Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме: Тело человека. Опорно-двигательная система.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Цели урока:
- Закрепить и обобщить знания по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».
- Развивать познавательный интерес; применять в работе ранее полученные знания; развивать общеучебные умения и навыки: наблюдения, сравнения, обобщения; учить рассуждать и делать выводы.
- Развивать умение работать коллективно, в команде.
- Способствовать развитию речевой культуры учащихся.
Цели учебной деятельности:
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».
- Сформировать убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова, учебник для 4 класса Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
118959_okruzh_mir_4_kl.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема урока: Тело человека. Опорно-двигательная система.
Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний.
Технология: обучение в сотрудничестве.
Цели урока:
- Закрепить и обобщить знания по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».
- Развивать познавательный интерес; применять в работе ранее полученные знания; развивать общеучебные умения и навыки: наблюдения, сравнения, обобщения; учить рассуждать и делать выводы.
- Развивать умение работать коллективно, в команде.
- Способствовать развитию речевой культуры учащихся.
Цели учебной деятельности:
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».
- Сформировать убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова, учебник для 4 класса Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир».
Оборудование: карточки с заданиями (лежат на столе у каждой команды в перевернутом виде, образцы даны в конце конспекта урока), таблицы «Скелет», «Мышцы», «Строение клетки», «Виды клеток», 4 таблички с наименованием костей: череп, локоть, ребра и грудина, кисть, 3 таблицы с типами соединений: неподвижное, подвижное, полуподвижное, по 1 «светофору» у каждой команды.
Структурные элементы урока | Содержание взаимодействия учащихся |
Организационный момент. 3 мин. | У.: Сегодня у нас необычный урок, мы проведем урок- соревнование. На уроке мы обобщим и систематизируем наши знания по теме «Тело человека».Чтобы наш урок прошел интересно, весь класс мы разделили на 4 команды. Каждая команда заранее получила задание: выбрать капитана, придумать название, нарисовать символ своей команды. Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Капитаны команд представляют себя, свою команду и передают учителю эмблему, которую тот прикрепляет на доску. Выбраны 4 названия: «Солнышко», «Радуга», «Снежинка», «Облако». У.: На столе у каждой команды есть коробочка с жетонами. Жетоны будет брать капитан за те задания, за которые я укажу. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, т.е. жетонов. |
Обобщение и систематизация знаний. 34 мин. | У.: Итак, начинаем соревнование. У каждой команды лежит на столе листок № 1. Переверните его. На этом листе изображено тело человека, есть цифры. Нужно подписать органы и части тела человека. Работаем в команде. Когда команда закончит выполнять задание, капитан поднимает зеленый сигнал «светофора». Дети выполняют задание. У.: Способ проверки будет такой: 1 и3 команды должны назвать части тела человека, а 2 и 4 команды- органы человека. У.: Первой была команда «Солнышко». Даем ей слово. Д.: Части тела человека: руки, ноги, голова, туловище. У.: Есть дополнения у 3 команды? Нет? Тогда 1 команда получает жетон. Даю слово 4-й команде, т.