Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 3 класс
рабочая программа по окружающему миру на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 39.62 КБ |
ktp.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» УМК « Система Л.В. Занкова»
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
-освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо-и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные школьниками на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
– использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных
природных объектов на физической карте России;
– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)
как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает
существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:
– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
– о древнейшей истории человека, о первых государствах;
– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся людях родного края.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни;
– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с
учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– находить разнообразные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности
Содержание учебного предмета
- Природные условия Земли (11ч).
Человек и природа
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края.
Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
- Человек в далёком прошлом (9ч).
Человек и общество.
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.
Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.
Экскурсии краеведческий музей.
Практическая работа «Ориентирование на физической карте и карте природных зон»
- Земли восточных славян (22ч).
Человек и природа.
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.
Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество.
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки».
- Образование Древнерусского государства.
Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представление о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
- Объединение русских земель вокруг Москвы (12ч)
Человек и природа.
Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество.
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).
- Какая она, Азия
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Географическое положение Азии. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Природа Индии.
Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
- Путь от Руси к России (14ч)
Человек и общество.
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.
Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Список литературы по реализации программы
Наглядные пособия.
1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта.
2. Глобус.
3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.
4. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса».
Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы.
Технические средства обучения.
1. Мультимедийный проектор.
2. Экран проекционный.
УМК
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.Окружающий мир, 3класс.Учебник
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.Окружающий мир, 3класс.Рабочая тетрадь
Поурочные планы. Окружающий мир, 3класс. Издательство «Учитель»
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ уроков | Тема (раздел) | Тип урока | Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Дата проведения | ||||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | По плану | По факту | ||||||
Природные условия Земли - 12ч. | ||||||||||
1. | День знаний. | Человек и природа Обучающийся научится: – использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; – оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; – выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; – фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. Обучающийся получит возможность научиться: – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | У обучающегося будут сформированы: -ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; | Обучающийся научится: - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом; | Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Обучающийся получит возможность научиться: -– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; | Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию Обучающийся получит возможность научиться: -–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ; | ||||
2. | Приглашение к путешествию. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
3. | Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет) | Обобщение и систематизация знаний и умений. | ||||||||
4. | Родной край и его местонахождение на карте. Карты. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
5. | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер) | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
6. | Предсказание погоды и его значение в жизни человека. Народные приметы погоды. | Изучение нового материала и первичное закрепления | ||||||||
7. | Представление о климате. Климат родного края. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
8. | Осенняя экскурсия. | Комбиниро- ванный. | ||||||||
9. | Почва, ее состав почвы. Значение для живой природы. Практическая работа «Состав почвы» | Комбиниро- ванный | ||||||||
10. | Плодородие как главное свойство почвы. Охрана почв. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
11. | Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Природные зоны суши. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
12. | Родной край. Форма земной поверхности. Народы, населяющие регион. Повторение пройденного материала | Обобщение и систематизация знаний и умений | ||||||||
Человек в далёком прошлом- 9ч. | ||||||||||
13. | Природные условия, в которых появился человек. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Человек и общество Обучающийся научится: – устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; – выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями). Обучающийся получит возможность научиться : – оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; –оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; | У обучающегося будут сформированы: – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; Обучающийся получит возможность для формирования: – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Обучающийся научится: – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться : – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов | Обучающийся научится: – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; Обучающийся получит возможность научиться :: – находить разнообразные способы решения учебной задачи; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; | Обучающийся научится: -умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); Обучающийся получит возможность научиться : – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; | |||
14. | Климат и природные зоны | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
15. | Представления о природных зонах Африки. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
16. | Родина человечества. Как появился человек. Жизнь древних людей. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
17. | Самые древние государства. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
18. | Расширение знаний о мире. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
19. | Первые шаги в изучении природы. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
20. | Духовная жизнь древнего человека. Повторение пройденного материала | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
Земли восточных славян – 22ч. | ||||||||||
