Окружающиий мир. Конспект урока в 3 классе по теме "Экосистема озера"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Мошкова Ирина Романовна


Тема урока: Экосистема озера.

УМК "Школа-2100". Учебник Вахрушева "Обитатели Земли".

На уроке использована групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-3_okr_mira.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока окружающего мира

Тема урока: Экосистема озера.

Задачи урока: 

  1. Учить устанавливать закономерности в природе.
  2. Познакомиться с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме, наглядно их показать в проекте «Озеро и его обитатели».
  3. Уметь объяснять значения круговорота веществ в природе.
  4. Развивать логику суждений, наблюдательность, речь.
  5. Использовать ранее приобретённые знания и умения для реализации замысла, описанного словами, в доступных материалах.
  6. Развивать пространственно-образные представления, освоение приёмов работы по созданию и реализации собственного замысла.

Оборудование: м/медиа, диск с презентацией, листы с заданиями для четырёх групп, гербарий водных растений, мотыль и улитка в баночке,  иллюстрации производителей, потребителей и разрушителей озёр, фото озёр, листы-заготовки, клей, ножницы, детали аппликации, учебник окружающего мира 3 класс «Обитатели Земли», рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли».

Ход урока.

  1. Организационный момент (установка на работу)

Прозвенел звонок, и мы начинаем урок. Работа впереди большая, поэтому прошу настроиться, не лениться, быть активными. Работать будем в группах. А начнём с проверки домашнего задания.

     2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1 группа работает с картинками.

        Вспомните «профессии» живых организмов в экосистеме. Рассмотрите, кто или что изображено на картинке, подумайте, какую работу выполняет в экосистеме, распредели в три столбика: производители, потребители, разрушители (у группы на парте картинки с изображением грибов, цветов, зверей)

На доске для проверки три листа, куда крепятся картинки.

2 группа восстанавливает цепи питания.

        Вспомните, что такое цепь питания и выстройте цепочки питания из названий растений и животных:

        а) дятел (3),  ствол дерева (1),  жук (2)

        б) заяц (2),  волк (3),  побеги кустарника (1)

        в) лист дуба (1),  синица (3),  листовёртка (2)

        г) белка (2),  ель (1),  куница (3)

Карточки со словами прикрепляем к доске для проверки.

3 группа вспоминает, что входит в экосистему.

        Прочитай предложение, найди и вычеркни «лишнее»:

В экосистему входят производители, учебные принадлежности, воздух, потребители, вода, автомобили, почва, разрушители, высотные здания, горные породы, человек.

4 группа работает с кроссвордом.

  1. Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» поддерживает круговорот веществ (экосистема)
  2. Живые организмы, которые не могут создавать органические вещества, они питаются умершими  организмами (разрушители)
  3. Животные, которые не могут самостоятельно создавать органические вещества, они получают их, поедая растения или других животных (потребители)
  4. Живые организмы, которые поглощают углекислый газ, воду, минеральные вещества и на свету образуют (производят) органические вещества (производители)
  5. Поверхностный плодородный слой земли (почва)

Проверка домашнего задания. Группы по очереди отчитываются.

        Отчёт 1 группы: ученики рассказывают о трёх профессиях живых организмов, какую работу они выполняют, приводят примеры, показывая картинки.

        Отчёт 2 группы: учащиеся дают определение цепи питания и показывают восстановленные цепочки.

        Отчёт 3 группы: ученики рассказывают, что такое экосистема и называют, что входит в экосистему.

        Отчёт 4 группы: учащиеся называют слова-ответы и ключевое слово. (Демонстрация слайда №1 с кроссвордом)

        3. Постановка проблемы.

  • Что такое озеро? (Демонстрация  слайда № 2 «Фото озера»)
  • Какие бывают озёра? (проточные, бессточные)

Рассматриваем схемы проточного и бессточного озёр.

  • Как думаете, можно ли озеро назвать экосистемой?
  • О чём сегодня на уроке будем говорить, чем заниматься?
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с живыми организмами, обитающими в озере, их «профессиями», выясним, является ли озеро экосистемой, будем создавать  схему «Озеро и его обитатели».

        4. Открытие нового знания. Работа в группах.

1 группа Рассмотрите рисунки стр. 47 и гербарий, прочитайте текст на стр. 47, подготовьте рассказ, какие растения можно встретить в водоёме, какова их роль.

2 группа Рассмотрите рисунки на стр. 48, прочитайте текст учебника, расскажите об обитателях озера, приведите пример цепи питания.

