Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
По программе "Школа России", автор Плешаков А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс ФГОС | 359 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №13
Согласовано: Утверждено:
зам. директора по УВР директором МОУ
_________ С.В. Выборнова ___________ Н.А.Базутина
"____"___________ 2014г. "___"__________2014г.
Приказ от 30.08.14 № 104/9
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «Окружающий мир»
Класс 4 А
Учитель: Санталова Надежда Викторовна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа
Количество практических работ: 3
Количество проектных работ: 2
Количество экскурсий: 3
Планирование составлено на основе программы:
Плешаков А. А., «Окружающий мир»
«Просвещение», 2011 год
Учебник
Плешаков А. А., Окружающий мир в 2-х частях, «Просвещение», 2014 год
2014 г.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру,
68 часов, 2 часа в неделю
(34 учебные недели) Автор: А.А. Плешаков
№ п/п | План | Факт | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | ЭОР электронные образовательные ресурсы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Планируемые результаты (формируемые понятия) | Предметные результаты | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||||
1 | Раздел «Земля и человечество» (9ч) Мир глазами астронома. учебник с. 4-8; тетрадь с. 3-7. | Что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир глазами астронома» | Небесные и космические тела, астрономия, астроном, Вселенная, космос, Солнце — звезда. | Научатся классифицировать объекты, устанавливать связи между живой и неживой природой; договариваться и приходить к общему решению. | Р: понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; оценивать результаты своей работы на уроке. П: извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать с терминологическим словарём; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; знавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца». учебник с.9 -15 тетрадь с. 8-11 | Узнать подробнее о планетах Солнечной системы. | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Планеты Солнечной системы» | Естественные спутники планет; Земля; Юпитер; Меркурий. | Научатся объяснять причины смены дня и ночи и времён года. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времени года; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
3 | Звёздное небо — Великая книга Природы. учебник с. 16-21 тетрадь с. 11-13 | Как наблюдать звёздное небо? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Звёздное небо» | Созвездия Малой Медведицы, Большого Пса, Тельца, Плеяды. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. | Научатся находить пути решения поднимаемой проблемы, работать в группах, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: находить в небе и на карте звёздного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезд; работать с терминологическим словариком. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
4 | Мир глазами географа. учебник с. 22-28 тетрадь с. 14-16 | Что изучает наука география? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир глазами географа» http://www.myshared.ru/slide/307728/ | География, географ, масштаб, географические объекты, карта полушарий. | Научатся находить условные знаки на карте полушарий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. П: сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
5 | Мир глазами историка учебник с. 29-35 тетрадь с. 16-18 | Что такое история? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир глазами историка» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/mir-glazami-istorika | Исторические источники, летописи, археология, историк, архив, археолог. | Научатся обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; формулировать выводы по изученному материалу. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; целостный взгляд на мир в его органичном единстве; осознавать свою этническую и национальную принадлежность. | ||
6 | Когда и где? учебник с. 36-40 тетрадь с. 19-20 | Как следует читать историческую карту? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Исторические события» http://www.myshared.ru/slide/672689/ | Лента времени; век, столетие, тысячелетие, летосчисление, нашей эры, до нашей эры, историческая карта. | Научатся определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшие ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчисления. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшие ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчисления; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органическом единстве. | ||
7 | Мир глазами эколога учебник с. 41- 47 тетрадь с. 21-22 | Отчего возникают экологические проблемы? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир глазами эколога» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-mir-glazami-ekologa | Экологические проблемы, Гринпис, международные организации, Всемирный фонд дикой природы, экологический календарь. | Научатся рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. П: характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем, готовить сообщения; рассказывать о мире с точки зрения эколога; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества учебник с. 48-56 тетрадь с. 23-25 | Что такое Всемирное наследие и международная Красная книга? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Сокровища Земли под охраной человечества» | Всемирное наследие, природное наследие, культурное наследие, Красная книга МСОП. | Научатся различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества учебник с. 48-56 тетрадь с. 26-28 | Каковы причины появления Списка Всемирного наследия? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Сокровища Земли под охраной человечества» | Всемирное наследие, природное наследие, культурное наследие, Красная книга МСОП. | Научатся различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | ||
10 | Раздел «Природа России» (10ч) Равнины и горы России учебник с. 60-65 тетрадь с. 29-33 | Основные формы земной поверхности. | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Равнины и горы России» | Равнина, холмы, плоскогорье, горы, | Научатся находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты , рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. П: находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; формулировать выводы по изученному материалу. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | ||
