Рабочая программа по чтению .2класс, школа 8 вида.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа по чтению. 2 класс, школа 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_chteniyu.doc | 211.5 КБ |
trudovoe_obuchenie.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай»
РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА на заседании МО Протокол № ____ от «____»__________20___г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай» ____________ Л.Г.Трескина «____»___________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай» ______ М.В.Смышляева «____»__________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение» во 2 а классе
Составила:
Казанцева Елена Борисовна
учитель начальных классов
г. Горно-Алтайск
2012г.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2009году; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п., учебника чтения для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений автора С.Ю.Ильиной, рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенного издательством «Просвещение» в 2009 году.
Рабочая программа рассчитана на 172 часа (5 часов в неделю). Рабочая программа составлена на основании программы под редакцией В.В.Воронковой с учетом последовательности изложения материала в учебнике.
Основными задачами обучения чтению в начальных классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Постепенно у учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы.
В течение всего года будет формироваться техника чтения, проводиться работа над пониманием прочитанного, развитием устной речи учащихся, работа по внеклассному чтению, которая будет способствовать развитию интереса к чтению.
Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное, речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед обучающимися сама жизнь.
Основными задачами обучения чтения являются:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя
- осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- развивать познавательный интерес, познавательную деятельность детей;
- расширять их кругозор, словарный запас;
- воспитывать нравственные качества;
- формировать навыки правильного чтения.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей:
- развития интереса к чтению;
- знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы;
- формирования навыков самостоятельного чтения книг;
- умения выбирать книгу по интересу.
Принципы реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
· научность;
· сознательность и активность обучающихся;
· наглядность.
Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Методы:
наглядность;
· взаимодействие;
· поощрение;
· наблюдение;
· коллективная работа, работа в парах;
· игра.
Приемы:
· анализ и синтез;
· сравнение;
· аналогия;
· обобщение.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся во 2 классе.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
Обучающиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
4. Основное содержание учебного предмета
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования обучающихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Чтение произведений по темам:
«Зазвенел звонок – начался урок».
«Осенние страницы».
«Сказка за сказкой».
«Мир животных»
«Птицы – наши друзья»
«Зимние страницы».
«Все мы делаем сами и своими руками»
«Буду делать хорошо и не беду плохо».
«Ежели вы вежливы».
«Весенние страницы».
«Посмеемся, улыбнемся».
«Летние страницы».
«Как хорошо уметь читать!»
5.Учебно-методические средства:
1.Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. В.В.Воронкова - М. «Просвещение». 2009 г.
