Урок окружающего мира "Торговый путь из варяг в греки" 3 класс система Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира "Торговый путь из варяг в греки" 3 класс, учебник "Окружающий мир" Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 2012г.
Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о развитии торговых путей, возникновении городов и их названий; раскрыть исторический смысл понятия "путь из варяг в греки".
Урок построен в технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_put_iz_varyag_v_greki.rar | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
3 класс. Система Л.В. Занкова
Тема урока: «Торговый путь из варяг в греки»
Цели урока: создание условий для формирования у учащихся представления о торговых путях, возникновении городов и их названий, раскрыть исторический смысл понятия «путь из варяг в греки»; через использование приёмов критического мышления формировать навык осознанного чтения, учить воспринимать смысл познавательного текста; формирование универсальных учебных действий.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений о торговых путях, возникновении городов, их названий, познакомить с наукой топонимикой, учить читать историческую карту.
Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности.
Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
Мир прекрасен и удивителен.
Сколько событий, сколько открытий!
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь!
- Каким способом можно путешествовать? (по земле, по воздуху, по воде)
- Отгадайте загадку и узнаете к какому путешествию я вас сегодня приглашаю.
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
С горы пришла, в море ушла.
(река)
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Стадия Вызов.
- Я приглашаю вас в путешествие по рекам, но не современным, а тем, по берегам которых поселились наши далёкие предки – славяне.
- В среднем течении какой реки на Восточно – Европейской равнине расположились славяне? (Днепр)
- Что вам известно о расселении славянских племён в VI веке?
(Шло оно вверх по Днепру и его притокам, где начинались густые леса – сначала лиственные, а севернее – смешанные и хвойные. На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими семейными группами. На перекрёстках дорог, на речных бродах возникали крупные поселения. Постепенно они превращались в города.)
- Совершая путешествие по рекам, мы встретим следующие слова, расшифруйте их, объясните значения.
На доске ребусы:
(Исток – место, где река берёт своё начало, устье – место впадения реки в другую крупную реку или море, приток – река, впадающая в более крупный водоворот, реку).
- Какое значение играли реки в жизни славян?
(Рядом поселение, использовали для питья, хозяйственных нужд, рыбачили, сплавлялись по рекам, других дорог не было, вокруг – леса)
- Какой знаменитый путь в древности проходил по Днепру? Прочитайте его название.
ипиуитиьииизивиаирияигивигириеикии
- Путь из варяг в греки. Давайте же совершим по нему заочное путешествие.(слайд 2)
- Назовите тему нашего урока.
- Что вам уже известно об этом древнем водном пути?
-Занесём наши знания в корзину идей.
- На какие вопросы хотели бы узнать ответы? Задайте их с помощью вопросительных слов: кто? что? где? когда? чем? какие? почему? в чём различие? верно ли…?
- Выявление места и причины затруднения.
- Поиграем в игру «Верите ли вы?»
1) Верите ли вы, что варягами на Руси называли воинственных людей с побережья и островов Балтийского моря?
2) Верите ли вы, что город Москва был в те времена центром мировой торговли?
3) Верите ли вы, что «путь из варяг в греки» проходил в том числе и по реке Волхов?
4) Верите ли вы, что славяне боялись далёких путешествий и не вели интенсивной торговли?
5) Верите ли вы, что купцы – торговцы не встречали на своём пути никаких препятствий, опасностей?
6) Верите ли вы, что ладьи купцов иногда надо было перетаскивать по суше, а затем вновь спускать на воду?
7) Верите ли вы, что торговый путь положил начало становлению больших городов?
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Возникло много разных мнений, вопросов.
Проведём исследование. Поможет нам во всём разобраться работа с научно – познавательным текстом.
- Какие же цели нашего урока? Какую работу ставим перед собой?
( Узнать из текста о торговом пути, учиться работать с текстом, учиться работать в группах…)
- Стадия осмысления. Реализация построенного проекта. Работа в группах.
- Сейчас вы будете читать текст, используя пометки на полях.
V – знакомая информация
+ – новое знание
? – непонятно и требует новых дополнительных сведений
В каждой группе тексты разные. Прочитав текст, обменяйтесь полученной информацией с другими участниками группы.
- Первичное закрепление во внешней речи.
После сигнала:
Сейчас вы будете работать в новых группах, где соберутся эксперты от каждой предыдущей. Обменяйтесь впечатлениями от прочитанного, расскажите о чём узнали из своего текста, попробуйте составить рассказ о торговом пути «из варяг в греки» по плану:
1.Кто такие варяги и греки?
2. Где пролегал путь? Покажи его на карте.
3. Трудности пути.
4. Чем торговали купцы?
5. Какое значение имел торговый путь?
Ученики составляют общий рассказ по теме и пересаживаются в свои группы. Договариваются, кто будет озвучивать тему.
- Стадия осмысления. Включение в систему знаний. Презентация каждой группы сведений по отдельным темам.
1 группа
- Кого же называли варягами? (слайд 3)
- Зачем они приходили на славянские земли?