11 | Моря, озёра и реки России. учебник с. 66-70 тетрадь с. 33-35 | Какие моря омывают берега России? Какие озёра и реки нашей страны самые крупные? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Моря, озёра и реки России» | Моря, озёра, реки; Дальневосточный морской заповедник. | Научатся различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озёра; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; формулировать выводы по изученному материалу. К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию; обмениваться мнениями, вступать в диалог, понимать позицию партнёра по диалогу; находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять личную. ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных норма | ||
12 | Природные зоны России учебник с. 71-75 тетрадь с. 36-38 | Почему происходит смена природных зон в нашей стране? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Природные зоны России» | Природные зоны. | Научатся определять по карте природные зоны России; высказывать предположения о причинах их смены; устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: осуществлять физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещённостью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; находить на карте природных зон зоны высотной поясности. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | ||
13 | Зона арктических пустынь учебник с. 76-83 тетрадь с. 39-42 | Почему северные районы нашей страны получают от Солнца очень мало тепла? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Зона арктических пустынь» | Арктическая пустыня, ледяная зона, полярное сияние, заповедник, Арктика. | Научатся находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещённости поверхности Земли солнечными лучами; устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённостью солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособленные флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
14 | Тундра учебник с.84-94 тетрадь с. 42-46 | Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Тундра» http://www.myshared.ru/slide/111994/ | Холодная безлесная равнина. Морошка, карликовая берёза, полярная ива, ягель, лемминг, кречет. | Научатся сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, описывать тундру по фотографиям, рассказывать о ней по карте. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: находить на карте природных зон зону тундры; работать со схемой освещённости поверхности Земли солнечными лучами; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещённостью её поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; выявлять экологические связи в зоне тундры. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
15 | Леса России учебник с. 95-102 тетрадь с. 46-50 | Какие бывают леса? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Леса России»
http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/lesa-rossii2.html | Тайга, кедровая сосна, кедровка, бурундук, летяга; смешанные и широколиственные леса; лесная зона. | Научатся находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги, определять с помощью атласа-определителя растения лесов. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещённостью, количеством осадков и строением почвы; выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; сопоставлять природу тундры и лесных зон; формулировать выводы по изученному материалу. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
16 | Лес и человек учебник с. 103-109 тетрадь с. 50-52 | Какие правила поведения нужно выполнять, чтобы не причинять вреда лесу? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Лес и человек» | «Лёгкие» нашей планеты, экологические проблемы. Заповедник. | Научатся работать в паре с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: с помощью схема и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу, готовить сообщения; обсуждать экологические проблемы; формулировать выводы по изученному материалу. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности. | ||
17 | Зона степей учебник с. 110-117 тетрадь с. 53-56 | Чем степь отличается от леса? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Зона степей» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/zona-stepei-0 | Пыльные бури, суховеи, чернозём, заповедники. | Научатся находить и показывать по карте природных зон зону степей, устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; обсуждать экологические проекты. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. П: находить на карте природных зон зону степей; устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещённостью, количеством осадков и характером почвы; характеризовать зону степей по плану; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | ||
18 | Пустыни учебник с. 118-125 тетрадь с.57-60 | Чем пустыни отличаются от степей? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Пустыни» | Верблюжья колючка, джузгун, колосняк, корсак, песчанки. | Научатся находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. П: находить на карте природных зон полупустыни; устанавливать взаимосвязь освещённости, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; характеризовать животный мир зоны пустынь, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; формулировать выводы по изученному материалу. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
19 | У чёрного моря учебник с. 126-134 тетрадь с. 60-64 | Как правильно вести себя у моря? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «У чёрного моря» | Субтропическая зона, субтропики, магнолия, инжир, Черноморское побережье Кавказа. | Научатся находить и показывать на карте зону субтропиков, ; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; работать в паре; моделировать цепи питания. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: находить на карте природных зон зону субтропиков; устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещённостью, количеством осадков и плодородием почвы; характеризовать зону субтропиков по плану; формулировать выводы по изученному материалу. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
20 | Раздел «Родной край — часть большой страны» (15ч) Наш край. учебник с. 136-138 тетрадь с. 65-66 | Что вы называете родным краем? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Научатся работать в паре; находить на политико-административной карте России свой регион; характеризовать родной край по предложенному плану. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. П: сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и главный город на карте; характеризовать рельеф поверхности своего края; определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; обобщать полученную информацию, готовить сообщение. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |||
