рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 136 часов
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс на 2016-2017 учебный год составлено в соответствии с ФГОС нового поколения и расчитано на 4 часа в неделю, 136 часов в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk_4_klass_moyo_136ch.docx | 41.07 КБ |
russkiy_yazyk_4_klass.xls | 79 КБ |
russkiy_yazyk.docx | 48.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 4 класс
№ | Дата | Тема урока | Примечание |
1 четверть | |||
Раздел «Повторение» (9 часов) | |||
1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. | Упр.1-4 Р.т. упр.1-7 | |
2. | Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Структура и план текста. | Упр.5-7 «Страничка для любознательных» стр.9 Р.т.упр.8-9, 11 | |
3. р/р | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | Упр.8 Р.т.упр.10 | |
4. | Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов. Различение стилей и жанров. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. | Упр.9-11, 12-16 Р.т.упр.12-16 | |
5. | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений и знак тире в диалоге. | Упр.17-19 Р.т.упр.17, 19-21, 18, 22, 23 | |
6. | Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.Стартовая диагностическая работа. | Упр.20-22 Р.т.упр.24-26 | |
7. | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Связи между словами в предложении. Моделирование предложений. Составление текста из деформированных предложений. | Упр.23-25, 26-27 Р.т.упр.27-28 | |
8. | Словосочетание. Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений. | Упр.28-30, страничка для любознательных» Р.т.упр.32, 35, 29-31 | |
9. к/д | Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Предложение.» | Упр.31Рубрика «Проверь себя» стр. 24 р.т.упр.34, 36 | |
«Предложение» (6 часов) | |||
10. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами (общее понятие). | Упр.32-34 Р.т.упр.37-39 | |
11. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. | Упр.35-38 Р.т.упр.40-43 | |
12. р/р | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». | стр.35, р.т.упр. 43-49, Р.т.упр.46- 48 | |
13. | Анализ сочинения и работа над ошибками. Запятая между однородными членами предложения, соединенными союзами. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов (и, а, но). | Упр.39-42 Р.т.упр.44, 45 | |
14. | Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания» | Упр.49-55 Р.т.упр6-50- 53 рубрика «Наши проекты» | |
15. к/д | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение». | «Проверь себя» стр.40, р.т.упр.56, 57 | |
«Слово в языке и речи» (17 часов) | |||
16. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение слова (повторение). Понимание слова как единства звучания и значения. Работа с толковым словарем русского языка. Уместность использования слов в речи. | Упр.57-61, 54, «Страничка для любознательных» стр.44, р.т.упр.58-62 | |
17. | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. Составление предложений и текста на тему «Листопад» | Упр.62-68 Р.т.упр.63-65 | |
18. р/р | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Упр.56 Р.т.упр.54, 55 | |
19. | Анализ изложения и работа над ошибками. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Уместность использования слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. | Упр.69-73 Р.т.упр.66-72 | |
20. | Фразеологизмы. Уточнение представлений о фразеологизмах. Составление текста по фразеологизму и рисунку. Изобразительно-выразительные средства языка. Страничка для любознательных. | Упр.74-76, «Страничка для любознательных» стр.49, р.т.упр.73-75 | |
21. | Состав слова. Значимые части слова (повторение). Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Словарный диктант. | Упр.77-81 Р.т.упр.76-79 | |
22. | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. | Упр.82-88 Р.т. упр. 80-86 | |
23. р/р | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Упр.133, 134 | |
24. | Анализ сочинения и работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. | Упр.89-96 Р.т.упр.87-93 | |
25. | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест) | Упр.97-101, «Страничка для любознательных» стр.61, р.т.упр.94, 95, 101 | |
26. | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание предлогов и приставок. | Упр.102-105 Р.т.упр.96-98 | |
27. | Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Работа с орфографическим словарем. Составление объявления. | Упр.106-109 Р.т.упр.99, 100 | |
28. | Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» | ||
29. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Морфологические признаки частей речи. Работа с графической наглядностью. | Упр.111-120 Р.т.упр.104-109 | |
30. р/р | Изложение повествовательного деформированного текста. | Упр.110 Р.т.упр.102, 103 | |
31. | Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи: глагол, имя числительное. Правописание имен числительных. Произношение имен числительных в соответствии с литературной нормой. | Упр.121-123 Р.т.упр.110-112 | |
32. | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Значение и употребление в речи. Классификация наречия по значению и вопросам. | Упр.124-132 Р.т.упр.113- 118 «Проверь себя» | |
2 четверть | |||
«Имя существительное» (33 часа) | |||
33. | Имя существительное как часть речи. Изменение по падежам имен существительных. Начальная форма имени существительного. | Упр.135-137 Р.т.упр119, 120 | |
