Урок окружающего мира по теме "Что мы знаем о своей стране" 1 класс (система РО Л.В. Занкова)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира по теме "Что мы знаем о своей стране" 1 класс (система РО Л.В. Занкова) по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx | 34.64 КБ |
analiz_uroka_om.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №36
имени генерала А.М. Городнянского города Смоленска
Урок окружающего мира
по теме:
Что мы знаем о своей стране
1 класс
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Конохова Любовь Александровна
2012
Цели:
- формировать представление о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия;
- расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
- прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.
Предметные результаты обучения (УУД):
человек и природа:
ученик научится:
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; сравнивать объекты природы;
- различать объекты, сделанные руками человека;
ученик получит возможность научиться:
- экологической грамотности;
- описывать природные объекты;
- получать знания топонимики;
человек и общество:
ученик научится:
- понимать, что Россия – многонациональное государство;
- узнает названия народов России, их обычаи и ценности;
ученик получит возможность научиться:
- находить на карте мира Россию (РФ), Москву, регионы России, ее основные географические объекты и достопримечательности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» 1 класс А.Н. Казаков, Н.Я. Дмитриева; физическая карта России, карта природных зон России, школьные атласы, карточки с изображением животных, растений, карточки и плакаты к основным разделам урока, магнитная доска, карточки с названиями географических и природных объектов, карточки для игры в группе, лазерная указка.
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок:
Форма : классно-коллективная.
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.
Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.
УУД:
- личностные: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;
- регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу и понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные: учить понимать информацию, представленную в игровой форме;
- коммуникативные: учиться использовать средства общения для решения коммуникативных задач.
- Сегодня я вам хочу рассказать необычную историю, которая произошла со мной.
- Я гостила в деревне у бабушки. У бабушки был огромный старый сундук. Однажды бабушка взяла старый ржавый ключ и открыла сундук. Она сказала: «Надо достать оттуда старый ковёр. Пусть на верёвке во дворе повисит, да на солнышке прогреется.» Когда мы развесили ковёр на верёвке, я стала разглядывать его. На нём шёлковыми нитями были вышиты поля, леса, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами. «Какой ковёр интересный! Теперь таких не делают”, - подумала я.
- Почисти ковёр, пожалуйста, - попросила бабушка. Я взяла веник и ударила по ковру раз, другой…
- Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковёр. – Ты зачем меня бьёшь? Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я – ковёр-самолёт. Слышала о таком?
- Я очень удивилась. О ковре-самолёте я, конечно, слышала, но видеть такой ковёр мне не приходилось. А ковёр захлопал крыльями, и, приподнявшись с верёвки, закружил по двору.
- Ковер предложил совершить мне путешествие по нашей огромной стране, и я согласилась. Много удивительного и интересного я узнала. И сегодня я вам тоже предлагаю совершить такое путешествие на этом ковре-самолете. Вот он вас ждет.
(на полу лежит прикрепленная физическая карта России и карта природных зон)
- Основная часть урока:
Форма: классно-коллективная, групповая.
Цель: формировать представление о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия; развивать любознательность, умение работать в группе.
Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера.; беседа.
Вид деятельности: познавательная, репродуктивная.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев; гражданскую идентичность – «Я – гражданин России»; представление о ценности и уникальности природы России;
- регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; уметь выполнять учебные действия в устной речи, работать в сотрудничестве в группе;
- познавательные: понимать знаки, символы, схемы, карты; понимать заданный вопрос и строить ответ в устной форме; обобщать ранее полученные знания и использовать их в новой учебной ситуации; воспринимать смысл познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: учиться принимать участие в работе группы, допускать существование разных точек зрения, договариваться и приходить к общему мнению, использовать в общении правила вежливости; использовать средства общения для решения коммуникативных задач.
- Садитесь поудобнее, мы начинаем наше путешествие. За все время мы сделаем несколько остановок.
(листы с названием остановок помещаются на
магнитную доску как путевой лист путешествия)
- Наша первая остановка называется «Без конца, без края – вся страна большая!»
- Россия – самая большая страна на всем белом свете. Ни одно государство в мире не имеет такой громадной территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не меньше двух месяцев! А вдоль морских – лететь птице еще в два раза дольше! Путешественнице и на суше, и на море повстречалось бы на пути шестнадцать разных стран-государств. Вот сколько соседей у России. Ни у кого столько нет!
