Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Липецка Рабочая программа по окружающему миру для 1 В класса Учитель Яковлева Л. Ю.
2013-2014 учебный год |
1 Пояснительная записка
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Программа адресована учащимся первых классов общеобразовательных школ.
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
Нормативно-правовые документы , на основании которых разработана рабочая программа :
- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года №373 « Об утверждении введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года».
- Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10..».
- Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской учебной программы А.А. Плешакова « Окружающий мир », 2011г.
2 Общая характеристика курса
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Программа адресована учащимся первых классов общеобразовательных школ.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки ;
- технология продуктивного чтения;
- технология форматирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-комуникационные технологии;
- проектная технология;
- технология личностно-ориентированного обучения и др.
Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-сказка, урок- путешествие и д. р.)
Контроль за усвоением знаний
- Текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, практические работы, контрольные и проверочные работы, практические работы, защита проектов и т.д.);
- промежуточная аттестация (контрольная работа)
Контроль за планируемыми результатами осуществляется через качественную оценку.
3 Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на—66 ч (33 учебные недели).
4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5 Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета , курса.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
· Проговаривать последовательность действий на уроке.
· Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
· Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
· называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
· объяснять, как люди помогают друг другу жить;
· называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
· называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
· оценивать правильность поведения людей в природе;
· оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
- название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
6 Содержание курса Окружающий мир
Характеристика основных содержательных линий
Определяющие принципы построения содержания:
Поступательность – обеспечение постепенности, последовательности и перспективности обучения, создание возможности успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в средней школе;
Тематичность – построение программы по темам, объединяющим содержание из разных областей (человек, природа, общество);
Природосообразность – отбор доступного , наиболее актуального содержания знаний, учёт меры его трудности, возможность для каждого ученика удовлетворить свои познавательные интересы;
Краеведческий- учёт особенностей протекания природных явлений в данной местности, знакомство с достопримечательностями (природными, социальными) родного края;
Экологический – формирование у младшего школьника элементарных умений предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде, развивать культуру отношения к своему здоровью, образу жизни
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» 1 класс : «Ты – первоклассник», «Родная природа», «Мы и вещи», «Ты и здоровье», «Твои друзья- взрослые и дети» представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Каждая содержательная линия предусматривает проведение проектно-исследовательских работ. Проектно-исследовательские работы включают в себя:
- Наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (результаты наблюдений, опыты, работа с определённой информацией)
- Устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов;
- Анализ результатов сравнения и другие.
В блоке «Человек и природа» обучающие получают природоведческие и экологические представления, географические представления.
7 .Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся .
Особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
7. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Календарные сроки | Приме чание | ||
по плану | факти чески | по плану | факти чески | |||
1 | Вводный урок. Задавайте вопросы! | 1 | 1 | 4.09 | 4.09 | |
2 | Экскурсия «Что такое наша школа?» | 1 | 1 | 6.09 | 6.09 | |
3 | Экскурсия «Что такое наша школа?» Урок – игра . | 1 | 1 | 11.09 | 11.09 | |
4 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | 1 | 1 | 13.09 | 13.09 | |
Что и кто? (19ч) | ||||||
5 | Что такое Родина? Урок- путешествие. | 1 | 1 | 18.09 | 18.09 | |
6 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | 1 | 1 | 20.09 | 20.09 | |
7 | Проект «Моя малая Родина» Коллективная работа. | 1 | 1 | 25.09 | 25.09 | |
8 | Что у нас над головой? | 1 | 1 | 27.09 | 27.09 | |
9 | Что у нас под ногами? Урок-игра. | 1 | 1 | 02.10 | 02.10 | |
10 | Что общего у разных растений?Урок-игра | 1 | 1 | 04.10 | 04.10 | |
11 | Что растёт на подоконнике? | 1 | 1 | 09.10 | 09.10 | |
12 | Что растёт на клумбе?Урок-игра | 1 | 1 | 11.10 | 11.10 | |
13 | Что это за листья? Урок-игра. | 1 | 1 | 16.10 | 16.10 | |
14 | Что такое хвоинки? | 1 | 1 | 18.10 | 18.10 | |
15 | Кто такие насекомые? Урок-путешествие | 1 | 1 | 23.10 | 23.10 | |
16 | Кто такие рыбы? Урок- путешествие. | 1 | 1 | 25.10 | 25.10 | |
17 | Кто такие птицы? Урок-путешествие. | 1 | 1 | 30.10 | 30.10 | |
18 | Кто такие звери? | 1 | ||||
19 | Что окружает нас дома? | 1 | ||||
20 | Что умеет компьютер? | 1 | ||||
21 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | ||||
22 | На что похожа наша планета? | 1 | ||||
23 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентации проекта «Моя малая Родина» | 1 | ||||
Как, откуда и куда? (12 ч) | ||||||
24 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | ||||
25 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | ||||
26 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | ||||
27 | Как путешествует письмо? | 1 | ||||
28 | Куда текут реки? | 1 | ||||
29 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | ||||
30 | Как живут растения? | 1 | ||||
31 | Как живут животные? | 1 | ||||
32 | Как зимой помочь птицам? | 1 | ||||
33 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | ||||
34 | Откуда в снежках грязь? | 1 | ||||
35 | Проверим себя и оценим по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» | 1 | ||||
Где и когда? (10 ч) | ||||||