3 группа Рассмотрите рисунки на стр. 48 и прочитайте текст

на стр. 49, расскажите о разрушителях.

4 группа Прочитайте материал учебника на стр.46, расскажите об особенностях круговорота веществ в озере.

1, 2, 3 группы по очереди отчитываются

1 группа рассказывает о производителях, демонстрируется  

слайд № 3 «Растения водоёмов»,  учащиеся группы дополняют материал учебника сведениями из книг:

        Одни водные растения полностью погружены в воду: элодея, хара. Другие погружены в воду только нижней частью: камыш, рогоз. Есть растения, которые свободно плавают на поверхности: ряска. Есть растения с плавающими листьями, но корневища прикреплены ко дну: кувшинки.

        Особенность водорослей: кислород, углекислый газ, минеральные вещества получают из воды. Корневая система развита слабо, нет крепких стеблей.

        Элодея — цветковое растение, но цветки появляются крайне редко, размножается вегетативным путём. Может образовывать сплошные заросли на дне водоёма. Сильное разрастание элодеи — нежелательное явление (называют водяной чумой)

        Хара — оригинальная зелёная водоросль (по внешнему виду напоминает хвощ). Стебель достигает высоты 20-30 см.

        Плаун-полушник — озёрное водное травянистое растение в виде пучка шиловидных листьев, отходящих от корневища. Размножается спорами. Требователен к чистоте воды. Внесён в Красную книгу.

        Белая кувшинка имеет толстое корневище, лежащее на дне, крупные глянцевые листья, плавающие на воде, крупные чисто-белые цветки с приятным ароматом. Цветки кувшинки всплывают на поверхность воды и раскрываются рано утром, к вечеру снова закрываются и прячутся под воду. Цветки нельзя рвать — растение может погибнуть, оно чувствительно.

        Камыш образует сплошные заросли неподалёку от берега. Имеет  длинный 1-2 м тёмно-зелёный стебель, без листьев. В верхней части растения от стебля отходит коричневое соцветие из нескольких колосков.

        После отчёта 1-ой группы на лист-основу аппликации учащиеся приклеивают детали растений (обратить внимание на этажность: на берегу, частично в воде, полностью в воде)

2 группа рассказывает о потребителях, демонстрируется слайд № 4 «Животные водоёмов», ученики сообщают дополнительную информацию:

        Планктон — совокупность мелких организмов, живущих в толще воды и пассивно перемещающихся в ней (зоопланктон — круглые черви, мелкие рачки). Планктон является источником питания для животных.

        Лещ — пресноводная, озёрная рыба. Живёт до 13 лет, достигает длины 75 см и массы 6 кг. Питается мелкими рачками, моллюсками, червями, личинками насекомых. Служит пищей для щук, окуней, налимов.

        Щука живёт в прибрежных зарослях, откуда нападает на других рыб и лягушек, известны случаи нападения щук на утят, гусят. Некоторые щуки достигают 1,5-2 м, массы 25-40 кг. Очень плодовита. Санитар.

         Окунь — распространённая пресноводная рыба, достигает длины 0,5 м и массы 1,5 кг. На первом году окуни питаются низшими рачками, на втором году — личинками насекомых, молодью рыб, а потом становится хищниками.

        Карась — мирная рыба, достигает 0,5 м и массы до 5 кг. Нетребователен к качеству воды и неприхотлив к пище.  Питается мотылём, червями, моллюсками, частями подводных растений. Служит пищей для хищных рыб.

        После рассказа дополняем аппликацию рыбками.

 

3 группа рассказывает о разрушителях, демонстрируется слайд № 5 «Разрушители водоёмов», дополнительный материал о речном раке и улитке:

        Тело рака состоит из головогруди и плоского членистого брюшка. На головном отделе есть шип, по бокам шипа на подвижных стебельках сидят выпуклые глаза, спереди отходят тонкие усики. Рак дышит жабрами. У рака 5 пар конечностей (первая пара — клешни, остальные — ноги). Чувствителен к загрязнению воды. Питается растительной пищей, мёртвыми и живыми животными. Хорошо чувствует запах пищи на большом расстоянии. Активен в сумерки и ночью.