21 | Поверхность нашего края учебник с. 139-144 тетрадь с. 67 | Надо ли охранять поверхность? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Поверхность нашего края» | Овраг, балка, холм, горный хребет. | Научатся описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: находить на карте региона крупные овраги и балки; интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом, о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждать меры по охране поверхности своего края; моделировать знакомый участок поверхности своего края. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ||
22 | Водные богатства нашего края учебник с. 145-148 тетрадь с. 68-70 | Какие моря, озёра, реки есть в России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Водные богатства нашего края» | Научатся работать в группе, составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по определённому плану; моделировать значение водных богатств в жизни людей. | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. П: рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов (рек, озёр, морей, прудов) своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану; моделировать знакомый водный объект; формулировать выводы по изученному материалу. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||
23 | Наши подземные богатства Практическая работа № 2 «Определение полезного ископаемого. Его свойства и применение» учебник с. 149-159 тетрадь с. 71-73 | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Наши подземные богатства» | Нефть, природный газ, торф, уголь, железная руда, гранит, известняк, песок и глина. | Научатся определять, изучать, сравнивать изученные полезные ископаемые; находить информацию о применении; находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем; работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Формирование основ экологического сознания. | |||
24 | Земля — кормилица учебник с. 160-163 тетрадь с. 74-75 | Какие из почв наиболее плодородные? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Земля - кормилица» | Тундровые, подзолистые, серые лесные, чернозёмные, болотные, луговые. | Научатся различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; моделировать тип почв своего региона; формулировать выводы по изученному материалу. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных заданий; иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности. | ||
25 | Жизнь леса учебник с. 164-169 тетрадь с. 76-77 | Какие лесные зоны есть в России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Жизнь леса»
| Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. | Научатся определять с помощью атласа-определителя растения смешанного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Формирование основ экологического сознания. | ||
26 | Жизнь луга учебник с. 170-177 тетрадь с. 78-81 | Чем луг отличается от леса? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Жизнь луга» | Сообщество луга, Красная книга, размножаться, расселяться, правила друзей природы. | Научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; определять животных луга на иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; формулировать выводы по изученному материалу. К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию; обмениваться мнениями, вступать в диалог, понимать позицию партнёра по диалогу; находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
27 | Жизнь в пресных водоёмах учебник с. 178-186 тетрадь с. 82-85 | Какие растения и животные встречаются в воде и у воды? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Жизнь в пресных водоёмах» | Рогоз, камыш, стрелолист, кубышки, ряска, водомерки, двустворчатые моллюски, ондатра прудовик, катушка. | Научатся моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; выявлять экологические связи в пресном водоёме. | Р: уметь ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, реализовывать цели и задачи учебной деятельности; осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Сориентированы на целостное восприятие мира; принимают социальную роль обучающихся. | ||
28 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Экскурсия в лес. | Что такое лес? | Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. | Научатся наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления; уметь самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||
29 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Экскурсия на луг. | Что такое луг? | Сообщество луга, Красная книга, размножаться, расселяться, правила друзей природы. | Научатся наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления; уметь самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||
30 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Экскурсия к водоёму. | Какие растения и животные встречаются в воде и у воды? | Рогоз, камыш, стрелолист, кубышки, ряска, водомерки, двустворчатые моллюски, ондатра прудовик, катушка. | Научатся наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления; уметь самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | |||
31 | Растениеводство в нашем крае Практическая работа №3 «Определение названия полевых культур» учебник с. 187-194 тетрадь с. 86-88 | Какие культурные растения выращивают в нашем крае? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Растениеводство» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/rastenievodstvo-v-nashem-krae-4-klass | Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. | Научатся выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; готовить сообщения, представлять их классу. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зёрна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; формулировать выводы по изученному материалу. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять познавательный интерес к предмету. | ||
32 | Животноводство в нашем крае учебник с. 126-129 тетрадь с. 89-91 | Каких домашних животных разводят в нашем крае? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Животноводство» | Крупный и мелкий рогатый скот, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыболовство, пчеловодство. | Научатся выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона). | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять познавательный интерес к предмету. | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Оцени результаты своей деятельности. | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Научатся выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: намечать план работы; выполнять проверочные работы различных видов; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. К:слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||
34 | Презентация проектов (по выбору) | Подготовить и провести презентацию. Оцени результаты своей деятельности. | Детские презентация | Научатся извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; готовить иллюстрации для презентации проекта(фотографии, слайды, рисунки). | Р: выбирать тему проекта; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. П: намечать план работы; отбирать информацию в избранных для проекта книгах; составлять текст доклада; готовить оформление доклада (слайды); презентовать доклад в классе. К: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять познавательный интерес к предмету. | |||
