Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме: Тело человека. Опорно-двигательная система.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Журавлева Ирина Фаридовна

 

Цели урока:

  1. Закрепить и обобщить  знания по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».
  2. Развивать познавательный интерес; применять в работе ранее полученные знания; развивать общеучебные умения и навыки: наблюдения, сравнения, обобщения; учить рассуждать и делать выводы.
  3. Развивать умение работать коллективно, в команде.
  4. Способствовать развитию речевой культуры учащихся.

Цели учебной деятельности:

  1. Обобщение и систематизация  знаний по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».
  2. Сформировать убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова, учебник для 4 класса Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 118959_okruzh_mir_4_kl.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

   План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема урока: Тело человека. Опорно-двигательная система.

Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний.

Технология: обучение в сотрудничестве.

Цели урока:

  1. Закрепить и обобщить  знания по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».
  2. Развивать познавательный интерес; применять в работе ранее полученные знания; развивать общеучебные умения и навыки: наблюдения, сравнения, обобщения; учить рассуждать и делать выводы.
  3. Развивать умение работать коллективно, в команде.
  4. Способствовать развитию речевой культуры учащихся.

Цели учебной деятельности:

  1. Обобщение и систематизация  знаний по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».
  2. Сформировать убеждение в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова, учебник для 4 класса Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир».

Оборудование: карточки с заданиями (лежат на столе у каждой команды в перевернутом виде, образцы даны в конце конспекта урока), таблицы «Скелет», «Мышцы», «Строение клетки», «Виды клеток», 4 таблички с наименованием костей: череп, локоть, ребра и грудина, кисть, 3 таблицы с типами соединений: неподвижное, подвижное, полуподвижное, по 1 «светофору» у каждой команды.

Структурные элементы урока

Содержание взаимодействия учащихся

Организационный момент.

3 мин.

У.: Сегодня у нас необычный урок, мы проведем урок- соревнование. На уроке мы обобщим и систематизируем наши знания по теме «Тело человека».Чтобы наш урок прошел интересно, весь класс мы разделили на 4 команды. Каждая команда заранее получила задание: выбрать капитана, придумать название, нарисовать символ своей команды. Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием.

Капитаны команд представляют себя, свою команду и передают учителю эмблему, которую тот прикрепляет на доску. Выбраны 4 названия: «Солнышко», «Радуга», «Снежинка», «Облако».

У.: На столе у каждой команды есть коробочка с жетонами. Жетоны будет брать капитан за те  задания,  за  которые я укажу. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, т.е. жетонов.

Обобщение и систематизация знаний.

34 мин.

У.: Итак, начинаем соревнование. У каждой команды лежит на столе листок № 1. Переверните его. На этом листе изображено тело человека, есть цифры. Нужно подписать органы и части тела человека. Работаем в команде. Когда команда закончит выполнять задание, капитан поднимает зеленый сигнал «светофора». 

Дети выполняют задание.

У.: Способ проверки будет такой: 1 и3 команды должны назвать части тела человека, а 2 и 4 команды- органы человека.

У.: Первой была команда «Солнышко». Даем ей слово.

Д.: Части тела человека: руки, ноги, голова, туловище.

У.: Есть дополнения у 3 команды? Нет?  Тогда 1 команда получает жетон. Даю слово 4-й команде, т.к. она закончила задание раньше.

Д.: Органы человека: легкие, сердце, желудок, кишечник.

У.: Согласна ли с этим 2-я команда?

Д.: Да. Но мы отметили еще 1 орган- это печень.

У.: Верно. И жетон берет себе 2-я  команда. А  теперь небольшая разминка. Отвечают игроки любых команд. Разминка проходит без жетонов. Мы сейчас говорили об организме человека. А из чего состоят все живые организмы, и человеческий организм  в том числе?

Д.: Живые организмы состоят из клеток.

У.: Приведите примеры клеток, которые мы можем увидеть невооруженным глазом.

Д.: Клетки арбуза, апельсина.

У.: Докажите, что клетка- живой организм.

Д.: Она рождается, растет.

Д.: Дает потомство, умирает.

Д.: Питается, дышит.