        Улитки — пресноводные моллюски. Раковина улитки цельная с одним отверстием внизу, закручена спиралью. Внутри раковины — мягкое, слизистое тело моллюска. Большая его часть может высовываться наружу — это голова и широкая «нога». На голове видны пара щупалец и крошечные тёмные глазки. Большинство пресноводных улиток дышат атмосферным воздухом, но есть улитки, дышащие кислородом, растворённым в воде. Водные улитки питаются водорослями, соскабливая их маленьким роговым язычком с камней и растительных стеблей. Сами улитки — лакомство для рыб и птиц.  

         После сообщений приклеиваем к листу улиток.

        5 Первичное закрепление.

Выполняем задание в рабочей тетради стр. 23 № 2

        Подчёркиваем зелёным карандашом озёрных производителей, красным — потребителей, коричневым — разрушителей.

        Рассмотрим схему (нашу сюжетную картинку), как взаимосвязаны живые организмы в озере? (растения производят органические вещества из неорганических, их поедают рачки-планктон, планктоном питаются рыбы, умершими рыбами — разрушители, минеральные вещества потребляют растения) Учитель маркерами проводит линии зелёного и чёрного цвета, демонстрируя взаимосвязь.

  • Что скажете? (круговорот)
  • Можно ли считать озеро экосистемой?
  • А у этой экосистемы есть особенность, о которой нам расскажет 4 группа.

4 группа рассказывает об особенностях озерной экосистемы (экосистема не полностью замкнута)

Подготовленный ученик рассказывает об озере Лача. Демонстрируется слайд № 6 «Озеро Лача»

        Лача — самое большое озеро в Архангельской области. Его площадь около 300 квадратных километров, наибольшая глубина 5 м, средняя — 1,5 м. Озеро проточное, в него впадает около 19 рек и ручьёв (самые крупные — Свидь, Лёкшма, Тихменьга), а вытекает река Онега. У берегов озеро  заболочено, с южной и восточной сторон мелководье сильно заросло камышом. В Лаче водятся лещи, окуни, щуки, ерши. В 1971 году для охраны водоплавающей дичи сформирован Лачский заказник. Экологическое состояние озера вызывает тревогу — озеро мелеет.

  1. Итог урока.

Игра «Да-нет». Если соглашаетесь с моим утверждением, поднимаете зелёную сигнальную карточку, не соглашаетесь — красную.

  • Производители озера занимают два этажа: верхний — планктонные водоросли, нижний — крупные водоросли (да)
  • Дафнии и циклопы служат пищей для многих рыб (да)
  • Рак — это потребитель (нет) Почему не согласны? Исправьте утверждение.
  • Щука — мирная рыба (нет) Почему не согласны? Исправьте утверждение.
  • Озеро является экосистемой (да) Что такое экосистема?
  • Круговорот веществ в озере полностью замкнут (нет) Почему не согласны? Исправьте утверждение. Опираясь, на нашу работу, расскажите о круговороте веществ в озере.
  • Какая особенность есть у круговорота веществ в озере?
  • Во что со временем превращается озеро?
  • Подумайте, что можно сделать, чтобы этого избежать или хотя бы оттянуть процесс?

Оценивание работы.

Домашнее задание: прочитать материал учебника на стр.46-49, найти  в книгах, журналах, как человек использует озёрные экосистемы, написать в тетради на стр. 23.

Дополнительное задание

Составление рассказа об озере

1 группа

        ... не справляются со своей работой, а это значит, что ... веществ в озере замкнут ... , и постепенно условия меняются. Озеро превращается в другую экосистему — ... .

Для справок:   болото, разрушители, не полностью, круговорот.

2 группа

        Экосистема озера (какая?) ...  .  В верхнем этаже плавает ... . На дне растут ...  и  ... . У берегов видны  ... , ... , ... .

Для справок: хара,  элодея, камыш, планктон, «двухэтажная», рогоз, кувшинки.

3 группа

        Планктонными водорослями питаются мелкие рачки, ...  и  ... . Они являются пищей для ... , ...  , ...  и других рыб.

Для справок: плотва, щука, дафнии, окунь, циклопы, уклейка.

4 группа

        Остатками умерших организмов питаются ... . К ним относятся ... , ... и ... . Разрушители перерабатывают отходы озера и ... .  С этой работой они не ... . Озеро со временем может превратиться в ... .

Для справок: болото, разрушители, суши, речной рак, мотыль, микробы, справляются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 2 класс Окружающий мир "Озеро, болото, пруд. Байкал- жемчужина России"

Урок окружающего мира 2 класс "Озеро, болото, пруд. Байкал-жемчужина России". По учебнику Поглазовой О.Т....

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"

Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект урока окружающий мир "У лесного озера"

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса в технгологической карте...