36 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | ||||
37 | Когда придет суббота? | 1 | ||||
38 | Когда наступит лето? | 1 | ||||
39 | Где живут белые медведи? | 1 | ||||
40 | Где живут слоны? | 1 | ||||
41 | Где живут птицы? | 1 | ||||
42 | Когда появилась одежда? | 1 | ||||
43 | Когда изобрели велосипед? | 1 | ||||
44 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | ||||
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | ||||
Почему и зачем? (20ч) | ||||||
46 | Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? | 1 | ||||
47 | Почему Луна бывает разной? | 1 | ||||
48 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | ||||
49 | Почему звенит звонок? | 1 | ||||
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | ||||
51 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | ||||
52 | Проект «Мои домашние животные» | 1 | ||||
53 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | ||||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | ||||
55 | Почему нужно есть много фруктов? | 1 | ||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | ||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | ||||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | ||||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | ||||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | ||||
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | ||||
62 | Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||||
63 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | ||||
64 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | ||||
65 | Промежуточная аттестация (защита проекта ) | |||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». | 1 |
8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
2. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011
3. Плешаков А.А, Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2013
4. Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011)
5.Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
6. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
7. Интерактивная доска, ЭОР
8. Компьютер
9. Магнитофон
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Календарные сроки | Приме чание | ||
по плану | факти чески | по плану | факти чески | |||
1 | Вводный урок. Задавайте вопросы! | 1 | 1 | 4.09 | 4.09 | |
2 | Экскурсия «Что такое наша школа?» | 1 | 1 | 6.09 | 6.09 | |
3 | Экскурсия «Что такое наша школа?» Урок – игра . | 1 | 1 | 11.09 | 11.09 | |
4 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | 1 | 1 | 13.09 | 13.09 | |
Что и кто? (19ч) | ||||||
5 | Что такое Родина? Урок- путешествие. | 1 | 1 | 18.09 | 18.09 | |
6 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | 1 | 1 | 20.09 | 20.09 | |
7 | Проект «Моя малая Родина» Коллективная работа. | 1 | 1 | 25.09 | 25.09 | |
8 | Что у нас над головой? | 1 | 1 | 27.09 | 27.09 | |
9 | Что у нас под ногами? Урок-игра. | 1 | 1 | 02.10 | 02.10 | |
10 | Что общего у разных растений?Урок-игра | 1 | 1 | 04.10 | 04.10 | |
11 | Что растёт на подоконнике? | 1 | 1 | 09.10 | 09.10 | |
12 | Что растёт на клумбе?Урок-игра | 1 | 1 | 11.10 | 11.10 | |
13 | Что это за листья? Урок-игра. | 1 | 1 | 16.10 | 16.10 | |
14 | Что такое хвоинки? | 1 | 1 | 18.10 | 18.10 | |
15 | Кто такие насекомые? Урок-путешествие | 1 | 1 | 23.10 | 23.10 | |
16 | Кто такие рыбы? Урок- путешествие. | 1 | 1 | 25.10 | 25.10 | |
17 | Кто такие птицы? Урок-путешествие. | 1 | 1 | 30.10 | 30.10 | |
18 | Кто такие звери? | 1 | ||||
19 | Что окружает нас дома? | 1 | ||||
20 | Что умеет компьютер? | 1 | ||||
21 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | ||||
22 | На что похожа наша планета? | 1 | ||||
23 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентации проекта «Моя малая Родина» | 1 | ||||
Как, откуда и куда? (12 ч) | ||||||
24 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | ||||
25 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | ||||
26 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | ||||
27 | Как путешествует письмо? | 1 | ||||
28 | Куда текут реки? | 1 | ||||
29 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | ||||
30 | Как живут растения? | 1 | ||||
31 | Как живут животные? | 1 | ||||
32 | Как зимой помочь птицам? | 1 | ||||
33 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | ||||
34 | Откуда в снежках грязь? | 1 | ||||
35 | Проверим себя и оценим по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» | 1 | ||||
Где и когда? (10 ч) | ||||||
36 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | ||||
37 | Когда придет суббота? | 1 | ||||
38 | Когда наступит лето? | 1 | ||||
39 | Где живут белые медведи? | 1 | ||||
40 | Где живут слоны? | 1 | ||||
41 | Где живут птицы? | 1 | ||||
42 | Когда появилась одежда? | 1 | ||||
43 | Когда изобрели велосипед? | 1 | ||||
44 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | ||||
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | ||||
Почему и зачем? (20ч) | ||||||
46 | Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? | 1 | ||||
47 | Почему Луна бывает разной? | 1 | ||||
48 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | ||||
49 | Почему звенит звонок? | 1 | ||||
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | ||||
51 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | ||||
52 | Проект «Мои домашние животные» | 1 | ||||
53 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | ||||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | ||||
55 | Почему нужно есть много фруктов? | 1 | ||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | ||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | ||||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | ||||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | ||||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | ||||
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | ||||
62 | Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||||
63 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | ||||
64 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | ||||
65 | Промежуточная аттестация (защита проекта ) | |||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». | 1 |
Мериально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011
- Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2013
- Тесты к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011
Печатные пособия
- Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
- Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Информационно-коммуникативные средства
Интерактивная доска, ЭОР
Компьютер
Магнитофон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...