к. она закончила задание раньше. Д.: Органы человека: легкие, сердце, желудок, кишечник. У.: Согласна ли с этим 2-я команда? Д.: Да. Но мы отметили еще 1 орган- это печень. У.: Верно. И жетон берет себе 2-я команда. А теперь небольшая разминка. Отвечают игроки любых команд. Разминка проходит без жетонов. Мы сейчас говорили об организме человека. А из чего состоят все живые организмы, и человеческий организм в том числе? Д.: Живые организмы состоят из клеток. У.: Приведите примеры клеток, которые мы можем увидеть невооруженным глазом. Д.: Клетки арбуза, апельсина. У.: Докажите, что клетка- живой организм. Д.: Она рождается, растет. Д.: Дает потомство, умирает. Д.: Питается, дышит. У.: А теперь снова поработаем в команде. Переверните листок № 2. У каждой команды свое задание, читайте внимательно и выполняйте. Дети выполняют задание. У.: Первой была команда-«Радуга». Ей слово. Д.: Нам надо было подписать виды клеток. 1-й рисунок- это костная клетка, 2-й- нервная клетка. (Учитель проводит проверку по соответствующим таблицам на доске). У.: Все согласны? 2-я команда получает жетон. Слушаем команду «Снежинка». Д.: Нам нужно было выбрать определение что такое «ткань». Мы считаем, что ткань- это клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу. У.: Просигнальте «светофорами», согласны ли вы с этим утверждением? Я вижу, что да, и «Снежинка» зарабатывает жетон. Теперь слово команде «Облако». Д.: Мы тоже подписывали виды клеток. 1-й рисунок- мышечная клетка, 2-й- клетка эпителия. У.: По «светофорам» я вижу, что у ребят тоже такой ответ. И «Облако» получает жетон. Осталась команда «Солнышко». Д.: Наша команда получила задание подписать строение клетки. № 1-это ядро, № 2- это цитоплазма, № 3- это оболочка. У.: «Солнышко» тоже получает жетон. Следующее задание- разминка. На доске есть кроссворд, и мы должны его отгадать. 1) Не часы, а тикает. Д.: Я думаю, это время. У.: Ответ неправильный. Есть еще ответы? Я подскажу, что это орган человека. Д.: Может быть это сердце? У.: Верно. (Вписывает слово). 2) Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. Д.: Это, наверное, клетки. У.: Все согласны с таким ответом? Д.: Нет. У меня ответ кровь. У.: Так какой ответ будем считать верным? Д.: Я считаю, что это кровь. Д.: И я так думаю. У.: Пишем слово кровь. 3)Когда сытый- он молчит, когда голоден- урчит. Д.: Это- желудок. У.: Ответ верный. 4) Орган зрения. Д.: Глаза. У.: Возьмем слово глаз. 5) Органы дыхания человека. Д.: Это- легкие. У.: Верно, впишем это слово в кроссворд. 6) И говорит, и кушает. Д.: Я думаю, это- рот. У.: Согласна. Итак, наш кроссворд заполнен весь. Прочитаем слово в середине. Д.: Получилось слово скелет. У.: Отгадайте, каким будет следующее задание? Д.: Наверное, что-то связанное со скелетом. У.: Догадались. Сейчас мы будем называть части скелета. Учитель показывает по таблице, а дети называют: череп, позвоночник; кости верхних конечностей: лопатка, ключица, плечо, кости предплечья, кости кисти; кости таза; грудная клетка: грудина и ребра; кости нижних конечностей: бедренная кость, большая берцовая кость, малая берцовая кость и кости стопы. У.: Молодцы! Справились и с этим заданием. А теперь- конкурс капитанов. Прошу капитанов выйти на середину класса. Я задаю вам вопрос. Над ним думает и команда. Если капитан отвечает на него без помощи команды, то зарабатывает 2 жетона, если с помощью команды- 1 жетон. Вопрос 1-му капитану: почему страшны переломы костей черепа? Капитан: Кости черепа защищают головной мозг. А при повреждении костей черепа, может быть поврежден и головной мозг, а это очень опасно. У.: Что ж, капитан команды «Солнышко» приносит ей 2 жетона. Вопрос капитану «Радуги»: каково назначение костей грудной клетки? Капитан: Я думаю, что эти кости защищают внутренние органы: легкие, сердце, печень, поджелудочную железу. У.: Ответ принят, и капитан получает 2 жетона. Вопрос капитану «Облака»: почему страшен перелом костей позвоночника? Капитан: В позвоночнике находится спинной мозг, который отвечает за движения наших