35 | Раздел «Страницы Всемирной истории» (5ч) Начало истории человечества. учебник с. 3-4 тетрадь с. 78-79 | На какие эпохи учёные делят историю человечества? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Начало истории человечества» | Первобытные люди, эпохи. | Научатся определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П:осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющих и дополняющих представление о значении питания для человека; уметь самостоятельно формулировать творческую проблем, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять познавательный интерес к предмету. | ||
36 | Мир древности: далёкий и близкий учебник с. 8-14 тетрадь с. 5-6 | Какой счёт лет был у древних египтян и у древних римлян? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мир древности: далёкий и близкий» | Древний мир, иероглифы, пирамиды. | Научатся определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств. | Р: понимать учебную задачу уроку и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков учебник с. 15-21 тетрадь с. 7-8 | Когда появились иудаизм, христианство, буддизм и ислам? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Средние века» http://festival.1september.ru/articles/623102/
| Средние века иудаизм, христианство, ислам, буддизм, рыцарь. | Научатся сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. | Р: уметь ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, реализовывать цели и задачи учебной деятельности; осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; развивать воображение, реконструируя быт и царские турниры Средневековья. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Сориентированы на целостное восприятие мира; принимают социальную роль обучающихся. | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки учебник с. 22-27 тетрадь с. 9-10 | Что оставило нам новое время? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Новое время: встреча Европы и Америки» | Географические открытия, железные дороги, пароходы, телеграф. | Научатся определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её длительность Древнего мира и Средневековья; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. П: определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; формулировать выводы по изученному материалу. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Формирование основ экологического сознания. | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня учебник с. 28-32 тетрадь с. 11-12 | В каком веке мы живём? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Новейшее время» | Новейшее время, международная организация. | Научатся находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; формулировать выводы по изученному материалу. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Проявлять познавательный интерес к изучению предмета. | ||
40 | Раздел «Страницы истории России» (20 ч) Жизнь древних славян учебник с. 34-39 тетрадь с. 13-14 | Каким образом была связана с природой жизнь древних славян? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Жизнь древних славян» | Восточные славяне, русские, украинцы, белорусы; союзы племён. | Научатся анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; моделировать древнеславянское жилище; формулировать выводы по изученному материалу. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
41 | Во времена Древней Руси учебник с. 40-45 тетрадь с. 15-17 | Когда и где возникла древняя Русь? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Во времена Древней Руси» http://www.myshared.ru/slide/460812/
| Великий князь, бояре, дружинники, Крещение. | Научатся делать сообщения в устной форме, работать в группе, использовать знания по теме в новых условиях, аргументированно отвечать, делать выводы. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя. П: прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; обсуждать причину введения на Руси христианства и значении Крещения; формулировать выводы по изученному материалу. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
42 | Страна городов учебник с. 46-53 тетрадь с. 17-18 | Как появились на Руси города? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Страна городов» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/strana-gorodov0.html | Кремль, посадники, вече, золотые ворота, Крепостные стены , каменные дворцы, церкви. | Научатся анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде; готовить сообщения, презентовать их на уроке. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси учебник с. 55-58 тетрадь с. 19 | Что такое летопись? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Из книжной сокровищницы Древней Руси» | Кирилл и Мефодий, кириллица, рукописные книги, Повесть временных лет. | Научатся обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; выявлять роль летописей для изучения истории России. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; одноклассниками. П: обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. учебник с. 59-64 тетрадь с. 20-22 | Как Русь отстаивала свою независимость? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Трудные времена на Русской земле» | Дань, хан, Золотая Орда. | Научатся описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
45 | Русь расправляет крылья учебник с. 65-69 тетрадь с. 22-23 | Какими ремёслами славилась Древняя Русь? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Русь расправляет крылья» | Троицкий монастырь. | Научатся прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективный способ достижения результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления; уметь самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: уметь участвовать в коллективном обсуждении, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы; проявлять инициативу. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
46 | Куликовская битва учебник с. 70-74 тетрадь с. 24-26 | Какую роль сыграла Куликовская битва в истории России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Куликовская битва» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/kulikovskaja-bitva8.html | Троицкий монастырь, князь Дмитрий Иванович. | Научатся рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П:прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; моделировать ход Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
