"Россия в огне". Урок истории 3 класс ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по истории (3 класс) на тему

Борисова Светлана Викторовна

Задача урока: познакомить учеников с коренными изменениями  произошедшими в жизни нашей страны в 1917 г. Сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istorii_3_klass.doc127.5 КБ
Файл rossiya_v_ogne.pptx827.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 3 классе ОС «Школа 2100».                                                      Учитель: Борисова Светлана Викторовна                                                              Тема урока “Россия в огне”

Цели и задачи урока.

Цели по линиям развития личности ученика.

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917 г. Сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций.

ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, сложившуюся в России в начале XX века. Продолжить формирование негативного отношения к вооружённому методу решения проблем.

Основная задача.

   Сформировать у учащихся образ трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов (крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов, государственной власти и общества, стремящегося к свободе)

Основная мысль:

   В 1917 году в России произошла революция, в результате которой  в стране изменились власть и порядки. Большинство людей захотело построить новую справедливую жизнь, но многие не согласились с новыми порядками и были вынуждены покинуть Родину

Основные понятия:

  Революция, Гражданская война, советская власть, большевики, СССР, времена Советской России и СССР.

План урока

  1. Постановка проблемы: чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914 по 1924 г.) население России уменьшилось более чем на 30 млн. человек?
  2. Версии детей, актуализация знаний.
  3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
  1. Россия в начале XX века.
  2. События 1917 года.
  3. Первые годы власти большевиков.
  1. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Ход урока

     I. Организационный момент

   Учитель: Сегодня, ребята, нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с таким важным историческим событием в истории России, которое полностью изменило жизнь не только в нашей стране, но и повлияло на ход мировой истории. Нам, как настоящим историкам, надо во многом разобраться и многое понять, поэтому давайте представим, что наш урок – это заседание ученого совета. Итак, господа историки, начнем нашу работу.

    II. Постановка проблемы.

      Учёные подсчитали, что к 1914 г. Россию населяло примерно 180 млн человек. ( Справка: население Москвы на сегодня составляет примерно 9 млн человек. Можно предложить ученикам представить население всей России как 20 современных городов, таких как Москва.) К 1924 году в России осталось 150 млн человек.

Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годом? (10 лет)

На сколько человек уменьшилось население России? (На 30 млн челов.)

Сколько таких городов, как современная Москва, опустели, обезлюдели за эти годы? (Более трёх городов)

Кокой возникает вопрос?

«Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914 по 1924г.) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?»

III.  Версии детей, актуализация знаний.

       Для того чтобы учащимся было легче выдвинуть разнообразные версии, они пользуются «рекой  времени» российской истории  на с. 26-27 учебника и иллюстрациями к уроку 19 на с. 90-91.

Все версии детей желательно свести в три-четыре блока:

  1. Миллионы человеческих жизней могли унести болезни или стихийные бедствия (это можно предположить по названию урока).
  2. Возможно, произошла война внутри России, между её жителями (это можно предположить  по иллюстрации на с.90, хотя они не относятся к Гражданской войне). Возможно, Россия участвовала в войне с внешним врагом (иллюстрации на с. 91).
  3. «Река времени» разбивается о камень , на котором написано «Революция 1917 года». Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но можно предположить , что это событие тоже как-то повлияло на сокращение населения.
  4. По каким-то причинам люди могли покинуть Россию.

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

      Необходимо создать общую картину произошедшего в начале XX века. Сделать это можно путём заполнения участка «реки времени» обозначенного на доске.

Задания по группам:

    1-я группа. Прочитайте текст  фрагмента «Россия в начале XX века» темы 18 с. 89-90. Найдите информацию о том, какие события произошли в начале XX века, в 1914 году. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления».

    2-я группа. Прочитайте текст  фрагмента «Мы наш, мя новый мир построим…» темы 18 с. 90-91. Найдите информацию о том, какие события произошли в феврале-марте 1917 года, 7 ноября 1917г. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления».