рук и ног. При повреждении позвоночника может пострадать и спинной мозг, человек может стать инвалидом. У.:Я полностью согласна с ответом и команда может взять 2 жетона. И последний вопрос капитану «Снежинки»: изменяется ли рост человека в течение жизни? Если да, то в какие периоды? Капитан: Рост человека изменяется в течение жизни. Так человек усиленно растет в детстве. У.: Ответ неполный. Есть ли добавления у команды? Команда: Мы считаем, что рост человека изменяется и в старости. У.: Верно, и команда получает 1 очко. Все капитаны сегодня были молодцы и давали правильные ответы. Они могут занять свои места. А теперь давайте вместе ответим на вопросы: почему изменяется рост человека в детстве и в пожилом возрасте? Д.: В детстве человек растет за счет того, что клетки делятся, их количество увеличивается, изменяется длина и масса частей тела. Д.: А в пожилом возрасте клетки стареют, как бы уменьшаются. У.: Да, в этом возрасте старые клетки в костной ткани позвонков сплющиваются, теряют воду, становятся тоньше хрящевые диски между позвонками. А теперь приступим к работе в команде. Переверните листок № 3. Каждой команде даны 3 задания. Сколько будет правильных ответов, столько команда и заработает жетонов. Приступайте к работе. Дети работают в командах. У.: Первой выполнила задания команда «Снежинка». Послушаем ее ответ. Д.: Вопрос 1 : назовите отделы черепа. Ответ: в черепе есть лицевой и мозговой отделы. У.: Другие команды выражают свое согласие или несогласие с помощью «светофоров». Я вижу, что все согласны. Д.: Вопрос 2 : назовите тип соединения костей в колене. Ответ: колено- это сустав, и кости в нем соединяются подвижно. (Ответ принят). Д.: Вопрос 3: подчеркните лишнее: плечо, голень, предплечье, кисть. Лишнее слово голень, т.к. это кость ноги, а остальное- кости руки. У.: С ответом все согласны, и команда получает 3 жетона. Слово команде «Облако». Д.: Задание 1: назовите подвижную кость черепа. Это- нижняя челюсть. (Дети согласны). Д.: Следующий вопрос: как называют длинные кости? Мы считаем, что их называют трубчатыми. (Класс согласен) Д.: Вопрос 3: что образуют грудина и ребра? Отвечаем- это грудная клетка. (Дети согласны). У.: «Облако» заработало 3 жетона. Послушаем команду «Солнышко». Д.: Вопрос 1: какую функцию выполняют конечности? Наш ответ: с помощью ног мы можем передвигаться, руки помогают нам есть, одеваться, т.е. выполняют какую-либо работу. (Ответ принят). Д.: Вопрос 2: какое соединение между костями позвоночника? Наша команда считает, что позвонки соединяются между собой подвижно. (Класс не согласен). Другая команда: У нас другой ответ. Кости в позвоночнике соединены полуподвижно. (Ответ принят). У.: Дополнительный жетон получает ответившая команда. Продолжаем слушать ответы. Д.: Вопрос 3: из скольких позвонков состоит позвоночник? Из 33-х позвонков. У.: Ответ верен, и команда «Солнышко» зарабатывает 2 жетона. Слушаем последнюю команду. Д.: Задание 1: если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно….. Мы выбрали такой ответ: нужно подставить под холодную воду или положить холодный компресс. (Класс согласен). Д.: Вопрос 2: название какой кости напоминает рабочий инструмент? Команда считает, что это лопатка. (Дети согласны). Д.: Вопрос 3: что находится в полости трубчатой кости? Это костный мозг. У.: Молодцы! И «Радуга» получает 3 жетона. Теперь задаю вопросы всем командам. Назовите функции скелета. Д.: Скелет служит опорой для тела. Д.: Придает форму телу. Д.: Защищает внутренние органы и поддерживает их в определенном порядке. У.: Молодцы! И снова работа в команде. Переверните листок № 4. С левой стороны листка написаны типы соединения костей, а с правой- названия костей. Нужно соединить их стрелкой. У.: Проверяем работу. Попрошу по 1 участнику с каждой команды по очереди выйти к доске и прикрепить название кости к соответствующему типу соединения. Д.: Кости черепа соединены неподвижно за исключением нижней челюсти. (Ответ верен). Д.: Локоть я отнесу к подвижному соединению, т.