21. | Географическое положение Европы. Первые люди на нашей земле. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | Человек и природа Обучающийся научится: – устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; – осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); – сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); – узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; – соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; – узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; Человек и природа обучающийся научится: – узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; – оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; Человек и общество Обучающийся научится: – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами; – используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; Обучающийся получит возможность научиться : – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Обучающийся получит возможность узнать: – о древнейшей истории человека, о первых государствах; – об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; – об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; | У обучающегося будут сформированы: – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; Обучающийся получит возможность для формирования: -эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. | Обучающийся научится: – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); Обучающийся получит возможность научиться : – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. | Обучающийся научится: – строить сообщения в устной и письменной форме; Обучающийся получит возможность научиться : – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); | Обучающийся научится: – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться : – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | |||
22. | Восточно- Европейская равнина. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
23. | Степи. Растительность. Животный мир. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
24. | Люди в степи. | Изучение нового материала и первичное закрепление. | ||||||||
25. | Обобщающий урок по теме. Диагностическая работа. | Обобщение и систематизация Знаний и умений. | ||||||||
26. | Лесная зона. Смешанные леса. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
27. | Животный мир леса. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
28. | Сезонные изменения в лесу. Осень. Знание ядовитых растений и грибов. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
29. | Сезонные изменения в лесу. Зима. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
30. | Сезонные изменения в лесу. Весна. Лето. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
31. | Контрольная работа за 1 полугодие. | Обобщение и систематизация Знаний и умений. | ||||||||
32. | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала | |||||||||
33. | Как жили наши далекие предки. Расселение славян. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
34. | Путь «из варяг в греки» | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
35. | Обожествление природы. Защита славянами своих земель. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
36. | Первые русские князья и русские витязи. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
37. | Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
38. | Расцвет Древнерусского государства. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
39. | Древнерусская культура. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
40. | Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
41. | Угроза с Запада. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
42. | Обобщающий урок по теме. Диагностическая работа | Обобщение и систематизация Знаний и умений. | ||||||||
Московское государство – 12ч. | ||||||||||
43. | Залесская земля. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Человек и природа Обучающийся научится: -проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); - сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества; Обучающийся получит возможность научиться: -оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; -моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; - Человек и общество Обучающийся научится: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; Обучающийся получит возможность научиться: -– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; – ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; – наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); | У обучающегося будут сформированы: – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; Обучающийся получит возможность для формирования: – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Обучающийся научится: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться : – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом | Обучающийся научится: подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.); Обучающийся получит возможность научиться : : – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; | Обучающийся научится: – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться : – использовать речь для планирования своей деятельности. – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | |||
44. | Что такое природное сообщество. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
45. | Законы лесной жизни. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
46. | Луг. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
47. | Озеро. Правила поведения на воде. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
48. | Поле. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
49. | Обобщающий урок по теме. Диагностическая работа | Обобщение и систематизация знаний и умений | ||||||||
50. | Возвышение Москвы. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
51. | Освобождение Руси. Куликовская битва. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
52. | Стояние на Угре. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
53. | Создание Московского государства. Грозный царь. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
54. | Развитие русской культуры Золотое кольцо Руси. Повторение пройденного материала | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
Какая она, Азия – 6ч. | ||||||||||
55. | Русские первопроходцы. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Человек и общество Обучающийся научится: - об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; – имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; – об истории и выдающихся людях родного края. Обучающийся получит возможность научиться : – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности | У обучающегося будут сформированы: -ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; Обучающийся получит возможность для формирования: – реализации основ реализация гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; | Обучающийся научится: – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться : – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; | Обучающийся научится: -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться : - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). | Обучающийся научится: - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться : – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | |||
56. | Географическое положение Азии | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
57. | Сибирь. Природные условия Сибири. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
58. | Тайга. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
59. | Природное сообщество болото. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
60. | «Хождение за три моря» | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
Россия в 17 веке (8ч.) | ||||||||||
Смутное время. Спасатели земли русской | Изучение нового материала и первичное закрепление | |||||||||
62. | Сквозь сибирские дебри. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
63. | Природа тундры. Люди в тундре. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
64. | Арктическая пустыня. | Изучение нового материала и первичное закрепление | ||||||||
65. | Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. | Комбинированный | ||||||||
66. | Россия накануне реформ. Повторение изученного материала за год | Изучение нового материала и первичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний и умений | ||||||||
67. | Контрольная работа за год. | Обобщение и систематизация знаний и умений. | ||||||||
68. | Работа над ошибками. Повторение изученного материала за год | Обобщение и систематизация знаний и умений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"
Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 класса по системе Л.В.Занкова
Полная рабочая программа по окружающему миру...