Урок окружающего мира по теме "Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе, связанные с водой", 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Трухан Елена Викторовна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе, обучающемся по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Учебник Е. В. Чудиновой, Е. Н. Букваревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.protsessydoc.doc38.5 КБ
Office presentation icon urok_1_klass.ppt1006.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трухан Елена Викторовна,

заместитель директора по УВР, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1» г. Новомосковска

Урок окружающего мира. 1 класс

Тема: «Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе, связанные с водой»

Цель и задачи урока: создать условия для осознания детьми на основе наблюдения, анализа, выполнения практической работы, моделирования процессов разрушения и роста в неживой природе, связанных с водой; создать условия для формирования умения описывать ход процесса; формирования установок на совместную учебную работу в паре, группе, безопасный образ жизни, умения следовать инструкции; для формирования навыка использования знаков и символов для составления схемы процесса.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, документ-камера, на каждую парту набор лабораторного оборудования: поддон, стакан с водой, пипетка, салфетка, кусочек мела; известняк, презентация к уроку, видеоролики.  

                

Ход урока

  1. «Вхождение» в тему урока, создание ситуации успеха

Учитель: Добрый день! Я рада всех вас видеть и очень хочу начать работу вместе с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

(слайд 1) Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, о чем или о ком идет речь:

Мы привыкли, что она

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Дети: Это вода.

Учитель: Вы согласны с автором стихотворения?

Дети: Да, т.к. человек не может прожить без воды. Воду мы пьем, водой моемся, тело человека на 80% состоит из воды, растения и животные тоже не могут обойтись без воды.

Учитель: Что мы знаем о воде?

Дети: Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода не имеет цвета, запаха, формы, вкуса, она текуча, прозрачна, растворяет вещества.

Учитель: мы знаем три состояния воды, ее свойства (таблица, слайд 2).

                  Посмотрите на экран. Что видите? (слайд 3: падение капли, испарение воды, фильтрование, замерзание воды (образование льда)).

Дети: Это процессы в неживой природе, связанные с водой. Эти процессы отражают три состояния воды.

Учитель: Многие удивительные процессы в природе связаны с водой. Как вы думаете, все ли из процессов, связанных с водой, нам знакомы?

Дети: ???

Учитель: Что мы будем изучать сегодня на уроке?

Дети: Незнакомые нам процессы, связанные с водой.

Учитель:  Предлагаю провести опыт. (Работа в парах). У каждой пары на столе в лотке лежит кусочек мела, стоит стакан воды. Аккуратно лейте воду из стакана на кусочек мела. (Ученики выполняют работу).

Что наблюдаете?

Дети: Мел размывается, разрушается. Процесс разрушения мела.

Учитель: А где в природе мы можем наблюдать  то, что наблюдали в опыте?

Дети: Разрушение гор, камней.

Учитель: Посмотрите, это «родной брат» мела – известняк - горная порода. Благодаря работе воды образовались пещеры. Вода обладает и страшной разрушительной силой. Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик (видеоролик «Разрушение моста водой»). В течение нескольких минут добротный мост для транспорта был разрушен. Приведите примеры разрушительной работы воды в природе.

Дети: Наводнение, цунами приводят не только к разрушению строений, но и к гибели людей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (слайд 4)

Учитель: В течение недели вы тоже дома наблюдали работу воды, выращивали кристаллы. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие трудности вам встретились при выполнении этой работы? (рассматривают получившиеся кристаллы при помощи документ-камеры) (слайд 5, 6, 7). Посмотрите, это тоже работа воды. В пещерах, разрушая горные породы, вода размывает известняк и растворяет минеральные соли. Затем они застывают, т.е. кристаллизуются. Так образуются в пещерах сталактиты, сталагмиты, сталагнаты.  Они растут годами и столетиями. Сейчас мы попробуем вырастить за несколько секунд сталагмит у нас в классе (опыт «горячий лед»).

Что вам напоминают сталактиты?

Дети: Сосульки.

Учитель: (слайд 8). Да, сосульки – это ледяные сталактиты. Кстати, название «сталактит» произошло от греческого «сталагма» - капля. Вы видели сосульки? Где вы их видели? Как они образовались? Какие условия нужны для этого процесса?

Дети: Снег на крыше начал таять, вода капает с крыши, на морозе замерзает. Новая вода увеличивает сосульку в объеме.

Учитель: Почему сосулька имеет такую форму?

Дети: При падении капля вытягивается.

Учитель: Какие свойства воды проявляются при образовании сосулек?

Дети: Переход воды в твердое состояние, текучесть, не имеет цвета, запаха, формы, прозрачна.

Учитель: Ребята, мне так нравятся сосульки. По-моему это прекрасное украшение для домов! Нужно, чтобы все здания были ими украшены зимой.

Дети: Нет. Сосульки опасны. Они очень тяжелые, могут упасть на человека и его убить.

Учитель: Что нужно делать, чтобы предотвратить такую опасность?

Дети: Удалять сосульки. Не ходить под крышами домов.

Учитель: Я предлагаю вам разделиться на … группы. Каждой группе необходимо нарисовать схему образования сосульки. (Работа в группах).

Анализ получившихся схем. Образование сосулек – процесс роста.

РЕФЛЕКСИЯ:

Учитель: Что нового узнали, открыли для себя на уроке?

Дети: узнали новые процессы в неживой природе, связанные с водой: процесс разрушения, роста кристаллов, сосулек, сталактитов, сталагмитов, сталагнатов.

Учитель: Что еще хотели бы узнать?

Дети: Какие процессы происходят в живой природе?

Учитель: Ваша работа на уроке – это тоже процесс. Насколько эффективным был он для каждого из вас?  Оцените этот процесс при помощи шкалы успеха.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

Учитель: Сосульки можно увидеть не только на крышах домов. Их можно увидеть в архитектуре: в отделке зданий (слайд 9)

Придумайте и нарисуйте здания, украшенные сталактитами (мукарнами). Можете распределиться на группы и выполнить групповую работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы привыкли, что она Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить!

Слайд 2

Состояния воды: жидкое, твердое, газообразное ЦВЕТ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХ НЕ ИМЕЕТ ВКУС НЕ ИМЕЕТ ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРОЗРАЧНА ФОРМА НЕ ИМЕЕТ ТЕКУЧА РАСТВОРИТЕЛЬ

Слайд 4

Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. А теперь глубокий вдох. И садимся на песок.

Слайд 5

Сталактит

Слайд 6

Сталагмит

Слайд 7

Сталагнат

Слайд 8

Сосульки

Слайд 9

Сталактиты и сталагмиты в архитектуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)

Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...

Урок окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс.

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки." Школа 21 века, 1 класс....

Проверочная работа по окружающему миру. Тема "Что такое погода. Явления живой и неживой природы"

Проверочная работа по окружающему миру. Тема "Что такое погода. Явления живой и неживой природы"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей"

Данный материал содержит конспект урока окружающего мира по теме "Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей"  к учебнику: Окружающий мир. 2 класс. Ив...

Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)

Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока:  Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....