Экскурсия в зимний лес.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему
Наблюдения за зимними изменениями в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_zimniy_les.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в зимний лес: «Зима. Как готовятся к зиме братья наши меньшие»
Цели:
1. Закрепление знаний об особенностях зимнего периода года, условиях обитания животных и птиц в этих условиях, адаптации живой природы к зиме.
2.Учимся наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
3.Воспитываем бережное отношение к живой природе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
- О каких трех конях поется в песне? (Декабрь, Январь, Февраль)
III. -Загадки:
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в ... (Декабре)
***
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... (Январь)
***
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
-Объясните пословицы и поговорки о зиме:
•Зима без снега - лето без хлеба.
•Хороший снежок урожай сбережет.
•У февраля два друга — метель и вьюга.
•В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
•Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
•Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
- Зима чудесное время года. Давайте вспоминаем зимние забавы (дети вспоминают зимние забавы: лыжи, коньки, снежки, снежная баба, катание с горки, ответы детей можно добавить загадками):
1. Две новые, кленовые, подошвы двухметровые. В них поставил две ноги — и по большим снегам беги! (лыжи)
2.Я катаюсь на нем до вечной поры. Но ленивый мой конь возит только с горы, а на горку всегда сам пешком я хожу, и коня своего на веревке вожу. (Санки)
3.Каждый вечер я иду рисовать круги на льду. Только не карандашами, а блестящими... (Коньками)
4.Снег катали и месили, человека мы слепили. Вместо глаз — два уголька, там, где нос, - морковка, а в руках — метелка. Кто он, наш Егорка? (Снеговик)
-Давайте поговорим с вами о жизни птиц зимой:
-Чем питаются птицы зимой? (Семенами и ягодами растений и деревьев, жучками, которые прячутся глубоко под корой деревьев, остатками человеческой пищи на свалках… )
-А чем человек может помочь птицам? (Человек может сделать кормушки).
****
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Животные зимой:
-Что общего у волка, лисы, кабана, рыси, горностая? (У этих животных теплый мех и они хищники, они охотятся круглый год)
-А что объединяет медведя и ёжика? (Эти зверь зимой спят)
-А как переживает зиму белка? (Белка летом и осенью сделала запасы на зиму)
О деревьях зимой:
-Ребята, посмотрите на деревья, почему они на зиму сбросили листву? ( Лиственные деревья, сбрасывая листву на зиму, сберегают себя от гибели в зимние морозы)
-Ребята, а вот и красавица елка, попробуйте объяснить, почему про елку говорят: зимой и летом одним цветом? (Хвойные деревья на зиму не сбрасывают хвою, они стоят круглый год зелеными. За счет формы хвоинок, деревья хорошо переносят зимние морозы).
-Что такое зима? ( Снег, морозы, елка, Новый год, зимние забавы….)
-Как готовятся к зиме птицы, животные и деревья?
-Как мы можем помочь пережить суровую и долгую зиму братьям нашим меньшим?
Наблюдение за снежинками и снежным покровом.
- Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите. Какого она размера? Рассмотрите снежинку под лупой. Какой она формы? Сколько имеет лучиков? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются?
- Все снежинки имеют шесть концов и похожи на звездочки. Отличаются размерами и узорами. Послушайте, как выразил свои чувства и настроение К.Д. Бальмонт в стихотворении «Снежинка». Ученик читает наизусть стихотворение.
- Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.
Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелил.
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
-И вот образовались сугробы.
-Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? Какие изменения произошли с травянистыми растениями? Обратите внимание на зеленые растения. Почему эти растения не замерзли в зимнюю стужу? Народная мудрость гласит: «Много снега – много хлеба». Как вы понимаете эти слова? Какое значение имеет снежный покров для растений?
Наблюдение за деревьями.
Игра «Отгадай и найди».
- Учитель загадывает загадки, дети находят дерево-отгадку и подбегают к нему.
Что за странная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в шелках круглый год. (eль)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (клён)
У меня длинней иголки,
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту (сосна)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей (береза)
-Рассмотрите зимний наряд березы, послушайте стихотворение С.А. Есенина «Береза». (Читает наизусть ученик). Подумайте и скажите, почему береза является символом России? Береза – это хвойное дерево или лиственное? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? Рассмотрите веточку березы и найдите почки. Рассмотрите почку под лупой, определите форму и окраску. Вскройте почку. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и, конечно, живые. Чем сверху покрыта почка?
-Почка покрыта чешуйками. Они жесткие и очень плотно закрывают листочки.
-Какое значение имеют чешуйки? Что еще сохранилось на деревьях зимой? Узнать это поможет загадка.
Ягоды – не сладость,
зато глазу радость.
И садам украшение,
и дроздам угощение (рябина)
-Кто зимой питается рябиной? Какие еще плоды вы видели на деревьях? Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? Почему они улетели?
- Этим птицам нечем зимой питаться, нет насекомых.
- Как проводят зиму насекомые? Послушайте, как два брата помогали птицам зимой.
Каждый день,
когда встаем,
мы с братишкою вдвоем,
взяв крупы
и хлебных крошек,
на крыльцо бежим.
скорей.
Много ласковых,
хороших.
прилетает к нам друзей
На кормушках сидя,
Чистят клювики свои.
Тут щеглы,
чижи,
синицы
и проныры воробьи.
Ждут нас также
терпеливо
и красавцы-снегири…
Все привыкли –
не пугливы,
хоть руками их бери!
- Зачем зимой подкармливать птиц?
Дети раскладывают корм для птиц.
Итог экскурсии.
А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный.
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.
Учитель. Почему зимой в лесу стоит безмолвная тишина? Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.
5. Домашнее задание.
Нарисовать зимний лес или снежинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Экскурсия в зимний лес".
Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, ...
Урок - экскурсия в зимний парк
В помощь учителю по системе Занкова...
Занятие по развитию речи "Экскурсия в зимний лес"
Развитие речи учащихся школ для глухих осуществляется на всех годах обучения - влоть до выпускных классов. Наиболее сложный, специфичный этап развития речи проходит в период обучения глухих детей в мл...
Экскурсия в зимний сквер. 1 класс, коррекционная школа
Цель:- Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.- Развитие связной речи- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самос...
Экскурсия в зимний лес
Презентация дана в сокращенном варианте. С полной версией можно ознакомиться по ссылке: http://yadi.sk/d/l-5t5Aia3SaVl...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Виртуальная экскурсия в зимний лес (КВН)
Виртуальная экскурсия в зимний лес (КВН)...