2. Учебник чтения для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.Ю.Ильина - М.»Просвещение». 2011 ч.
3. Методическое руководство к учебнику « Книга для чтения» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида С.Ю.Ильина М.»Просвещение» 2004 г.
Дополнительная литература ( для заучивания наизусть):
О. Высоцкая «Праздник Октября»
А. Плещеев «Осенью»
А. Барто «Наша Таня»
С. Михалков «Ёлка»
А. Блок «Зайчик»
Е. Трутиева «На крылечко снежок падает не тает»
И. Суриков «Зима»
Е. Благинина «Флажок»
З. Александрова «В школу»
6. Календарно- тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела и темы урока | Часы учебного времени | Даты |
I четверть -46 ч | |||
1 | «Зазвенел звонок – начался урок» (18 часов) По Н. Саксонской «Осень в школе». | 1 | 02.09 |
2 | Р. Сеф «Я могу считать до ста». | 1 | 3 |
3 | По В. Берестову «Где лево, где право». | 1 | 4 |
4 | По В. Драгунскому «Школьные слова». | 1 | 5 |
5 | По М. Яскову «Я учусь писать». | 1 | 6 |
6 | Л. Толстой «Таня знала буквы». | 1 | 9 |
7 | По К. Ушинскому «В школе». | 1 | 10 |
8 | По В. Викторову «Мы дежурим». | 1 | 11 |
9 | По В. Голявкину «Про то, для кого Вовка учится». | 1 | 12 |
10 | По Э. Мошковской «Физкультура». | 1 | 12 |
11 | По Р. Сефу «Пятерка». | 1 | 16 |
12 | По К. Ушинскому «Всякой вещи свое место». | 1 | 17 |
13 | М. Юдалевич «Три плюс пять». | 1 | 18 |
14 | По В. Голявкину «Первый урок». | 1 | 19 |
15 | Вн.ч. «Узнай, как дела у детей обстоят» | 1 | 20 |
16 | По В. Драгунскому «Уроки». | 1 | 23 |
17 | Г. Мамлин «Давайте складывать слова». | 1 | 24 |
18 | Обобщение по теме «Зазвенел звонок – начался урок». | 1 | 25 |
19 | «Осенние страницы» - (15 часов) По Г. Скребицкому «Художник - Осень». | 1 | 26 |
20 | С. Козлов «В эту осень». | 1 | 27 |
21 | М. Ивенсен «Падают, падают листья». | 1 | 30 |
22 | В. Викторов. « Здравствуй, осень» | 1 | 01.10 |
23 | По А. Митяеву «В октябре». | 1 | 2 |
24 | Г. Ладонщикова «Верная примета». | 1 | 3 |
25 | А. Степанов «Когда шубу носить?» | 1 | 4 |
26 | Е. Трутнева «Эхо». | 1 | 7 |
27 | По И. Соколову – Микитову «Белки». | 1 | 8 |
28 | Е. Благинина «Белкина кладовая». | 1 | 9 |
29 | По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий». | 1 | 10 |
30 | Вн.ч. «Устное народное творчество». Потешки, поговорки, скороговорки. | 1 | 11 |
31 | По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий». | 1 | 14 |
32 | По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий». | 1 | 15 |
33 | Обобщение по теме «Осенние страницы». | 1 | 16 |
34 | «Сказка за сказкой»- (8 часов) Русские народные сказки. Сказка «Вершки и корешки». | 1 | 17 |
35 | Сказка «Лиса и журавль». | 1 | 18 |
36 | Сказка «Рак и Лиса». | 1 | 21 |
37 | Сказка «Старик и два медвежонка». | 1 | 22 |
38 | Сказки разных народов. Ингушская сказка «Заяц и черепаха». | 1 | 23 |
39 | Румынская сказка «Волк и лошадь». | 1 | 24 |
40 | Японская сказка «Добрый крестьянин». | 1 | 25 |
41 | Обобщение по теме «Сказка за сказкой». | 1 | 28 |
42 | «Мир животных» (21 час) Р. Сеф «Кто любит собак». | 1 | 29 |
43 | Английская народная песенка «Барашек». | 1 | 30 |
44 | А. Введенский «Загадка». | 1 | 31 |
45-46 | В.Лифшиц «Кролик». | 2 | 01, 04.11 |
II четверть– 34часа | |||
47 | Ю. Коринец «Лапки». | 1 | 12 |
48 | Е. Благинина «Котенок». | 1 | 13 |
49 | А. Барто «Собака». | 1 | 14 |
50 | Е. Чарушин «Еж». | 1 | 15 |
51 | Я. Агафонова «Живой букет». | 1 | 18 |
52 | По Г. Снегиреву «Медвежонок». | 1 | 19 |
53 | По Г. Снегиреву «Медвежонок». | 1 | 20 |
54 | По И. Соколову – Микитову «Лисья нора». | 1 | 21 |
55 | С. Черный «Кто ?» | 1 | 22 |
56 | По Г. Снегиреву «Бобренок». | 1 | 25 |
57 | По Г. Снегиреву «Бобренок». | 1 | 26 |
58 | С. Маршак «Детский дом». | 1 | 27 |
59 | Р. Зеленая, С. Иванов «Животные». | 1 | 28 |
60 | Р. Зеленая, С. Иванов «Животные». | 1 | 29 |
61 | Обобщение по теме «Мир животных». | 1 | 02.12 |
62 | Вн.ч. «О братьях наших меньших» Рассказы Чаплиной, Житкова, Чарушина. | 1 | 3 |
63 | «Птицы – наши друзья» (7 часов) По И. Соколову – Микитову «Соловей». |
1 | 4 |
64 | Г. Снегирев «Ворон». | 1 | 5 |
65 | Г. Ладонщиков «Спор на скворечне». | 1 | 6 |
66 | По Н. Сладкову «Пылесос». | 1 | 9 |
67 | По Н. Сладкову «Пылесос». | 1 | 10 |
68 | По В. Голявкину «Птичка». | 1 | 11 |
69 | Обобщение по теме «Птицы – наши друзья». | 1 | 12 |
70 | «Зимние страницы» ( 11 часов) Н. Егоров «По ягоды на лыжах». |
1 | 13 |
71 | По Л. Воронковой «Снег идет». | 1 | 16 |
72 | Л.Наппельбаум «Озорные снежинки». | 1 | 17 |
73 | По Е.Кузнецовой «Семка и Мороз». | 1 | 18 |
74 | С. Маршак «Белая страница». | 1 | 19 |
75 | В. Бианки «Книга зимы». | 1 | 20 |
76 | Вн.ч. «Волшебница-зима» Стихи и рассказы о зиме. Д. Хармс «Что это было?» В. Сухомлинский «Зайчик и рябина». Г. Ладонщиков «Наши друзья». По Н. Сладкову «Зимний запас». | 1 | 23 |
77 | Б. Брехт «Зимний разговор». Е. Махалова «Что такое Новый Год?» | 1 | 24 |
78 | По Н. Плавильщикову «Храбрая птица». Ю. Кушак «Ночное приключение». | 1 | 25 |
79 | По Л. Сергееву «Снеговики». | 1 | 26 |
80 | Е.Благинина «Зимние загадки» | 1 | 27 |
III четверть– 49часов | |||
81 | «Все мы делаем сами и своими руками» (20 часов) Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». |
1 | 13.01 |
82 | А. Гарф «Вот такие наши руки». | 1 | 14 |
83 | В. Голышкин «Белоручки». | 1 | 15 |
84 | В. Осеева «Своими руками». | 1 | 16 |
85 | М. Коцюбинский «Десять помощников». | 1 | 17 |
86 | Е. Пермяк «Первая рыбка». | 1 | 20 |
87 | Г. Ладонщиков «Кукла и Катя». | 1 | 21 |
88 | Е.Серова «Разговор о технике». | 1 | 22 |
89 | И. Мазнин «Странное дело». | 1 | 23 |
90 | По И. Тихонову «Вкусный пирог». | 1 | 24 |
91 | По И. Тихонову «Вкусный пирог». | 1 | 27 |
92 | Г. Глушнев «Мы вдвоем». | 1 | 28 |
93 | По Г. Голявкину «Подходящая вещь». | 1 | 29 |
94 | По Г. Голявкину «Подходящая вещь». | 1 | 30 |
95 | Вн.ч. «По дорогам сказки». Сказки Андерсена. | 1 | 31 |
96 | М.Глазков «Танечка – хозяйка». | 1 | 3.02 |
97 | М.Моисеева «Доктор Петрова». | 1 | 4 |
98 | По Е. Пермяку «Мамина работа». | 1 | 5 |
99 | По Е. Пермяку «Мамина работа». | 1 | 6 |
100 | Обобщение по теме «Все мы сделаем сами и своими руками». | 1 | 7 |
101 | «Буду делать хорошо и не буду плохо» (16 часов) А.Кузнецова «Подружки». | 1 | 10 |
102 | А. Барто «Рыцари». | 1 | 11 |
103 | Н. Сладков «Жалейкин и пруд». | 1 | 12 |
104 | Н. Сладков «Жалейкин и пруд». | 1 | 13 |
105 | Р.Зеленая и С. Иванов «Страшная история». | 1 | 14 |
106 | Р.Зеленая и С. Иванов «Страшная история». | 1 | 17 |
107 | По Т. Пономаревой «Хитрое яблоко». | 1 | 18 |
108 | По Т. Пономаревой «Хитрое яблоко». | 1 | 19 |
109 | М. Пляцковский «Урок дружбы». | 1 | 20 |
110 | Вн.ч. «О чем говорят стихи» Стихи Барто, Маршака, Михалкова, Заходера. | 1 | 21 |
111 | В. Хомченко «Яблоко». | 1 | 25 |
112 | В. Хомченко «Яблоко». | 1 | 26 |
113 | В.Карасева «Про Людочку». | 1 | 27 |
114 | Р. Баумволь «Никто не мешает». | 1 | 28 |
115 | С. Прокофьева «Сказка про честные ушки». | 1 | 03.03 |
116 | Обобщение по теме «Буду делать хорошо и не буду плохо». | 1 | 4 |
117 | «Ежели вы вежливы» (9 часов) Н. Красильников «Доброе утро». | 1 | 5 |
118 | Л. Каминский «Как Маша ела яблоко». | 1 | 6 |
119 | По В. Голышкину «Удивительное превращение». | 1 | 7 |
120 | По В. Голышкину «Удивительное превращение». | 1 | 10 |
121 | А. Седугин «Брысь, шапочка!» | 1 | 11 |
122 | С.Маршак «Песенка о вежливости». | 1 | 12 |
123 | По Я. Пинясову «Кто грамотней?» | 1 | 13 |
124 | Обобщение по теме «Ежели вы вежливы». | 1 | 14 |
125 | Вн.ч. «Больше всех на свете маму я люблю». Рассказы Артюховой, Благининой, Воскресенской. | 1 | 17 |
126 | «Весенние страницы» (16 часов) Л. Модзалевский «Появление весны». |
1 | 18 |
127 | И. Соколов – Микитов «Весна красна». | 1 | 19 |
128 | Ю. Коринец «Март». Л. Барбас «Поздравление». | 1 | 20 |
129 | М. Пляцковский «Сосульки». М.Борисова «Песенка капели». | 1 | 21 |
IV четверть– 42 часа | |||
131 | По Г. Скребицкому «Художник – Весна». | 1 | 01.04 |
132 | Е. Серова «Подснежник». | 1 | 2 |
133 | По Ю. Ковалю «Белое и желтое». | 1 | 3 |
134 | З. Александрова «Салют весне». | 1 | 4 |
135 | Н. Сладков «Любитель цветов». | 1 | 7 |
136 | В. Хомченко «Терем – рукавица». | 1 | 8 |
137 | Г. Виеру «Девятое мая». | 1 | 9 |
138 | По Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все». | 1 | 10 |
139 | Т. Белозерова «Майский праздник». | 1 | 11 |
140 | П. Воронько «Лучше нет родного края». | 1 | 14 |
141 | Обобщение по теме «Весенние страницы». | 1 | 15 |
142 | Вн. ч. «Рассказы о животных» | 1 | 16 |
143 | «Посмеемся, улыбнемся» (13 часов) О. Григорьев «Повар». |
1 | 17 |
144 | Э. Успенский «Память». | 1 | 18 |
145 | Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета». | 1 | 21 |
146 | По Л. Пантелееву «Как поросенок говорить научился». | 1 | 22 |
147 | По Л. Пантелееву «Как поросенок говорить научился». | 1 | 23 |
148 | Ю. Кушак «Банька». | 1 | 24 |
149 | По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать». | 1 | 25 |
150 | По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать». | 1 | 28 |
151 | В. Лапшин «Познакомился». | 1 | 29 |
152 | Веселые загадки. | 1 | 30 |
153 | По Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» | 1 | 02.05 |
154 | Обобщение по теме «Посмеемся, улыбнемся». | 1 | 5 |
155 | Вн. ч. Книжкины загадки. | 1 | 6 |
156 | «Летние страницы» (10 часов) Е.Трутнева «Земляника». | 1 | 7 |
157 | К.Ушинский «Солнце и радуга». | 1 | 8 |
158 | Л. Мануш «Мост». | 1 | 12 |
159 | А. Седугин «Шмель и Миша». | 1 | 13 |
160 | А. Седугин «Шмель и Миша». | 1 | 14 |
161 | По В. Хомченко «Гнездо в траве». | 1 | 15 |
162 | По В. Хомченко «Гнездо в траве». | 1 | 16 |
163 | Л. Фадеева «Каникулы». | 1 | 19 |
164 | Летние загадки. | 1 | 20 |
165 | Обобщение по теме «Летние страницы». | 1 | 21 |
166 | «Как хорошо уметь читать!» (7 часов) В. Берестов «Читалочка». | 1 | 22 |
167 | И.Железнова «Раньше улица молчала». | 1 | 23 |
168 | Р. Сеф «Читателю». | 1 | 26 |
169 | В. Голявкин «Спрятался». | 1 | 27 |
170 | Л. Пантелеев «Ау». | 1 | 28 |
171 | Д. Чиарди «Прощальная игра». | 1 | 29 |
172 | Обобщение по теме «Как хорошо уметь читать!» | 1 | 30 |
Всего за учебный год: 172 часа |
Предварительный просмотр:
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай»
РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА на заседании МО Протокол № ____ от «____»__________20___г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай» ____________ Л.Г.Трескина «____»___________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай» ______ М.В.Смышляева «____»__________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
во 2 а классе
Составила:
Казанцева Елена Борисовна
учитель начальных классов
г. Горно-Алтайск
2012г.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Ручной труд является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановлением Правительства РФ от 10.03. 2000 г. №212., 23.12.2002 г., Методическим письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г., Единой концепцией специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2009году; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п., учебника Технология. Ручной труд: 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, автора Л.А. Кузнецовой, рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенного филиалом издательства «Просвещение» в 2011 году.
Рабочая программа рассчитана на 67 часов, 2 часа в неделю.
Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребёнка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем. чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность, подобрать эстетически значимые объекты труда, соответствующие возможностям детей с ОВЗ; осуществить ряд коррекционных мероприятий. направленных на исправление психических и физических недостатков, имеющихся у этих детей.
Цель: формирование трудовых умений и навыков, духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
1. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учётом их возрастных особенностей.
2. Формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов.
3. Формирование трудовых умений и навыков.
4. Обогащение ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов.
5. Воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
Ведущей идеей целого обучения является формирование у детей с проблемами в интеллектуальном развитии трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизнью.
На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание, плетение, лепка и т.д.), затем выполнение работы (лепка, вырезание, конструирование, шитьё и т.д.) с применением инструментов (ножницы, стеки, иголка и т.д.). Учитывая это, учитель поможет детям с ОВЗ постепенно овладеть умением обрабатывать предлагаемые поделочные материалы, при этом рационально используя разнообразные технологические приёмы.
Программой предусмотрены следующие виды труда: работа с бумагой; работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с нитками.
Принципы реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
· научность;
· сознательность и активность учащихся;
· наглядность.
Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Методы:
наглядность;
· взаимодействие;
· поощрение;
· наблюдение;
· коллективная работа, работа в парах;
· игра.
Приемы:
· анализ и синтез;
· сравнение;
· аналогия;
· обобщение.
Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, рисованием, развитием речи и др.)
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В программе представлен обязательный минимум требований к основным знаниям и умениям обучающихся в виде двухуровневого усвоения: базовый и сниженный.
К концу обучения во II классе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
I уровень:
названия материалов для поделок и их свойств;
возможность использования изученных материалов;
названия объектов работы;
умение выбирать и называть операции, специфические для обработки данного материала;
самостоятельная организация своих действий с опорой на образец, поделки, натуральный образец, предметную карту;
составление простейшего эскиза как элемент планирования.
II уровень:
названия основных материалов для поделок и элементарных их свойств;
умение установить соответствие поделки натуральному образцу, отражённое повторение практического показа учителем приёмов выполнения работы;
выполнение простейших операций по устной инструкции учителя.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(67 ч, 2 ч в неделю)
РАБОТА С БУМАГОЙ (23 ч)
Практические работы
Ознакомление учащихся с изделиями, которые планируется выполнить в течение учебного года. Называние материалов для поделок (бумага, пластилин, нитки). Сообщение правил поведения во время занятий ручным трудом, требований к организации рабочего места.
Сгибание бумаги. Разрывание по линии сгиба. Аппликация из обрывных кусочков. Сминание бумаги. Наклеивание смятых из бумаги шариков на основу. Складывание из бумаги. Складывание объёмного объекта из листа бумаги: пакетик, конвертик. Получение квадратиков путём сгибания по средней линии и разрезание заготовки прямоугольной формы.
Получение треугольников путём сгибания квадрата с угла на угол и разрезания по линии сгиба. Получение круга путём произвольного округления углов заготовки квадратной формы. Заготовка деталей для аппликации геометрической формы описанными способами. Составление ритмической композиции в полосе, симметричной композиции в квадрате - аппликация опора на образец.
Плоскостное и объёмное конструирование. Выполнение сложных игрушек из 3-4 деталей круглой, овальной, треугольной, квадратной формы. Вырезание по одной линии симметрии, по короткой вертикальной (наклонной, длинной, вертикальной, кривой линии (круг, овал). Плоскостная и полуобъёмная аппликация.
Технические сведения. Название материала. Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается. Основные цвета бумаги. Виды бумаги. Использование инструментов при работе с бумагой: ножницы. Правила безопасной работы с ножницами. Соединение деталей из бумаги с помощью клея. Кисточка. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем.
Приёмы работы. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук при резании. Приёмы резания по прямой линии. Округление угла. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Наклеивание.
Примерный перечень изделий. Коллекция образцов бумаги. Аппликации «Осеннее дерево», «Ветка рябины», «Радуга», «Цветы в корзине», «Фрукты на тарелке», орнаменты из квадратов, треугольников, Складывание их бумаги: «Ёлочка», открытка, пакетик, конвертик, пароходик, пилотка, стрела. Игрушки из бумаги: цыплёнок в скорлупе и др.
Практические работы. Симметричное линейное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Вырезание по одной линии симметрии. Вырезание (симметричное предметное) из бумаги, сложенной несколько раз. Орнамент в полосе. Коллективная аппликация. Полуобъёмная аппликация. Объёмное конструирование на основе конуса и цилиндра. Плоскостное конструирование.
Технические сведения. Понятие об орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Сочетание цветной бумаги, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.
Приёмы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Наклеивание. Приём «гармошка». Складывание бумаги пополам и несколько раз. Приёмы создания объёма в аппликации и конструировании.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (11 ч)
Экскурсия в природу, сбор природного материала.
Практические работы
Изготовление аппликации из природных материалов (листья) – «Птица» («Бабочка»).
Аппликация из пластилина и гороха «Рыбка».
Игрушки, выполненные из шишек и пластилина – «Ёжик».
Наклеивание на подложку засушенных листьев и цветов. Составление композиции, пользуясь собственными или предложенными учителем эскизами.
Технические сведения. Названия используемых природных материалов, их свойства, определение формы деталей, соотнесение с формой реального объекта. Понятие «эскиз». Особенности наклеивания засушенных листьев и цветов на бумагу.
Приёмы работы. Подбор деталей для игрушки. Подбор природного материала для композиции. Последовательное наклеивание деталей композиции. Высушивание под прессом.
Практические работы.
Конструирование из пушистой травы и пластилина «Ёжик». Работа с природным материалом (горох) и пластилином. «Вазочка», «Радуга». Конструирование из разных материалов (еловая шишка, крылатки клёна, пластилин). «Пингвин», «Петушок».
Технические сведения. Возможности природного материала в быту и в ручном труде. Цвета спектра. Приёмы обмазывания основы пластилином. Ритмичность узора при выполнении декоративных ваз. Организация рабочего места.
Приёмы работы. Втыкание деталей из природного материала в пластилиновую основу. Заготовка и накладывание полос из пластилина на основу, размазывание их, отбор материала для отделки вазы. Приём скатывания пластилина столбиком (палочкой). Подбор деталей для игрушки. Подбор природного материала для игрушки.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (13 ч)
Практические работы
Лепка по образцу фруктов, овощей. Аппликация из пластилина – плоскостная лепка «Яблоко».
Лепка предмета из отдельных частей, шаровидных частей (конструктивный способ).
Лепка предметов шаровидной, овальной, конической формы пластическим способом.
Технические сведения. Название материала – «пластилин» и его свойства. Холодный пластилин – твёрдый, тёплый пластилин – мягкий и вязкий. Цвета пластилина. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Способы подготовки пластилина к работе: подогрев и разминание. Соединение деталей примазыванием.
Приёмы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске. Приём размазывания пластилина по поверхности, «скатывание пластилина столбиком (палочкой)», скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар). Соединение деталей примазыванием. Закрепление деталей на подставке.
Примерный перечень изделий: Аппликация «Яблоко», предметы («Домик», «Ёлочка», орнамент в круге, «Барашек Бяша», помидор, огурец, морковь, свёкла, репка).
Практические работы.
Лепка предметов из отдельных частей (конструктивный способ). Объёмная лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Соблюдение пропорций в изделии и умение соединять детали в единую конструкцию.
Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стеки). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и скульптура. Расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.
Приёмы работы. Приёмы лепки: «скатывание шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью», «прищипывание пластилина», соединение деталей «примазыванием».
Примерный перечень изделий. «Пирамидка из 4-х колец» - макет, «Грибы», «Цыплёнок», «Курочка в корзинке», «Котик – полосатый хвостик», «Быстроногая лошадка», «Клоун Федя», «Стилизованная фигурка девочки».
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ( 19 ч )
Практические работы
Подбор цветных ниток по цвету. Связывание. Сматывание ниток. Наматывание в клубок, на картонку. Соединение узлом нескольких нитей (прядей). Плетение косички-закладки в три пряди. Закрепление плетения узлом. Витьё шнура из одной нити. Умение вдевать нитку в иголку. Закрепление её в начале и в конце строчки (прошивание 2-3 раза на одном месте). Выполнение кисточки. Шитьё по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям. Вышивание треугольника, квадрата, круга. Вышивание по проколам.
Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, окрашены в разные цвета, легко режутся. Ножницы. Иголка. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками, ножницами, иглой.
Приёмы работы. Приём наматывания ниток на основу. Связывание ниток, завязывание бантиком, петлёй. Приёмы витья шнурка. Начало работы – завязывание узла, выполнение кисточки, закрепление нити. Приёмы завершения работы. Подравнивание концов завязывающих нитей ножницами. Правильная хватка инструментов. Приёмы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением 2-3 стежков на одном месте. Шитьё по проколам приёмом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям. Приём «заполнение расстояния между стежками» (линейное и предметное вышивание) ниткой того же или другого цвета.
5. Учебно- методические средства обучения:
УЧЕБНИК:
1. Технология. Ручной труд. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Л.А. Кузнецова.. - С-П. «Просвещение» 2011.
2. Технология. Ручной труд. 2 класс. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Л.А. Кузнецова. - С-П. «Просвещение» 2010.
Дополнительная литература:
1. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под ред. В.Г. Петровой. – М., «Просвещение», 1986.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. подготовительного и 1 – 4 классов – М., «Просвещение», 2004.
3. Программы для 0 – IV классов школы VIII вида ( для детей с нарушениями интеллекта) в 2-х книгах. – М., «Просвещение», 1998.
4. Дидактический материал по трудовому обучению. Пособие для учащихся 1 класса.- М., «Просвещение», 1988.
6. Коррекционная ритмика Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР М.А.Касицына, И.Г. Бородина - М. «Просвещение», 2007.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата |
1 четверть (19 часов) | |||
1 | Вводный урок. Повторение пройденного в 1 классе. Экскурсия по школе. | 1 | 02.09 |
2 | Работа с пластилином. Лепка геометрических тел прямоугольной формы «брус». | 1 | 6 |
3 | Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот. | 1 | 9 |
4 | Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. | 1 | 13 |
5 | Работа с природными материалами. Экскурсия. Организация сушки и хранения собранных материалов. | 1 | 16 |
6-7 | Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно. | 2 | 20,23 |
8-9 | Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха. | 2 | 27, 30 |
10 | Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного в 1 классе по теме «Виды и сорта бумаги». | 1 | 04.10 |
11 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. | 1 | 7 |
12 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги. | 1 | 11 |
13 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам. | 1 | 14 |
14 | Изготовление пакета из плотной бумаги с аппликацией из геометрических фигур. | 1 | 18 |
15-16 | Работа с текстильным материалом. Изделия из ниток. | 2 | 21,25 |
17-18 | Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. | 2 | 28 01.11 |
19 | Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок. | 1 | 4 |
2 четверть (13 часов) | |||
20 | Работа с пластилином. Познавательные сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы. | 1 | 15 |
21 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «конус». Лепка из пластилина предметов конической формы. | 1 | 18 |
22,23 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев по образцу. | 2 | 22,25 |
24 | Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями. | 1 | 29 |
25,26 | Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. | 2 | 02.12 6 |
27,28 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. | 2 | 9,13 |
29,30 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. | 2 | 16,20 |
31 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об объеме: плоский, объемный. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара. | 1 | 23 |
32 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление познавательных сведений об объеме. Изготовление из бумаги игрушек в форме шара. | 1 | 27 |
3 четверть(19 часов) | |||
33 | Работа с пластилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц (конструктивный способ). | 1 | 13.01 |
34 | Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц ( пластический способ). | 1 | 17 |
35 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка. | 1 | 20 |
36 | Работа с природными материалами. Закрепление сведений о шишках. Изготовление из шишки, листьев дуба, пластилина стилизованной фигурки птички. | 1 | 24 |
37 | Изготовление композиции с использованием шишки , листьев и пластилина. | 1 | 27 |
38 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о линейке. Разметка по линейке. | 1 | 31 |
39,40 | Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. | 2 | 03.02 7 |
41 | Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей. | 1 | 10 |
42 | Раскрой из ткани заготовки изделия. | 1 | 14 |
43,44 | Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (сметочными стежками). | 2 | 17,21 |
45 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об открытке. Изготовление открытки. | 1 | 28 |
46,47 | Работа с бумагой. Изготовление аппликации «Сказочный цветок» по шаблону. | 2 | 03.03 7 |
48,49 | Работа с пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок» | 2 | 10 14 |
50,51 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции(макета) из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок». | 2 | 17,21 |
4 четверть (16 часов) | |||
52,53 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о дорожных знаках. Изготовление модели дорожного знака. | 2 | 04.04 7 |
54,55 | Работа с текстильными материалами. Вышивание сметочным стежком. | 2 | 11,14 |
56,57 | Работа с текстильными материалами. Вышивание с перевивом (шнурок). | 2 | 18,21 |
58,59 | Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме.Салфетка. | 2 | 25,28 |
60,61 | Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговицы с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки. | 2 | 02.05, 5 |
62,63 | Работа с бумагой и картоном. Салфетка с прорезным орнаментом. | 2 | 12,16 |
64,65 | Работа с пластилином. Лепка чайной посуды в форме шара. | 2 | 19,23 |
66,67 | Работа с пластилином. Лепка цветов (конструктивный способ). | 2 | 26,30 |
Всего за учебный год: 67 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по чтению УМК "Школа 21в"
Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:с требованиями Федераль...
Рабочая программа. Литературное чтение. УМК «Школа России»
1. Роль и место дисциплиныИзучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.2. Адреса...
Рабочая программа по чтению УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...
Рабочая программа по чтению УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...
Рабочая программа Литературное чтение 2класс
Рабочая программа Литературное чтение 2класс...
Рабочая программа по чтению 3класса 8 вида
Адаптированная программа для 3класса 8 вида...
Рабочая программа по чтению 2класс
Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания программы по литературному чтению Личностные результаты:1) формирование чу...