Разработка урока окружающего мира по теме "Осенняя пора в жизни людей". УМК "Гармония", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Жданова Валентина Николаевна

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" по теме "Осенняя пора в жизни людей". В интегрированный курс включены исторические сведения о сезонных занятиях и обычаях наших предков и их изменениях с течением времени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Осенняя пора в жизни людей»

Тип урока: изучения нового материала

Цели урока: подвести учащихся к тому. что в природе все время происходят разнообразные изменения

Задачи урока:

Образовательные:

- систематизировать знания об изменениях в живой и неживой природе;

- сформировать представления об осенних работах лютей сегодня и в старину.

Развивающие:

- продолжить развитие умения работать с таблицами и схемами;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду

Оборудование:

-  карточки для индивидуальной работы;

- костюм осени;

- дары осени (овощи, фрукты)

Этапы урока:

I. Сообщение темы и цели урока

II .Осенние изменения в природе

III. Труд людей осенью

IV. Осень в жизни наших предков

V. Выставка «Урожай»

Литература:

А.И.Лазарев. Уральские посиделки. Южно-уральское книжное издательство. Челябинск, 1977

Учебник .О.Т.Поглазова «Окружающий мир», 3 класс

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ой, ребята, тише, тише

                Что-то странное я слышу.

                 Гость какой-то к нам спешит

                 И как будто бы шуршит. 

- Кто же это может быть? Давайте отгадаем.

(Входит Осень в костюме, поет песню)

Загадка: Несу я урожаи

               Поля вновь засеваю,

               Птиц к югу отправляю

               Деревья раздеваю,

               И не касаюсь сосен и елочек

               Я … (осень)

Я бываю разная – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но я рада, что вы любите меня за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки. Спасибо Вам за это! Низкий поклон!

- Вот она царица-осень! Давайте поприветствуем нашу гостью. Осень пришла к нам не случайно. Как думаете, почему?

I. Сообщение темы и цели урока

Постановка целей урока совместно с учащимися.

II. Наблюдения за изменениями в природе по месяцам

- Осень пришла к нам не одна, а со своими братьями-месяцами. Давайте поближе познакомимся с ними.

(месяцы рассказывают о себе)

Сентябрь – месяц ранней осени, чародей цвета, а еще его называют хмурень, руен,ревун

Хмурень – назвали за угасание солнца, частое ненастье и похолодание.

Руен – за желтый цвет.

Ревун – за ветреную погоду.

Октябрь- макушка осени, листопадник, а еще его называют грязник, хлебник,  листобой.

- Объясните, почему его так называют?

Ноябрь – месяц поздней осени, месяц зимних гостей, заморозков, первых снегопадов.

В народе его называют листогной, полузимник, ледовый кузнец. Почему?

- Какое слово образуют первые буквы каждого месяца? (сон)

- Как думаете, почему? (высказывания детей)

Подведение итога об осенних изменениях

На столах листочки со стихами. Найдите среди них описание ранней осени, макушки осени, поздней осени. Подчеркните, по каким признакам догадались об этом?

1. В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам

Добрая волшебница все переиначила:

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

2. Льет дождь, холодный, точно лед

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

3. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

Выставка рисунков об осени:  

Найти на рисунках раннюю осень, макушку осени, позднюю осень.

(Несколько детей выполняют индивидуальное задание по карточкам)

- Почему в природе происходят изменения?

(Изменяется положение солнца на небе. В результате меняется количество тепла и света, которое получает земная поверхность. Наступает похолодание. На почве бывают заморозки. Выпадают осадки в виде дождя и мокрого снега. На водоемах появляется лед. Увядают травы. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые края. Некоторые животные впадают в спячку.)

Рассмотреть схему.

Подвести итог об осенних изменениях в природе.

III. Динамическая пауза

Похолодало на улице. Дождь идет. Дует ветер.

- Вы не забыли, как дождь стучит по крышам. Ну-ка, девочки, покажите: кап, кап,кап.

- А помните, как воет ветер в ноябре? Мальчики: у-у-у.

- А теперь вместе: идет дождь, дует ветер.

IV. Работа над новым материалом

- Пословица гласит «Осень припасиха, а зима прибериха». Почему так говорят?

- Рассказать, какие заботы есть у людей осенью, как готовятся к зиме дома, как дети помогают родителям.

Загадка:

И ветер меня обдувает

И ливень порой поливает,

И норку во мне прорывает

Проворная мышь полевая

И солнце все крепче и крепче

Меня обнимает и шепчет: 

- Готовься к страде-урожаю.

-Как ласково называют землю в народе? (кормилицей) Почему?

V. Работа по учебнику

(«Чем заняты люди осенью», с.52)

Беседа по содержанию.

- Какие факторы влияют на выращивание урожая? (погодные условия и заботливые руки земледельца)

- Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето».

- А всем ли поровну достанутся подарки осени? (Рассуждения детей)

Найти в тексте главную мысль: «Кто земле кланяется, того она и кормит». Осень щедра только к трудолюбивым.

VI. Осень в жизни наших предков

- Давайте подумаем, какой была осень в жизни наших предков.

Работа с текстом по учебнику («Какой была осень в жизни наших предков», с.55)

Толкование незнакомых слов:

страда – летние работы земледельца; 

жатва – сбор с нивы хлебов;

жито – всякий зерновой немолотый хлеб;

цеп – ручное орудие для молотьбы.

- Что нового и интересного узнали о жизни наших предков?

Дополнительный материал об одном старинном

 обычае – праздновании «капустки».

Капусту солили всей деревне. Собирались все вместе. Женщины весело с прибаутками да шутками рубили, солили и складывали в бочку капусту. Мужчины опускали бочки в погреб. После окончания работ начиналось застолье, песни, пляски. Обязательно ели в этот день густую пшеничную кашу, чтобы следующий урожай был богатым.

Рассказать, как праздновали окончание осенних работ.

VII. Самостоятельная работа в тетради.

Нарисовать, какими орудиями труда пользовались

наши предки.

VIII. Выставка «Урожай»

Выставку организовывают дети. На ней представлено то, что выращивают в родном краю.

Посмотрите! Сколько даров приготовила нам осень! А сколько листьев надул нам ветер!

Давайте соберем их.

На листочках поговорки, приметы осени:

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

Много желудей на дубу – к лютой зиме.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Отлет журавлей сигналит, что кончилось лето, наступила осень.

Перелетные птицы летят высоко – будет много снега.

Большие муравейники летом – к ранней холодной зиме.

Перед суровой зимой перелетные птицы улетают рано.

Рано с осени начнут линять куры – зима будет ранняя.

В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.

Холоден сентябрь, да сыт.

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

Октябрьский гром – зима бесснежная.

IX. Подведение итога

Под музыку Чайковского учитель читает:

Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – не видная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовем поздней осенью. Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнаженного леса свободу. Ни что не мешает взгляду – нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали. Природа здесь сосредоточена сама на себе. Кажется, что она глубоко задумалась. Скоро придет зима и будет радовать нас новыми красками.

X. Рефлексия

Мне было интересно …

Мне понравилось …

Мне было трудно …

Узнал новое …

Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования Ясненский район, Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония

В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...

Урок окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни" в 3 классе

Тип урока: закрепление изученного материала. Задачи:1. Показать ценность здоровья.2. Формировать представление о здоровом образе жизни и стремление ему соответствовать.3. Способствовать формированию у...

Разработка урока окружающего мира «Планеты Солнечной системы. Луна - спутник Земли» 4 класс

Материал урока окружающего мира предназначен учителям начальных классов, работающих по УМК "Школа России"...