Техкарта урока "Россия в огне"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Светлана Михайловна Баранова

Техкарта урока для 3 класса по теме "Россия в огне", окружающий мир. Цель: Ознакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в начале XX века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_v_ogne.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 «В»

Тема урока

Россия в огне

Дидактическая цель

Ознакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в начале XX века

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Развиваем умения выказывать своё отношение,

выражать свои эмоции.

Л2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Л3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные

МР1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

МР2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

МР3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

МР4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные
МП1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

МП2. Представлять информацию в виде схемы.

МП3. Выявлять сущность, особенности объектов.

МП4. На основе анализа объектов делать выводы.

МП5. Обобщать и классифицировать по признакам.

МП6.Ориентироваться на развороте учебника.

МП7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.      

Коммуникативные:

МК1. Развиваем умение слушать и понимать других.

МК2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

МК3. Оформлять свои мысли в устной форме.

МК4. Умение работать в паре и в группах.

П1.        Сформировать у учащихся образ трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов (крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов, государственной власти и общества, стремящегося к свободе)

П2.        Ориентироваться в образной исторической карте

П3.        Определять последовательность исторических событий

Учебная задача

Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Революция, Гражданская война, Советская власть, Большевики, Красные, Белые

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация

Образовательные ресурсы

Для учителя:

Для ученика:

Интернет ресурсы:

Учебник «Мое Отечество» 3кл. (авт. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов)

Учебник «Мое Отечество» 3кл. (авт. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов)

http://nsportal.ru/

ХОД урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Ι. Организационное начало урока.

Проверьте свою готовность к уроку. У вас лежат учебник, рабочая тетрадь  и пенал на партах.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

Слайд 1

Сегодня, ребята, мы начинаем изучать новый период в истории нашего государства. Посмотрите на реку времени российской истории. Какие периоды нам уже знакомы? Нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с таким важным историческим событием в истории России, которое полностью изменило жизнь не только в нашей стране, но и повлияло на ход мировой истории. Нам, как настоящим историкам, надо во многом разобраться и многое понять, поэтому давайте представим, что наш урок – это заседание ученого совета. Итак, господа историки, начнем нашу работу.

III. Основной этап.

1. Постановка учебной проблемы

Слайд 2

Учёные подсчитали, что к 1914 году Россию населяло примерно

180 млн человек.  

К 1924 году в России осталось 150 млн человек.

Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годами?

На сколько человек уменьшилось население России?

Сколько таких городов, как современная Москва, опустели, обезлюдели за эти годы?

Какой возникает вопрос?

Слайд 3

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока

Для того чтобы помочь учащимся выдвинуть разнообразные версии, учитель предлагает воспользоваться рекой времени российской истории на с. 26–27 учебника и иллюстрациями к параграфу 18 на с. 90–91.

Слайд 4

Ученики высказывают версии, которые можно свести в три-четыре блока:

1. Миллионы человеческих жизней могли унести болезни или стихийные бедствия (об этом можно предположить по названию урока).

2. Возможно, произошла война внутри России, между её жителями (об этом можно предположить по иллюстрациям на с. 90, хотя эти иллюстрации не относятся к гражданской войне). Возможно, Россия участвовала в войне с внешним врагом (иллюстрации на с. 91).

3. Река времени разбивается о камень, на котором написано «Революция 1917 года». Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но можно предположить, что это событие тоже как-то повлияло на сокращение населения.

4. По каким-то причинам люди могли покинуть Россию (эта версия пока ничем не подтверждается).

2. Открытие знаний

Слайд 5

Сейчас нам предстоит работать в группах.

1-я группа. Прочитайте фрагмент «Россия в начале XX века» с. 89-90. Найдите информацию о том, какие события произошли в начале XX века, в 1914 году.

2-я группа. Прочитайте  фрагмент  «Мы наш, мы новый мир построим…» с. 90-92. Найдите информацию о том, какие события произошли в феврале-марте 1917 года, 7 ноября 1917г.

3-я группа. Прочитайте  фрагмент «Мы сыны  батрацкие, мы за          новый мир…» с. 92-93. Найдите информацию о том, какие события произошли в 1918-1922 годы и в 1922 году.

