Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Занкова, учителя Аксюк Г.М.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником Н. Я Дмитриева, А. Н Казаков. Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1, 2. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа предусматривает обучение в объёме 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_aksyuk.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. БЕЛАЯ КАЛИТВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №6 Приказ от ___ «__________» 2014г. №_____ ________________/Климова В.А./ подпись руководителя М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету:
- Окружающий мир (68 часов)
Уровень общего образования (класс):
3 класс, начальное общее образование
Учитель: Аксюк Галина Михайловна
Программа разработана на основе:
Образовательной программы МБОУ СОШ №6 2014-2015гг.
Окружающий мир 3класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебником Н. Я Дмитриева, А. Н Казаков. Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1, 2. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа предусматривает обучение в объёме 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
– использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных
природных объектов на физической карте России;
– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)
как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает
существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научится:
– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
– о древнейшей истории человека, о первых государствах;
– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся людях родного края.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни;
– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа ресурсов;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– находить разнообразные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности.
Учебно-тематический план курса
2 часа в неделю, всего – 68 часов
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Природные условия Земли. | 11 ч | |
Человек в далёком прошлом | 9 ч | |
Земли восточных славян. | 22 ч | |
Московское государство | 12ч | |
Путь от Руси к России | 14 ч | |
Итого | 68 ч |
Содержание программы
№ | Название раздела | Кол-во часов | Содержание. | Предметные результаты. | Личностные результаты | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||
1. | Природные условия Земли. | 11 ч | Человек и природа Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. | Человек и природа Обучающийся научится: – использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; – оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; – выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; – фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. Обучающийся получит возможность научиться: – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | У обучающегося будут сформированы: -ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; | Обучающийся научится: - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; –самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; | Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Обучающийся получит возможность научиться: -– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; | Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию Обучающийся получит возможность научиться: -–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ; |
2. | Человек в далёком прошлом | 9 ч | Человек и общество. Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей). - Практическая работа «Ориентирование на физической карте и карте природных зон» - Экскурсия в краеведческий музей (основные достопримечательности) | Человек и общество Обучающийся научится: – устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; – выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Обучающийся получит возможность научиться : – оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; –оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; | У обучающегося будут сформированы: – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; Обучающийся получит возможность для формирования: – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Обучающийся научится: – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться : – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Обучающийся научится: – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; Обучающийся получит возможность научиться :: – находить разнообразные способы решения учебной задачи; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; | Обучающийся научится: -умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); Обучающийся получит возможность научиться : – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; |
3. | Земли восточных славян. | 22 ч | Человек и природа. Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Человек и общество. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представление о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей). | Человек и природа Обучающийся научится: – устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; – осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); – узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; – соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; – узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; Человек и природа обучающийся научится: – узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; Человек и общество Обучающийся научится: – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами; – используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; Обучающийся получит возможность научиться : – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающийся получит возможность узнать: – о древнейшей истории человека, о первых государствах; – об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; – об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; | У обучающегося будут сформированы: – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; Обучающийся получит возможность для формирования: -эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. | Обучающийся научится: – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); Обучающийся получит возможность научиться : – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. | Обучающийся научится: – строить сообщения в устной и письменной форме; Обучающийся получит возможность научиться : – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); | Обучающийся научится: – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться : – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
4. | Московское государство | 12ч | Человек и природа. Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Человек и общество. Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей). | Человек и природа Обучающийся научится: -проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); - сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества; Обучающийся получит возможность научиться: -оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; -моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; - Человек и общество Обучающийся научится: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; Обучающийся получит возможность научиться: -– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; – ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; – наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); | У обучающегося будут сформированы: – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; Обучающийся получит возможность для формирования: – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Обучающийся научится: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться : – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом | Обучающийся научится: подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.); Обучающийся получит возможность научиться : : – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; | Обучающийся научится: – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться : – использовать речь для планирования своей деятельности. – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; |