47 | Иван Третий. учебник с. 75-81 тетрадь с. 26-28 | Как выглядела Москва при Иване Калите? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Иван Третий» | Боярская дума, Герб России. Московский Кремль. | Научатся обсуждать значение освобождения от монгольского ига; рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить осознанное речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий представления о исторических событиях. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать личную ответственность за будущий результат. | ||
48 | Мастера печатных дел учебник с. 82-86 тетрадь с. 28-30 | Какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мастера печатных дел» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/mastera-pechatnyh-del | Книгопечатание, первопечатники. | Научатся сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. | Р: уметь ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, реализовывать цели и задачи учебной деятельности; осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать от первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Сориентированы на целостное восприятие мира; принимают социальную роль обучающихся. | ||
49 | Патриоты России учебник с. 87-91 тетрадь с. 30-31 | Кого мы называем патриотом? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Патриоты России» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/patrioty-rossii0.html# | Народное ополчение, патриот, патриотизм. | Научатся обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. | Р: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; использовать общие приёмы решения задач: по исследованию значения организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. К: формулировать свои затруднения, свою собственную позицию; обмениваться мнениями, вступать в диалог, понимать позицию партнёра по диалогу; находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
50 | Пётр Великий учебник с. 94-100 тетрадь с. 31-35 | Какие главные перемены произошли в России при Петре? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Пётр Великий» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-12 | Царь-преобразователь, реформы, Пётр Первый, град Петра. | Научатся рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке. П: осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о реформах Петра I. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов учебник с. 101-104 тетрадь с. 36-37 | Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Михаил Васильевич Ломоносов» http://www.myshared.ru/slide/400041/ | Физика, химия, геология, астрономия, география, история, история, поэзия, художник. | Научатся отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для формулирования вывода. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
52 | Екатерина Великая учебник с. 105-111 тетрадь с. 37-39 | Когда Россия стала империей? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Екатерина Великая» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/ekaterina-velikaja2.html | Медный всадник, Зимний дворец, Сенатская площадь, Петергоф, Царское село, Стрельня, Ораниенбаум. | Научатся описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоёв российского общества. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий знания о Петербурге; строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о положение разных слоёв российского общества. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа. | ||
53 | Отечественная война 1812 года учебник с. 112-119 тетрадь с. 39-42 | Почему война 1812 года называется Отечественной и в чём значение этого события в истории России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Отечественная война 1812 года» | Наполеон Бонапарт, Суворов, Ушаков, Кутузов, Давыдов, Бородинская битва, храм Христа Спасителя. | Научатся отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмам поиска средств её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
54 | Страницы истории XIX века учебник с. 122-126 тетрадь с. 42-45 | Какие технические новшества вошли в жизнь людей? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Страницы истории XIX века» | Декабристы, манифест, мануфактуры, крепостное право, железная дорога. | Научатся работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя. П: делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции; осуществлять поиск информации из разных источников; формулировать выводы по изученному материалу. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
55 | Россия вступает в XX век учебник с. 127-133 тетрадь с. 46-47 | Какие важные события произошли в начале XX столетия? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Россия вступает в XX век» | Политические партии, революция, Гражданская война. | Научатся отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции; составлять план рассказа о событиях начала XX века. | Р: уметь ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, реализовывать цели и задачи учебной деятельности; осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. К: уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Проявлять внимание, желание больше узнать. | ||
56 | Страницы истории 1920 — 1930 -х годов учебник с.136-139 тетрадь с. 48-49 | Почему новую власть стали называть советской? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Страницы истории 1920-1930-х годов» | Союз Советских Социалистических Республик, неграмотность, союзные республики, метро, коллективные хозяйства. | Научатся осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале. П: уметь формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем; осознанно и произвольно высказываться. К: обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнёра по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | Проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
57 | Великая война и великая Победа учебник с. 140-146 тетрадь с. 50-51 | Почему войну называют Великой Отечественной? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Великая война и великая Победа» | Великая Отечественная война, фронтовики, партизаны, труженики тыла | Научатся обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий знания; строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории. | ||
58 | Великая война и великая Победа учебник с. 140-146 тетрадь с. 50-51 | Почему войну называют Великой Отечественной? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Великая война и великая Победа» | Великая Отечественная война, фронтовики, партизаны, труженики тыла | Научатся обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. | Р: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющий знания; строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. К: уметь строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительное отношение к истории. | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос учебник с. 147-152 тетрадь с. 52-54 | Какова роль России в мировой истории? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Страна, открывшая путь в космос» | Спутник, космос, космический корабль, орбита, электростанция. | Научатся интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; извлекать материал из дополнительной литературы. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить осознанное речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. | ||