- Как назывались их корабли? (дракары) (слайд 4)
- Кто такие греки? (жители Византии, главный город – Константинополь, центр мировой торговли, а не Москва 1147 год)
2 группа
- Где же пролегал « путь из варяг в греки»? (слайд 5)
Балтийское море р. Нева Ладожское озеро р.Волхов
оз.Ильмень р.Ловать волоком до З.Двины по Днепру до Киева Чёрное море
Покажите по карте (слайд 6,7)
- Водный путь начинался в шведском городе Бирка.
- Гружёные товарами корабли из Балтийского моря через Финский залив и Неву попадали в Ладожское озеро.
- Далее по реке Волхов шли купцы к Новгороду.
- Из Новгорода корабли пройдя озеро Ильмень поднимались по реке Ловать к её верховьям.
- Здесь корабли приходилось перетаскивать волоком в З.Двину и спускаться вниз по её течению.
- Чтобы избежать волока из Ловати некоторые купцы вели свои корабли по З.Двине к Смоленскому волоку.
- Здесь суда, пришедшие обеими путями, перетаскивали в Днепр.
- Суда купцов спускались по Днепру к Киеву.
- Поторговав в Киеве, купцы продолжали свой путь к Чёрному морю. Однако…
- Им встречалось препятствие – Днепровские пороги (каменистые выступы 75км. Постоянно опасаясь набегов кочевников, приходилось тащить корабли посуху – волоком.
- Преодолев препятствия, купцы могли отдохнуть и подготовить корабли к морскому плаванию на о.Хортица
- Выйдя в Чёрное море, корабли продолжали плавание вдоль западного его берега к г.Константинополю.
3 группа
- Какие трудности встречали на своём пути купцы? (слайд 8)
(Путь волоком, речные пороги, охрана товара и его огораживание, степные кочевники)
4 группа
- Чем торговали купцы? Что везли из Византии? (слайд 9, 10, 11)
Варяги везли с севера оружие и доспехи, полотно, кожи, стеклянные бусы и драгоценный янтарь. Русская земля торговала дорогими мехами (соболя, горностая, куницы, рыси), мёдом, воском, пенько‘й (прядильное волокно из стеблей конопли), скотом.
С юга на север купцы везли главным образом па‘волоки. Это греческие шёлковые ткани с золотом или без него. Па‘волоки очень ценились как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком обязательно шил себе одежду из па‘волок. Греки торговали южными плодами, винами, пряностями, восточными сладостями, драгоценными камнями.
Деньги в это время на Руси были кожаные: «ку‘ны» (мордочки куниц), «ре‘заны» (отрезки) и «нога‘ты» — лапки и ушки белок. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялись арабские серебряные монеты – дирхе‘мы.
5 группа
- Какое значение имел торговый путь «из варяг в греки»? (слайд 12)
Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель, по которым проходит. Вдоль такого пути возникают города. Это не были города в современном значении. Слово «град» означало огороженное место. Такие поселения стали возникать вдоль всего пути «из варяг в греки». От них пошло скандина‘вское название Древней Руси – Гарда‘рика – страна городов.
Первым в списке городов стоит Старая Ла‘дога, основанная норма‘ннами в 730 году.
В города тянулись окрестные жители, развивались различные производства. Путешественники – купцы (в те времена их называли гости) знакомили население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями о мире.
К XI веку на Руси насчитывается около 90 городов, в XII веке – 224, а к середине XIII в. – около 300 (академик М.Н. Тихомиров)
- Заселяя новые земли, люди давали названия рекам, городам, посёлкам. Географические названия изучает наука ТОПОНИМИКА (по - гречески топос – место, местность, онома – имя), наука, которая раскрывает их исторические тайны и связывает историю и географию. (слайд 13)
- Объясните происхождение г. Волоколамск, Вышний Волочёк, Белгород, Новгород. ( Белгород – грунт местности – белый; Вышний Волочёк – здесь тащили волоком ладьи из одной реки в другую; Волоколамск – первоначально город находился на месте волока между реками Лама и Волоˊшня; Новгород - новый город, Рюриково городище)
- Вот как об этом пути сказано в повести временных лет, составленной преподобным Нестором (фильм) (слайд14)
- Рефлексия учебной деятельности
- Составим синквейн по теме «Путь из варяг в греки» (слайд 15)
Путь « из варяг в греки»
Торговый, необходимый, трудный
Плыть, тащить, защищать
По пути возникали города
Торг
- Смогли ли мы достичь целей урока: узнать новое, учиться работать с научно – познавательным текстом, работать в группе?
- Оцени свою работу:
- было интересно
- работал активно
- узнал много нового
- учился работать сообща
- Предложите домашнее задание по теме. Например, прочитать текст по учебнику и подготовить рассказ; читать дополнительную литературу и составить рассказ с использованием презентации; составить рассказ от имени купца, который отправился в г. Константинополь.
- Рассматривание выставки книг, которые смогут помочь в подготовке домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)
"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...
Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова
План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...
презентация к уроку окружающего мира "Космос" (1 класс, система Л.В.Занкова)
Данная презентация поможет учителя при разработке урока по теме "Космос" для первоклассников. ...
План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Скелет человека" 4 класс. система Занкова
Данный материал может быть использован на этапе закрепления по теме "Скелет человека"....
Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»
Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о ком...