    3- группа. Большая оксфордская энциклопедия. С.386. Найти информацию о том, когда началась и закончилась Первая мировая война.  Сколько лет она продолжалась? Какие страны участвовали в войне? Почему эта война получила такое название?

   4-я группа. Прочитайте текст  фрагмента «Мы сыны  батрацкие, мы за          новый мир…» темы 18 с. 92-93. Найдите информацию о том, какие события произошли в 1918-1922 годы и в 1922 году. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления».

После того как все группы справятся с заданиями, на доске должна получиться примерно такая таблица.

Начало XX века

Многие люди недовольны условиями жизни и порядками в стране.

1914 год

Началась первая мировая война. Условия жизни людей стали ещё хуже.

Февраль-март 1917 года

Рабочие и солдаты Петрограда восстали против царя.

Создали Советы народных депутатов. Николай II отрёкся от престола, власть в стране перешла к Временному правительству.

7 ноября 1917 года

Большевики свергли Временное правительство. Власть перешла  к Советам народных депутатов, где коммунистов было большинство.

Март 1918 года

Переговоры о мире. Россия вышла из  Первой мировой войны.

1918-1922годы

Гражданская война в России. Победу одержали красные. Многие белые были вынуждены покинуть Россию.

1922 год

Советские республики объединились в Союз. (СССР)

V. Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? (Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. Ученики отмечают, что такое  огромное количество россиян погибло от голода и болезней в начале века, не вернулись с фронтов Первой мировой и Гражданской войны, оказались за границей.)

Проверка предложенных версий.

Вывод. Все  предположения о том, куда делись 30 млн. человек из России – верны.

Применение нового знания.

- Как, по-вашему, почему в России произошла революция?

- Как вы думаете, почему большевики смогли захватить власть?

(Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы нам необходимо ещё многое узнать про революцию и Гражданскую войну).

- Какие события  из истории России чем-то напоминают вам революцию 1917 года и Гражданскую войну? (Смутное время)

  Вывод.  События начала XX века – это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем

случае не доводить конфликты до кровопролития.

Итог урока.

       - Заседание нашего ученого совета подошло к концу. Оцените, пожалуйста, работу своих групп.

      - Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?

      - Что на уроке, на ваш взгляд, было самым интересным?  

     Домашнее задание. Прочитать тему 18. Выполнить задание в рабочей тетради с.42-43.

      Творческое задание: подготовить  краткое сообщение «Моя семья в начале XX века»

1-я группа. Прочитайте текст  фрагмента «Россия в начале XX века» темы 18 с. 89-90. Найдите информацию о том, какие события произошли в начале XX века, в 1914 году. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления».

2-я группа. Прочитайте текст  фрагмента «Мы наш, мы новый мир построим…» темы 18 с. 90-91. Найдите информацию о том, какие события произошли в феврале-марте 1917 года, 7 ноября 1917г. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления».

3- группа. Большая оксфордская энциклопедия. С.386. Найти информацию о том, когда началась и закончилась  Первая мировая война.  

Сколько лет она продолжалась?

Какие страны участвовали в войне?

Почему эта война получила такое название?

     

 4-я группа. Прочитайте текст  фрагмента «Мы сыны  батрацкие, мы за          новый мир…» темы 18 с. 92-93. Найдите информацию о том, какие события произошли в 1918-1922 годы и в 1922 году. Занесите данные в колонки «Даты», «События и явления».

Начало XX века

1914 год

1922 год

Февраль-март 1917 года

7 ноября 1917 года

Март 1918 года

1918-1922 годы

Многие люди недовольны условиями жизни и порядками в стране.

Началась Первая мировая война.

Условия жизни людей стали ещё хуже.

Власть перешла  к Советам народных депутатов, где коммунистов было большинство.

Переговоры о мире. Россия вышла из  Первой мировой войны.

Рабочие и солдаты Петрограда восстали против царя.

Создали Советы народных депутатов.

Николай II отрёкся от престола, власть в стране перешла к Временному правительству.

Большевики свергли Временное правительство.

Гражданская война в России.

Победу одержали красные.

