Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений примерной программы в 2015 гуоду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 60.65 КБ |
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 37.1 КБ |
literaturnoe_chtenie_4_klass.xls | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературному чтению » для 4-го класса составлена на основе:
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10 .2009 г. № 373;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования 2015г.
- Федерального перечня учебников и соответствует структуре учебника « Литературное чтение» 4 кл., авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),Москва, «Просвещение», 2013 г.
- учебной программы « Литературное чтение » 1 - 4 классы, разработанной под руководством -
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы»
М.: Просвещение, 2011 г.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Место предмета в учебном плане
. В федеральном учебном плане на изучение курса литературное чтение в 4 классе отводится 3 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 102 часа. В рабочей программе предусмотрен 1час в неделю из компонента образовательного учреждения – 34 часа. Итого – 136 часов.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению(4 класс).
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения
Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение говорить (культура речевого общения)
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Круг детского чтения
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
Самостоятельное нахождение в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях - М.: Просвещение, 2013.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | |
2 | Летописи, былины, жития | 11 | |
3 | Чудесный мир классики | 22 | |
4 | Поэтическая тетрадь | 12 | |
5 | Литературные сказки | 16 | |
6 | Делу время - потехе сейчас | 9 | |
7 | Страна детства | 8 | |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 | |
9 | Природа и мы | 12 | |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 | |
11 | Родина | 8 | |
12 | Страна Фантазия | 7 | |
13 | Зарубежная литература | 17 | |
Итого | 136 |
Содержание программы (136 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Часы | Универсальные учебные действия |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения Вступительная статья. | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
2 | Летописи. Былины. Жития. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» | 11 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации | ||||
3 | Чудесный мир классики П. П. Ершов «Конёк-горбунок»Л, А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики» | 22 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | ||||
4 | Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». А, Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад» | 12 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста | ||||
5 | Литературные сказки В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
| 16 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | ||||
Делу время - потехе час Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 9 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмо- ционально-оценочные суждения | |||||
8 | Поэтическая тетрадь
| 5 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста | ||||
9 | Природа и мы Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан».
| 12 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного | ||||
10 | Поэтическая тетрадь Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка» | 8 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста | ||||
11 | Родина И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 8 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения | ||||
12 | Страна Фантазия Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычёв «Путешествие Алисы» | 7 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рас- суждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста | ||||
13 | Зарубежная литература Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» | 17 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Четвероклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни; - бегло, выразительно читать текст;
ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);
понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;
- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному;
вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из
текста;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;
полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Четвероклассники получат возможность научиться.
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к симпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству . Прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,
- воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата:
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений с Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении:
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев:
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта:
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может подходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится индивидуально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Структура контрольно- измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро —сверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
."3» - если сделано не менее 50% объёма работы,
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
В четвёртом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений,
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа, громкости - в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и г вой работы;
- наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и хрестоматии).
Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику fтатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы ,четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по cyществуработы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а так >1 устранения недочетов и ошибок.
График проведения проверочных и контрольных работ
Период обучения | Количество часов | Тест | Контрольная работа | Оценка достижений и техника чтения | Диагностическая работа; |
1 четверть | 32 часа | 2 | 1 | 2 | 1 |
2 четверть | 32 часа | 1 | 2 | 3 | 1 |
3 четверть | 36 часов | 2 | 5 | 5 | - |
4 четверть | 36 часов | 2 | 3 | 4 | 1 |
Итого: | 136 часов | 7 | 11 | 14 | 3 |
Программное и учебно-методическое обеспечение
Учебная дисциплина – Литературное чтение
Класс - 4
Программа, кем рекомендована и когда – Программа авторов: Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий «Родная речь» Рекомендовано Министерством
образования и науки РФ.
Всего - 136 часов в год, в неделю – 4 часа.
Базовый учебник - «Родная речь» Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий
Методическое обеспечение –
1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»
2. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению».
Дидактическое обеспечение -Набор таблиц по развитию речи.