Задание на листочках

1-я группа.

Как называлась страна?

Кто правил страной?

На какие классы делилось все население? Как они жили?

Можно ли назвать такую жизнь справедливой, хорошей для всех?

Были ли люди, которые стремились сделать жизнь простого народа легче?

Какое испытание выпало на долю народа в 1914 году?

Почему война мировая?

2-я группа.

Что произошло в стране в 1917 году?

Что такое революция?

Что произошло с императором?

Кто же теперь встал у власти?

Почему новую власть назвали советской?

Царскую власть свергли, выбрали Временное правительство, но изменилась ли жизнь народа?

Как звали человека, который призывал к продолжению революции и свержению Временного правительства? Как называли его сторонников?

3-я группа.

Как назывались враждующие стороны? Что означают эти названия?

Что такое Гражданская война?

Почему гражданскую войну называют страшной бедой для России?

Какой город Советской России стал столицей красных? В каких городах России находились столицы белых правительств?

Кто победил в Гражданской войне? Что стало с оставшимися членами белой армии?

Какая судьба постигла последнего русского императора и членов его семьи?

Что произошло после победы красных в гражданской войне в 1922 году?

В итоге проделанной работы на доске должна получиться такая последовательность событий (первая колонка – даты, обозначенные на участке реки времени, вторая колонка – события и явления, предложенные учащимся для распределения на реке времени): Слайд 6

Начало XX века

Многие россияне недовольны друг другом и порядками в стране.

1914 год

Началась Первая мировая война. Условия жизни людей стали ещё хуже.

Февраль-март 1917 года

Рабочие и солдаты Петрограда восстали против царя. Создали Советы народных депутатов. Николай II отрёкся от престола, власть в стране перешла к Временному правительству.

7 ноября 1917 года

Большевики свергли Временное правительство. Власть перешла к Советам народных депутатов, где коммунистов было большинство.

Март 1918 года

Переговоры о мире. Россия вышла из Первой мировой войны.

1918–1922 годы

Гражданская война в России. Победу одержали «красные». Многие «белые» были вынуждены покинуть Россию.

1922 год

Советские республики объединились в Союз (СССР).

Итак, ребята, в 1922 году в истории нашей страны наступили новые времена, о которых мы будем говорить на последующих уроках.

3. Самостоятельное применение знаний

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Слайд 7

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что все предположения учеников о том, куда делись 30 млн человек из России, – верны. Ученики отмечают, что такое огромное количество россиян погибло от голода и болезней в начале века, не вернулись с фронтов Первой мировой и Гражданской войн, оказались за границей. 

4. Применение нового знания 

Как по-вашему, почему в России произошла революция?

Как вы думаете, почему большевики смогли захватить власть?

Какие события из истории России чем-то напоминают вам революцию 1917 года и Гражданскую войну?

Это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития.

Я надеюсь, вы не остались равнодушными, знакомясь со страшными и трагическими событиями того времени.

IV. Итог, рефлексия

С какими важными в истории России событиями мы познакомились?

Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Слайд 8

Подберите картину природы, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

Проверяют готовность к уроку

10 лет

На 30 млн человек

Более трёх городов.

Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?

Работают в группах, отвечают на вопросы

Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?)

Ответы учащихся

МП1

П3

П1

МП1

МР3

Л3

Л2

МР1

П3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Без огня нам не прожить, но и с огнем шутить нельзя"

Внеклассное мероприятие, посвященное противопожарной безопасности....

С огнем не играйте! С огнем не шутите! Здоровье и жизни свои берегите!

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов о противопожарной безопасности....

Техкарта математика 2 класс

Техкарта математика 2 класс...

Техкарта математика 2 класс

Техкарта математика 2 класс...

Техкарта "Короткие и длинные звуки" на фортепиано

формировть умения играть на фортепианодвумя руками, включающее чтение с листа, развитие музыкальных способностей, воспитание культуры и исполнительство мастерства....

техкарта 3 класс по окр миру Когда на Руси появилось государство.docx

Технологическая карта разработана по ФГОС....