Многие белые были вынуждены покинуть Россию.

Советские республики объединились в Союз. (СССР)

Самоанализ проблемно-диалогического урока в ОС «Школа 210

Учитель: Борисова Светлана Викторовна

Класс: 3

Предмет: математика

Тема урока: «Россия в огне»

Цели по линиям развития личности ученика.

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917 г. Сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций.

ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, сложившуюся в России в начале XX века. Продолжить формирование негативного отношения к вооружённому методу решения проблем.

Основная задача.

 Сформировать у учащихся образ трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов (крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов, государственной власти и общества, стремящегося к свободе)

Этапы урока

Основные вопросы анализа

Универсальные учебные действия демонстрируемые или развиваемые:                                - организационные                          - регулятивные                        - познавательные                              - коммуникативные

Постановка проблемы урока

  1. Создана проблемная ситуация при помощи технологии проблемного диалога.
  2. Проблему сформулировали ученики совместно с учителем.
  3. Проблема зафиксирована на доске.

Регулятивные УУД:

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Версии детей, актуализация знаний.

       4. Учащимися выдвигаются версии решения проблемы, которые фиксируются на доске.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

       5. Заполнение участка «реки времени»  обозначенного на доске (работа в группах)

Организационные УУД (организация работы в группах)

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: извлекать  информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные УУД:

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-учиться уважительно относится к позиции другого, пытаться договориться.

Выражение решения проблемы.

    6.  Проверка предложенных версий.

 

 7. Применение нового знания.

  8. Оценивание учеников учителем, самооценка.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе  обобщения знаний.

Регулятивные УУД:

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Итог урока.

 9. Возвращались к проблеме, вспоминая, что было самым трудным, интересным на уроке.

Регулятивные УУД:

-оценивать результат.

болезни

стихийные бедствия

война

революция

покинули страну

уехали


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первая мировая война

Слайд 2

Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война» (англ. The Great War , фр. La Grande guerre ), в Российской империи её иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) — «германской»; затем в СССР — «империалистической войной».

Слайд 3

Даты войны Для всего мира: 28 июля 1914 — 11 ноября 1918 Для России: 28 июля 1914 — 3 марта 1918 года Причины войны Противоречия между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира (источники сырья, рынки сбыта, сферы влияния) Стремление правительств отвлечь народ от социальных проблем и конфликтов внутри своих стран. Повод к войне поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским гимназистом Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство. Участники войны Военно-политические блоки Антанта (Россия, Англия, Франция) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) Масштабы войны Войной было охвачено 38 государств с населением 1,5 млрд. человек Характер войны Несправедливый, захватнический для всех её участников, за исключением Сербии. Для Сербии – война справедливая, национально-освободительная. Театр военных действий Европа, Африка и Ближний Восток (недолго в Китае и островах Тихого океана) Потери вооружённых сил всех стран-участниц Около 10 миллионов человек. До сих пор нет обобщенных данных по потерям мирного населения от воздействия боевых средств. человек. Потери мирного населения Голод и эпидемии, причиненные войной, стали причиной гибели, как минимум, 20 миллионов Итог Поражение Германии и её союзников. Распад Германской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии.

Слайд 4

1. Характеристика основных противоречий между странами накануне войны. Англия — рассчитывала сохранить господство на мировом рынке, свои колонии, устранить или существенно ослабить своего основного конкурента в лице Германии; Франция — вернуть Эльзас и Лотарингию, захватить Саарский угольный бассейн; Россия — укрепить позиции на Балканах, обеспечить благоприятный для России режим в черноморских проливах, захватить польские земли Австрии и Германии; Тройствен ный союз Германия — захватить части английских и французских колоний, утвердиться на Балканах и Ближнем Востоке, отторгнуть от России Украину, Прибалтику, Белоруссию; Австрия — захватить часть русской Польши, подчинить Балканы; Италия — претендовала на западные районы Балкан и соперничала здесь с Австро-Венгрией (в 1915 г. Италия вступила в войну на стороне Антанты).

