Урок окружающего мира по теме "Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе, связанные с водой", 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира в 1 классе, обучающемся по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Учебник Е. В. Чудиновой, Е. Н. Букваревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.protsessydoc.doc | 38.5 КБ |
urok_1_klass.ppt | 1006.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трухан Елена Викторовна,
заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1» г. Новомосковска
Урок окружающего мира. 1 класс
Тема: «Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе, связанные с водой»
Цель и задачи урока: создать условия для осознания детьми на основе наблюдения, анализа, выполнения практической работы, моделирования процессов разрушения и роста в неживой природе, связанных с водой; создать условия для формирования умения описывать ход процесса; формирования установок на совместную учебную работу в паре, группе, безопасный образ жизни, умения следовать инструкции; для формирования навыка использования знаков и символов для составления схемы процесса.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, документ-камера, на каждую парту набор лабораторного оборудования: поддон, стакан с водой, пипетка, салфетка, кусочек мела; известняк, презентация к уроку, видеоролики.
Ход урока
- «Вхождение» в тему урока, создание ситуации успеха
Учитель: Добрый день! Я рада всех вас видеть и очень хочу начать работу вместе с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
(слайд 1) Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, о чем или о ком идет речь:
Мы привыкли, что она
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Дети: Это вода.
Учитель: Вы согласны с автором стихотворения?
Дети: Да, т.к. человек не может прожить без воды. Воду мы пьем, водой моемся, тело человека на 80% состоит из воды, растения и животные тоже не могут обойтись без воды.
Учитель: Что мы знаем о воде?
Дети: Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода не имеет цвета, запаха, формы, вкуса, она текуча, прозрачна, растворяет вещества.
Учитель: мы знаем три состояния воды, ее свойства (таблица, слайд 2).
Посмотрите на экран. Что видите? (слайд 3: падение капли, испарение воды, фильтрование, замерзание воды (образование льда)).
Дети: Это процессы в неживой природе, связанные с водой. Эти процессы отражают три состояния воды.
Учитель: Многие удивительные процессы в природе связаны с водой. Как вы думаете, все ли из процессов, связанных с водой, нам знакомы?
Дети: ???
Учитель: Что мы будем изучать сегодня на уроке?
Дети: Незнакомые нам процессы, связанные с водой.
Учитель: Предлагаю провести опыт. (Работа в парах). У каждой пары на столе в лотке лежит кусочек мела, стоит стакан воды. Аккуратно лейте воду из стакана на кусочек мела. (Ученики выполняют работу).
Что наблюдаете?
Дети: Мел размывается, разрушается. Процесс разрушения мела.
Учитель: А где в природе мы можем наблюдать то, что наблюдали в опыте?
Дети: Разрушение гор, камней.
Учитель: Посмотрите, это «родной брат» мела – известняк - горная порода. Благодаря работе воды образовались пещеры. Вода обладает и страшной разрушительной силой. Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик (видеоролик «Разрушение моста водой»). В течение нескольких минут добротный мост для транспорта был разрушен. Приведите примеры разрушительной работы воды в природе.
Дети: Наводнение, цунами приводят не только к разрушению строений, но и к гибели людей.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 4)
Учитель: В течение недели вы тоже дома наблюдали работу воды, выращивали кристаллы. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие трудности вам встретились при выполнении этой работы? (рассматривают получившиеся кристаллы при помощи документ-камеры) (слайд 5, 6, 7). Посмотрите, это тоже работа воды. В пещерах, разрушая горные породы, вода размывает известняк и растворяет минеральные соли. Затем они застывают, т.е. кристаллизуются. Так образуются в пещерах сталактиты, сталагмиты, сталагнаты. Они растут годами и столетиями. Сейчас мы попробуем вырастить за несколько секунд сталагмит у нас в классе (опыт «горячий лед»).
Что вам напоминают сталактиты?
Дети: Сосульки.
Учитель: (слайд 8). Да, сосульки – это ледяные сталактиты. Кстати, название «сталактит» произошло от греческого «сталагма» - капля. Вы видели сосульки? Где вы их видели? Как они образовались? Какие условия нужны для этого процесса?
Дети: Снег на крыше начал таять, вода капает с крыши, на морозе замерзает. Новая вода увеличивает сосульку в объеме.
Учитель: Почему сосулька имеет такую форму?
Дети: При падении капля вытягивается.
Учитель: Какие свойства воды проявляются при образовании сосулек?
Дети: Переход воды в твердое состояние, текучесть, не имеет цвета, запаха, формы, прозрачна.
Учитель: Ребята, мне так нравятся сосульки. По-моему это прекрасное украшение для домов! Нужно, чтобы все здания были ими украшены зимой.
Дети: Нет. Сосульки опасны. Они очень тяжелые, могут упасть на человека и его убить.
Учитель: Что нужно делать, чтобы предотвратить такую опасность?
Дети: Удалять сосульки. Не ходить под крышами домов.
Учитель: Я предлагаю вам разделиться на … группы. Каждой группе необходимо нарисовать схему образования сосульки. (Работа в группах).
Анализ получившихся схем. Образование сосулек – процесс роста.
РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель: Что нового узнали, открыли для себя на уроке?
Дети: узнали новые процессы в неживой природе, связанные с водой: процесс разрушения, роста кристаллов, сосулек, сталактитов, сталагмитов, сталагнатов.
Учитель: Что еще хотели бы узнать?
Дети: Какие процессы происходят в живой природе?
Учитель: Ваша работа на уроке – это тоже процесс. Насколько эффективным был он для каждого из вас? Оцените этот процесс при помощи шкалы успеха.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Учитель: Сосульки можно увидеть не только на крышах домов. Их можно увидеть в архитектуре: в отделке зданий (слайд 9)
Придумайте и нарисуйте здания, украшенные сталактитами (мукарнами). Можете распределиться на группы и выполнить групповую работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Состояния воды: жидкое, твердое, газообразное ЦВЕТ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХ НЕ ИМЕЕТ ВКУС НЕ ИМЕЕТ ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРОЗРАЧНА ФОРМА НЕ ИМЕЕТ ТЕКУЧА РАСТВОРИТЕЛЬ
Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. А теперь глубокий вдох. И садимся на песок.
Сталактит
Сталагмит
Сталагнат
Сосульки
Сталактиты и сталагмиты в архитектуре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Гроза. Безопасное поведение во время грозы" (УМК "Школа России" 3 класс)
Урок с использованием приёмов технологии критического мышления....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)
Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...
Урок окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс.
Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс....
Проверочная работа по окружающему миру. Тема "Что такое погода. Явления живой и неживой природы"
Проверочная работа по окружающему миру. Тема "Что такое погода. Явления живой и неживой природы"...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей"
Данный материал содержит конспект урока окружающего мира по теме "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей" к учебнику: Окружающий мир. 2 класс. Ив...
Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)
Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока: Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....