(рассказ учителя сопровождается показом по карте,
прикрепленной к полу, с помощью лазерной указки.
Основные географические объекты, их названия и
перевод дублируются на карточках, которые
накладываются в соответствующие места на карте.
У детей на столах раскрыты атласы с картой России.)
- На западе граница проходит по узкой полоске суши в Баренцевом море, недалеко от города Калининграда. На юго-востоке границу «проводит» река Амур. На языке нивхов, жителей этой части России, «Амур» - «Великая река», с монгольского языка переводится как «Черная река», а на китайском – «Река Черного дракона». В непогоду, при шторме воды этой реки и впрямь черны, дыбятся и бьются о берега.
- А как вы ребята думаете, почему у Амура так много названий?
- На самом Дальнем Востоке граница «плывет» по Тихому океану. На юге и западе границы России проходят по рекам, горам, равнинам, морям.
- Восток России первым встречает новый день и Новый год. Когда в столице России – Москве – середина дня, на дальневосточной границе уже ночь и скоро опять взойдет Солнце.
- Вторая наша остановка – «По морям, по волнам».
- Про реки и озера, про моря и родники России сложено много песен, стихов, поговорок, написаны прекрасные книги.
- Россия – это морская держава, это речной и озерный край. Недаром посмотрите: на карте России так много голубого цвета – цвета воды.
(рассказ учителя сопровождается показом по карте географических
объектов с помощью лазерной указки и наложением табличек с
их названиями на карту. На доску помещают фотографии,
рисунки тех мест, о которых идет речь.)
- Река Волга – это величайшая река России. Некоторые ученые считают, что название «Волга» финского происхождения. Оно означает «Светлая», «Священная». Она начинается с маленького родничка, а потом, набирая силу, широко разливается до самого Каспийского моря-озера. Это удивительное море-озеро получило свое название от народа каспии. Народ каспии жил здесь в глубокой древности.
- Сибирская река Енисей – великий транспортный путь. Название переводится с тувинского языка как «Большая вода». Енисей – самая многоводная река России.
- Река Лена, оказывается, к женскому имени никакого отношения не имеет. Это слово переводится с эвенского языка «Елю-Енэ», что значит «большая река».
- А как вы думаете, ребята, зачем нужны реки? Почему реки тоже можно отнести к богатствам России?
(беседа с учащимися)
- Озера – тоже важная часть природы. Озер в России почти четыре миллиона, столько же, сколько взрослых жителей в Санкт-Петербурге. И среди озер у нас есть самые-самые. Каспийское озеро – самое большое в мире по размерам, а вода в нем соленая, как в море. Поэтому его и называют море-озеро.
- Озеро Байкал самое глубокое в мире. Вода в нем самая чистая и прозрачная.
- Третья наша остановка - «Какой бывает лес?».
- Россия – самая лесная страна в мире: половина всей земли покрыта лесом. Лес – это гигантский дом.
- Давайте вспомним, для чего и для кого лес является домом.
- Какие ярусы есть в лесу?
-Какие виды лесов вы знаете? Почему они так названы?
- Что вы знаете о лесах Смоленщины?
(беседа с учащимися)
- Предлагаю вам игру «Угадай-ка!». У каждой из четырех групп на столах лежат рисунки животных леса и тексты с описанием какого-либо из этих лесных животных. Все вперемешку. Каждая группа по очереди зачитывает текст о животном, остальные группы смотрят, нет ли у них изображения этого животного. За правильно угаданное животное группа получает балл. В конце игры подсчитаем баллы. Обязательно скажите, в каком лесу какого зверя можно встретить.
(медведь, волк, лиса, глухарь, рысь, кабан, соболь, тигр)
-Четвертая остановка – «Природа – мать богатства, а труд – его отец».
- Как вы понимаете название нашей остановки?
- В природных кладовых России – несметные сокровища! В какую сторону ни пойдешь – везде свой клад. Редкие руды, драгоценные камни, золото. А еще нефть, уголь, горючий газ, источники с минеральной водой… Столько всего, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в болотах, в горах, глубоко-глубоко в земле. Природные хранилища называют недрами, а клады, которые они таят, - полезными ископаемыми.