34. | Признаки падежных форм имен существительных. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | Упр.138-140, рубрика «Вспомните!»с.83, .р.т.упр.121 | |
35. | Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном, винительном падежах. Соблюдение норм литературного произношения форм имен существительных. | Упр.141-144, «Говори правильно» с.84, р.т.упр.122 | |
36. р/р | Сочинение по репродукции картины художника А. А,Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | Упр.161 | |
37. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Различение имен существительных, употребленных а дательном, винительном, творительном падежах. | Упр.145-148 | |
38. | Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные. Нормы употребления в речи несклоняемых имен существительных | Упр.149-152, «Страничка для любознательных» с.88, р.т.упр.123-125 | |
39. | Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 1-го склонения. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). | Упр.153-160 Р.т.упр.127, 126 | |
40. | 2-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 2-го склонения. | Упр.162-165 Р.т.упр.128 | |
41. | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже. Словарный диктант. | Упр.166-168 Р.т.упр.129 | |
42. | 3-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 3-го склонения. Составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть». | Упр.169-172 Р.т.упр.130 | |
43. | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. | Упр.173-175 Р.т.упр.131, 132 | |
44. | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | ||
45. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о типах склонения имен существительных.Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | Упр.176-184 Р.т.упр.133-135 | |
46. р/р | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | упр.180 | |
47. | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. | Упр.185-190 Р.т.упр.136, 137 | |
48. | Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты падежных окончаний. Составление предложений по данному началу. | Упр.191-200 Р.т.упр.138-140 | |
49. | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли.Контрольное списывание. | Упр.191-200 Р.т.упр.138-140 | |
50. | Падежные окончания имен существительных в дательном падеже. Составление текста на тему «В гостях у хлебороба». | Упр.201-210 Р.т.упр.141-146 | |
51. | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.Диагностическая работа по итогам первого полугодия | Упр.211-214 Р.т.упр.147, 148 | |
52. | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. | Упр.215-218 Р.т.упр.149 | |
53. | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. | Упр.219-221, 224 Р.т.упр.150-152 | |
54. | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | Упр.222, 223, 225, 226 Р.т.упр.153 | |
55. р/р | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | Упр.247 Р.т.упр.165 | |
56. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. | Упр.227-233 Р.т.упр.154-156 | |
57. | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка. | Упр.234-241 Р.т.упр.157-160 | |
58. | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | Упр.246, «Проверь себя», задания 1, 2 с.143 Р.т.упр.164 | |
59. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | Упр.242-245 Р.т.упр.161-163 | |
60. | Склонение имен существительных во множественном числе. Морфологический разбор имени существительного как части речи. Работа с рубрикой «Проверь себя». | Упр.246-252, «Проверь себя» зад.1, 2, 3, 4 с.143 Р.т.упр.166-172 | |
61. р/р | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Упр.273, 274, «Проверь себя» зад.3 – устно, зад.4 – пис. С.143 Р.т.упр.186 | |
62. | Анализ изложений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в именительном падеже. | Упр.253-256 Р.т.упр.173, 174 | |
63. | Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка. | Упр.257-264 Р.т.упр.175-178 | |
64. | Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Составление предложений из деформированных слов с изменением форм имен существительных. | Упр.269-272 Р.т.упр.179-185 | |
3 четверть | |||
65.(1) | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!». | Упр.274, 275, «Наши проекты», с.144, «Проверь себя» с.143 Р.т.упр.187, 188 | |
«Имя прилагательное» (24 часа) | |||
66.(2) | Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных. | Упр.1-4 ч.2 Р.т.упр.1-9 Р.т.упр.6, 11-13 | |
67.(3) | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Упр.14-15 Р.т.упр.14 | |
68.(4) | Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | Упр.10-13 Р.т.упр.7-10 | |
69.(5) | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Алгоритм определения падежа имен прилагательных. | Упр.16-20 Р.т.упр.15-6, 17 | |
70.(6) | Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). | Упр.23-30 Р.т.упр.15, 18-21 | |
71.(7) | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и родительный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | Упр.31-37 Р.т.упр.22-24 | |
72.(8) | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Упр.38-41 Р.т.упр.25-27 | |
73.(9) | Выборочное изложение описательного текста. | ||
74.(10) | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | Упр.42-49 Р.т.упр.28-32 | |
75.(11) | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Упр.50-57 Р.т.упр.33-36 | |
76.(12) | Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка). Словарный диктант. | Упр.58-60 Р.т.упр.38,39 | |