У.: А теперь снова поработаем в команде. Переверните листок № 2. У каждой команды свое задание, читайте внимательно и выполняйте.

Дети выполняют задание.

У.: Первой была  команда-«Радуга». Ей слово.

Д.: Нам надо было подписать виды клеток. 1-й рисунок- это костная клетка, 2-й- нервная клетка. (Учитель проводит проверку по соответствующим таблицам на доске).

У.: Все согласны? 2-я команда получает жетон. Слушаем команду «Снежинка».

Д.: Нам нужно было выбрать определение что такое «ткань». Мы считаем, что ткань- это клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу.

У.: Просигнальте «светофорами», согласны ли вы с этим утверждением? Я вижу, что да, и «Снежинка» зарабатывает жетон. Теперь слово команде «Облако».

Д.: Мы тоже подписывали виды клеток. 1-й рисунок- мышечная клетка, 2-й- клетка эпителия.

У.: По «светофорам»  я вижу, что у ребят тоже такой ответ. И «Облако» получает жетон.  Осталась команда «Солнышко».

Д.: Наша команда получила задание подписать строение клетки. № 1-это ядро, № 2- это цитоплазма, № 3- это оболочка.

У.: «Солнышко» тоже получает жетон. Следующее задание- разминка. На доске есть кроссворд,  и  мы должны его отгадать.

1) Не часы, а тикает.

Д.: Я думаю, это время.

У.: Ответ неправильный. Есть еще ответы? Я подскажу, что это орган человека.

Д.:  Может быть это сердце?

У.: Верно. (Вписывает слово).

2) Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества.

Д.: Это, наверное, клетки.

У.: Все согласны с таким ответом?

Д.: Нет. У меня ответ кровь.

У.: Так  какой ответ будем считать верным?

Д.: Я считаю, что это кровь.

Д.: И я так думаю.

У.: Пишем слово кровь. 3)Когда сытый- он молчит, когда голоден- урчит.

Д.: Это- желудок.

У.: Ответ верный. 4) Орган зрения.

Д.: Глаза.

У.: Возьмем  слово глаз. 5) Органы дыхания человека.

Д.: Это- легкие.

У.: Верно, впишем это слово в кроссворд. 6) И говорит, и кушает.

Д.: Я думаю, это- рот.

У.: Согласна. Итак, наш кроссворд заполнен весь. Прочитаем слово в середине.

Д.: Получилось слово скелет.

У.: Отгадайте,  каким будет следующее задание?

Д.: Наверное, что-то связанное со скелетом.

У.: Догадались. Сейчас мы будем называть части скелета.

Учитель показывает по таблице, а дети называют: череп, позвоночник; кости верхних конечностей: лопатка, ключица,  плечо, кости предплечья, кости кисти; кости таза;  грудная клетка: грудина и ребра; кости нижних конечностей: бедренная кость, большая берцовая кость, малая берцовая кость и кости стопы.

У.: Молодцы! Справились и с этим заданием. А теперь- конкурс капитанов. Прошу капитанов выйти на середину класса. Я задаю вам вопрос. Над ним думает и команда. Если капитан отвечает на него без помощи команды, то зарабатывает 2 жетона, если с помощью команды- 1 жетон. Вопрос 1-му капитану:  почему страшны переломы костей черепа?

Капитан: Кости черепа защищают головной мозг. А при повреждении костей черепа, может быть поврежден и головной мозг, а это очень опасно.

У.: Что ж, капитан команды «Солнышко»  приносит ей 2 жетона. Вопрос капитану «Радуги»: каково назначение костей грудной клетки?

Капитан: Я думаю, что эти кости защищают внутренние органы: легкие,  сердце, печень, поджелудочную железу.

У.: Ответ принят, и капитан получает 2 жетона. Вопрос капитану «Облака»: почему страшен перелом костей позвоночника?

Капитан: В позвоночнике находится спинной мозг, который отвечает за движения наших рук и ног. При повреждении позвоночника может пострадать и спинной мозг, человек может стать инвалидом.

У.:Я полностью согласна с ответом и команда может взять 2 жетона. И последний вопрос капитану «Снежинки»: изменяется ли рост человека в течение жизни? Если да, то в какие периоды?