Слайд 5

2. Повод к войне 28 июня 1914 года Гавриил Принцип, девятнадцатилетний боснийский серб, студент, член националистической сербской террористической организации Млада Босна, убивает наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жену Софию Хотек. Трудно понять, каким образом убийство эрцгерцога могло нарушить баланс сил в Европе. Этот факт сам по себе не был угрожающим миру. Мировая пресса оценила его сначала сравнительно спокойно, народ отнёсся к нему с безразличием. Реакция в дипломатических кругах была сдержанной. Некоторые газеты считали, что устранение Франца-Фердинанда, убеждённого сторонника агрессивных действий против славянских стран, несколько охладит накалённую атмосферу. Однако австрийские и германские правящие круги решили использовать сараевское убийство как предлог для войны. 5 июля Германия обещает поддержку Австро-Венгрии в случае конфликта с Сербией.

Слайд 6

23 июля Австро-Венгрия, заявив, что Сербия стояла за убийством Франца-Фердинанда, объявляет ей ультиматум, в котором требует от Сербии выполнить заведомо невыполнимые условия, в том числе: произвести чистки госаппарата от замеченных в антиавстрийской пропаганде произвести чистки в армии от офицеров и чиновников, замеченных в антиавстрийской пропаганде; арестовать подозреваемых в содействии терроризму; разрешить полиции Австро-Венгрии проводить на сербской территории следствия и наказания виновных в антиавстрийских действиях. На ответ было дано всего 48 часов. В тот же день Сербия начинает мобилизацию, однако, соглашается на все требования Австро-Венгрии, кроме допуска на свою территорию австрийской полиции. Германия настойчиво подталкивает Австро-Венгрию к объявлению войны Сербии.

Слайд 7

25 июля Германия начинает скрытую мобилизацию: не объявляя её официально, призывные пункты стали рассылать повестки резервистам. 26 июля Австро-Венгрия объявляет всеобщую мобилизацию и начинает сосредоточивать войска на границе с Сербией и Россией. 28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявляет Сербии войну. Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. 30 июля мобилизация начинается во Франции. 31 июля в Российской империи объявлена частичная мобилизация в армию. В тот же день Германия предъявляет России ультиматум: прекратить призыв в армию или Германия объявит войну России. Франция, Австро-Венгрия и Германия проводят мобилизацию. Германия стягивает войска к бельгийской и французской границам. При этом утром 1 августа министр иностранных дел Англии Э. Грей обещал немецкому послу в Лондоне Лихновскому, что в случае войны между Германией и Россией Англия останется нейтральной, при условии, если Франция не будет атакована. 3. Начало войны

Слайд 8

4. Кампания 1914 года Война разворачивалась на двух основных театрах военных действий — в Западной и Восточной Европе, а также на Балканах, в Северной Италии (с мая 1915 года), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года) в колониях европейских государств — в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер.

Слайд 9

Германия, в соответствии с заранее разработанным планом ведения молниеносной войны, «блицкрига» (план Шлиффена), направила основные силы на западный фронт, надеясь до завершения мобилизации и развёртывания русской армии быстрым ударом разгромить Францию, а затем разделаться с Россией. Германское командование намеревалось нанести главный удар через Бельгию по незащищённому северу Франции, обойти Париж с запада и взять французскую армию, главные силы которой были сосредоточены на укреплённой восточной, франко-германской, границе, в огромный «котёл». 1 августа Германия объявила войну России, в тот же день немцы безо всякого объявления войны вторглись в Люксембург. Франция обратилась за помощью к Англии, но английское правительство 12 голосами против 6 отказало Франции в поддержке, заявив, что «Франция не должна рассчитывать на помощь, которую мы в настоящий момент не в состоянии оказать», добавив при этом, что «если немцы вторгнутся в Бельгию и займут лишь ближайший к Люксембургу „угол“ этой страны, а не побережье, Англия останется нейтральной». Э. Грей МИД Англии Г. Думерг МИД Франции

Слайд 10

2 августа германские войска окончательно оккупировали Люксембург и Бельгии был выдвинут ультиматум о пропуске германских армий к границе с Францией. На размышления давалось всего 12 часов. 2 августа Германия объявила войну Франции, обвинив ее в «организованных нападениях и воздушных бомбардировках Германии» и «в нарушении бельгийского нейтралитета». 3 августа Бельгия ответила отказом на ультиматум Германии. Германия объявляет войну Бельгии. 4 августа Германские войска хлынули через бельгийскую границу. Король Бельгии Альберт обратился за помощью к странам-гарантам бельгийского нейтралитета. 4 августа Лондон вопреки прежним своим заявлениям направил в Берлин ультиматум: прекратить вторжение в Бельгию или Англия объявит войну Германии, — на что в Берлине заявили о «предательстве». [ 4 августа По истечении ультиматума Великобритания объявила войну Германии и направила на помощь Франции 5,5 дивизий. 6 августа Австро-Венгрия объявила войну России. Первая мировая война началась

Слайд 11

Дата Кто объявил войну Кому была объявлена война 28 июля 1914 Австро-Венгрия Сербия 1 августа 1914 Германия Россия 2 августа 1914 Германия Франция 3 августа 1914 Германия Бельгия 4 августа 1914 Великобритания Германия 5 августа 1914 Черногория Австро-Венгрия 6 августа 1914 Австро-Венгрия Россия 6 августа 1914 Сербия Германия 6 августа 1914 Черногория Германия 12 августа 1914 Великобритания и Франция Австро-Венгрия 15 августа 1914 Япония Германия 2 ноября 1914 Россия Турция

Слайд 12

Дата Кто объявил войну Кому была объявлена война 5 ноября 1914 Великобритания и Франция Турция 23 мая 1915 Италия Австро-Венгрия 14 октября 1915 Болгария Сербия 9 марта 1916 Германия Португалия 27 августа 1916 Румыния Австро-Венгрия 28 августа 1916 Италия Германия 6 апреля 1917 США Германия 7 апреля 1917 Панама и Куба Германия 27 июня 1917 Греция Германия 22 июля 1917 Сиам Германия 4 августа 1917 Либерия Германия 14 августа 1917 Китай Германия 26 октября 1917 Бразилия Германия 7 декабря 1917 США Австро-Венгрия 11 ноября 1918 окончание войны

Слайд 13

Танк A7V Длина 8 м. Высота 3,5 м. Ширина 3,2 м. броня 10-30 мм. Максимальная скорость 9 км/ч Масса 32,5 тонн. Вооружение 57 мм. пушка + 6 пулеметов MG08/15 калибром 7,92 Двигатели 2 бензиновых Daimler мощностью 75 kW Экипаж 18 человека 13 фунтовая конная пушка QF обр. 1903 г. Калибр, мм. 76,2 (3 дюйма) Боевая масса, кг. 1014 Длина ствола, 24 калибра (1,86 м.) Угол возвышения, от -5° до +16° Угол горизонтального наведения 8° Тип и вес снаряда шрапнель; 5,67 кг. Начальная скорость снаряда, м/с. 510 Максимальная дальность стрельбы, м. 5395


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 3 классе "Россия в огне"

Урок истории в 3 классе "Россия в огне" по ОС "Школа 2100"...

"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"

Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Россия в огне"

Презентация создана к уроку окружающего мира по УМК "Школа2100" 3 класс по теме: "Россия в огне"Цели:•познакомить учащихся с конкретными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в начале XX век...

Урок истории. 3 класс.тема: " От Древней Руси к единой России". ОС "Школа 2100"

Урок истории в 3 классе по ОС "Школа 2100". Тема урока: "От Древней Руси к единой России". Ученики работают в группах и сами открывают новые знания....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России» 1-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом. Планируемые результаты:Предметные:-знать города Золотого кольца Росс...

Техкарта урока "Россия в огне"

Техкарта урока для 3 класса по теме "Россия в огне", окружающий мир. Цель: Ознакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в начале XX века...