77.(13) | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. Окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. | Упр.61-64 Р.т.упр.40-42 | |
78.(14) | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. | Упр.65-70 Р.т.упр.43-48 | |
79.(15) | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное». | ||
80.(16) | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». | Упр.71-79 Р.т.упр.49 | |
81.(17) | Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных. | Упр.80-83 Р.т.упр.50, 51 | |
82.(18) | Подробное изложение описательного текста. | Упр.99 Р.т.упр59. | |
83.(19) | Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | Упр.86-89 Р.т.упр.52, 53 | |
84.(20) | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи. | Упр.90-94 Р.т.упр.54, 55 | |
85.(21) | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | Упр.95-98 Р.т.упр.56-58 | |
86.(22) | Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. | ||
87.(23) | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | Упр.100-107 Р.т.упр.60-63 | |
88.(24) | Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имён прилагательных» | Р.т.упр.64 | |
89.(25) | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». | «Проверь себя» с.50 Р.т.упр.65-67 | |
«Личные местоимения» (7 часов) | |||
90.(26) | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. | Упр.108-114 Р.т.упр.68-70 | |
91.(27) | Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение. Лицо, число, род местоимений (3-е лицо единственного числа). Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. | Упр.115-121 Р.т.упр.71-74 | |
92.(28) | Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» | ||
93.(29) | Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление словосочетаний; диалога по рисункам. | Упр.122-125 Р.т.упр.75, 76 | |
94.(30) | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. | Упр.126-129 Р.т.упр.77, 78 | |
95.(31) | Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимения как части речи. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. | Упр.130-138 Р.т.упр.79-83 | |
96.(32) | Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» | ||
«Глагол» (34 часа) | |||
97.(33) | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | Упр.139-143 Р.т.упр.84-90 | |
98.(34) | Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | ||
99.(35) | Изменение глаголов по временам. | ||
100.(36) | Неопределённая форма глагола. | Упр.148-151 Р.т.упр.93, 94 | |
4 четверть | |||
101. | Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределенной формы (первое представление). | Упр.152-155 Р.т.упр.95, 96 | |
102. | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме. Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. | Упр.156-161 Р.т.упр.97-99 «Страничка для любознательных» | |
103. | Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану. | Упр.162 Р.т.упр. | |
104. | Анализ изложений и работа над ошибками. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Составление текста из деформированных предложений. | Упр.161-167 , с.78 Р.т.упр.99-102 | |
105. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных. Проверочная работа по теме «Глагол» | Упр.168-170, «Страничка для любознательных» с.84 Р.т.упр.103-105 | |
106. | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. | Упр.171-176 Р.т.упр.106, 107 | |
107. | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Проект «Пословицы и поговорки». | Упр.180-184 Р.т.упр.112-114 Упр.177, «Наши проекты» с.92 | |
108. | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | Упр.185-188 Р.т.упр.115, 116 | |
109. | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | ||
110. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | Упр.189-193 Р.т.упр.117-119 | |
111. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Упр.194-196 Р.т.упр.120, 121 | |
112. | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол». | ||
113. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени.. | Упр.197-199 Р.т.упр.122-124 | |
114. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола». | Упр.200-203 Р.т.упр.125-128 | |
115. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Словарный диктант. | Упр.204-207 Р.т.упр.129, 130 | |
116. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). | Упр.208, 209 Р.т.упр.132, 133 | |
117. | Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | Упр.210-219 Р.т.упр.134-138 | |
118. | Контрольное изложение | ||
119. | Анализ изложения и работа над ошибками. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Составление предложений из деформированных слов. | Упр.220-223, с.106 Р.т.упр.139 | |
120. | Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. Составление текста по личным наблюдениям. | Упр.224-228 Р.т.упр.140 | |
121. | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Итоговая диагностическая работа. | Упр.229-233 Р.т.упр.141-143 | |
122. | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | Упр.234-238 Р.т.упр.144, 145 | |
123. | Правописание глаголов в прошедшем времени. Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему. | Упр.239-242 Р.т.упр.146-149 | |
124. | Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» | ||
125. | Анлиз контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи.Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | Упр.243-246 Р.т.упр.150 | |
Повторение (11 часов) | |||
