Этап урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Самоопределение к деятельности Организационный этап
Актуализация знаний 5 минут
| - Сегодня, ребята, нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с таким важным историческим событием в истории России, которое полностью изменило жизнь не только в нашей стране, но и повлияло на ход мировой истории. Нам, как настоящим историкам, надо во многом разобраться и многое понять, поэтому давайте представим, что наш урок – это заседание ученого совета. Итак, господа историки, начнем нашу работу. | Дети настраиваются на активную работу на уроке.
| Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2. Постановка и формулирование проблемы
Актуализация знаний 5 минут
| - Учёные подсчитали, что к 1914 г. Россию населяло примерно 180 млн человек. (Справка: население Москвы на сегодня составляет примерно 9 млн человек. Можно предложить ученикам представить население всей России как 20 современных городов, таких как Москва.) К 1924 году в России осталось 150 млн человек. Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годом? (10 лет) На сколько человек уменьшилось население России? (На 30 млн челоек.) Сколько таких городов, как современная Москва, опустели, обезлюдели за эти годы? (Более трёх городов) Какой возникает вопрос? «Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914 по 1924г.) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?» - Для того чтобы учащимся было легче выдвинуть разнообразные версии, они пользуются «рекой времени» российской истории на с. 26-27 учебника и иллюстрациями к уроку 19 на с. 90-91. |
Версии детей 1. Миллионы человеческих жизней могли унести болезни или стихийные бедствия (это можно предположить по названию урока). 2. Возможно, произошла война внутри России, между её жителями (это можно предположить по иллюстрации на с.90, хотя они не относятся к Гражданской войне). Возможно, Россия участвовала в войне с внешним врагом (иллюстрации на с. 91). 3. «Река времени» разбивается о камень, на котором написано «Революция 1917 года». Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но можно предположить, что это событие тоже как-то повлияло на сокращение населения. 4. По каким-то причинам люди могли покинуть Россию. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | Задания по группам 1-я группа. Прочитайте текст фрагмента «Россия в начале XX века» темы 18 с. 89-90. Найдите информацию о том, какие события произошли в начале XX века, в 1914 году. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления». 2-я группа. Прочитайте текст фрагмента «Мы наш, мы новый мир построим…» темы 18 с. 90-91. Найдите информацию о том, какие события произошли в феврале-марте 1917 года, 7 ноября 1917г. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления». 3-я группа. Большая оксфордская энциклопедия. С.386. Найти информацию о том, когда началась и закончилась Первая мировая война. Сколько лет она продолжалась? Какие страны участвовали в войне? Почему эта война получила такое название? 4-я группа. Прочитайте текст фрагмента «Мы сыны батрацкие, мы за новый мир…» темы 18 с. 92-93. Найдите информацию о том, какие события произошли в 1918-1922 годы и в 1922 году. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления». После того как все группы справятся с заданиями, на доске должна получиться примерно такая таблица. Начало XX века | Многие люди недовольны условиями жизни и порядками в стране. | 1914 год | Началась первая мировая война. Условия жизни людей стали ещё хуже. | Февраль-март 1917 года | Рабочие и солдаты Петрограда восстали против царя. Создали Советы народных депутатов. Николай II отрёкся от престола, власть в стране перешла к Временному правительству. | 7 ноября 1917 года | Большевики свергли Временное правительство. Власть перешла к Советам народных депутатов, где коммунистов было большинство. | Март 1918 года | Переговоры о мире. Россия вышла из Первой мировой войны. | 1918-1922годы | Гражданская война в России. Победу одержали красные. Многие белые были вынуждены покинуть Россию. | 1922 год | Советские республики объединились в Союз. (СССР) |
| Дети работают в группе | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Применение нового знания
| – Как, по-вашему, почему в России произошла революция? – Как вы думаете, почему большевики смогли захватить власть? – Какие события из истории России чем-то напоминают вам революцию 1917 года и Гражданскую войну? Вывод. События начала XX века – это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития. | (Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы нам необходимо ещё многое узнать про революцию и Гражданскую войну). (Смутное время)
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
Первичное закрепление
| Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах). Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника.
|
Итог урока Рефлексия | – Заседание нашего ученого совета подошло к концу. Оцените, пожалуйста, работу своих групп. – Кому что показалось трудным на уроке, непонятным? – Что на уроке, на ваш взгляд, было самым интересным? | Ответы детей | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
Домашнее задание с дифференцированным подходом 1 минута | Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 18, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание: 1) подготовить краткое сообщение «Моя семья в начале XX века»; 2) принять участие в выставке открыток, посвящённых событиям начала XX века; 3) на альбомных листах сделать иллюстрации к стихотворениям и песням, в которых упоминаются события 1914–1922 годов.
|
| Регулятивные: - выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам.
|