Капитан: Рост человека изменяется в течение жизни. Так человек усиленно растет в детстве.

У.: Ответ неполный. Есть ли добавления у команды?

Команда: Мы считаем, что рост человека изменяется и в старости.

У.: Верно, и команда получает 1 очко. Все капитаны сегодня были молодцы и давали правильные ответы. Они могут занять свои места. А теперь давайте вместе ответим на вопросы: почему изменяется рост человека в детстве и в пожилом возрасте?

Д.: В детстве человек растет за счет того, что клетки делятся, их количество увеличивается, изменяется длина и масса частей тела.

Д.: А в пожилом возрасте клетки стареют, как бы уменьшаются.

У.: Да, в этом возрасте старые клетки в костной ткани позвонков сплющиваются, теряют воду, становятся тоньше хрящевые диски между позвонками. А теперь приступим к работе в команде. Переверните листок № 3. Каждой команде даны 3 задания. Сколько будет правильных ответов, столько команда и заработает жетонов. Приступайте к работе.

Дети работают в командах.

У.: Первой выполнила  задания команда «Снежинка». Послушаем ее ответ.

Д.: Вопрос 1 : назовите отделы черепа. Ответ: в  черепе есть лицевой и мозговой отделы.

У.: Другие команды выражают свое согласие или несогласие с помощью «светофоров».  Я вижу, что все согласны.

Д.:  Вопрос 2 : назовите тип соединения костей в колене. Ответ: колено- это сустав,  и кости в нем соединяются подвижно. (Ответ принят).

Д.: Вопрос 3: подчеркните лишнее: плечо, голень, предплечье, кисть. Лишнее слово голень, т.к. это кость ноги, а остальное- кости руки.

У.: С ответом все согласны, и команда получает 3 жетона. Слово команде «Облако».

Д.: Задание  1: назовите подвижную кость черепа. Это- нижняя челюсть. (Дети согласны).

Д.: Следующий вопрос: как называют длинные кости? Мы считаем, что их называют трубчатыми. (Класс согласен)

Д.: Вопрос 3:  что образуют грудина и ребра? Отвечаем- это грудная клетка. (Дети согласны).

У.:  «Облако» заработало 3 жетона. Послушаем команду «Солнышко».

Д.:  Вопрос 1: какую функцию выполняют конечности? Наш ответ: с помощью ног мы можем передвигаться, руки помогают нам есть, одеваться, т.е. выполняют какую-либо работу. (Ответ принят).

Д.: Вопрос 2: какое соединение между костями позвоночника? Наша команда считает, что позвонки соединяются между собой подвижно. (Класс не согласен).

Другая команда: У нас другой ответ. Кости в позвоночнике соединены полуподвижно. (Ответ принят).

У.: Дополнительный жетон получает ответившая команда. Продолжаем слушать ответы.

Д.: Вопрос 3: из скольких позвонков состоит позвоночник? Из 33-х позвонков.

У.: Ответ верен,  и  команда  «Солнышко» зарабатывает 2 жетона. Слушаем последнюю команду.

Д.: Задание 1: если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно….. Мы выбрали такой ответ: нужно подставить под холодную воду или положить холодный компресс. (Класс согласен).

Д.: Вопрос 2: название какой кости напоминает рабочий инструмент?  Команда считает, что это лопатка. (Дети согласны).

Д.: Вопрос 3: что находится в полости трубчатой кости? Это костный мозг.

У.: Молодцы! И «Радуга» получает 3 жетона. Теперь задаю вопросы всем командам. Назовите функции скелета.

Д.: Скелет служит опорой для тела.

Д.: Придает форму телу.

Д.: Защищает внутренние органы и поддерживает их в определенном порядке.

У.: Молодцы! И снова работа в команде. Переверните листок № 4. С левой стороны листка написаны типы соединения костей, а с правой- названия костей. Нужно соединить их стрелкой.

У.: Проверяем работу. Попрошу по 1 участнику с каждой команды по очереди выйти к доске и прикрепить название кости к соответствующему типу соединения.

Д.:  Кости черепа соединены неподвижно за исключением нижней челюсти. (Ответ верен).