126. | Повторение. Язык и речь. Текст. Составление текста типа сравнительного описания. | ||
127. | Повторение.Предложение и словосочетание.Контрольное списывание. | ||
128. | Повторение.Лексическое значение слова. | ||
129. | Повторение.Состав слова. | ||
130. | Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». | ||
131. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | ||
132. | Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | ||
133. | Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. | ||
134. | Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти. | ||
135. | Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. | ||
136. | Повторение. Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи». |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), авторской программы для общеобразовательных учреждений В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Цели рабочей программы:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи реализации программы
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- Развитие коммуникативных умений;
- Развитие нравственных и эстетических чувств;
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года№ 373 «Об утверждении и введении вдействие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».
- Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...».
- Авторская рабочая программа учебного предмета В.П. Канакиной.
Выбор данной программы был обусловлен тем, что программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средстваязыка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писатьи читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В четвёртом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонение имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи – наречием.
Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.
Общая характеристика учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразиемсинтаксическихструктур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий: сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения впредставлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, уменийи навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческихпринципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию исамовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности какусловия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своимпоступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Планируемые результаты изучения курса
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатовизучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с ^елями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатовизучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватныеязыковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Для реализации данной программы используется учебник:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М: Просвещение, 2014
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4часа в неделю, 34 учебные недели).
Программой предусмотрено проведение:
Контрольные диктанты – 10
Изложение – 9
Сочинение – 8
Проекты – 4
Тесты – 5
Контрольное списывание – 2
Словарный диктант – 4
Диагностическая работа - 3
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
- Устный контрольный самоконтроль.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
- Работа в паре, в группе (взаимо- и самооценка)
- Контрольное списывание
- Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
- Срезовые работы (тесты)
Содержание учебного предмета
Курс русского языка в 4 м классе, как и в предыдущихклассах, концентрируется вокруг основных разделов русского языка: «Текст», «Предложение», «Слово».
Первый раздел учебника «Вспоминаем, повторяем, изучаем...» позволяет уточнить, систематизировать, углубить приобретенные знания о языке и речи, тексте, предложении, слове иего лексическом значении, лексических группах слов, частяхречи; совершенствовать орфографические, пунктуационные,речевые умения и навыки. Новыми для учащихся в данномразделе станут темы «Однородные члены предложения»и «Наречие», которые будут предметом изучения школьников на последующих уроках. Учителю рекомендуется систематическивключать в уроки задания типа языкового анализаи синтезапо изученным разделам русского языка.
Большое внимание в курсе русского языка 4 классауделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся с изменением по падежам имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, с изменением глаголов в настоящем времени по лицам и числам.На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударныхпадежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Развиваетсяумение анализировать слово в единстве всех его сторон:смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.Процесс обучения построен таким образом, что учащиесяполучают новые знания на основе уже изученного материала. Осознанному восприятию нового языкового материалашкольникам помогают наблюдения за языковыми понятиями и их признаками, которые сопровождаются обобщениямии выводами. Одной из форм организации такой работы является диалог ученика и автора (если это малокомплектнаяшкола), диалог учителя и ученика (в массовой школе диалогведет учитель от имени автора по вопросам и заданиям учебника). Вопросы и задания включают элементы репродуктивной и поисковой самостоятельной деятельности учащихся.
