Постановку учебной задачи
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: диалог, упражнение. | 5 мин | – (Учитель записывает основные данные в виде задачи по математике.) Учёные подсчитали, что к 1914 году Россию населяло примерно 180 млн человек. (Справка: население Москвы на сегодня составляет примерно 9 млн человек. Можно предложить ученикам представить население всей России как 20 современных городов, таких как Москва. В немосковских школах данные для сравнения и расчётов желательно дать с ориентацией на местные крупные города.) К 1924 году в России осталось 150 млн человек. Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годами? (10 лет.) На сколько человек уменьшилось население России? (На 30 млн.) Сколько таких городов, как современная Москва, опустели, обезлюдели за эти годы? (Более трёх городов.) – Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Для того чтобы помочь учащимся выдвинуть разнообразные версии, учитель предлагает воспользоваться рекой времени российской истории на с. 26–27 учебника и иллюстрациями к уроку 19 на с. 90–91. Ученики высказывают версии, которые можно свести в три-четыре блока: 1. Миллионы человеческих жизней могли унести болезни или стихийные бедствия (об этом можно предположить по названию урока). 2. Возможно, произошла война внутри России, между её жителями (об этом можно предположить по иллюстрациям на с. 90, хотя эти иллюстрации не относятся к гражданской войне). Возможно, Россия участвовала в войне с внешним врагом (иллюстрации на с. 91). 3. Река времени разбивается о камень, на котором написано «Революция 1917 года». Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но можно предположить, что это событие тоже как-то повлияло на сокращение населения. 4. По каким-то причинам люди могли покинуть Россию (эта версия пока ничем не подтверждается). От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. – Составим план урока. План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план на основе выдвинутых версий. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | Формулируют тему и цели урока. Работают с учебником отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Решение частных зада
Практическая работа
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: диалог, упражнение.
| 10 мин | Поскольку материал урока «Россия в огне» очень насыщен событиями, на первом уроке целесообразно создать общую картину произошедшего в начале XX века. Сделать это можно путём заполнения участка реки времени, обозначенного на доске (от начала XX века до 1922 года). На вспомогательной доске можно заранее вперемешку вывесить листы с событиями начала XX века. Во время постановки проблемы эта доска закрыта от учащихся. Ученики по очереди читают по предложению тексты фрагментов урока. Если есть возможность, то часть материала учебника можно заменить сведениями из детских энциклопедий, учебных фильмов. Задание учащимся: опираясь на текст учебника (и др. источники), расположите предложенные события на реке времени в правильной последовательности. Определите, какие иллюстрации урока 18 соответствуют этим событиям. Иллюстрации дополняют и расширяют полученные сведения. Иллюстрации на с. 91. Картины Первой мировой войны. Цель работы – с помощью изобразительных средств представить ученикам необходимые знания и образы для восприятия такого исторического явления, как мировая война. Кроме того, задача учителя и учеников – отметив жестокий характер войны, сделать вывод о том, что она ускорила начало революции. С точки зрения методики построения работы (действуя по основной схеме) лучше всего начинать с перечня самих иллюстраций, что потребует чтения подписей под ними. Далее можно предложить ученикам описать изображённое на иллюстрациях, обращая внимание не только на сами события, но и, по возможности, на чувства, которые переживают участвующие в них люди. После этого можно переходить к самим вопросам. Карта на с. 92. Гражданская война в России 1918–1922 годы. Цель работы – создание образа Гражданской войны как страшного бедствия, поразившего страну, расколовшего её на части, а народ – на враждующие лагеря. В итоге проделанной работы на доске должна получиться такая последовательность событий (первая колонка – даты, обозначенные на участке реки времени, вторая колонка – события и явления, предложенные учащимся для распределения на реке времени): Начало XX века | Многие россияне недовольны друг другом и порядками в стране. | 1914 год | Началась Первая мировая война. Условия жизни людей стали ещё хуже. | Февраль-март 1917 года | Рабочие и солдаты Петрограда восстали против царя. Создали Советы народных депутатов. Николай II отрёкся от престола, власть в стране перешла к Временному правительству. | 7 ноября 1917 года | Большевики свергли Временное правительство. Власть перешла к Советам народных депутатов, где коммунистов было большинство. | Март 1918 года | Переговоры о мире. Россия вышла из Первой мировой войны. | 1918–1922 годы | Гражданская война в России. Победу одержали «красные». Многие «белые» были вынуждены покинуть Россию. | 1922 год | Советские республики объединились в Союз (СССР). |
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали | Работают с учебником отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
Закрепление знаний
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: диалог, беседа. | 20 | Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что все предположения учеников о том, куда делись 30 млн человек из России, – верны. Ученики отмечают, что такое огромное количество россиян погибло от голода и болезней в начале века, не вернулись с фронтов Первой мировой и Гражданской войн, оказались за границей. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста. Особое внимание следует уделить вопросам 5–6: 5. Как по-твоему, почему в России произошла революция? 6. Как ты думаешь, почему большевики смогли захватить власть? !!! Оба вопроса рассчитаны на обсуждение, а не на решение этих проблем. Главная задача – чтобы ученики задумались над ними, стали искать ответы и (с помощью учителя) пришли к мысли, что для решения им необходимо ещё многое узнать про революцию и Гражданскую войну. Можно задать вопрос: «Какие события из истории России чем-то напоминают тебе революцию 1917 года и Гражданскую войну?»
!!! Очень важно, чтобы при ответе на этот вопрос прозвучала аналогия со Смутным временем начала XVII века. Важно также подчеркнуть, что это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|