Интернет-ресурсы.
http://school-collection.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
календарно-тематическое планирование 4 класс
1 четверть | |||
№ | Дата | Тема урока | Примечание |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |||
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система УО, содержание учебника. | ||
Летописи, былины, жития (11 часов) | |||
2вн | Самые интересные книги,прочитанные летом. Простейший рассказ о своих впечатлениях. | ||
3 | Знакомство с названием раздела.Прогнозирование содержания раздела.Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Стр.6-8 | |
4 | «И вспомнил Олег коня своего».Выразительное чтение и понимание исторического произведения. Стартовая диагностическая работа | Стр.10-11 | |
5 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Постановка вопросов и ответы на вопросы по содержанию. | Стр.12-16 | |
6 | Былина.«Ильины три поездочки».Нахождение аналогии с реальными историческими событиями. | Стр.17-19 | |
7 | Былины.«Ильины три поездочки». Деление текста на смысловые части. Связный рассказ о главном герое. | Стр.17-19 | |
8 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы Постановка вопросов и ответы на вопросы по содержанию.Тест №1 | Стр.22-28 | |
9 | «Житие Сергия Радонежского».Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. | Стр.22-28, 30-31 | |
10 вн | Урок-путешествие по земле русской, богатырской. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. | ||
11 | «Житие Сергия Радонежского».Выборочное чтение. Краткий пересказ. | Стр.22-28 | |
12 | Проект: «Создание календаря исторических событий». Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.32-34 | |
Чудесный мир классики (22 часа) | |||
13 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Литературная сказка. Классики советской детской литературы. П.П. Ершов. | Стр.38 | |
14 | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Деление на части. Составление плана. Чтение по ролям. | Стр.39-59 | |
15 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Стр.39-59 | |
16 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Герои произведения. Характер героя, его поступки,их мотивы. Выборочный пересказ. | Стр.39-59 | |
17 | Русские классики детям.А.С.Пушкин «Няне».Подготовка сообщения о А.С. Пушкине | Стр.64-66 | |
18 вн | Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина. | ||
19 | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!».Средства художественной выразительности. Рифма | Стр.67-68 | |
20 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка.Её отличие от народной. Виды речевой деятельности: слушание, чтение. | Стр.70-90 | |
21 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добра и зла. Формирование личной цели. Характеристика героев. | Стр.70-90 | |
22 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Выразительное чтение наиболее понравившихся отрывков произведения. Деление сказки на части. | Стр.70-90 | |
23 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Средства худ. Выразительности (эпитеты, метафоры).Проверка техники чтения | Стр.94-96 | |
24 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Основная мысль и сюжет сказки.Деление на части. Выборочное чтение. | Стр.97-110 | |
25 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | Стр.97-110 | |
26 вн | Пришвин- певец русской природы.Рассказы М.Пришвина. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. | ||
27 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».Характеристика главного героя, его характер и поступки. | Стр.97-110 | |
28 | Л.Н. Толстой «Детство». Из воспоминаний. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. | Стр.114-118 | |
29 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Главная мысль басни. Её поучительный смысл. Тест №2 | Стр.119 | |
30 | А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове. Тульский край в жизни Чехова. | Стр.122 | |
31 | А.П. Чехов «Мальчики». Понимание основного содержания текста. | Стр.123-133 | |
32 | А.П. Чехов «Мальчики». Герой-персонаж, его характер, поступки. | Стр.123-133 | |
2 четверть | |||
33 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».(КВН) | Стр.135-136 | |
Поэтическая тетрадь (12 часов) | |||
34 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | Стр. | |
35 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» Выразительность поэтической речи. Красота природы нашего края. | Стр.138-140 | |
36 | А.А. Фет. «Бабочка». «Весенний дождь». Средства худ.выразительности-эпитеты. Декламация стихотворения. Работа над интонацией (темпом,ритмом, ударением) | Стр.141-142 | |
37 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»«Где сладкий шепот...». Настроение, выраженное в стихотворении. Средства худ. Выразительности – звукопись. | Стр.143-144 | |
38 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Чтение по ролям. Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи.Тест № 3 | Стр.145 | |
39 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову. | Стр.146 | |
40 Вн. | Родные поэты. Стихи для детей поэтов-классиков ХІХ – начала ХХ веков. Поэтические картины. Поэты – Арсеньевцы о красоте родного края. | ||
41 | Н.А.Некрасов «Школьник».Выразительное чтение стихотворения | Стр.147-148 | |
42 | Н.А. Некрасов «В зимниесумерки нянины сказки...». Отношение автора к герою. Настроение,выраженное в произведении. | Стр.148-149 | |
43 | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. Средства художественной выразительности- рифма. | Стр.150-151 | |
44 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Декламация стихотворений. Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.152-154 | |
45 | Картины природы. Урок-утренник | Стр.152-154 | |
Литературные сказки (16 часов) | |||
46 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Тема и основная мысль сказки. | Стр.156-167 | |