Совершенствование знаний, умений и навыков происходит в процессе выполнения разнообразных упражнений, атакже с помощью таких видов наглядности, как таблицы, схемы, алгоритмические предписания, рисунки, репродукции картин, материалы форзацев учебника. Упражнения учебника и рабочей тетради разнообразны. Задания кним можно рассматривать как учебно-познавательные задачи: лексические, фонетико-графические, грамматико-орфографические, синтаксические, стилистические. Решение таких задач, с одной стороны, потребует от учащихся умений анализировать, объяснять, рассуждать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы, с другой стороны, будет способствовать развитию абстрактного лингвистического мышления, правильному усвоению языковых понятий и их связей, совершенствованию и применению знаний в практикеязыка и речи. Задания разной степени сложности позволятэффективно осуществлять индивидуально дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем языковой подготовки.
Существенное значение придается развитию связной речиучащихся вустной и письменной формах. Материалы учебника и методического пособия дают возможность формировать речевые умения, необходимые для полноценного восприятия чужого и создания своего собственного высказывания. Формированию речевых умений, навыков культурыречи способствуют речевые задания, анализ художественноготекста образца и коллективное или самостоятельное составление собственного текста по личным наблюдениям, по заданной учителем или выбранной самим учеником теме, посюжетному рисунку или серии рисунков, репродукции картины художника. Продолжается работа со словарями учебника (при изучении любой темы).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащих
№ п/п | Тематическое планирование | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Повторение изученного в 1-3 классах | 9 | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи.Составлять текст о речи или языке.Составлять самостоятельно текст по рисунку с включением в него диалога.Выделять части текста, составлять план текста.Соблюдать нормы построения текста(последовательность, связность, соответствие теме..) |
2 | Предложение | 6 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.Соблюдать интонацию перечисления.Составлять предложения с однородными членами.Сравнивать простые и сложные предложения. |
3 | Слово в языке и речи | 17 | Анализировать высказывания о русском языке.Выявлять слова, значение которых требует уточнения.Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.Подбирать синонимы и антонимы.Оценивать уместность использования слов в предложениях.Объяснять алгоритм разбора слов.Сочинятьобъявления. |
4 | Имя существительное | 33 | Различать изученные части речи.Классифицировать слова по частям речи.Подбирать примеры изученных частей речи.Находить наречия среди данных слов.Образовывать наречия от имён прилагательных.Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Различать имена существительные.Определять признаки, присущие именам существительным.Различать падежные и смысловые (синтаксические)вопросы.Определять принадлежность имен существительных к 1,2,3 склонению.Составлять текст по репродукции.Сравнивать имена существительные разных склонений.Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания, определять способ проверки.Обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах ед. и мн. числа.Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». |
5 | Имя прилагательное | 24 | Находить имена прилагательные среди других слов.Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.Определять род, число имён прилагательных.Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в ед. числе). Различать начальную форму имени прилагательного.Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.Работать с памятками в учебнике.Сравнивать падежные окончания имен прилагательных среднего и мужского рода по таблице.Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки.Анализироватьи излагать письменно содержание описательной части текста-образца.Находить информацию о своём городе в разных источниках. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста. |
6 | Личные местоимения | 7 | Распознавать местоимения среди других частей речи.Определять наличие в тексте местоимений.Различать начальную и косвенную форму местоимений.Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.Редактировать текст. |
7 | Глагол | 29 | Различать глаголы среди других слов в тексте.Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола.Трансформировать текст, изменяя форму глагола.Образовывать временные формы глагола.Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.Определять лицо и число глаголов.Определять роль Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени (ешь-ишь).Работать с таблицами спряжений.Оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. |
8 | Повторение | 11 | |
ИТОГО | 136 часов |
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Основная литература Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Учебники Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014. Рабочие тетради и пособия Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2014. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2013. Дополнительная литература Методические пособия Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы. |
Технические средства обучения
- интерактивная доска;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике;
- электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс, автор В.П. Канакина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по и тематическое планирование по русскому языку УМК "Планета знаний
рабочая программа и тематическое планирование составлены на сонове программы УМК "Планета знаний...
рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 век"
рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 век" с учётом ФГОС....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений прим...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 4 часа в неделю, 136 часов в год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений примерной рабо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 68 часов
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 34 часа
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" Критская составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений п...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 34 часа
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 34 часа составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменени...