Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: "Тела, вещества, частицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема урока: "Тела, вещества, частицы"
Цели урока:
- Познакомить детей с телами и их составом.
- Проверить знания учащихся по пройденной теме.
- Развивать память, мышление.
Оборудование:
1. Карточки-опоры (тела; вещества; частицы; естественные тела; искусственные тела; твердые; жидкие; газообразные);
2. Для опыта (у учителя и каждого ученика): стакан; чайная ложка; кусочек сахара; вода.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Повторение изученного.
- Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан:
1. Что такое природа?
к) все, что сделано руками человека;
п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
м) все, что нас окружает.
2. Какая бывает природа?
р) природа бывает живая и неживая;
с) природа бывает только живая.
3. Что относится к неживой природе?
а)снегирь;
е) стол;
и) снег.
4. Какое царство не относится к живой природе?
б) царство бактерий;
в) царство растений;
г) царство льда;
р) царство людей;
д) царство грибов.
5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?
а) капуста —♦ жаба —♦ слизень;
о) капуста —♦ слизень —♦ жаба.
6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?
а) спасены человеком;
д) уничтожены человеком;
в) стали редкими.
7. Что изучает наука экология?
а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой;
б) эта наука изучает неживую природу.
III. Сообщение темы и целей урока
- Дети! Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что замети? (Высказывания детей.)
- Кто правильно дал ответы на все вопросы, у того получилось слово «ПРИРОДА». Сегодня на уроке мы приступи к изучению нового раздела «Эта удивительная природа». Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе.
- Тема нашего нового урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят.
IV. Работа над новым материалом.
1. Беседа по теме «Тела»
Когда вы читаете или слышите слово «тело», то что вы представляете? В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело - организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать.
Телами называют все предметы, окружающие нас.
Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела. А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела.
- Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)
- Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)
- А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова-отгадки телами?
- Белые цветочки вечером расцветают, утром увядают. (Звезды.)
- Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет? (Солнце.)
- Когда я молод был - светло светил, под старость — меркнуть стал. (Месяц.)
- Это тела?(Да).
- К какой группе тел они относятся? (Естественные тела.)
- Их еще называют небесные или космические тела.
V. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Вещества - лекция учителя.
- Все тела состоят из веществ.
- Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.
Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.
Веществами называют то, из чего состоят тела.
Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).
2. Практическая работа по Рабочей тетради (стр. I 8, задание 9) — «Заполни таблицу».
3. «Частицы» - лекция учителя.
- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроско-пом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.
Для опыта берется тело, образованное одним веществом — кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.
- Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.
- Почему же мы не видим сахар?
- Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.
- Скажите, раствор сахара в воде - это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)
- Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие.
- В жидкостях эти промежутки побольше:
- А в газах — еще больше:
- В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
VIII. Закрепление изученного материала.
1. Задание на стр. 37 «Работа с учебником»
- Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже утверждения:
- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
- Вещества — это то, из чего состоят тела.
- Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.
2. Чтение вывода на стр. 37 учебника.
IX. Итог урока.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике «Тела, вещества, частицы» (стр. 34-36); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 37);
2. Рабочая тетрадь, задания 9,10, 11 (стр. 8).
Словарь
Тело — отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная мате-рией, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью.
Вещество — вид материи; то, из чего состоят тела.
Частица — мельчайшая и простейшая часть физической материи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okrmiru.zip | 71.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Тела, вещества, частицы»
Цели урока:
- Познакомить детей с телами и их составом.
- Проверить знания учащихся по пройденной теме.
- Развивать память, мышление.
Оборудование:
- Карточки-опоры (тела; вещества; частицы; естественные тела; искусственные тела; твердые; жидкие; газообразные);
- Для опыта (у учителя и каждого ученика): стакан; чайная ложка; кусочек сахара; вода.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Повторение изученного.
- Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан:
1. Что такое природа?
к) все, что сделано руками человека;
п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
м) все, что нас окружает.
2. Какая бывает природа?
р) природа бывает живая и неживая;
с) природа бывает только живая.
3. Что относится к неживой природе?
а)снегирь;
е) стол;
и) снег.
4. Какое царство не относится к живой природе?
б) царство бактерий;
в) царство растений;
г) царство льда;
р) царство людей;
д) царство грибов.
5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?
а) капуста —♦ жаба —♦ слизень;
о) капуста —♦ слизень —♦ жаба.
6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?
а) спасены человеком;
д) уничтожены человеком;
в) стали редкими.
7. Что изучает наука экология?
а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой;
б) эта наука изучает неживую природу.
III. Сообщение темы и целей урока
- Дети! Вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые вы записали, что замети? (Высказывания детей.)
- Кто правильно дал ответы на все вопросы, у того получилось слово «ПРИРОДА». Сегодня на уроке мы приступи к изучению нового раздела «Эта удивительная природа». Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе.
- Тема нашего нового урока «Тела, вещества, частицы». Сегодня вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят.
IV. Работа над новым материалом.
1. Беседа по теме «Тела»
Когда вы читаете или слышите слово «тело», то что вы представляете? В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело - организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно-то и будет нас интересовать.
Телами называют все предметы, окружающие нас.
Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела. А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела.
- Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)
- Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)
- А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова-отгадки телами?
- Белые цветочки вечером расцветают, утром увядают. (Звезды.)
- Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет? (Солнце.)
- Когда я молод был - светло светил, под старость — меркнуть стал. (Месяц.)
- Это тела?(Да).
- К какой группе тел они относятся? (Естественные тела.)
- Их еще называют небесные или космические тела.
V. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Вещества - лекция учителя.
- Все тела состоят из веществ.
- Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.
Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.
Веществами называют то, из чего состоят тела.
Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).
2. Практическая работа по Рабочей тетради (стр. I 8, задание 9) — «Заполни таблицу».
3. «Частицы» - лекция учителя.
- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроско-пом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.
Для опыта берется тело, образованное одним веществом — кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.
- Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.
- Почему же мы не видим сахар?
- Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.
- Скажите, раствор сахара в воде - это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)
- Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие.
- В жидкостях эти промежутки побольше:
- А в газах — еще больше:
- В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
VIII. Закрепление изученного материала.
1. Задание на стр. 37 «Работа с учебником»
- Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже утверждения:
- Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
- Вещества — это то, из чего состоят тела.
- Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.
2. Чтение вывода на стр. 37 учебника.
IX. Итог урока.
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике «Тела, вещества, частицы» (стр. 34-36); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 37);
2. Рабочая тетрадь, задания 9,10, 11 (стр. 8).
Словарь
Тело — отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная мате-рией, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью.
Вещество — вид материи; то, из чего состоят тела.
Частица — мельчайшая и простейшая часть физической материи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...
открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев
открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...