к. это сустав, и он должен двигаться. (Класс согласен). Д.: Ребра и грудина присоединяются к позвоночнику неподвижно. У.: Все ли с этим согласны? Д.: Нет. Это соединение полуподвижное, т.к. ребра могут подниматься и опускаться при дыхынии. (Ответ принят). Д.: Кости кисти соединены между собой и крепятся к костям предплечья подвижно. (Дети согласны). У.: Подсчитайте количество верных ответов и возьмите столько же жетонов. У.: Давайте вспомним строение костей. Д.: Кости состоят из минеральных веществ. Д.: В них есть органические вещества, вода. Д.: Костный мозг. У.: А теперь проведем конкурс «Эрудит». Вопросы будут чуть посложнее. Отвечать на них может любой ребенок из любой команды. Если ответ правильный- команда зарабатывает жетон. 1-й вопрос: если масса человека 80 кг, почему масса костей приблизительно 10 кг, т.е. так мала? Д.: Потому что в организме человека много трубчатых костей. Внутри их легкий костный мозг, поэтому масса костей мала. У.: Ответ правильный. Вопрос № 2: когда человек выше: утром или вечером и почему? Д.: Рост выше утром, т.к. за ночь хрящевые диски между позвонками напитываются водой и питательными веществами и становятся толще. У.: Молодец и команда получает жетон. У.: Следующий вопрос: какие клетки живут меньше всего? Д.: Клетки, покрывающие внутренние стенки кишечника и клетки кожи. У.: И команда зарабатывает жетон. Последний вопрос: произошли ли изменения в костной системе человека в результате его исторического развития? Если да, то какие? Д.: Я считаю, что такие изменения были. Человек стал ходить на 2-х ногах, позвоночник у него выпрямился, кости ног стали более крупными, руки освободились для работы. У.: Есть дополнения? Д.: Изменилась и грудная клетка. Она стала белее плоской и широкой, т.к. человек ходил теперь прямо, а не на четвереньках. Мозговая часть черепа стала больше, а лицевая теряла грубость и стала меньше. У.: Молодцы! Оба ученика приносят командам по жетону. А теперь- разминка, и отвечать могут игроки любой команды. Только ли скелет нужен для опоры и движения? Д.: Нет. Нужны еще и мышцы. Д.: Как мы назовем костную и мышечную системы вместе? Д.: Мы назовем ее костно-мышечной системой или опорно-двигательной. У.: Назовем некоторые мышцы. (Учитель показывает по таблице, а дети называют: бицепс, мышца бедра, икроножная мышца). У.: Какие еще мышцы вы можете назвать? Д.: Мышцы между ребрами. Д.: Мышцы в желудке, кишечнике. Д.: Есть жевательные мышцы. У.: Если я сожму руку в кулак, какие мышцы будут работать? Д.: Я думаю, что сгибатели. У.: А если я разожму кулак, какие мышцы будут работать? Д.: Мышцы разгибатели. У.: Почему трудно сидеть на одном месте без движения? Д.: Потому, что при этом работают одни и те же мышцы, и они устают. У.: Что делать легче: стоять или ходить 10 минут? Д.: Я считаю, что ходить легче, т.к. при ходьбе идет смена работы мышц: они то работают, то отдыхают. У.: Проведем игру «Артист-мим». Каждая команда получает карточку с названием чувства. Все участники команды обсуждают, как это чувство лучше изобразить. Представитель команды выходит и изображает свое чувство. Если другая команда угадает, что им хотели показать, команда получает жетон. (На карточках чувства: радость , боль. страх, печаль). У.: Проведем разминку. Вы сейчас изображали боль. радость, страх, печаль. А какие мышцы помогли это изобразить? Д.: Это были мимические мышцы. У.: Верно. А к какому возрасту мышцы набирают силу? Д.: Примерно к 30 годам. У.: Почему у старых людей шаркающая походка? Д.: Мышцы у них слабеют, становятся дряблыми. У.: Почему человек просыпаясь, обычно подтягивается? Д.: Наверное, он таким способом готовит мышцы к работе. У.: А теперь у нас последнее командное задание. Переверните листок № 5. Там написано 8 пословиц. Но они разбиты на части. Вы должны соединить стрелками начало и конец. Дети работают в команде. У.: Слово команде, которая была первой, т.