Урок окружающего мира "Торговый путь из варяг в греки" 3 класс система Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Кораблёва Лариса Александровна

Урок окружающего мира "Торговый путь из варяг в греки" 3 класс, учебник "Окружающий мир" Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 2012г.

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о развитии торговых путей, возникновении городов и их названий; раскрыть исторический смысл понятия "путь из варяг в греки".

Урок построен в технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_put_iz_varyag_v_greki.rar2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

3 класс. Система Л.В. Занкова

Тема урока: «Торговый путь из варяг в греки»

Цели урока: создание условий для формирования у учащихся представления о торговых путях, возникновении городов и их названий, раскрыть исторический смысл понятия «путь из варяг в греки»; через использование приёмов критического мышления формировать навык осознанного чтения,  учить воспринимать смысл познавательного текста; формирование универсальных учебных действий.

Задачи:

 Образовательные: способствовать формированию представлений о торговых путях, возникновении городов, их названий, познакомить с наукой топонимикой, учить читать историческую карту.

Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности. 

Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать развитию познавательного интереса учащихся.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Мир прекрасен и удивителен.

Сколько событий, сколько открытий!

Отправляйся смело в путь,

Ум, смекалку не забудь!

- Каким способом можно путешествовать? (по земле, по воздуху, по воде)

- Отгадайте загадку и узнаете к какому путешествию я вас сегодня приглашаю.

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

С горы пришла, в море ушла.

(река)

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Стадия Вызов.

- Я приглашаю вас в путешествие по рекам, но не современным, а тем, по берегам которых поселились наши далёкие предки – славяне.

- В среднем течении какой реки на Восточно – Европейской равнине расположились славяне? (Днепр)

- Что вам известно о расселении славянских племён в VI веке?

(Шло оно вверх по Днепру и его притокам, где начинались густые леса – сначала лиственные, а севернее – смешанные и хвойные. На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими семейными группами. На перекрёстках дорог, на речных бродах возникали крупные поселения. Постепенно они превращались в города.)

- Совершая путешествие по рекам, мы встретим следующие слова, расшифруйте их, объясните значения.

На доске ребусы:

 

(Исток – место, где река берёт своё начало, устье – место впадения реки в другую крупную реку или море, приток – река, впадающая в более крупный водоворот, реку).

- Какое значение играли реки в жизни славян?

(Рядом поселение, использовали для питья, хозяйственных нужд, рыбачили, сплавлялись по рекам, других дорог не было, вокруг – леса)

- Какой знаменитый путь в древности проходил по Днепру? Прочитайте его название.

ипиуитиьииизивиаирияигивигириеикии

- Путь из варяг в греки. Давайте же совершим по нему заочное путешествие.(слайд 2)

- Назовите тему нашего урока.

- Что вам уже известно об этом древнем водном пути?

-Занесём наши знания в корзину идей.

- На какие вопросы хотели бы узнать ответы? Задайте их с помощью вопросительных слов: кто? что? где? когда? чем? какие? почему? в чём различие? верно ли…?

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Поиграем в игру «Верите ли вы?»

1) Верите ли вы, что варягами на Руси называли воинственных людей с побережья и островов Балтийского моря?

2) Верите ли вы, что город Москва был в те времена центром мировой торговли?

3) Верите ли вы, что «путь из варяг в греки» проходил в том числе и по реке Волхов?

4) Верите ли вы, что славяне боялись далёких путешествий и не вели  интенсивной торговли?

5) Верите ли вы, что купцы – торговцы не встречали на своём пути никаких препятствий, опасностей?

6) Верите ли вы, что ладьи купцов иногда надо было перетаскивать по суше, а затем вновь спускать на воду?

7) Верите ли вы, что торговый путь положил начало становлению больших городов?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Возникло много разных мнений, вопросов.

   Проведём исследование. Поможет нам во всём разобраться работа с научно – познавательным текстом.

- Какие же цели нашего урока? Какую работу ставим перед собой?

( Узнать из текста о торговом пути, учиться работать с текстом, учиться работать в группах…)

  1. Стадия осмысления. Реализация построенного проекта. Работа в группах.

- Сейчас вы будете читать текст, используя пометки на полях.

V – знакомая информация

+  –   новое знание

? – непонятно и требует новых дополнительных сведений

В каждой группе тексты разные. Прочитав текст, обменяйтесь полученной информацией с другими участниками группы.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

После сигнала:

Сейчас вы будете работать в новых группах, где соберутся эксперты от каждой предыдущей. Обменяйтесь впечатлениями от прочитанного, расскажите о чём узнали из своего текста, попробуйте составить рассказ о торговом пути «из варяг в греки» по плану:

1.Кто такие варяги и греки?

2. Где пролегал путь? Покажи его на карте.

3. Трудности пути.

4. Чем торговали купцы?

5. Какое значение имел торговый путь?

Ученики составляют общий рассказ по теме и пересаживаются в свои группы. Договариваются, кто будет озвучивать тему.

  1. Стадия осмысления. Включение в систему знаний. Презентация  каждой группы сведений по отдельным темам.

1 группа

- Кого же называли варягами? (слайд 3)

-  Зачем они приходили на славянские земли?

