. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С.
Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Человек и природа»). 4-й класс. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.
«Утверждаю»
Директор школы: Гусева В.В.
Учитель: Зыкова Е.А.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «окружающий мир» ОС «ШКОЛА 2100» 4 класс 68 часов
Дата | № п/п | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты (предметные) | УУД. Планируемые результаты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуника-тивные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ 1. «Человек и природа» Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Как устроен организм человека | Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе. Уметь называть системы органов у человека | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Кожа – «погранич-ник» организма | Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. | Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Как человек двигается | Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека. | Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться. Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Путешествие бутерброда | Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры. | Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Как удаляются ненужные вещества | Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча? | Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Для чего и как мы дышим | Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. | Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Волшебная восьмёрка | Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови. | Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Что такое кровь? | Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека. | Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия. Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Почему наш организм работает слаженно | Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие. | Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Окна в окружающий мир | Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. | Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информациюоб окружающем мире на расстоянии. Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Многогранный мир чувств | Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам. | Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Родители и дети | Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся. | Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Отчего мы иногда болеем | Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека. | Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать. Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Наши предки – древесные жители | Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь. | Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи. Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | На заре человечества | Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного. | Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека. Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Контрольная работа № 1 | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека» | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Рукотворная жизнь | Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай. | Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные». Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | На службе у человека | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства. Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Покорение силы | Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот. | Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21-22 | Как человек использует свойства воды | Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. | Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Как человек использует свойства воздуха | Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой? | Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ. Иметь представление об изобретении паровой машины | Оценивать жизненные ситуации | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Горные породы и минералы | Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни. | Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости. Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Металлы | Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) | Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Приручение огня | Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. | Знать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве. Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм» | Оценивать жизненные ситуации | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Невидимая сила. | Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Чудо-волны | Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение). | Знать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых еще сто лет назад люди даже не мечтали. Иметь представление о том, что такое звук; как распространяется звук; почему свет распространяется не так, как звук | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
| Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными) Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека. | Знать, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познает структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям все быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать ее богатства на благо человека. Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе Знать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства. Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения | Оценивать жизненные ситуации | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
| Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Контрольная работа № 2 | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Итоговая контрольная работа | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности) | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Итоговая контрольная | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Обобщение | Человек – часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу | Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ 2 «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» Раздел 3.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Кого можно назвать человеком. | Человек – член общества | Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей. Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Посмотри в своё зеркало. | Человек – член общества | Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Как понять, что творится у друга на душе. | Человек – член общества | Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире. Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Переживания, испытанные временем. | Человек – член общества | Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Как узнать человека. | Человек – член общества | Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир» | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Что такое общество | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения | Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Как жить в мире людей | Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах | Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения. Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы») | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Мое общество | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения | Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Права человека | Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Контрольная работа №4 по теме «Человек» | Учимся решать жизненные задачи | Знать изученный материал по теме «Человек». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | Обобщение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Первобытный мир – первые шаги человечества | Человек – член общества | Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | Человек – член общества | Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | Человек – член общества | Иметь представление о том, что средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договарива-ться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем | Человек – член общества | Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Новое время – торжество Европы | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества» | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Короли, президенты и граждане | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств. Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договарива-ться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Расы и народы | Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Кто во что верит | Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Пути духовных исканий | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Иметь представление о мировых религиях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество» | Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Мировое хозяйство | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей | Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Мировое сообщество государств | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество. Уметь рассказывать, для чего была создана ООН | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Что человечество ценит больше всего? | Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Как нам жить? | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. | Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет» | Оценивать жизненные ситуации | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Контрольная работа №5 по теме «Человечество» | Человек – создатель и носитель культуры | Знать изученный материал по теме «Человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Обобщение | Учимся решать жизненные задачи | Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Итоговая контрольная работа по курсу «Введение в историю» | Знать изученный материал по теме. Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Экскурсия в краеведческий музей | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Знать правила поведения в музее. Уметь рассказывать об экспонатах краеведческого музея родного края | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Обобщение по курсу «Введение в историю» | Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа с календарно-тематическим планированием по окружающему миру 3 класс по ФГОС
календарно-тематическое планирование с ууд...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству 3 класс по ФГОС 2014
Рабочая программа...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству 3 класс по ФГОС 2014
Рабочая программа...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по изобразительному искусству 3 класс по ФГОС 2014
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 136 часов
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс на 2016-2017 учебный год составлено в соответствии с ФГОС нового поколения и расчитано на 4 часа в неделю, 136 часов ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений прим...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 68 часов
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений ...