Рабочая программа по Изо 4 кл. III вида
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по изо для школ слепых и слабовидящих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_4_kl._iii_vida.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К.К.Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № __ от «___» августа 2012 г. Председатель МО _________ И.М.Гуревич | СОГЛАСОВАНО: «___» августа 2012 г. Зам. директора по УВР _________ Л.Г.Кацап | УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_________ от «___» августа 2012 г. Директор школы-интерната № 1 им. К.К.Грота _______ А.В.Мухин |
Рабочая программа по изобразительной деятельности для 4 а класса на 2012-2013 учебный год
Разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской
Составитель: А.Н.Левада, учитель начальных классов
Санкт-Петербург 2012 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников с нарушением зрения.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Цели обучения
Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.
Календарно – тематическое планирование по изобразительной деятельности.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
№ П/П | Тема урока. Основное содержание | Кол- во часов | Теория, словарь | Тип урока, в т.ч. с применением ИКТ | Основные виды деятельности учителя и учащихся |
1 четверть | 9 | часов | |||
1. | Введение. Осенний вернисаж. | 1 | Осенний пейзаж | Вводный урок. Урок с применением ИКТ. | Рассматривание репродукций. Работа с гуашью и акварелью. |
Истоки родного искусства 8 ч | |||||
2. | Пейзаж родной земли (горный, степной, морской) | 1 | изображение горной, морской степной природы | Урок усвоения новых знаний | Методические таблицы, репродукции. Рисование по памяти |
3. | Гармония жилья с природой. | 1 | Ансамбли, этнографический музей, фотографии наличников и образцов домовой резьбы | Урок усвоения новых знаний | Рассматривание конструкцию избы и назначения её частей, её украшение. Выучить составные части избы. |
4. | Деревня, деревянный мир. Коллективное панно. | 1 | Фотографии деревянной архитектуры, Кижи | Урок закрепления новых знаний | Познакомить учащихся с храмовой архитектурой, рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев |
5. | Образ красоты человека, (русская красавица) | 1 | Репродукции Венецианова, Васнецова, Серова, Врубеля | Урок усвоения новых знаний | Тематическое рисование. Познакомить с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин. |
6. | Образ русского человека, (мужской образ) | 1 | Репродукции Васнецова, Корина, Врубеля | Урок усвоения новых знаний | Тематическое рисование. Познакомить с изображением образа русского богатыря в живописи. |
7. | Труд и его образ в народной культуре | 1 | репродукции | Урок закрепления новых знаний | Тематическое рисование. Познакомить с изображением красоты труда и народного фольклора. Дать представление о труде крестьян в Древней Руси. |
8. | Народные праздники | 1 | Репродукции Кустодиева, Юона | Урок закрепления новых знаний | Чтение литературных произведений о народных праздниках. Коллективная работа. |
9. | Обобщение темы «Истоки родного искусства». Ярмарка | 1 | Методические таблицы, репродукции | Комбинированный урок | Декоративно - творческое конструирование. Представление о проведении ярмарки. |
2 четверть | 7 ч | ||||
Древние города нашей Земли 7 часов | |||||
10. | Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. | 1 | Репродукции картин Билибина, Васнецова | Урок усвоения новых знаний | Рассказ о об архитектуре города-крепости. Определение пропорций на рисунке. |
11 | Рисование трафарету фигуры человека. | 1 | Слайды древних соборов | Урок усвоения новых знаний | Познакомить с историей создания соборов Москвы. Изображения храмов, соборов |
12. | Рисование фигуры человека с атрибутами труда. | 1 | План - схемы древних городов | Урок закрепления новых знаний | Рассказ о русском городе. Рассмотреть характер жилых построек. Коллективная работа |
13. | Рисование по трафарету животных (заяц). | 1 | Слайды городов Золотого кольца | Обобщающий урок | Рисование по представлению. Представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников) |
14. | Рисование по трафарету животных (заяц) | 1 | Репродукции Васнецова, фотографии старинного оружия | Урок усвоения новых знаний | Коллективное панно, тематическое рисование. Представления об исторической архитектуре, памятников древне русских городов. |
15. | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски | 1 | Слайды палат Московского Кремля, Васнецов, Билибин | Урок усвоения новых знаний | Познакомить с образами теремной архитектуры, с украшениями царских палат. Декоративное рисование |
16. | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски | 1 | Фрагменты мультфильмов и художественных фильмов | Урок закрепления новых знаний | Обобщение знаний о роли постройки, украшения и изображения в создании образа русского города. Коллективная работа. Рисование по представлению |
3 четверть | 10ч | ||||
Каждый народ — художник 10 часов | |||||
17. | Страна родная. Рисование по памяти "Новогодние каникулы" | 1 | Праздник, | Урок усвоения новых знаний | Беседа о праздниках, рассматривание иллюстраций, рисование наброска, раскрашивание. |
18. | Рисование геометрических фигур. Составление рисунка из геометрических фигур. | 1 | Геометрические фигуры. | Урок усвоения новых знаний | Рисование отрезков, геометрических фигур, измерение длин отрезков, составление рисунка из геометрических фигур. |
19. | Рисование иллюстраций к рассказу "Как я ловил человечков", "Корабль" | 1 | Иллюстрации художник-иллюстратор. | Урок закрепления новых знаний | Рассматривание иллюстраций, рисование по представлению. |
20. | Декоративное рисование. Орнамент в тарелке. | 1 | Орнамент, декоративное украшение. | Урок усвоения новых знаний | Беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение расположения орнамента, рисование. |
21. | Рисование разных видов треугольников и других геометрических фигур. | 1 | Геометрические фигуры. | Урок усвоения новых знаний | Рисование отрезков, геометрических фигур, измерение длин отрезков, составление рисунка из геометрических фигур. |
22. | Рисование открытки к 23 февраля. | 1 | Демонстрационный материал | Урок усвоения новых знаний | Беседа о празднике, рассматривание открыток, анализ образа, выбор элементов украшения, рисование. |
23. | Рисование гуашью. Открытка к 8 марта. | 1 | Элементы открытки | Урок закрепления новых знаний | Беседа о празднике, рассматривание открыток, анализ образа, выбор элементов украшения, рисование. |
24. | Рисование с натуры "Масленица" | 1 | Народные праздники. | Комбинированный урок | Беседа, рассматривание фигуры Масленицы, рисование наброска, рисование в цвете. |
25. | Рисование "Весенняя веточка" | 1 | Натуральный объект | Урок усвоения новых знаний | Беседа, рассматривание натурального объекта, выбор цвета, рисование. |
26. | Рисование "Весенняя веточка" | 1 | Натуральный объект | Комбинированный урок | Беседа, рассматривание натурального объекта, выбор цвета, рисование. |
4 четверть | 8 ч | ||||
Искусство объединяет народы 8 часов | |||||
27. | Рисование по трафарету. | 1 | Комбинированный урок. | Беседа, выбор трафарета, рассматривание натуральных объектов, рисование, обкалывание по трафарету. | |
28. | Рисование "Черепаха" | 1 | Комбинированный | Беседа, рассматривание натурального объекта, рисование. | |
29. | Рисование "Пасхальное яйцо" | 1 | Комбинированный | Беседа, рассматривание натурального объекта, просмотр слайдов, рисование. | |
30. | Весна в городе. | 1 | Слайды о весне | Комбинированный | Беседа, рассматривание слайдов, рисование. |
31. | Рисование гуашью "День победы". | 1 | Комбинированный | Беседа, рассматривание слайдов, рисование. | |
32. | Рисование гуашью "День победы". | 1 | Комбинированный | Беседа, рассматривание слайдов, рисование. | |
33. | Искусство моей Родины и народов мира | 1 | Обобщающий урок | Беседа, рассматривание слайдов, выбор жанра рисования, рисование. | |
34. | Искусство моей Родины | 1 | Праздник искусства | Обобщающий урок | Беседа, рассматривание слайдов, выбор жанра рисования, рисование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительные записки рабочих программ для 2 класса 8 вида обучения
Пояснительные записки по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математека, изо, музыка и пение, трудовое обучение, развитие речи (окружающий мир)В пояснительных записках включены ...
рабочие программы для 3 класса 8 вида
рабочие программы и тематическое планирование по математике , русскому языку и развитию речи, чтению и др.предметам в 3 классе 8 вида по программе Воронковой....
Рабочие программы по предметам (школа VII вида)
Рабочие программы составлены в соответствии со школьным положением о рабочих программах....
Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 класса МБОУ "СОШ №2 г.Алдан"
Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания учащихся основного общего образова...
Рабочая программа 1 класс СКОШ V вида
Рабочая программа для 1 класса по основным дисциплинам....
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения VIII вида по учебным предметам. 2014 – 2015 уч. год.
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.Программа создана для у...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 7 вида
Адаптированная рабочая программа для обучения детей с ЗПР во 2 классе...