- Как назывались их корабли? (дракары) (слайд 4)

- Кто такие греки? (жители Византии, главный город – Константинополь, центр мировой торговли, а не Москва 1147 год)

2 группа

- Где же пролегал « путь из варяг в греки»? (слайд 5)

Балтийское море           р. Нева          Ладожское озеро         р.Волхов

        оз.Ильмень         р.Ловать          волоком до З.Двины          по Днепру до Киева          Чёрное море

Покажите по карте (слайд 6,7)

  1. Водный путь начинался в шведском городе Бирка.
  2. Гружёные товарами корабли из Балтийского моря  через Финский залив и Неву попадали в Ладожское озеро.
  3. Далее по реке Волхов шли купцы к Новгороду.
  4. Из Новгорода корабли пройдя озеро Ильмень поднимались по реке Ловать к её верховьям.
  5. Здесь корабли приходилось перетаскивать волоком в З.Двину и спускаться вниз по её течению.
  6. Чтобы избежать волока из Ловати некоторые купцы вели свои корабли по З.Двине к Смоленскому волоку.
  7. Здесь суда, пришедшие обеими путями, перетаскивали в Днепр.
  8. Суда купцов спускались по Днепру к Киеву.
  9. Поторговав в Киеве, купцы продолжали свой путь к Чёрному морю.  Однако…
  10. Им встречалось препятствие – Днепровские пороги (каменистые выступы 75км. Постоянно опасаясь набегов кочевников, приходилось тащить корабли посуху – волоком.
  11. Преодолев препятствия, купцы могли отдохнуть и подготовить корабли к морскому плаванию на о.Хортица
  12. Выйдя в Чёрное море, корабли продолжали плавание вдоль западного его берега к г.Константинополю.

3 группа

- Какие трудности встречали на своём пути купцы? (слайд 8)

(Путь волоком, речные пороги, охрана товара и его огораживание, степные кочевники)

4 группа

- Чем торговали купцы? Что везли из Византии? (слайд 9, 10, 11)

Варяги везли  с севера оружие и доспехи, полотно, кожи, стеклянные бусы и драгоценный янтарь. Русская земля торговала  дорогими мехами (соболя, горностая, куницы, рыси), мёдом, воском, пенько‘й (прядильное волокно из стеблей конопли), скотом. 

   С юга на север купцы везли главным образом па‘волоки. Это греческие шёлковые ткани с золотом или без него. Па‘волоки очень ценились как в Русской земле, так и у варягов,  и всякий человек с достатком обязательно шил себе одежду из па‘волок. Греки торговали южными плодами, винами, пряностями, восточными сладостями, драгоценными камнями.

Деньги в это время на Руси были кожаные: «ку‘ны» (мордочки куниц), «ре‘заны» (отрезки) и «нога‘ты» — лапки и ушки белок. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялись арабские серебряные монеты – дирхе‘мы.

5 группа

- Какое значение имел торговый путь «из варяг в греки»? (слайд 12)

   Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель, по которым проходит. Вдоль такого пути возникают города. Это не были города в современном значении. Слово «град» означало огороженное место. Такие поселения стали возникать вдоль всего пути «из варяг в греки». От них пошло скандина‘вское название Древней Руси – Гарда‘рика – страна городов.

Первым в списке городов стоит Старая Ла‘дога, основанная норма‘ннами в 730 году.

   В города  тянулись окрестные жители, развивались различные производства.  Путешественники – купцы (в те времена их называли гости) знакомили население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями о мире.

К XI веку на Руси насчитывается около 90 городов, в XII веке – 224, а к середине  XIII в. – около 300 (академик М.Н. Тихомиров)

- Заселяя новые земли, люди давали названия рекам, городам, посёлкам. Географические названия изучает наука ТОПОНИМИКА (по - гречески топос – место, местность, онома – имя), наука, которая раскрывает  их исторические тайны и связывает историю и географию. (слайд 13)

- Объясните происхождение г. Волоколамск, Вышний Волочёк, Белгород, Новгород. ( Белгород – грунт местности – белый; Вышний Волочёк – здесь тащили волоком ладьи из одной реки в другую;  Волоколамск – первоначально город находился на месте волока между реками Лама и Волоˊшня; Новгород -  новый город, Рюриково городище)

 - Вот как об этом пути сказано в повести временных лет, составленной преподобным Нестором (фильм) (слайд14)

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Составим синквейн по теме «Путь из варяг в греки» (слайд 15)

Путь « из варяг в греки»

Торговый, необходимый, трудный

Плыть, тащить, защищать

По пути возникали города

Торг

- Смогли ли мы достичь целей урока: узнать новое, учиться работать с научно – познавательным текстом, работать в группе?

- Оцени свою работу:

- было интересно

- работал активно

- узнал много нового

- учился работать сообща

- Предложите домашнее задание по теме. Например, прочитать текст по учебнику и подготовить рассказ; читать дополнительную литературу и составить рассказ с использованием презентации; составить рассказ от имени купца, который отправился в г. Константинополь.

- Рассматривание выставки книг, которые смогут помочь в подготовке домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)

"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

презентация к уроку окружающего мира "Космос" (1 класс, система Л.В.Занкова)

Данная презентация поможет учителя при разработке урока по теме "Космос" для первоклассников. ...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Скелет человека" 4 класс. система Занкова

Данный материал может быть использован на этапе закрепления по теме "Скелет человека"....

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова

Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о  ком...