Д.:  Локоть я отнесу к подвижному соединению,  т.к. это сустав,  и  он должен двигаться. (Класс согласен).

Д.:  Ребра и грудина присоединяются к позвоночнику неподвижно.

У.:   Все ли с этим согласны?

Д.:   Нет. Это соединение полуподвижное, т.к. ребра могут подниматься и опускаться при дыхынии. (Ответ принят).

Д.:  Кости кисти соединены между собой и крепятся к костям предплечья подвижно. (Дети согласны).

 У.:  Подсчитайте количество верных ответов и возьмите столько же жетонов.

 У.:  Давайте вспомним строение костей.

Д.:  Кости состоят из минеральных веществ.

Д.: В них есть органические вещества, вода.

Д.: Костный мозг.

У.: А теперь проведем конкурс «Эрудит». Вопросы будут чуть посложнее. Отвечать на них может любой ребенок из любой команды. Если ответ правильный- команда зарабатывает жетон. 1-й вопрос: если масса человека 80 кг, почему масса костей приблизительно 10 кг, т.е. так мала?

Д.: Потому что в организме человека много трубчатых костей. Внутри их легкий костный мозг, поэтому масса костей мала.

У.: Ответ правильный. Вопрос № 2: когда человек выше: утром или вечером и почему?

Д.: Рост выше утром, т.к. за ночь хрящевые диски между позвонками напитываются водой и питательными веществами и становятся толще.

У.: Молодец и команда получает жетон.

У.: Следующий вопрос: какие клетки живут меньше всего?

Д.: Клетки, покрывающие внутренние стенки кишечника и клетки  кожи.

У.: И команда зарабатывает жетон. Последний вопрос: произошли ли изменения в костной системе человека в результате его исторического развития? Если да, то какие?

Д.:  Я считаю, что такие изменения были. Человек стал ходить на 2-х ногах, позвоночник у него выпрямился, кости ног стали более крупными, руки освободились для работы.

У.:  Есть дополнения?

Д.:  Изменилась и грудная клетка. Она стала белее плоской и широкой, т.к. человек ходил теперь прямо, а не на четвереньках. Мозговая часть черепа стала больше, а лицевая теряла грубость и стала меньше.

У.:  Молодцы! Оба ученика приносят командам по жетону. А теперь- разминка,  и отвечать могут игроки любой команды. Только ли скелет нужен для опоры и движения?

Д.:  Нет. Нужны еще и мышцы.

Д.:  Как мы назовем костную и мышечную системы вместе?

Д.:  Мы назовем ее костно-мышечной системой или опорно-двигательной.

У.:  Назовем некоторые мышцы. (Учитель показывает по таблице, а дети называют: бицепс, мышца бедра, икроножная мышца).

У.:  Какие еще мышцы вы можете назвать?

Д.:  Мышцы между ребрами.

Д.:  Мышцы в желудке, кишечнике.

Д.:  Есть жевательные мышцы.

У.:  Если я сожму руку в кулак, какие мышцы будут работать?

Д.:  Я думаю, что сгибатели.

У.:  А  если я разожму кулак, какие мышцы будут работать?

Д.:  Мышцы разгибатели.

У.: Почему трудно сидеть на одном месте  без движения?

Д.:  Потому, что при этом работают одни и те же мышцы, и они устают.

У.: Что делать легче: стоять или ходить 10 минут?

Д.:   Я считаю, что ходить легче, т.к. при ходьбе идет смена работы мышц: они то работают, то отдыхают.

У.: Проведем игру «Артист-мим». Каждая команда получает карточку с названием чувства. Все участники команды обсуждают,  как это чувство лучше изобразить. Представитель команды выходит и изображает свое чувство. Если  другая команда угадает, что им хотели показать, команда получает жетон. (На карточках чувства: радость , боль. страх, печаль).

У.: Проведем  разминку. Вы сейчас изображали боль. радость, страх, печаль. А какие мышцы помогли это изобразить?

Д.:  Это были мимические мышцы.

У.: Верно. А к какому возрасту мышцы набирают силу?

Д.:   Примерно к 30 годам.

У.: Почему у старых людей шаркающая походка?