5. | Путь от Руси к России | 14 ч. | Человек и общество. Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей). | Человек и общество Обучающийся научится: - об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; – об истории и выдающихся людях родного края. Обучающийся получит возможность научиться : – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; | У обучающегося будут сформированы: -ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; Обучающийся получит возможность для формирования: – реализации основ реализация гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; | Обучающийся научится: – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться : – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; | Обучающийся научится: -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться : - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). | Обучающийся научится: - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться : – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. |
Календарно-тематический план
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Информацион. сопровождение | Дата проведения |
1.Природные условия Земли. | 11 ч | |||||
1. | Приглашение к путешествию. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Урок-экскурсия. | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru | |
2. | Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет) | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений. | Практическая работа «Нахождение на глобусе, карте мира материков, океанов. | Интернет-ресурс; Сайт-zavush.ru Р.т.с. 2-3 №1,2 | |
3. | Родной край и его местонахождение на карте. Ростов – на Дону - административный центр Ростовской области. Карты. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Практическая работа «Ориентирование на физической карте России, Ростовской области» | Р.т.с. 4-5 №3-5 | |
4. | Погода, ее составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер) | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Р.т. с.10 №10-12 | ||
5. | Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Народные приметы погоды. Осенняя экскурсия. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепления | Урок-экскурсия. | Р.т.с.11№13 | |
6. | Представление о климате, климат родного края. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Р.т.с.12№15, 16 | ||
7. | Наблюдение за погодой в г. Белая Калитва. Осенняя экскурсия. | 1 | Комбиниро- ванный. | Урок-экскурсия Практическая работа «Фиксации показателей погоды» | ||
8. | Почва, ее состав почвы. Значение для живой природы. Практическая работа «Состав почвы» (практическая работа) | 1 | Комбиниро- ванный | Практическая работа «Состав почвы» | Р.т.с.13№18,19 | |
9. | Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Исследовательская работа «Влияние живых организмов на плодородие почв» | Р.т. с.14 № 20, | |
10. | Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Природные зоны суши. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Практическая работа «Ориентирование на карте природных зон России» | ||
11 | Родной край. Форма земной поверхности. Народы, населяющие регион. Культура народов мари. | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Образовательное путешествие в с. Лопьял | ||
2. Человек в далёком прошлом | 9ч | |||||
12. | Природные условия, в которых появился человек. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | |||
13. | Климат и природные зоны. Представления о природных зонах Африки. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | |||
14. | Представления о природных зонах Африки. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Практическая работа «Ориентирование на физической карте и карте природных зон Африки» | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru Р.т. с.21 № 35 | |
15. | Родина человечества. Как появился человек. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
16. | Жизнь древних людей. | 1 | Комбиниро- ванный. | Урок- экскурсия в краеведческий музей «Следы далекой старины» | Р. т. с 22 №36,37.38 | |
17 | Самые древние государства. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Соотнесение: год-век, век-тысячелетие» | Р. т. с 23 № 40,41 | |
18 | Расширение знаний о мире. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Р. т. с 24 № 44, 46 | ||
19 | Первые шаги в изучении природы. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
20 | Духовная жизнь древнего человека. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Исследовательская работа «Роль искусства (музыки, танца, скульптуры, литературы) в жизни человека» | Р. т. с 25 № 47 | |
3. Земли восточных славян. | 22ч | |||||
21 | Географическое положение Европы. Первые люди на нашей земле. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Практическая работа «Ориентирование на физической карте мира, Европы» | ||
22 | Восточно- Европейская равнина. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Практическая работа «Ориентирование на физической карте России» | Р.т с.25 №49, | |
23 | Степи. Растительность. Животный мир. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений степной зоны» | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru Р.т. с.26 № 50, 51, 52. | |
24 | Люди в степи. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Исследовательская работа «Занятия и быт современных людей в зоне степей» | ||
25 | Обобщающий урок по теме. Диагностическая работа. «Степь» | 1 | Обобщение и систематизация Знаний и умений | Урок-зачёт. Практическая работа «Составление кроссворда «Степь» | Р.т. с.27 № 55, с.28 № 57, 58. | |
26. | Лесная зона. Смешанные леса. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Урок-экскурсия в краеведческий музей. | Р. т. с.29 № 59.60 | |
27. | Животный мир леса. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Исследовательская работа «Образ жизни и повадки животных нашего края» Практическая работа «Составление цепи питания животных леса» | Р. т. с.30 № 61, с.31 № 64,65. | |
28. | Сезонные изменения в лесу. Осень. Ядовитые растения. Знание ядовитых растений и грибов. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений лесной зоны. Ядовитые растения наших лесов. | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru Р.т.с.30№ 62, 63. | |
29. | Сезонные изменения в лесу. Зима. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Урок – экскурсия в зимний парк. | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru | |
30 | Весна. Лето. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Исследовательская работа «Занятия и быт людей в лесной зоне. Изделия из дерева в Вятском крае» | ||
31. | Обобщающий урок по теме. Диагностическая работа. «Лесная зона» | 1 | Обобщение и систематизация Знаний и умений. | Урок-зачёт. | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru | |
32. | Как жили наши далекие предки. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Урок экскурсия в краеведческий музей «Следы далекой старины» Исследовательская работа «Народы нашего края» | Р.т. с.32 № 69,70 | |
33. | Расселение славян. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коллективная работа «Создание макета славянского поселения» | http://nachalka | |
34. | Путь «из варяг в греки» | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Путь из «варяг в греки» | ||
35. | Обожествление природы. Защита славянами своих земель. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Подбор загадок, пословиц, поговорок природе о труде народа» | Р.т. с.33 № 72 | |
36. | Первые русские князья и русские витязи. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Исследовательская работа «История древнего города» | Интернет-ресурс; zavush.ru | |
37 | Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаи зм. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
38. | Расцвет Древнерусского государства. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Соотнесение год-век-событие» | Р.т. с .34 № 73,74,75. | |
39 | Древнерусская культура. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Исследовательская работа «Духовная и материальная культура древних русичей. Дымковская игрушка» | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru | |
40. | Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | http://nachalka | ||
41. | Угроза с Запада. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
42. | Обобщающий урок по теме. Диагностическая работа | 1 | Обобщение и систематизация Знаний и умений. | Урок-зачет | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru | |
Московское государство. | 12ч | |||||
43. | Залесская земля. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи» | http://nachalka | |
44. | Что такое природное сообщество. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Р.т. с.36 № 79 | ||
45. | Законы лесной жизни. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия» | Р.т. с.36 № 80. | |
46. | Луг. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru | ||
47 | Озеро. Правила поведения на воде. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Коллективная работа «Плакат «Осторожно водоем!» | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru Р.т. с.38 №84,85 | |
48 | Поле. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Коллекция зерновых культур нашего края» | ||
49. | Обобщающий урок по теме. Диагностическая работа «Природное сообщество: луг, озеро, поле.» | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Урок-зачет | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru Р.т. с.39 № 86. | |
50 | Возвышение Москвы. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Ориентирование на физической карте России» | Интернет-ресурс; Р.т. с 39 № 87,88 | |
51. | Освобождение Руси. Куликовская битва. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Ориентирование на исторической карте» | ||
52. | Стояние на Угре. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Р.т. с.40 № 89. | ||
53. | Создание Московского государства. Грозный царь. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Ориентирование на физической карте России» | http://nachalka | |
54. | Развитие русской культуры Золотое кольцо Руси. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Исследовательская работа «Золотое кольцо России» | Р.т. с.40 № 90 | |
Путь от Руси к России. | 14ч | |||||
55. | Русские первопроходцы. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Ориентирование на физической карте России» | Р.т. с.40 № 92 | |
56 | Сибирь. Природные условия Сибири. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Ориентирование на физической карте России» | Р.т. с.40 № 95 | |
57. | Тайга. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа « Макет «Тайга» Исследовательская работа «Жизнь людей в тайге в настоящее время» | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru Р.т. с.41 № 96 | |
58. | Природное сообщество болото. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Составление цепи питания» | Р.т. с.43 № 100 | |
59. | «Хождение за три моря» | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
60. | Смутное время. Спасатели земли русской | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Исследовательская работа «Минин и Пожарский» | Р.т. с.45 № 105 | |
61. | Сквозь сибирские дебри. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Ориентирование на физической карте России» | http://nachalka | |
62. | Природа тундры. Люди в тундре. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Практическая работа «Работа с гербарными экземплярами растений тундры. Исследовательская работа «Жизнь людей в тундре» | ||
63. | Арктическая пустыня. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | Интернет-ресурс; Сайт- zavush.ru | ||
64. | Народы Сибири. | 1 | Комбинированный | Исследовательская работа «Народы Сибири» | ||
65. | Обобщающий урок по теме. Диагностическая работа «Тайга. Тундра. Болото.» | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Р.т. с.48 № 115 | ||
66. | Рудознатцы. Послы. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | http://nachalka | ||
67. | Россия накануне реформ. | 1 | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||
68. | Итоговый урок «Мы и окружающий мир» | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений | Р.т. с.49 «Задания на лето» |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература основная и дополнительная
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова» - Издательский дом «Федоров» 2011г.
- Программ «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Окружающий мир. Москва «Просвещение» 2010г»,
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г
- Н. Я Дмитриева, А. Н Казаков. Окружающий мир: учебник. 3 класс. Часть 1, 2. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
- Н. Я Дмитриева. А. Н. Казаков, Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. – Издательский дом «Федоров» Издательство «Учебная литература»: 2013г.
- Н. Я. Дмитриева, А. Н Казаков. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3 классы. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Пособие «Мы и окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой. А.Н. Казакова» Волгоград. Издательство «Учитель»2012г
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Наглядные пособия.
1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.
2. Модели светофоров, дорожных знаков, средства транспорта. Глобус.
3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.
4. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в цифровой форме): «Голоса птиц, зверей », «Звуки природы» и другие
5. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса». Таблицы овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения (в цифровой форме).
6. Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы, термометры для измерения температуры воздуха, вод ы, лупа, компас, микроскоп.
7. Гербарии культурных и дикорастущих растений леса, поля, луга.
Технические средства обучения.
1. . Персональный компьютер.
2. Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, система Занкова учителя Аксюк Г.М.
Литературное чтение ( для УМК системы Л.В. Занкова) Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государстве...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс, система Занкова, учителя Аксюк Г.М.
Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции д...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 3 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...