60 | Раздел «Современная Россия» (11 ч) Основной закон России и права человека учебник с. 156-163 тетрадь с. 55-60 | Как законы страны защищают наши права? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Основной закон России и права человека» http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/sovremennaja-rossija-osnovnojj-zakon-i-prava-cheloveka.html | Федерация, конституция, декларация, конвенция. | Научатся анализировать закреплённые в Конституции права ребёнка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; принимать учебную задачу; уметь контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради. П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить осознанное речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. К: уметь слушать учителя и одноклассников, понимать высказывания; задавать вопросы с целью уточнения информации, самостоятельно делать выводы. | Имеют мотивацию к учебной деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. | ||
61 | Мы — граждане России учебник с. 164-167 тетрадь с. 60-62 | Что значит быть гражданином? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Мы — граждане России» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/my-grazhdane-rossii | Президент, Федеральное собрание, Правительство России. | Научатся различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. | Р: формулировать и удерживать учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. П: делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции; осуществлять поиск информации из разных источников. К: строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, принимать участие в коллективных работах, договариваться с партнерами и приходить к общему решению, контролировать свои действия; формулировать ответы на вопросы. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
62 | Славные символы России учебник с. 168-174 тетрадь с. 62-64 | Какова история государственных символов России? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Славные символы России» | Герб, гимн, флаг. | Научатся работать в группах, парах, узнают новую информацию из учебника и других источников, выполнять задания из тетради, рассуждать, слушать друг друга. | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. П: осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, энциклопедий), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о символах России. К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Проявлять уважительное отношение к истории народа. | ||
63 | Такие разные праздники учебник с. 175-179 тетрадь с. 64-65 | А что такое праздник? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова Презентация «Такие разные праздники» | День России, День народного единства, День Конституции, День победы, День защитников Отечества, Новый год … | Научатся различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. | Р: осознание и выделение того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи; формулировать и удерживать учебную задачу. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; использовать общие приёмы решения задач. К: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Проявлять уважительное отношение к истории народа. | ||
64 | Путешествие по России (Дальний Восток, Сибирь и Урал) учебник с. 180-188 тетрадь с. 66-67 | Какие обычаи и традиции народов России следует знать? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Дальний Восток, Сибирь, Урал, северная европейская часть России, центральная европейская часть России, юг России. | Научатся рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России; совершенствовать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмам поиска средств её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных заданий; иметь мотивацию к учебной деятельности. | ||
65 | Путешествие по России (Север европейской части) учебник с. 189-193 тетрадь с. 66-67 | Какие обычаи и традиции народов России следует знать? | Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | Дальний Восток, Сибирь, Урал, северная европейская часть России, центральная европейская часть России, юг России. | Научатся рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России; совершенствовать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмам поиска средств её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных заданий; иметь мотивацию к учебной деятельности. | ||
66 | Путешествие по России (Золотое кольцо России, по Волге) учебник с. 193-200 тетрадь с. 66-67 | Какие обычаи и традиции народов России следует знать? | Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова | Дальний Восток, Сибирь, Урал, северная европейская часть России, центральная европейская часть России, юг России. | Научатся рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России; совершенствовать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России. | Р: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмам поиска средств её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. К: умение обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | Сориентированы на эстетическое восприятие выполненных заданий; иметь мотивацию к учебной деятельности. | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. учебник с. 216-219 | Оценить полученные знания. | Научатся делать сообщения в устной форме, работать в группах, использовать знания по теме в новых условиях. | Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. П: осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о городах и странах . К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ||||
68 | Презентация проектов (по выбору) | Защита проектов. | Детские презентации. | Научатся делать сообщения в устной форме, работать в группе, использовать знания по теме в новых условиях, аргументированно отвечать, делать выводы. | Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для формулирования вывода. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Промежуточная аттестация по предмету «Окружающий мир»
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Форма аттестации |
20 | I триместр | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | Итоговый тест |
40 | II триместр | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории» | Итоговый тест |
67 | III триместр (год) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия» | Итоговый тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...