Д.:  Мышцы у них слабеют, становятся дряблыми.

У.: Почему человек просыпаясь, обычно подтягивается?

Д.:  Наверное, он таким способом готовит мышцы к работе.

У.: А теперь у нас последнее командное задание. Переверните листок № 5. Там написано 8 пословиц. Но они разбиты на части. Вы должны соединить стрелками начало и конец.

Дети работают в команде.

У.: Слово команде, которая была первой, т.е. «Солнышку».

Д.:  В здоровом теле здоровый дух.

Д.:   Здоровому  врач не нужен.

Д.:   Отвечает команда «Снежинка».

Д.:  Смолоду закалишься …..

У.:  Помогаем  «Снежинке».

«Радуга»:  Смолоду закалишься, на весь век пригодится.

У.: И снова слово «Снежинке».

Д.:  Холода не бойся,  по пояс мойся.

У.: Продолжает  «Радуга».

Д.:  Здоровье сгубишь- новое не купишь.

Д.:  Хворь  не сорочка- с плеч не скинешь.

У.: И осталась команда «Облако».

Д.:  Не рад больной и золотой кровати.

Д.:  Чеснок да лук- от семи недуг.

У.: А теперь подсчитайте количество правильно составленных вами пословиц и возьмите соответствующее количество жетонов.

У.: Ребята, как вы считаете, почему мы урок заканчиваем именно пословицами о здоровье?  Имеют ли они отношение к нашей теме?

Д.:  Конечно, имеют. Ведь мы сегодня говорили о теле человека, о его опорно-двигательной системе. И скелет, и мышцы, и органы нужно беречь.

Д.:  Ведь поломанным костям нужно время на то, чтобы они срослись. При этом эти кости в момент болезни не будут выполнять свои функции, т.е. человек не сможет работать рукой или ногой.

Д.:  Если человек повредит мышцы, он не сможет нормально двигаться.

Д.:  Больные органы тоже не нужны человеку.

У.: Но означает ли это, что мышцы должны все время отдыхать, что их не надо нагружать?

Д.:  Нет. Здоровым мышцам нужна работа. Их нужно тренировать, чтобы они были сильными, выносливыми.

У.: Должны ли мы заботиться о своей осанке?

Д.:  Конечно. Мы должны правильно сидеть за партой, не сутулясь,  соблюдать расстояние между глазами и тетрадью.

Д.:  Ходить прямо,  расправив плечи.

Д.:  Лучше носить ранец за плечами, а не сумку в одной руке, т.к. может быть искривление позвоночника.

У.: Итак, мы пришли к выводу, что здоровье- наше богатство и его надо беречь.

 Рефлексия.

1 мин.

У.: Подведем итоги урока.  Что вам больше всего понравилось  на уроке? Какие вопросы вас заинтересовали?

Д.:  Мне понравились вопросы «Эрудит».

Д.:  Мне игра «Артист –мим».

Д.:  Я с удовольствием работала с пословицами.

Д.:  Мне понравился вопрос: когда человек выше утром или вечером?

Д.:  Мне понравился вопрос про изменения в костной системе в процессе исторического развития человека.

Д.:  А я с удовольствием вспомнила виды клеток.

Итог урока.

1 мин.

У.: А теперь можем подвести итог нашему соревнованию. Подсчитайте свои жетоны.

Учитель подписывает количество баллов (жетонов) под эмблемой каждой команды.  2 команды, получившие наибольшее количество баллов, получают оценку 5 за урок, остальные-4.

 Домашнее задание.

1мин.

У.: Составьте  небольшой рассказ или памятку о том, как нужно беречь свое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Урок окружающего мира 2 класс "Строение тела человека"

Урок окружающего мира 2 класс по ФГОС  Школа России "Строение тела человека". технологическая карта...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"

Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Строение тела человека"

Тема: Строение тела человекаЦели:1. Ввести понятие "внешнее" и "внутреннее" строение тела человека.2. Познакомить с частями и внутренними органами человека.3. Дать первоначальное п...

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Строение тела человека» 3 класс УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему мирупо теме: «Строение тела человека»3 класс УМК «Перспектива»...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...