47 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». События, их последовательность. Составление плана сказки. | Стр.156-167 | |
48 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. Проверка техники чтения | Стр.156-167 | |
49 Вн | Сказки любимых писателей о детях. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. | ||
50 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сюжет произведения. Особенности данного литературного жанра. | Стр.169-178 | |
51 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Основная мысль произведения. Текст-описание в содержании художественного произведения. | Стр.169-178 | |
52 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герой, персонаж, его характер и поступки. | Стр.169-178 | |
53 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Понимание основного содержания. | Стр.180-191 | |
54 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Деление на части. Составление простого плана. Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Стр.180-191 | |
55 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герой-персонаж.Его характер,поступки. Чтение по ролям.Диагностическая работа | Стр.180-191 | |
56 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Самостоятельное пользование справочным аппаратом учебника. | Стр.193-214 | |
57 вн | Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. Библиографические сведения о книге. | ||
58 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Сюжет сказки. Характеристика главных героев. | Стр.193-214 | |
59 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Деление на части. Составление простого плана. | Стр.193-214 | |
60 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. | Стр.193-214 | |
61 | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.215 | |
Делу время – потехе час (9 часов) | |||
62 | Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени». Тема. Основная мысль произведения.Герои- персонажи, их поступки. | Стр.4-16 | |
63 | Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Выборочный пересказ. | Стр.4-16 | |
64 вн | «Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться.» Книги о сверстниках, о школе.Построение небольшого монологического высказывания о героях и событиях произведений. | ||
3 четверть | |||
65 | В.Ю. Драгунский«Главные реки». Чтение по ролям. Юмор в произведении. | Стр.17-23 | |
66 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Постановка вопросов и ответы по содержанию. | Стр.24-28 | |
67 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Краткий пересказ. | Стр.24-28 | |
68 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Тема произведения. Анализ поступков героев. Смысл заголовка. | Стр.29-34 | |
69 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Построение небольшого монологического высказывания о прочитанном. Инсценирование произведения. | Стр.29-34 | |
70 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.35-36 | |
Страна детства (8 часов) | |||
71 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Стр.38-46 | |
72 вн | «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Книги о ратных подвигах родного народа. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. | ||
73 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Основная мысль произведения. Характеристика героев, их поступки. | Стр.38-46 | |
74 | К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками». Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.Тест № 4 | Стр.47-58 | |
75 | К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками». Эмоциональная окрашенность речи. | Стр.47-58 | |
76 | К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками». Краткий пересказ. Связь произведений литературы с музыкой Э. Грига. | Стр.47-58 | |
77 | М.М. Зощенко «Елка». Формирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. | Стр.59-64 | |
78 | Обобщение по разделу «Страна детства». Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.65-66 | |
Поэтическая тетрадь (5 часов) | |||
79 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Развитие наблюдательности,чуткости к поэтическому слову. | Стр.68-70 | |
80 вн | Что такое «серии книг» и каково их назначение. Библиографические сведения о книге. Умение пользоваться выходными данными. | ||
81 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки».Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову. | Стр.71 | |
82 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Средства художественной выразительности | Стр.72-73 | |
83 | Устный журнал «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.74 | |
Природа и мы (12 часов) | |||
84 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Тема произведения. | Стр.76-83 | |
85 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Герой- персонаж и его поступки. Отношение человека к природе. | Стр.76-83 | |
86 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Понимание основного содержания текста. | Стр.85-91 | |
87 | А.И. Куприн«Барбос и Жулька».Небольшие письменные ответы, на поставленные вопросы по прочитанному. Поступок как характеристика героя произведения. | Стр.85-91 | |
88 Вн | Стихи и рассказы о маме. Построение небольшого монологического высказывания о героях и событиях произведения. | ||
89 | М.М. Пришвин «Выскочка». Тема, главная мысль произведения. Тест № 5 | Стр.92-95 | |
90 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | Стр.92-95 | |
91 | Е.И. Чарушин «Кабан».Пересказ от имени автора. | Стр. 96-99 | |
92 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».Понимание основного содержания. Герои рассказа. | Стр.100-109 | |
93 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».Деление текста на части. | Стр.100-109 | |
94 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».Простой план. Пересказ текста по плану. | Стр. 100-109 | |