- Но чтобы найти что-то стоящее, надо знать, где искать. Алмазы, к примеру, чаще всего встречают рядом с «уснувшим» вулканами. Зелененькие малахиты – вблизи медных месторождений рядом с речкой, где в почве много мела. А на берег Балтийского моря волны выбрасывают янтарь. Это окаменевшая смола древних хвойных растений. Латыши, западные соседи россиян, называют Балтийское море – Дзинтари, что означает – Янтарное…
- По всему миру славятся мрамор и гранит из Карелии. Ими облицовывали дворцы российских царей, украшали дома, отделывали набережные столичных городов.
Динамическая пауза
(проводит подготовленный ученик)
- Остановка пятая – «Охранная грамота» на всех зверей, или У каждой мышки – свой домишко».
- Вы уже знаете о том, что в России живет великое множество разных животных. Мудрая природа устроила так, что все они могут найти себе «и стол, и дом». Природа наделила каждого зверя, птицу, рыбу своими привычками, умениями и «хитростями».
- Посмотрите, из названий животных, населяющих Россию, можно составить Азбуку в картинках.
- Прочитаем эту Азбуку.
(показ изображения такой Азбуки)
- Рассказ заранее подготовленных учащихся о приспособлении животных к условиям среды обитания за счет своей окраски.
(по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»)
- Люди поняли, что природа нуждается в защите и охране, и стали принимать меры, чтобы сохранить все живое. На территории России открыто несколько десятков заповедников.
- Краткий рассказ учителя о некоторых заповедниках России с показом иллюстраций (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»).
- Шестая наша остановка называется «Чудеса в решете».
- Россия – край особенный, сказочный. Но есть в ней такие места, которые из всех сказок – сказки, из всех диковин – диковины.
- Глубокое прозрачное озеро лежит в заволжских лесах, точно волшебное зеркальце. Старые люди говорят, что в определенное время года можно слышать со дна озера колокольный звон церкви древнего прекрасного града Китежа. В одной из легенд об этом городе говорится, что во время нападения врагов, этот непокорный город скрылся в светлых водах озера со всеми своими жителями. Самое удивительное, что вода из этого озера в чистом сосуде не портится несколько месяцев. Загадку озера изучают ученые…
- В Карелии на небольшом островке Онежского озера находится архитектурный заповедник Кижи. В этом заповеднике есть деревянная церковь, которую построил неизвестный российский мастер. На церкви 22 купола, и ни один не повторяется по отделке. Церковь как будто бы воздушная, кружевная. Называется Преображенская. И трудно поверить, что сделана она с помощью топора и долота.
- Краткий рассказ учителя о чудесах Камчатки, Уральских гор с показом фотографий.
(по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»)
- Седьмая наша остановка «Каково полотно – такова и строчка».
( класс украшен плакатами, стендами, на
которых собраны сведения и иллюстрации о русском
народном прикладном творчестве)
- Россияне – люди разных национальностей. У них разные обычаи, национальные костюмы, песни, языки. Представляете, что происходит, когда все эти люди берут в руки краски, нитки с иголками и всякие мастеровые инструменты? Все россияне – умельцы. Все – мастера.
- Краткий рассказ учителя с показом фотографий (по книге Т.А. Кудрявцевой «Я живу в России»). Беседа – рефлексия с учащимися о том, что изучали на уроках изо и технологии в течение учебного года.
- И, наконец, наша последняя – восьмая остановка – «Набралось гостей – со всех волостей!».
- Российское государство всегда было сильным. А знаете почему? Потому что все народы, населяющие Россию, дружили! В России живет множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Объединяются народы в семьи и группы по языку, на котором говорят. Семья российских народов – это и славяне, и татары, и башкиры, и чуваши, и ингуши, и удмурты, и мордва, и чукчи, и тувинцы…
(рассказ сопровождается показом рисунков с изображением
людей в их национальных костюмах)
- Народы России мудры, талантливы – посмотрите, сколько сказок создано, легенд, песен, пословиц и поговорок. В них – история самих этих народов. Все творчество собрано в одну копилку. Эта копилка – народная культура. Она подарила миру множество великих писателей, композиторов, музыкантов, артистов. России есть кем гордиться!
- Давайте вспомним, сказки каких народов мы читали с вами на уроках литературного чтения и дома.
- О каких пословицах говорили?
- Какие песни вы слушали на уроках музыки?
(беседа с учащимися)
- Итог урока. Рефлексия.
Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.
Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
- Что из услышанного сегодня на уроке вам больше всего запомнилось?
- Что вас удивило?
- Что вы можете сказать о нашей стране? Что расскажете дома?
- А завершить наш урок я хотела бы словами Александра Прокофьева:
Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух слова произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен назвать одно – Россия.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока окружающего мира в 1 А классе
11.05.2012 г.
Тема: Что мы знаем о своей стране.
Учитель: Конохова Любовь Александровна
Преподавание окружающего мира в 1 А классе ведется по учебнику Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова «Окружающий мир» (2 ч в неделю).
Урок окружающего мира по теме «Что мы знаем о своей стране» проводится в конце учебного года, когда большинство тем курса «Окружающий мир» уже изучено. Поскольку курс 1 класса, в основном, носит ознакомительный, пропедевтический (вводный) характер, то и темы, соответственно, взяты обширные. Как, в данном случае, темы о России.
Урок «Что мы знаем о своей стране» - первый по теме из двух уроков. Это урок изучения нового материала.
Для успешного проведения урока была поставлена следующая триединая цель:
- формировать представление о разнообразии, богатстве и уникальности природных объектов России, творениях рук российских мастеров и талантливых людях страны, показать многонациональность нашей Родины; учить видеть географические объекты, знать их названия;
- расширять природоведческий кругозор учащихся, развивать произвольное внимание, любознательность, умение работать в группе, стремление к самостоятельному поиску знаний после урока;
- прививать интерес к предмету, содействовать формированию чувства гордости за свою страну; прививать внимательное и бережное отношение к природе России, к ее культурному наследию.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. По истечении урока можно сказать, что цели были достигнуты
в результате совместной работы учителя и учащихся. Дети получили большую палитру информации о своем родном государстве – России, заинтересованно слушали информацию, активно участвовали в обсуждении и ответах на вопросы.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала (работа по теме урока). При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
Учащиеся ответственно отнеслись к подготовке сообщений для урока.
В течение учебного года у учащихся в ходе изучения курса «Окружающий мир» шел процесс активного формирования различного рода УУД. На данном уроке также можно проследить формирование, совершенствование и дальнейшее развитие следующих УУД:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- осознание своей национальной, гражданской идентичности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать смысл познавательного текста;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая - неживая, животные - растения и т.д.);
- познакомиться с основами топонимики;
- проводить аналогии между знаниями и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Данный урок служит хорошей основой для дальнейшего расширения знаний учащихся о своей стране, для самостоятельного поиска знаний.
Учащиеся на уроке показали умение не только оперировать знаниями, полученными на предыдущих уроках, но и знаниями, полученными вне урока (Интернет-ресурсы, детские энциклопедии, журналы, телепередачи). Учащиеся называли соответствующие источники информации, если об этом спрашивал учитель. Ребята учатся слушать и слышать других людей, стараются вежливо работать и договариваться в группе. Стараются внимательно слушать и запоминать то, что говорит учитель на уроке (о чем свидетельствуют ответы учащихся во время итоговой рефлексии).
На уроке были использованы следующие методы обучения:
- по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися, сообщения учащихся);
- наглядные (иллюстрации, атласы, фотографии, карты);
- практические (работа с карточками, игра).
- по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная (фронтальная), индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся, высокий темп урока в целом.
Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал, игровая форма подачи материала. И самое главное – карта была расположена не на привычном месте – на доске, а на полу, что создавало ощущение полета на ковре-самолете. А это и была основная связующая линия между этапами урока. Ведь урок был представлен как путешествие над просторами нашей России и открытие для себя неизвестных, удивительных, запоминающихся сведений о родной стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...
урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
К 50-летию со полета в космос Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира по теме "Секрет здоровья - гигиена". 1-й класс с презентацией
Дидактическое обоснование:Предмет: окружающий мир, 1 класс, учебник “Окружающий мир. 1 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),Тема урока:«Секрет здоровья – гигиена»Дидактическая цель:создать условия для ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Что мы знаем о своей стране?».
Конспект урока по окружающему миру.Тема: «Что мы знаем о своей стране?»....
Урок окружающего мира "Торговый путь из варяг в греки" 3 класс система Л.В.Занкова
Урок окружающего мира "Торговый путь из варяг в греки" 3 класс, учебник "Окружающий мир" Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 2012г.Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о развитии ...
Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»
Цель мастер-класса: демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...