е. «Солнышку». Д.: В здоровом теле здоровый дух. Д.: Здоровому врач не нужен. Д.: Отвечает команда «Снежинка». Д.: Смолоду закалишься ….. У.: Помогаем «Снежинке». «Радуга»: Смолоду закалишься, на весь век пригодится. У.: И снова слово «Снежинке». Д.: Холода не бойся, по пояс мойся. У.: Продолжает «Радуга». Д.: Здоровье сгубишь- новое не купишь. Д.: Хворь не сорочка- с плеч не скинешь. У.: И осталась команда «Облако». Д.: Не рад больной и золотой кровати. Д.: Чеснок да лук- от семи недуг. У.: А теперь подсчитайте количество правильно составленных вами пословиц и возьмите соответствующее количество жетонов. У.: Ребята, как вы считаете, почему мы урок заканчиваем именно пословицами о здоровье? Имеют ли они отношение к нашей теме? Д.: Конечно, имеют. Ведь мы сегодня говорили о теле человека, о его опорно-двигательной системе. И скелет, и мышцы, и органы нужно беречь. Д.: Ведь поломанным костям нужно время на то, чтобы они срослись. При этом эти кости в момент болезни не будут выполнять свои функции, т.е. человек не сможет работать рукой или ногой. Д.: Если человек повредит мышцы, он не сможет нормально двигаться. Д.: Больные органы тоже не нужны человеку. У.: Но означает ли это, что мышцы должны все время отдыхать, что их не надо нагружать? Д.: Нет. Здоровым мышцам нужна работа. Их нужно тренировать, чтобы они были сильными, выносливыми. У.: Должны ли мы заботиться о своей осанке? Д.: Конечно. Мы должны правильно сидеть за партой, не сутулясь, соблюдать расстояние между глазами и тетрадью. Д.: Ходить прямо, расправив плечи. Д.: Лучше носить ранец за плечами, а не сумку в одной руке, т.к. может быть искривление позвоночника. У.: Итак, мы пришли к выводу, что здоровье- наше богатство и его надо беречь. |
Рефлексия. 1 мин. | У.: Подведем итоги урока. Что вам больше всего понравилось на уроке? Какие вопросы вас заинтересовали? Д.: Мне понравились вопросы «Эрудит». Д.: Мне игра «Артист –мим». Д.: Я с удовольствием работала с пословицами. Д.: Мне понравился вопрос: когда человек выше утром или вечером? Д.: Мне понравился вопрос про изменения в костной системе в процессе исторического развития человека. Д.: А я с удовольствием вспомнила виды клеток. |
Итог урока. 1 мин. | У.: А теперь можем подвести итог нашему соревнованию. Подсчитайте свои жетоны. Учитель подписывает количество баллов (жетонов) под эмблемой каждой команды. 2 команды, получившие наибольшее количество баллов, получают оценку 5 за урок, остальные-4. |
Домашнее задание. 1мин. | У.: Составьте небольшой рассказ или памятку о том, как нужно беречь свое здоровье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Тестовая работа по окружающему миру 3 класс потеме "Тела, вещества, частицы"
Тест ООМ 3 класс...
Урок окружающего мира 2 класс "Строение тела человека"
Урок окружающего мира 2 класс по ФГОС Школа России "Строение тела человека". технологическая карта...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"
Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Строение тела человека"
Тема: Строение тела человекаЦели:1. Ввести понятие "внешнее" и "внутреннее" строение тела человека.2. Познакомить с частями и внутренними органами человека.3. Дать первоначальное п...
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Строение тела человека» 3 класс УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему мирупо теме: «Строение тела человека»3 класс УМК «Перспектива»...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...