95 | Проект «Природа и мы». Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.111-112 | |
Поэтическая тетрадь (8 часов) | |||
96 вн | «Лес не школа, а всему учит». Рассказы Н.Сладкова. Роль леса,природы в нашей жизни. | ||
97 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | Стр. | |
98 | С.А. Клычков «Весна в лесу». Авторское отношение к событиям и персонажам. Проверка техники чтения | Стр.116-117 | |
99 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». развитие наблюдательности. Чуткости к поэтическому слову. | Стр118. | |
100 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». Развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью. | Стр.119 | |
4 четверть | |||
101 | С.А. Есенин «Лебедушка». Средства художественной выразительности- эпитеты и сравнения. | Стр.120-125 | |
102 | С.А. Есенин «Лебедушка». Наблюдение над звукописью. | Стр.120-125 | |
103 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Путешествие в мир поэзии. Чтение стихотворений наизусть (по выбору учащихся). Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.128 | |
Родина (8 часов) | |||
104 вн | Художественные произведения о памятниках,которые установлены героям. Краткий пересказ. Памятники, установленные в нашем районе. | ||
105 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь».Развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью. | Стр.128-132 | |
106 | С.Д. Дрожжин «Родине». Развитие умения формулировать свои эмоционально- оценочные суждения. Авторское отношение к изображаемому. | Стр.133-134 | |
107 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением). | Стр.138 | |
108 | Обобщение по разделу «Родина». Простейший рассказ о своих впечатлениях. | Стр. | |
109 | Проект: «Они защищали Родину». Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.140-142 | |
110 вн | «В путь друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных. Выборочное чтение. | ||
Страна Фантазия (7 часов) | |||
111 | Е. С. Велтистов«Приключения Электроника». Герой- персонаж, его характер и поступки. | Стр.144-149 | |
112 | Е.С. Велтистов«Приключения Электроника». Понимание основного содержания текста. | Стр.144-149 | |
113 | Е.С. Велтистов«Приключения Электроника». Пересказ от лица героя.Тест №6 | Стр.144-149 | |
114 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы».Тема произведения. Особенности фантастического жанра. | Стр.150-15 | |
115 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Составление картинного плана и пересказ по нему. | Стр.150-156 | |
116 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Выразительное чтение отрывка из текста. | Стр.150-156 | |
117 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Проверим себя и оценим свои достижения. | Стр.158 | |
Зарубежная литература (17 часов) | |||
118 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера».Постановка вопросов и ответы по содержанию. | Стр.160-165 | |
119 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Стр.160-165 | |
120 вн | Детская фантастическая книга. Комическое в рассказах, средства его создания. Выборочный пересказ | ||
121 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Простой план. Подробный пересказ от имени героя | Стр.160-165 | |
122 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Тема и основная мысль.Тест №7 | Стр.167-193 | |
123 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Ориентировка в учебной книге: абзац, подзаголовок, красная строка. Выборочное чтение. | Стр.167-193 | |
124 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление на части. Простой план. | Стр.167-193 | |
125 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Основная мысль. Герой- персонаж, его характер,поступки. | Стр.167-193 | |
126 | Г.Х. Андерсен «Русалочка».Проверка техники чтения. | Стр.167-193 | |
127 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Юмор в произведении. Чтение по ролям. | Стр.194-200 | |
128 вн | Детская приключенческая книга.Сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план. | ||
129 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Пересказ от имени главного героя. Сравнение героев, их поступков. | Стр.194-200 | |
130 | Итоговая диагностическая работа | ||
131 | С. Лагерлеф «Святая ночь».Авторское отношение к событиям. Выборочное чтение. | Стр.201-208 | |
132 | С. Лагерлеф «Святая ночь». Герой- персонаж,его характер и поступки. | Стр.201-208 | |
133 | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. Духовная литература и ее особенности. | Стр.209-216 | |
134 | С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда. Краткий пересказ. | Стр.209-216 | |
135 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Стр.217 | |
136 вн | Экскурсия в библиотеку. «Путешествие по дорогам любимых книг» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 век"
рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Начальная школа 21 век" с учётом ФГОС...
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 век" (4часа в неделю) с учётом ФГОС)...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 136 часов
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс на 2016-2017 учебный год составлено в соответствии с ФГОС нового поколения и расчитано на 4 часа в неделю, 136 часов ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений примерной рабо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 68 часов
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 34 часа
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" Критская составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений п...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 34 часа
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 34 часа составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменени...