Урок окружающего мира в 3 классе по теме " Тела, вещества, частицы" УМК ПНШ соответствует ФГОС
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Из чего всё на свете» 2 урок по теме «Тела, вещества, частицы».
На уроке учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, обучающимся надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_ok_m_ir_24_10_izmenen.docx | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир, автор О.Н. Федотова.
Возраст: 3 класс.
Тема: Тела, вещества, частицы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Продолжительность урока: 40 минут.
Цель: сформировать понятие о том, что все тела состоят из веществ, а все вещества из мельчайших частиц, невидимых глазом.
Личностные УУД:
-Формировать самоанализ и самоконтроль результата;
-Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные :
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Умение планировать свою деятельность.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать текст.
- Вступать в диалог на уроке и в жизни.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Предметные результаты:
- различать тела, вещества, частицы.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Для эксперимента: стаканы, одноразовые ложки, кусочек сахара, соль, питьевая вода , картофель, тёрка, настойка йода, тарелочки.
3. Для работы в группах: предметы домашнего обихода ( например: стакан, ваза, турка, открывашка, ножницы, линейки из пластмассы, металла, дерева..)
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Содержание этапа |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка проблемы темы урока. Открытие новых знаний. Практическая работа в группах. Работа с учебником Закрепление. Первичный контроль Итог урока Домашнее задание. Рефлексия | -Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, Надежда Владимировна. В классе много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста. Посмотрите на своего соседа, улыбкой пожелайте успеха на уроке, присаживайтесь. -Перед вами лежит лист самооценки. В течении всего урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу, а в конце урока подведём итоги. Оцените свою готовность к уроку. - Кто мне скажет, что такое тело? ( Любой предмет, который нас окружает) -На какие группы разделены все тела? (На природные и искусственные) - Расскажите о природных телах. -Расскажите об искусственных телах. Давайте проведём игру. Я показываю тело, а вы его описываете. ( слайд 2) ( Пускаю мыльный пузырь) -Ребята, что это? (тело) - А из чего состоит это тело? ( Это тело состоит из веществ). -А из чего состоят вещества? ( Из частиц) - А как это доказать? Об этом будем говорить на уроке. Кто может сформулировать тему урока? -(Тела, вещества, частицы.) (Вывешиваю тему на доску) Вспомним мыльный пузырь. Из каких веществ он состоит. ( Из мыла, воды, воздуха.) Вещества мыльного пузыря состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом. Эти частицы называют молекулами, а ещё более мелкие частицы – атомами. В старших классах вы будете изучать химию и физику. Эти науки изучают вещества, их строение. Первым русским ученым, который занимался изучением частиц, был Михаил Ломоносов. Он доказал, что все вещества состоят из молекул и атомов. Некоторые молекулы мы не можем увидеть даже с помощью микроскопа. Этим он объяснял разнообразие веществ в природе. Мы тоже сегодня побудем учёными и попробуем доказать, что вещества состоят из мельчайших частиц-молекул. Для этого разделимся на 3 группы. У каждого на парте лежит карточка «тело», «вещество», «частица» займите места над лабораторными столами, согласно карточек. Каждая группа выберет ответственного. Ответственный назначит лаборанта, который будет проводить опыт, секретаря – который будет вносить результаты опыта в таблицу. Остальные должны внимательно наблюдать и делать выводы. ( практическая работа. Приложение 1.) ( можно пользоваться учебником) Вывод: каждое тело состоит из одного или нескольких веществ. Оцените свою работу в группе. Прочитаем об этом в учебнике, на стр.46 У вас на партах лежат тела. Поработайте в парах. Опишите эти тела. Встаньте те ребята, у которых тела состоят из стекла. Назовите свои тела. Сделайте вывод: Одно вещество может входить в состав нескольких тел. Встаньте, у кого линейки. Назовите вещество, из которого сделаны линейки. Сделайте вывод: одинаковые тела могут быть сделаны из разных веществ. Встаньте, у кого тело состоит из нескольких веществ. Назовите тело и вещества. Сделайте вывод: Тело может состоять из одного или нескольких веществ. Оцените свою работу в паре. Работа по карточкам ( Приложение2) ( Соедини линиями тела с веществами, из которых они сделаны) Самопроверка. ( слайд 10) Оцените свою работу -Из чего состоят тела? -Из чего состоят вещества? -Для чего нам знать из чего состоят тела? Домашнее задание. Уч. стр.46-47 Оцени свою работу на уроке. Подсчитайте итоговый балл в листе самооценки. У кого 24-25 баллов, встаньте. Вы отлично потрудились на уроке, очень старались и у вас все получалось. За урок вы получаете отметку 5. У кого 22-23 баллов, встаньте. Вы хорошо потрудились, но где-то вам не хватило внимания, поэтому за урок отметка 4. У кого меньше 22 баллов, не расстраивайтесь, будьте внимательнее, и у вас обязательно всё получится. Мне было приятно с вами познакомиться! Спасибо за работу! Что понравилось на уроке? Что вызвало затруднение? |
Лист самооценки
учени ____ 3 класса
Ф.И.________________________________________
Критерии Баллы | Готовность к уроку | Личный вклад в работу группы | Личный вклад в работу пары | Самостоя- тельная работа | Активность на уроке | Итоговый балл |
Оцени от 1 до 5 баллов |
_______________________________________________________________________
Лист самооценки
учени ____ 3 класса
Ф.И.________________________________________
Критерии Баллы | Готовность к уроку | Личный вклад в работу группы | Личный вклад в работу пары | Самостоя -тельная работа | Активность на уроке | Итоговый балл |
Оцени от 1 до 5 баллов |
Инструкция для проведения опыта.
Группа 1
Цель: Доказать, что жидкость, в которой растворился кусочек сахара, состоит из нескольких веществ.
- Запиши свойства воды и сахара в таблицу.
- Опусти кусочек сахара в воду.
- Перемешай вещества в стакане до полного растворения.
- Попробуй на вкус получившееся вещество.
Инструкция для проведения опыта.
Группа 2
Цель: Доказать, что жидкость, в которой растворилась соль, состоит из нескольких веществ.
- Опусти 1чайную ложку соли в воду.
- Перемешай вещества в стакане до полного растворения.
- Попробуй на вкус получившееся вещество.( если хочешь)
Инструкция для проведения опыта.
Группа 3
Цель: Доказать, что клубень картофеля состоит из нескольких веществ.
- С помощью учителя натри картофель на тёрке в тарелочку№1.
- Аккуратно процеди сок картофеля в тарелочку№2.
- Дай веществу отстояться.
- Аккуратно слей жидкость в тарелочку №3.
- Рассмотри белую массу на дне тарелочки №2.
- Это крахмал.
Чтобы это доказать, капни на это вещество настойку йода. Если вещество станет сине – фиолетовым - это крахмал.
Результаты опыта
Группа 1
- Опиши свойства воды и сахара.
вода | сахар | |
Цвет | ||
Вкус |
- Сколько веществ в стакане? ____________________
- Вы видите сахар в стакане? ______________________
- Как доказать, что сахар по-прежнему в стакане?
_____________________________________________
- Можно ли сказать, что жидкость, в которой растворился кусочек сахара, состоит из нескольких веществ? (Назови их)
___________________________________________________
Вывод: __________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Результаты опыта
Группа 2
- Опиши свойства воды и соли.
вода | соль | |
Цвет | ||
Вкус |
- Сколько веществ в стакане?
___________________________________
3. Вы видите соль в стакане?
___________________________________
4. Как доказать, что соль по-прежнему в стакане?
_______________________________________________
5. Можно ли сказать, что жидкость, в которой растворилась соль, состоит из нескольких веществ? (Назови их)
___________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Результаты опыта
Группа 3
1. Сколько тарелочек с веществами получилось? _____________________________
2. Какое новое вещество выделили из картофеля? _____________________________
3. Можно ли сказать, что картофель состоит из нескольких веществ?
___________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________
Самостоятельная работа.
Ф.И. ___________________________________________
Соедини линиями тела с веществами, из которых они сделаны
парта глина
мяч металл
гвоздь древесина
стакан резина
книга вода
лёд стекло
________________________________________________________
Самостоятельная работа.
Ф.И. ___________________________________________
Соедини линиями тела с веществами, из которых они сделаны
парта глина
мяч металл
гвоздь древесина
стакан резина
книга вода
лёд стекло
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Тела, вещества,частицы".
Урок- открвтие новых знаний. Учащиеся сами ставят цель, повторяют правила работы в группе-команде, работают с учебником, хрестоматией, течатной тетрадью, проводят опыт и сами делают выводы....
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"
Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....
Урок окружающего мира 2 класс на тему "Страны мира"
Урок путешествие по странам....
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)
Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Тела, вещества, частицы"
Цель урока: познакомить с понятиями "тела", "вещества", "частицы". Научиться находить различия между телами, веществами, частицами.Задачи: формирование исследовательского...